Серия «RC-машинки»

Очередные RC-покатушки

Погода сходит с ума, то плавя весь снег вплоть до зелёной травы, то наметая новый, в очередную итерацию было решено бежать кататься. Снег, нападавший за ночь, успел намокнуть и начал подтаивать, ветер был небольшой, метели и позёмки, круто заметавших колею в прошлый раз, не было. В строю всё ещё только один грузовик, второй ждёт батарею.

Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Rc-модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост

Экипаж готов, оператор в синих сапогах готов, можно начинать.

Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Rc-модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост

В этот раз машина уверено карабкалась по глубокому снегу в горку, качалка сервы КПП надёжно прижимала всё, что должна была прижимать, шестерни не проскакивали, «Урал» упорно грёб всеми шестью колёсами. В какой-то момент начинало не хватать сцепления, снег не держал, и вот тут-то и пригодились бы самодельные сэнд-траки, но я их вытащил из кунга во время ремонта сервы, ибо бесило, как они там гремят внутри.


Кстати о сцеплении.

В прошлом посте спрашивали, соответствует ли масса, спрашивали — отвечаем. Масса модели: 1352 грамма, масштаб скорее восемнадцатый. Умножаем три раза на 18 (ибо масса пропорциональна объёму через плотность, закон квадрата-куба, все дела), делим на 1000, получаем 7885, тогда как масса, согласно википедии: 8050 кг. На два центнера легче, получается, плюс у меня ж ещё и кунг. Потому иногда в этот самый кунг я загружаю что-нибудь, например, вискарёвый стакан. Кстати, два центнера — это одна сороковая, чуть больше двух процентов, нууу, если как следует тянуть, вполне укладывается в погрешность.

Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Rc-модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост
Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Rc-модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост
Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Rc-модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост

Изначально модель была легче, для увеличения массы к линейке WPL выпускаются фирменные грузики-утяжелители на обод колеса, комплект состоит из двух половинок  и двух проволочных скрепок для них. Меня задушила жаба и я обошёлся более кустарным способом, а именно на каждое колесо налепил шесть пятиграммовых грузиков для балансировки колёс. Грузики имеют собственный клеевой слой, но для верности я их сверху обмотал ещё и слоем изоленты (конечно же синей). А поверх всего этого надеваются покрышки, да. Я боялся разбортовки, потому в прошлый раз пытался приклеивать покрышки к ободам на фиксатор резьбы, полагая, что это спасёт меня и от снега и воды внутри. Не спасло, потому в этот раз я не заморачивался, да и края покрышек заправлялись между ободом и грузиками достаточно туго — ни одной разбортовки в итоге.

Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Rc-модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост
Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Rc-модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост
Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Rc-модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост

Дико нравятся мне вот эти вот чёткие следы от протектора, я прям в восторге, это круче, чем фотки «вдалеке», единственное, что следы и артефакты типа кусков мусора всю магию портят, конечно.


На видео ниже «Урал» врывается в кадр на второй передаче, на третьей секунде слышен щелчок кнопки на аппаратуре — это как раз переключается передача на «пручую» первую, и дальше машина едет, уверенно преодолевая глубокий снег и яму в конце. Собственно, чего и добивались, вместо этого в прошлый раз было проскальзывание недожатой шестерни в КПП.

В итоге, в какой-то момент «Урал» вдруг перестал слушаться руля и ехал, куда хотел. Осмотр показал, что выпала тяга между рулевой рейкой и качалкой рулевой сервы.

Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Rc-модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост

Вот эта чёрная гнутая пластмасска должна быть шарнирно соединена вторым концом с левым кулаком, там видно специальный выступ.

Детальный осмотр показал, что треснул этот самый выступ, имеющий внутри отверстие и резьбу,  как следствие, фиксирующий всё это добро винтик выпал (был найден в снегу, в колее), тяга и соскочила. Вариантов ремонта три: 1) проклеить растрескавшийся выступ кулака, но тогда разобрать узел потом будет сложнее, 2) попытаться перевернуть тягу и повесить её на правый кулак, он зеркально аналогичен и имеет такой же выступ, 3) купить комплект металлического переднего моста, там-то уж гнездо не растрескается.


Последний вариант пока не пригоден, долго и дорого, потому пока думаю между вторым и изменённым первым: собрать на клей сам выступ-гнездо, не жалея клея, и потом нарезать новую резьбу внутри под этот винт. Вариант явно временный.


В качестве постскриптума вот вам наша чернокошка, Хвостатый Хтонический Ужос, задремав, свисает с кресла.

Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Rc-модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост

— Осспаде, ну свисает и свисает, вам что, жалко что ли? — Как бы спрашивает нас слегка проснувшаяся кошка.

Очередные RC-покатушки Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Rc-модель, Покатушки, Черный кот, Видео, Длиннопост
Показать полностью 10 1

Очередное про RC, покатушки

В кои-то веки собрались с женой прогулять машинки. Как я писал ранее, у нас на двоих — два продукта от WPL, «Шишига» и «Урал». Хотели по снегу да по морозцу на обоих покататься. В прошлый раз совершенно внезапно вышел прокол, ибо оказалось, что батарейки в моём пульте сели совершенно, потому в этот раз я попытался заранее всё проверить, севшие аккумуляторы отправил на дозарядку, батарейки в пультах проверил тестером и из моего, показывавшие все поголовно меньше вольта, заменил на свежачок.

Очередное про RC, покатушки Радиоуправляемая машина, Rc-модель, Радиоуправляемые модели, Покатушки, Видео, Длиннопост

Вот и пластмассовые чуваки помогают с предстартовой подготовкой, как могут.

А, кстати, настало время познакомить читателей с вон тем бугаём в кадре. Я искал-искал на али оружие для своих четырёх пластмассовых чуваков, даже немного нашёл, а потом вдруг поскользнулся и купил занедорого пачку стволов в шестом, а не двенадцатом масштабе. Там был набор из шести штук за смешные семьсот рублей, плюс микроган в том же масштабе за двести+ рублей. А потом ещё несколько стволов разных производителей и разного уровня детализации. А потом начал потихоньку красить (аж два пистолета покрасил уже, ага), стараясь имитировать металлический блеск воронения и потёртости на гранях. А потом как-то пришли с женой к мысли, что раз стволов навалом, нужен кто-то, чтоб из них стрелял. Ну и уж если брать экшн-солдатиков в шестом масштабе, то точно Шварца, он у нас семейный любимец, даже девчонки от него в восторге. Итого непредвиденные траты: примерно две с половиной тысячи — голова (на жаргоне называется «скульпт»), нашли весьма выразительную и похожую, собственно, она и определила то, что всё-таки будем собирать фигурку.

Очередное про RC, покатушки Радиоуправляемая машина, Rc-модель, Радиоуправляемые модели, Покатушки, Видео, Длиннопост

Ещё две тысячи стоило тело («телоид»), сейчас, кстати, у того же продавца стоит тысячу. Довольно подвижное, стопы имеют сустав в области основания пальцев, плечи подвижны не только «по кругу», но и вперёд-назад, что позволяет фигурке даже «сутулиться». Тел вообще существует весьма много весьма разных, разной подвижности, скульптурности, где-то рельеф мышц прорисован весьма детализировано, вплоть до вен, где-то немного условно, можно подобрать даже с разным объёмом мускулатуры или немного разным ростом. Самые дорогие — бесшовные, покрытые сверху эластичной «кожей», под которой скрываются щели суставов. Очень актуально для фигурок типа «Рэмбо» — качков в футболке, например. Мы же взяли что попроще и поуниверсальнее и стали ждать комплект одежды.

Очередное про RC, покатушки Радиоуправляемая машина, Rc-модель, Радиоуправляемые модели, Покатушки, Видео, Длиннопост

Голова держится в руке потому, что коварные китайцы не положили дополнительный пакетик с комплектом сменных кистей и переходником на шею. Есть несколько типов крепления головы-скульпта, и тот, что шёл по умолчанию, нам не подходил. Пришлось докупать шею отдельно, и чтоб не ждать три недели с Китая, решено было заказать где-нибудь у нас, благо я давно уже нет-нет да залипаю на ютуб-обзоры одного такого магазина, вот и повод проверить их доставку в деле. Заодно докупил гибкие кисти, ибо без дополнительного набора по умолчанию шли только расслабленные, а в них даже ствол не зажать (если вы понимаете, о чём я). Не для рекламы, а для справедливости упомяну: магазин называется «Gsoldiers», легко гуглится по названию и на ютубе, и в сети. Торгуют как весьма дорогими для меня пока наборами, так и весьма демократичными по ценам запчастями к ним. Упаковали и оправили заказ на следующий день, а ещё через два всё уже пришло ко мне через СДЭК. Попутно в воцапе мне сообщалось о каждом этапе обработки заказа, плюс потом подробно ответили, как именно обращаться с гибкими кистями, как лучше греть и что стоит первым делом немного сжать их с боков, чтоб не были такими плоскими. Короче, ребята —молодцы, очень приятно было с ними иметь дело. Кстати, для классической сцены появления Шварца в Т1-2 подвижности телоиду всё-таки не хватило. Не получается упереться рукой в землю, например.

Ещё примерно за пару тысяч Шварцу пришёл комплект одежды, но я был невнимателен и не обратил внимания на то, что обуви там нет, пришлось ждать, пока ещё за 700 рублей придут клёвые сапожищи.

Очередное про RC, покатушки Радиоуправляемая машина, Rc-модель, Радиоуправляемые модели, Покатушки, Видео, Длиннопост

Молнии функциональны, ремни тоже. Фотка почему-то мыльная, потому не видно, с какой любовью и тщанием я раскрашивал ствол, он кажется просто некрасиво пластмассовым, эх. А ещё выяснилось, что спортивная сумка стоит больше тысячи, гранатомёт тоже, а пояс с гранатами под две, потому полностью экипировать Шварца для изображения знаменитой сцены при штурме здания Сайбердайм Системз удастся не скоро. А винчестера, кстати, нет вообще, даже просто обычного, чтоб обрез самому сделать. Зато есть неистово дорогой харлей в том же масштабе.


Но закончим с фигурками, поедем далее про машинки. На фотографии с чуваками видны деформации шин, я некоторое время назад бюджетно утяжелил колёса для переноса центра тяжести ниже. Это можно сделать при помощи комплектов фирменных грузиков, а можно купить грузики для балансировки колёс, я пошёл по второму пути. Пошёл и забыл машинку надолго, а при подготовке вот обнаружил, что шины «запомнили» вмятину. После покатушек всё прошло, конечно, но впредь мне наука — хранить машинки надо с вывешенными колёсами, тем более, если используются достаточно мягкие шины. Зато они (шины) весьма достоверно прогибаются под весом.


На утро дня, на который были запланированы покатушки (вчера, 22) обнаружилось, что зарядка аккумулятора для «Шишиги» была воткнута в какую-то не ту «голову», потому работала не постоянно, а как-то импульсно, из-за чего батарея не зарядилась вообще, тестер показал чуть больше трёх вольт вместо шести с половиной. Потому «Шишига» сошла с дистанции досрочно, к сожалению. Ну, что поделать, взяли «Урал» в пакет, потащились на пустырь, где обычно всё и происходит.

Очередное про RC, покатушки Радиоуправляемая машина, Rc-модель, Радиоуправляемые модели, Покатушки, Видео, Длиннопост

Было холодно и ветрено, колея за грузовиком постепенно задувалась позёмкой, и, казалось, у экспедиции есть все шансы не добраться до цели...

Очередное про RC, покатушки Радиоуправляемая машина, Rc-модель, Радиоуправляемые модели, Покатушки, Видео, Длиннопост

Но нет, когда цель — бутылка малинового «Вайсберга», ничего не может помешать её достичь!

Очередное про RC, покатушки Радиоуправляемая машина, Rc-модель, Радиоуправляемые модели, Покатушки, Видео, Длиннопост

«Урал» время от времени закапывался, ложась на брюхо и накреняясь на один борт, приходилось вести его, выбирая участки, где не намело глубокого рыхлого снега. Вот в середине примерно видны ямы от  колёс в как раз таком случае. Ещё выяснилось, что при усилении нагрузки средняя ось начинает проскальзывать — выговор пластиковой команде механиков, недосмотрели на старте! Потом дома я перебрал средний мост, ничего криминального не заметил, шестерни не слизаны, только подзаедают при заднем ходе. Ну, может, чего лишнего было, типа песчинки, а переборка помогла убрать.

Очередное про RC, покатушки Радиоуправляемая машина, Rc-модель, Радиоуправляемые модели, Покатушки, Видео, Длиннопост
Очередное про RC, покатушки Радиоуправляемая машина, Rc-модель, Радиоуправляемые модели, Покатушки, Видео, Длиннопост

Зацените мою крутанскую шапку из лисы офигенскую колею с чётким отпечатком протектора!

В общем, в итоге экспедиция состоялась весьма успешно, не смотря на технические неполадки и на то, что, фактически, машина шла на трети мощности. Сюрпризом стало то, что дома обнаружилось изрядное количество воды в покрышках, хотя я был уверен, что приклеил их к дискам на фиксатор резьбы весьма герметично, но нет.

Почему-то именно эта песня у меня в голове крутилась во время покатушек.

Когда машина в кадре дёргается, это как раз прокручивается шестерня в среднем мосту.

Батареи заряжены, мост перебран, выводы сделаны, надо будет попробовать на днях ещё как-нибудь прокатиться.

Показать полностью 9 1

И снова про RC не то, чтобы очень серьёзно

За прошедшее время успел утонуть в авральной работе, продолбать отпуск и даже переболеть ОРВИ средней степени тяжести. Потому с постом про RC как-то не клеилось. Сейчас вот вроде посвободнее по времени, потому сперва быстро набросаю, чего успел понаделать для своего автопарка, а потом, позже, попробую сгенерировать следующий теоретический пост про RC.


Всё нижеизложенное — наколенные поделки из подножного материала, сделанные «чисто поржать» и ни в коем случае не претендуют на серьёзный моделизм, для которого я слишком рукожоп. Так, баловство в свободное время.


Первым моим, с позволения сказать, проектом был полиспаст. Для установки на «Урал» нормальной лебёдки нужен апгрейд приёмника-аппаратуры, ибо не хватает каналов, а мне всё лень сесть и разобраться в обилии того, что нам предлагает на эту тему китайский рынок. Потому езжу пока без лебёдки, но с двухступенчатой коробкой. Всё равно такой третий канал мне бы на лебёдку не подошёл. Вот и решил сделать сугубо механическое решение, которое типа пластмассовые чуваки могли бы применить в вытаскивании завязшей машины, либо в гаражном ремонте. Планировалось из толстых деревянных шампуров, в масштабе годящихся на то, чтобы сойти за хороший такой брус, сделать опорную конструкцию и стрелу крана, а полиспаст типа помогал бы иметь на ручной лебёдке внизу приемлемое усилие для поднятия машины вручную. Таким образом решалась бы и проблема отсутствия домкрата. Идея хорошая, но реализована была криво, потому полиспаст в итоге не работает.

И снова про RC не то, чтобы очень серьёзно Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Несерьезно, Длиннопост

Вернее, работает, но верёвку периодически зажимает между блокам и боковиной в каком-нибудь месте, и даже если и не зажимает, сила трения сильно больше, чем надо и не даёт нормально работать всему механизму. Блоки были склеены из бумажных полос — сначала на зубочистку накручивалась одна, для основания, потом на неё — две полоски в треть ширины по краям для подъёма бортиков. Думал, бортов размером в толщину каната хватит, но нет. Собственно, первая ошибка — блоки имеют слишком маленькую глубину канавки, да и сами маловатые в диаметре. Оси сделаны из бамбуковых зубочисток, и тут второй подвох — на самом деле, эти зубочистки по поверхностям имеют склонность образовывать весьма большие щепки, что сильно увеличивает трение. Третье — неверно скомпонована обойма, полиспаст скорее широкий получился, и, видимо, из-за этого его при попытке поднятия перекашивает, получается слишком большое плечо рычага для этого. Ну и ещё — слишком большое расстояние между блоками и обоймами. Делалось умышленно, чтобы блок не тёрся при вращении об обойму боковой поверхностью, но из-за этого в зазор чаще попадает канат. Крюк сделан из толстой медной проволоки, цепочка куплена на али. Обоймы вырезались из пивной жести. В общем, потом переделаю это позорище.


Потом решил сделать огнетушители. Для первого взял размеры от штатного ураловского и смасштабировал. Получилось мелковато. Для двух других взял размер побольше. Сначала склеивал гильзу из бумаги, потом дно и верх, верх делал потолще и после высыхания клея (цианакрилата) обрабатывал шлифовальным кругом минидрели, чтоб получилось немного куполом. Потом из узких полосок клеил имитацию выштампованных круговых рёбер. Красил полученное красным акрилом. Пакетным способом склеивал рычаги, приклеивал и красил в чёрный, предварительно вклеив на гильзу сверху шток из зубочистки. Наклеивая бумагу вкруг на зубочистку, набирал манометр, из кусочка зубочистки же получился носик у маленького огнетушителя, а большим пришлось делать хоботы из изоляции от жилы витой пары. Пришлось даже пожертвовать патч-кордом на это. В итоге получившиеся огнетушители выглядят вполне себе хорошо, если смотреть издалека и в темноте.

И снова про RC не то, чтобы очень серьёзно Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Несерьезно, Длиннопост

Вблизи же видны чудовищные пятна от кривого покраса кисточкой, плюс этикетки почему-то потекли при наклеивании. Пробовал сначала их рисовать — из малярного скотча клеил прямоугольную маску и красил сверху жёлтым акрилом же, но при снятии маски заготовка этикетки снималась жёлтой резинкой вместе с ней. Особенности акрила =/

Пришлось отдельно красить жёлтым бумажку, вырезать и наклеивать. Из пивной жести были сделаны кронштейны и покрашены в чёрный. Первый установил на дверь кунга «Урала» изнутри, второй поставится на «Шишигу» потом. Мелкий кину в кабину, видимо.

И снова про RC не то, чтобы очень серьёзно Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Несерьезно, Длиннопост

Снаружи как-то цеплять не захотелось.

А ещё из медных трубок для всяких холодильных систем (спасибо тем же китайцам) был согнут и спаян силовой бампер (он же «кенгурин»). Паять было сложнее всего, ибо общая рукожопость, отсутствие приспособ типа «третья рука» и всё таки некая массивность самой трубки по сравнению с обычным проводком.

Вот все язделия вместе.

И снова про RC не то, чтобы очень серьёзно Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Несерьезно, Длиннопост

Трубка использовалась двух калибров, как видно, побольше, на почти весь бампер, и поменьше на поперечины у фар. Чуть промахнулся с размерами (говорю же, рукожоп), почему-то не примерял по месту в процессе пайки, хотя очень хотел, пришлось потом чуть подгибать боковые части. Красил акрилом же, предварительно грунтанув белым акрилом, разведённым водичкой пожиже. Грунтовочный слой стёк вниз и потом застыл кое-где не очень аккуратными наплывами,  на будущее — надо их стирать салфеткой или кистью. Зато на грунт основной слой лёг очень хорошо и не сползал. В целом, акриловое покрытие воспринимается как пластик на металле. Вроде прикольно, но наверняка потом будет облетать. Ну и плюс нельзя красить те места, которыми потом деталь будет приклеиваться — отвалится вмиг.

А, да! Из того же «троса», что пошёл на полиспаст, сделаны веткоотбойники, закреплены крючками на проушины, сделанные из вязальной проволоки (и крюки, и проушины). Получилось вот так.

И снова про RC не то, чтобы очень серьёзно Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Несерьезно, Длиннопост

Хоть и зачищал места пайки как мог, всё равно полное впечатление, что варили кенгурин мужики в гараже на коленках. Клеился он на цианакрилат к родному пластиковому бамперу.


Вот такие обновки.

Ну и в качестве бонуса лесная история о том, как гигинтский печальный медведь (в исполнении кошки Плюши) набрёл однажды на палатку из прошлого поста.

И снова про RC не то, чтобы очень серьёзно Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Несерьезно, Длиннопост

Сначала просто вежливо полежал рядом, потом вспомнил сказку «Теремок».

И снова про RC не то, чтобы очень серьёзно Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Несерьезно, Длиннопост

Всё в итоге обошлось хорошо, ни одна кошки и ни один пластмассовый чувак особо не пострадал. Так, немножечко только.

Хочу придумать нормальные крепления для лопаты и фомки ещё, и для тросов (в том числе и танкового). Ну и топор, может, сваять из чего-нибудь. Но это потом.

Показать полностью 7

Про RC опять несерьёзно

Короткий пост пока про мелкую самоделку для пластиковых чуваков. Очередной длинный теоретический пост вынашиваю в голове, отмазываться буду тем, что весь в работе, выспаться некогда (пока все маялись со скуки в самоизоляции, айтишники из саппорта продуктовых магазинов продолжали работать и работать). Параллельно ищу иногда, где бы покататься, чтоб не трава по пояс, чтоб нормальных фоток потом наделать. Потому пока только вот что: тент-палатка!

Про RC опять несерьёзно Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Несерьезно, Длиннопост

Теперь пластмассовые чуваки могут не только лишь поехать куда-нибудь на Шишиге и Урале, но и заночевать там в относительном комфорте в поле. До этого у них, конечно, был кунг на Урале, но вдруг там в экспедиции будет полно оборудования, а сидя спать в кабине — удовольствие так себе. То ли дело на природе в палатке!

Про RC опять несерьёзно Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Несерьезно, Длиннопост

Делалось из тонкого брезента, который жена купила где-то когда-то примерно для таких нужд. Я нарисовал выкройку элементарного полевого тента (скаты палатки плюс клапаны), жена выкроила и сшила, зря что ли её любимую швейную машинку из Тюмени пёрли. С ней она, кстати, вообще мастерски обращается. Вот и тут, сшила, обметала края — красота.

Про RC опять несерьёзно Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Несерьезно, Длиннопост

Колья-стояки конька — из шашлычной шпажки потолще, вклеены в углы конька на цианакрилат, к ним привязаны оттяжки конька и тем же цианакрилатом закреплены. Сами оттяжки, а также петельки по краям скатов сделаны из толстой суровой синтетической нитки, узелки закреплены тем же клеем, петельки подклеены снизу на край. Колышки — из обрезанных концов зубочисток. Ну вот тут ещё бонусом яблоко, сделанное вообще мимоходом из комка фольги, крашенного акриловой краской, делалось приколоться, для сценки с яблоком на голове одного чувака и пистолетом в руке другого. Фотка есть, но уж больно шакальная, не буду выкладывать.

Про RC опять несерьёзно Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Несерьезно, Длиннопост

При желании в некоторой тесноте могут разместиться все четверо, тент рассчитан на защиту от прямого солнца или осадков в условиях тёплого климата, командование думает над тем, где бы раздобыть ещё и спальники для комплекта (или нафиг это надо уже). Ещё думаю, что, может, можно какой-нибудь каркас понизу из  зачернённой стальной проволоки сделать, чтобы всё вот это вот держалось в расставленно-натянутом виде без куска гофрокартона снизу. Типа, в траве проволока видна не будет, а в реальную землю втыкать зубочистки — идея так себе, держать не будет.

Показать полностью 4

Про RC: рама, корка и прочая механика

Итак, машинка.

Условно все части модели можно поделить на электронику, механику и внешнюю оболочку. Оболочка на жаргоне называется «корка» и у скоростных классов часто сделана из лексана. При желании можно найти и купить некрашеные прозрачные корки и покрасить самому в желаемый цвет. Оболочка получается тонкая, лёгкая, при лёгких и средних ударах прогибается и возвращается в первоначальную форму, но может быть смята или даже сломана. Двери, стёкла, иногда фары и прочие элементы часто просто выдавлены и отформованы, вот уж и правда – корка, как скорлупа, а не кузов. Оно и оправдано – основную работу делает подвеска и электроника, а корка нужна лишь для декоративно-эстетических целей, ну и для аэродинамики чуть-чуть.

Про RC: рама, корка и прочая механика Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Хобби, Длиннопост
Про RC: рама, корка и прочая механика Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Хобби, Длиннопост

Фоточки как всегда из интернетов.

На второй картинке видно, что в лексановой оболочке выполнены места для полноценных диодных фар, что чаще встречается на трофийках, на них же бывают разные дополнительные элементы, вроде экспедиционного багажника, пластиковых зеркал, бамперов и прочего. Скоростные же классы обычно оборудуются по минимуму, что видно на первой картинке.


Роль несущей основы для всего этого великолепия играет либо дека, либо рама. Дека представляет собой отформованное днище модели с местами для крепления элементов подвески, трансмиссии и прочих узлов. Выполняется из пластика или металла, чаще алюминия. На деке построены, в основном, тоже скоростные модели.

Про RC: рама, корка и прочая механика Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Хобби, Длиннопост

Рама обычно представляет собой вовсе не раму в пространственном смысле этого термина, а две продольные балки, пластиковые, алюминиевые, стальные – да, в принципе, любые (видал на ютубе канал одного энтузиаста, ваяющего простые RC-модели полностью из гофрокартона, например, за исключением электроники, конечно). Между балок крепятся держатели и кожухи прочих узлов, двигателя, раздатки или аккумулятора, например, а концы балок стягиваются бамперами или основами под них, вот и получается непосредственно рама. То есть, крепления для агрегатов становятся несущими элементами тоже. Балки могут быть как прямыми, для грузовиков и подобной техники, так и изогнутыми, когда середина опускается ниже для смещения вниз центра тяжести модели.

Про RC: рама, корка и прочая механика Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Хобби, Длиннопост

Конечно, бывают и исключения, производитель может склепать балки намертво какими-либо поперечинами, и получим в основе неразборную пространственную раму, особо это мало на что влияет. Рамное исполнение используется чаще для внедорожных нескоростных классов, типа трофиек и краулеров, а также для моделей разного рода грузовиков, в общем, там, где важнее прочность и внешний вид, чем скорость.

С рамой, вроде, всё.


А, совсем забыл, вернёмся к корке. Я ж не рассказал об альтернативе лексану. Для медленных и вальяжных классов корка делается из пластика и металла и, в отличие от лексановой, по возможности максимально копирует оригинал. На соревнованиях можно даже получить дополнительные очки за копийность. Можно встретить копийные корки и из лексана, как «Дефендер» на второй картинке, например, но они таки проигрывают пластиковым по возможности дополнительного визуального тюнинга, да и по прочности тоже. Проиллюстрирую мысль фотографией моего «Урала» от WPL, явно видно, что экстерьер гораздо круче и проработаннее лексановых «скорлупок».

Про RC: рама, корка и прочая механика Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Хобби, Длиннопост

Едем дальше – подвеска.

В простейшем случае роль ведомой оси может выполнять спица, продетая в отверстия в балке, но такое встречается крайне редко в простеньких самоделках. Чаще на RC-моделях используют мосты, подвешенные на рессорную подвеску, либо «на тягах», а на скоростных классах типа багги и шорт-корс вовсю используют рычажную подвеску. Рессоры – всё понятно, изогнутые пластины из металла и/или пластика, собранные в пакет, серединка крепится к мосту, один край – винтом к раме, другой – полусвободно закреплён на раме же, чтобы обеспечит смещение конца пакета при работе рессоры.

Про RC: рама, корка и прочая механика Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Хобби, Длиннопост

На картинке – передний мост шасси от WPL, то, что я их часто упоминаю – не реклама, просто это наиболее знакомый мне производитель, так вышло. Задняя часть рессор закреплена в подвижной серьге, что является тюнинговым вариантом, в стоке крепление несколько проще, из-за чего клиренс меньше. Можно рассмотреть, что мост состоит из двух пластиковых половинок (тюнинговые могут быть алюминиевые), стянутых винтами в местах крепления рессор, с проходящей внутри осью, на которую примерно по середине надета коническая шестерня и напрессованы концевики по краям. Спереди коническую шестерню прикрывает крышка-«орех», сзади похожая крышка, но с валом для крепления кардана. Видны поворотные кулаки, рулевая рейка, их соединяющая, и тяга от одного из кулаков (левого), идущая к качалке сервомашинки (белая вертикальная пластмасска с большим блестящим винтом и двумя, поменьше).

Подвеска «на тягах» выглядит чуть по-другому.

Про RC: рама, корка и прочая механика Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Хобби, Длиннопост

От моста в сторону середины рамы идут тяги, свободно закреплённые с обоих концов, а вверх или под некоторым углом как в продольной, так и в поперечной плоскостях идут амортизаторы с пружинами, причём, пружины есть всегда, а амортизаторы маслонаполненные только на достаточно больших масштабах. Чем мельче амортизатор, тем больше проблем со скоростью перетекания масла, тем меньше смысла ставить реально работающий масляный амортизатор, вместо которого можно применить какую-нибудь конструкцию с резиновой шайбой или вовсе без амортизирующего элемента, оставив только пружину и направляющий шток.


Ну и рычажная подвеска, почти всё, что построено на деках, будет иметь таковую, а также рамные быстрые модели тоже могут быть с рычагами. Конструкция сложнее, зато эффективнее поглощает удары на больших скоростях. Для чего и предназначена, собственно. Та же история с амортизаторами, но такие скоростные модели в принципе реже делают в масштабе меньше, чем десятый.

Про RC: рама, корка и прочая механика Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Хобби, Длиннопост

Нет, это – не кусок шасси настоящего багги, это модель. Собственно, потому «Траксассы» и «Аксиалы» так дорого стоят, например – подвеска и электроника достаточно навороченная, чтобы оправдывать цену.


Кстати, кто знает, как добавлять мелкие подписи под саму картинку? Я чот не найду никак…


Ну, собственно, по механике почти всё. Остались мелочи, как, например, раздаточная коробка – пластиковый кейс с набором пластиковых же или металлических шестерёнок внутри, подобранных так, чтобы обороты двигателя преобразовывать в более удобные обороты для передачи на колёса. Работает универсальное правило преобразования – выигрывая в силе, проигрываешь в скорости, скоростная коробка разгонит машинку на ровной поверхности до первой космической, зато из грязи не выдернет, а вот «пручая» коробка поможет на том же движке вылезти из любого болота, зато особо шустрых улиток вы можете и не догнать. Бывают двух- и даже трёхступенчатые коробки передач, например, где за переключение передачи отвечает отдельная сервомашинка. Ничего не мешает построить модели с большим количеством передач, но я о таких не слышал. Что не мешает таковым существовать, на самом деле. С мостами раздатки и коробки передач обычно соединяются карданными валами разных конструкций, пластиковыми либо металлическими.


Ну и из механики остались, пожалуй, только колёса.

Обычно концы осей имеют шестигранное сечение, а диски колёс в центре имеют соответствующее отверстие, полуглухое, то есть, шестигранное отверстие не сквозное, но наскозь проходит круглая дырка под крепящий винт. Таким образом, каждое колесо обычно висит на одном винте. Есть варианты приобрести разные тюнинговые колёса, когда к оси на центральный винт будет крепиться основа, а уже к ней – сам диск на шести и более винтах, типа как настоящий. В зависимости от выбранного масштаба, будет разной «ширина» шестиугольного конца оси, померенная между двумя противоположными гранями (не углами), это всё называется на жаргоне «хекс». Например, для десятого масштаба обычно применяется хекс двенадцать миллиметров. На шестнадцатом – шесть. Это позволяет ориентироваться в многообразиии тюнингованных колёс, чтобы, например, понимать, что перед нами – обычное колесо для трофийки десятого масштаба, или обувка для бигфута в шестнадцатом.

Про RC: рама, корка и прочая механика Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Хобби, Длиннопост

Конструктивно колёса обычно представляют собой обод и шину. Для некоторых классов, например, дрифта, «шина» может быть из ПВХ, для других – обычно резиновая. Резиновые шины могут отличаться по жёсткости, линейным параметрам и рисунку протектора. Обычно резиновые шины надеваются на диски и держатся за счёт собственной упругости, но могут быть и приклеены. Чаще всего – на термопластичный клей, но могут и намертво. Я вот шины своего «Урала» после последних покатушек решил посадить на синенький фиксатор резьбы, очень уж неприятно, когда шина начинает слетать каждые два корпуса. Вместо клея шины могут быть зафиксированы бедлоками – дисками из пластика или металла, прикручиваемыми к диску болтами. Выглядит круто, но, мне кажется, довольно муторно прикручивать по шесть или даже более болтов на каждое колесо, потому – дело вкуса. Встречаются надувные шины. Вообще, по закону квадрата-куба, пневматические шины модели не нужны, обычно ей хватает силы упругости боковых стенок. Сделать достаточно тонкие боковины, чтобы они работали, как настоящие и проминались до дисков под весом модели довольно трудно и дорого технически. Однако некоторые производители таковые колёса предлагают, при накачке шины становятся жёстче, а пятно контакта – меньше. Но это – экзотика, обычно шины держат форму сами, либо имеется вставка из пористого материала, типа копрокапропласта или поролона, особенно на больших масштабах.

Про RC: рама, корка и прочая механика Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Хобби, Длиннопост

Иногда можно встретить вариант тюнинга - утяжелители колёс. Представляют собой обычно два полукруглых металлических элемента, надеваются на диск под шиной, фиксируются защёлками. Позволяют понизить центр тяжести и увеличить массу (и через увеличение давления на субстрат - сцепление протектора с ним). На скоростных классах не употребляются, кажется. Оно и понятно - на больших скоростях лишняя неподрессоренная масса ни к чему.


Ну, вроде, по механике всё. В прошлом посте я обещал про двигатель – совершенно зря, извините, электроника будет в следующий раз. Снова пробежимся по различиям коллекторных двигателей от бесколлекторных, попробуем понять, зачем нужен двигателю регулятор и чем 4S-банка отличается от 2S, например.

Показать полностью 10

Про RC: аппаратура и чем RTR отличается от KIT

До меня вдруг дошло, что можно не ждать, когда свободное время и вдохновение позволят наваять новый красивый бампер для «Урала», а написать пока теоретический пост, продолжающий пост про классификацию RC.

Итак, на этот раз будем делить отдельную машинку на составляющие. Прежде всего, RC-модель состоит из двух частей: непосредственно модели и пульта управления. Пульт на жаргоне называется аппаратурой; те торопыжки, которые стремятся наэкономить максимум секунд, сокращают до куцей формы «аппа», Розенталь им судья. Бывают классического вида.

Про RC: аппаратура и чем RTR отличается от KIT Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Хобби, Длиннопост

Картинки взяты из интернета.

Параллелепипед с антенной и двумя стиками-джойстиками (а также с кучей кнопок дополнительных функций), используется для управления танками, специфической техникой (например, кран со стрелой) или как серьёзный универсальный пульт для нескольких моделей. Больше распространён в среде RC-авиации всё таки.

И «пистолетного» вида.

Про RC: аппаратура и чем RTR отличается от KIT Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Хобби, Длиннопост

Рукоятка, похожая на этакий бластер, в основании как правило отсек для батареек или аккумуляторов (обычно, но не обязательно АА-тип), вместо спускового крючка гашетка газа, над ней – рулевое колесо, часто стилизованное под колесо автомобильное. Эта нестыковка объясняется тем, что управлять проще чем-то достаточно широким, с «цепким» резиновым покрытием, и тут само собой просится что-то вроде колеса с шиной, если поставить туда миниатюрный руль, удобства станет сразу сильно меньше.  Принцип простой – поворот колеса по часовой стрелке поворачивает колёса модели направо, против – налево, для удобства первое время можно ориентировать аппаратуру так, чтобы колесо лежало горизонтально. Некоторые модели позволяют переставить колесо слева, для левшей. Гашетка управляет газом: к себе – вперёд, от себя – назад, по принципу – сжимаем руку для действия, расслабляем для контрдействия. Видал видео, снятое людьми, для которых этот принцип был неинтуитивен и они перепаивали контакты гашетки, чтоб «от себя» было «вперёд». Ну, каждому своё, в управлении главное – удобство. Поэтому гашетка как правило выполнена не в виде спускового крючка пистолета, а в виде замкнутого или незамкнутого кольца, чтоб тем же пальцем было удобно её не только нажимать, но и толкать.

На любом типе аппаратур (кроме самых дешёвых) располагаются регуляторы триммерования (не путать с триммингом), или просто триммеры. Это кнопки или регуляторы, используемые для коррекции нейтрального положения элементов управления. Например, собрали вы рулевой узел машины, а из-за некоторых конструктивных особенностей колёса в нейтральном положении руля смотрят чуть в сторону – можно исправить триммером. Или триммером газа можно выставить, чтоб в нейтральном положении гашетки или стика машинка ехала вперёд с некоторой постоянной скоростью, что может быть удобно для съёмки видосика, например.

Ну и кроме этого на аппаратуре может быть ещё несколько кнопок, от почти обязательной кнопки привязки (бинда) до кнопок и регуляторов управления другими каналами.

В пару к аппаратуре идёт приёмник – плата, размещаемая в модели и принимающая сигналы с пульта, управляющая всем непосредственно в модели. Обычно аппаратура и приёмник продаются вместе, но в случае поломки можно докупить недостающее и привязать новое к старому. Обычно это делается замыканием специальных контактов на приёмнике (часто перемычка идёт в комплекте к приёмнику) и манипуляциями с аппаратурой типа нажатия той самой кнопки бинда.

Между собой аппаратура и приёмник общаются на частотах 27, 35, 40 и 75 МГц, но в последнее время всё больше производителей переходит на стандарт 2,4 ГГц, что позволяет использовать несколько моделей вместе, без помех друг другу.

Чуть более дорогие модели имеют опции включения какого-либо действия (например, остановки) при потере связи с аппаратурой из-за выключения или выхода из зоны покрытия и разъёма для подключения компьютерного симулятора, что актуально для авиации – лучше разбить несколько виртуальных дронов, чем настоящий и дорогой.

Про RC: аппаратура и чем RTR отличается от KIT Радиоуправляемая машина, Радиоуправляемые модели, Хобби, Длиннопост

Каждые три контакта на приёмнике, промаркированные как «Ch#», отвечают за свой канал, а каждый канал управляет каким-нибудь элементом на модели. В простейшем случае для обычной модели машины требуется два канала – вперёд-назад и поворот колёс вправо-влево. Для танка вам потребуется ещё два канала для поворота башни и подъёма пушки. Но никто не мешает выбрать железяки с большим количеством каналов и повесить на них всё, что захочется. Например, для трофи-моделей третий канал часто используется для управления лебёдкой, также можно сделать управление светом, дым-машиной для имитации выхлопа или аудиомодулем для звука работы двигателя. Танки иногда оборудуют ИК-пушкой или даже пневматической, стреляющей пульками, и для управления выстрелом тоже нужен канал. Каналы, в свою очередь, могут быть непропорциональными – это когда есть три положения: нейтральное, полный вперёд и и полный назад. Ну или полностью вправо и полностью влево. Для газа и руления используются только на очень простых и недорогих моделях, тот же WPL использовал непропорциональное управление поворотом только вначале, сейчас, вроде как, перешли на пропорциональное. Которое, в свою очередь, означает, что между крайними положениями и нейтральным можно выбрать любое промежуточное: поворачиваем рулевое колесо на немного – и колёса поворачиваются тоже чуть-чуть, а не на весь угол сразу. А ещё бывают каналы как двухпозиционный переключатель – вкл-выкл, и как кнопка, дающая одиночный импульс (используются для циклического переключения режимов, например, света). То есть, если вы задумали приделать к стоковой трофийке ту же лебёдку, надо озаботиться приобретением как минимум трёхканальной пары аппаратура-приёмник, да так, чтобы третий (или любой следующий) канал был хотя бы непропорциональным. Если он будет отвечать за двухпозиционный переключатель, у вас не получится сначала пустить лебёдку на разматывание троса, а потом после закрепления крюка на сматывание. В крайнем случае, можно обойтись циклической сменой режимов, чтоб первое нажатие включало разматывание, второе останавливало, третье – наматывание и четвёртое снова останавливало. Но это как-то неудобнее.


Дорогие аппаратуры могут иметь огромное количество кнопок, регуляторов и рычажков, передавать до 18 (а может и больше) каналов и принимать телеметрию, например. Бывают аппаратуры с экраном для FPV (трансляции видео онлайн с модели). Все эти навороты, безусловно, нужные и полезные, но только для тех, кто умеет этим всем пользоваться. Для начинающего, желающего приобщиться и попробовать, лучше всё-таки приобретать для той же модели машинки простую пистолетную аппаратуру, я считаю. От стоимости также зависит, как правило, дальность действия, и тут тоже нет необходимости брать что-то сильно дорогое, на расстоянии пятидесяти метров машинку уже плохо видно и отправлять модель так далеко от себя нет никакого желания.


Ко всему прочему, часто аппаратура уже идёт в комплекте, особенно если приобретается модель в RTR-исполнении. RTR (Ready to Ride) означает, что модель готова к использованию сразу, из коробки, надо только распаковать её, зарядить аккумулятор в машинке, вставить батарейки в аппаратуру и иногда прикрепить мелкие элементы декора и наклейки на корпус. Другой вариант – KIT, означает, что модель приобретается в разобранном виде, и её необходимо собрать. Мне лично такие варианты ближе, так как подразумевают ещё и некоторый конструктор-сборную модель. Как правило, ничего клеить не надо, всё собирается на винтах, клипсах и защёлках. Обычно KIT-варианты укомплектовываются чуть более лучшими частями, например, более мощным мотором и более сильной сервомашинкой, но зато в комплект могут быть не включены как раз аппаратура с передатчиком, регулятор двигателя и аккумулятор, что делает KIT-комплект дешевле RTR, но разница в цене перекроется потом при докупке недостающих частей. Ведь есть возможность приобрести агрегаты более качественные и функциональные, чем заложены в RTR-комплектацию. Так, WPL B-24, имитирующая ГАЗ 66 «Шишигу» в RTR-комплектации я купил почти за три тысячи рублей, а вот KIT WPL B-36 «Урал» с докупленной аппаратурой другого бренда, LiPo-батареей и регулятором вышел уже на больше, чем шесть тысяч. Кстати, это ценник можно сказать смешной для RTR, машинки от WPL и похожих брендов являются ультрабюджетными трофийками и краулерами, что очень удобно для попытки вхождения в хобби — лучше потратить немного денег на тестовую покупку, чтобы понять, нужно ли оно тебе вообще. Серьёзные модели от Traxxas и прочих брендов после двадцати тысяч только начинаются, и конечно жалко выкинуть сразу такую сумму на то, что, возможно, после пары покатушек будет пылиться на шкафу.


На этом, пожалуй, закончу пост, изначально планировал пройтись по всем элементам модели, но не рассчитывал, что выйдет столько букв. В следующий раз попробуем препарировать саму машинку, посмотрим на раму, подвеску и двигатель.

Спасибо за внимание =)


P.S.

Спасибо команде техподдержки Пикабу в целом и Демиургу Назаркскому в частности за спасение черновика поста из бездны небытия, всё таки форма нового поста не очень дружит с Firefox'ом.

Показать полностью 3

Про RC: Воскресная экспедиция

Ура! Наконец-то Питерская погода выдала снежные выходные, а значит, можно снова покататься на RC-машинках на пустырях за домом. На самом деле, снег выпал в пятницу, в субботу мы с женой отсыпались (мы ж совы), а к воскресенью всё уже активно таяло, и мы боялись не успеть. Потому отменили все возможные дела и запланировали встать не позднее двенадцати, чтоб успеть пообедать и покататься до четырёх, в четыре вечера надо было собираться ехать в поликлинику. Ну и проспали, к чертям, конечно же. Посомневались-посомневались, успеем ли нормально вернуться, если в три выйдем, да и решились.

Возможно, пытливый читатель спросит, а при чём тут снег. Ну, с одной стороны, да, можно кататься и без него, никто не мешает. Но пустырь, где можно поездить нормально, зарос травой, без снега она будет цепляться, мне кажется. Есть ещё симпатичные каменные горки у снегоплавильной ямы, да ещё и с симпатичным ручейком, но мне как-то не нравится мысль о том, что хрен его знает, что вытекает в этом ручейке со снежной свалки. Да и пованивает он иногда. Плюс от грязи надо мыться, а снег же он чистенький, вроде как.


На этот раз я планировал не просто поездить туда-сюда, а устроить что-то типа экспедиции, выбрать старт, выбрать точку, до которой надо доехать, загрузить машинки дополнительным грузом и в пути при застревании выбираться только при помощи машинок, тросов и прочих масштабных штук, без помощи руками. Подразумевалось, что в экспедицию поехали типа четыре пластмассовых чувака, но их самих с собой не брали, чтоб не потерялись. А брали, во-первых, сенд-траки, криво и косо сделанные из пивной жести и алюминиевого скотча (оказалось, что если наклеить его на жесть, та тянется, гнётся и прокалывается гораздо лучше), во-вторых, трос обычный, трос танковый и трос динамический, в-третьих, жестяные бочки, в четвёртых, груз в кунг «Урала». Вот, кстати, удобный повод проверить закон квадрата—куба.

Линейные размеры бочек, грубо — диаметр: 36 мм, высота: 52 мм. Инструментальную, относительную и абсолютную погрешности высчитывать не будем, у нас тут не лабораторная, а так.

Про RC: Воскресная экспедиция Радиоуправляемая машина, Rc4x4, Машина, Хобби, Видео, Длиннопост

Приводим из масштаба 1:16 к нормальному: 36*16 = 576 мм, 52*16 = 832 мм. Стандартная бочка-«двухсотка», на самом деле, вмещает 55 галлонов, что равно 208 литрам, имеет габариты 550 мм и 800 мм соответственно. Нда, не попал маленько. Помню, когда ваял их, немного другие размеры на каком-то сайте нагуглил, до википедии не дошёл как-то. Ну и ладно, рассчитаем объём. V = S * h, где S — площадь основания, ну да вы и сами знаете. Вспомнив, что радиус — это половина диаметра, получаем, что каждая моя бочка в объёме составляет грубо 52900 кубических миллиметров, то есть, примерно 53 грамма воды.

Взвешиваем пустые канистры.

Про RC: Воскресная экспедиция Радиоуправляемая машина, Rc4x4, Машина, Хобби, Видео, Длиннопост

Да, я знаю про функцию тарирования, она у этих весов есть. Но набирать воду из-за узких горловин пришлось через шприц, это довольно долго и весы успевают выключиться, а при следующем включении тару не вспоминают.

Взвешиваем полные. Фоткал впопыхах, перед выходом, не заметил, что фокус уплыл, но цифры видно.

Про RC: Воскресная экспедиция Радиоуправляемая машина, Rc4x4, Машина, Хобби, Видео, Длиннопост

Один грамм воды занимает объём в один миллилитр, ты смотри, почти сошлось. Усредняем рассчётные 53 и приктические 51,5 грамма до 52 и умножаем всё это дело три раза на 16, ибо закон куба. Получаем 212992 грамма или, грубо, 213 литов. Что попадает в допустимую точность, учитывая, что бочки клеились на коленке из подножного материала. И вообще, на ютубе есть видос, где какой-то дядька меряет «Шишигу» и «Урал» от WPL линейкой и высчитывает, что первая в честном 16 масштабе, а вот второй построен на шасси от первой, имеет такие же по размеру колёса (их даже можно поставить оттуда сюда без проблем), а потому выполнен почти в 18 масштабе. Так что погрешность в пять литров и пару-тройку десятков миллиметров можно простить. Главное, что на самом деле убедились — если линейные размеры объекта увеличиваются в N раз, площадь чего-нибудь от этого объекта (сечения, силуэта, поверхности) увеличивается в квадрат, а объём — в куб раз.


Уффф, закончили со скучными расчётами.

А, нет, не закончили. Бочки отыгрывают аварийный запас топлива и поедут в кузове «Шишиги», надо ещё что-нибудь на изображение прочего полезного груза в кунге «Урала» взять. Думал-думал, попался на глаза мне квадратный стакан от вискаря, ну, вы наверняка видели. Хотел взять грамм двести, стакан потянул на все триста, что в пересчёте с масштаба даёт нам тонну двести веса. Сойдёт, чо, даже символично было бы взять с собой непосредственно вискарь, и типа я там такой умираю без стакана, а тут вот жена на «Урале» привезла и спасла меня. Но, во-первых, я бы прекрасно обошёлся бы и из горла, если бы приспичило, а во-вторых, мне, как я писал выше, в четыре вечера за руль и в поликлинику. Потому стакан катался просто так, по сухому. Всё, теперь точно конец расчётам, пора кататься.

Про RC: Воскресная экспедиция Радиоуправляемая машина, Rc4x4, Машина, Хобби, Видео, Длиннопост

На старте. Видны бочки в кузове «Шишиги», из-за отсутствия адекватных крышек, заткнуты обрезками шпажек для шашлыков. Примотаны к углу кузова динамическим тросом, танковый вон свёрнут, а обычный валяется в кабине «Урала». Ну и кривые сенд-траки видны, по вырезанному в дощечке трафарету-канавке выдавлены четыре ребра жёсткости на каждом, между которыми наколото три ряда дырок отверстий, рваные края не обрабатывались, торчат вниз по принципу тёрки, ими трак цепляется за грунт или колесо, смотря какой стороной вверх кинуть. Подкладывается и в реальности под колесо на сыпучих поверхностях, если кто не знал. Я вот не знал, пока не стал RC-темой интересоваться. Жена уже успела покататься на незагруженной «Шишиге» вокруг, ибо не верила, что по мокрому и липкому снегу вообще сможет поехать, потому на колёса налипло уже.

Про RC: Воскресная экспедиция Радиоуправляемая машина, Rc4x4, Машина, Хобби, Видео, Длиннопост

«Шишига» крупно. Полностью стоковая RTR-версия, только добавлены «стёкла» (как раз видно, что правое слегка пузырём пошло) и алюминиевый скотч на зеркала. Ну ещё буксировочные крюки, выточенные из толстого медного провода (правый отвалился в прошлый раз и потерян).

Про RC: Воскресная экспедиция Радиоуправляемая машина, Rc4x4, Машина, Хобби, Видео, Длиннопост

«Урал» крупно. Лёгкий тюнинг KIT-овой версии, металлические карданы, увеличенная полимерная батарея, двухступенчатая коробка передач в комплекте с чёрт знает каким по классу моторчиком, вроде, написано, что 370, но я сомневаюсь. Вообще, он меня как-то не впечатлил. Да, на низкой передаче «Урал» прёт там, где не тянул на высокой, но когда мы катались в первый раз он как будто в таких же местах прекрасно пёр и на родном моторе, а максимальная скорость была как на высокой передаче тюнингового. Но, на самом деле, нужны испытания в более нормализованных условиях, есть мнение, что в этот раз снег был более тяжёлым и липким, и машинкам было труднее.

Про RC: Воскресная экспедиция Радиоуправляемая машина, Rc4x4, Машина, Хобби, Видео, Длиннопост

Поехали. Выбрали себе целью какой-то чёрный холмик вдалеке и поехали. В какой-то момент жена заявила, что устала и дальше не пойдёт с бочками «Шишига» едет по снегу сильно хуже, чем вначале без них, потому решили их сгрузить, запомнив место, чтоб подобрать на обратном пути.

Про RC: Воскресная экспедиция Радиоуправляемая машина, Rc4x4, Машина, Хобби, Видео, Длиннопост

По следам видно, что мужчине как всегда пришлось возвращаться к закапризничавшей истеричке несчастной уставшей женщине.

Избавившись от груза, жена и «Шишига» повеселели и решили, что можно немного побаловаться, например, слепить снеговика по пути, и машинка стала цеплять на колёса огромные комья снега.

Про RC: Воскресная экспедиция Радиоуправляемая машина, Rc4x4, Машина, Хобби, Видео, Длиннопост

С другой стороны ещё эпичнее.

Про RC: Воскресная экспедиция Радиоуправляемая машина, Rc4x4, Машина, Хобби, Видео, Длиннопост

Причём, «Урал» таким не занимался, считал себя выше этого баловства. Я думаю, это потому, что там другой протектор и более мягкая резина — проминалась и стряхивала снег. Косвенно на это указывает то, что снегоналипание увеличилось после уборки груза из кузова.

На самом финише жена с «Шишигой» вовсе выбились из сил, и на заветную горку их пришлось затаскивать.

Про RC: Воскресная экспедиция Радиоуправляемая машина, Rc4x4, Машина, Хобби, Видео, Длиннопост

Вот видос даже, сорян, но без звука — ненавижу свой голос в записи. В конце видно, что если долго истерить и упираться, терпение у мужика может кончится, примите к сведению, дамы!

Вот тот кусок асфальта и есть цель, намеченная на старте. Я ещё тупанул и не переключился на пручую передачу, тянул на второй. Рывками — потому что динамка, на ней можно.


Подумал, что надо было подготовить флажок и воткнуть на место финиша — типа, побывали!

Ну, достигли, отдохнули, пора обратно. Жена просто сбежала на асфальт, кататься в нормальных условиях и не вязнуть в снегу по уши, а я решил честно вернуться к старту. По пути подобрал бочки и закинул в кунг, итого четыреста грамм дополнительного груза.

Извините за тряску, трудно рулить и снимать на телефон одновременно. Мы пытались утащить с собой детей на роль операторов, но они не пошли, ибо только с прогулки были. Видно в конце, что разулся на переднем колесе. Эта шина под конец поездки решила меня задолбать! После этих кадров слетала через каждые два корпуса, то есть, вот постоянно! Пытаешься напялить её обратно, в кунге громыхает стакан, корёжа бочки, одной рукой надевать шину неудобно, как результат, она надевается не совсем нормально и слетает снова через очередные два корпуса. В итоге я психанул, перевернул «Урал» пузом кверху, аппаратуру положил в снег и нормально надел таки шину.

Про RC: Воскресная экспедиция Радиоуправляемая машина, Rc4x4, Машина, Хобби, Видео, Длиннопост

Ну, вот, собственно, и всё на этот раз. Мы очень были рады, что смогли покататься, жена заявила, что вот прям день заиграл новыми красками. Ну, главное, чтобы хобби приносило радость, я считаю =)

До следующих постов.

Про RC: Воскресная экспедиция Радиоуправляемая машина, Rc4x4, Машина, Хобби, Видео, Длиннопост
Показать полностью 13 2

Вы хотите головоломок?

Их есть у нас! Красивая карта, целых три уровня и много жителей, которых надо осчастливить быстрым интернетом. Для этого придется немножко подумать, но оно того стоит: ведь тем, кто дойдет до конца, выдадим красивую награду в профиль!

РАЗМЯТЬ МОЗГ

Про RC уже серьёзнее

Может, немного странно 31 декабря, когда лента ломится от постов с поздравлениями, салатиками и итогами прошлого года, писать пост про RC, но, во-первых, я давно собирался, а во-вторых, у меня даже сто лет назад заготовка была накатана. Но всё никак руки не доходили её дописать, то одно, то другое, то завал на работе. С 23 по 30 я вообще имел сплошную рабочую неделю, как дежурный айтишник по фабрике, присматривая, чтобы ни один клиент нашей сети магазинов не остался без готовых салатиков и блюд от шефа. Последние три дня, притом, с температурой. Собственно, и сегодня меня плющит, котелок закипает, и, судя по всему, справлять придётся в нездоровом состоянии. Зато вот не пошёл с семейством за остатками ингредиентов в магазины, а сижу, краснею рожей и пишу пост. Итак, про RC чуть серьёзнее.


Хоть я и убеждён, что все, кто темой интересуется, уже давно сам всё знает, а кто не интересуется — тому неинтересно (ваш кэп), но давайте всё-таки напишу пост или несколько, собрав в кучу и структурировав всю информацию об радиоуправляемых (Remote Control, RC) моделях, которую я насобирал для себя за время погружения в новое хобби. Может, кому-то поможет решиться тоже попробовать себя в этом деле. =)


И да, всё нижеизложенное — лишь моё видение, я не профессионал в теме, гоняю машинки с год на сильно любительском уровне. Потому моё мнение на истину в последней инстанции не претендует, я открыт для дискуссий.


Меня всегда интересовало, почему большинство статей о какой-либо области знаний начинается с классификации, а тут подумал, и понял — чтобы очертить границы обсуждаемого. Начнём с этого и мы.


Итак, RC-модели техники в первую очередь можно разделить по, так сказать, стихии применения. В воздухе это RC-модели самолётов, вертолётов и дроны с различным количеством пропеллеров (n-коптеры), на воде — корабли, катера и подводные лодки, и на земле — различная наземная техника. Отдельно я бы выделил модели поездов. Для них нужен рельсовый путь, вместе с которым часто монтируется большое количество окружения, станции, вокзалы, переезды, мосты, деревья, фигурки людей, это всё может быть дополнительно анимировано и оснащено подсветкой. Этими особенностями ж/д-моделизм приближается к стендовому, фактически довольно часто модель участка железной дороги является диорамой с интерактивными подвижными элементами. Это всё — очень круто и зрелищно, но мне лично никогда не хватало усидчивости для занятий именно стендовым моделизмом, а фигурки на диорамах казались вмороженными в лёд своей неподвижностью. Радиоуправляемые модели мне нравятся больше именно из-за большей живости в движении, что ли. В дальнейшем в этом тексте под термином «RC-модель» или «радиоуправляемая модель» будет пониматься именно модель наземной техники, если не указано иное.


Следующее, что может послужить критерием разделения — это масштаб, то есть, соотношение размеров модели и реального прототипа. Наиболее популярными для RC-машинок являются 1:5, 1:8, 1:10, 1:12, 1:16, 1:18, 1:28 и прочие, часто в устной речи для краткости оставляют только второе число: «модель в десятом масштабе». Больше всего в продаже я видел 1:10, 1:12 и 1:16, чем больше модель, тем она интереснее, тем реалистичнее ведут себя элементы подвески и сама машина на дороге. Мелкие масштабы могут двигаться по соответствующим неровностям вообще без работы подвески, и дело тут в физике и математике. Есть такой принцип: закон квадрата — куба. При увеличении линейных размеров чего-либо, его площадь увеличится не в столько же раз, а в столько же раз в квадрате, а объём (и вес) — в кубе. То есть, если мы возьмём и сделаем модель Toyota Hilux длиной в десять раз меньше, чем оригинал (иногда в среде моделистов оригинал в шутку называют масштабом 1:1), то площадь пятна контакта шин с землёй, а также передней проекции, пропорционально которой меняется сопротивление воздуха, а также площадь поперечного сечения прутка, из которого сделана пружина амортизатора будут уже меньше в сто раз, а объём (и косвенно масса) — в тысячу. Масса, на самом деле, не в тысячу, так как стенки корпуса обычно толще, и материалы другие, но принцип понятен. По этой же причине, кстати, на Земле нет очень больших летающих тварей (самый большой из живших — кетцалькоатль), а самые большие водные твари больше самых больших наземных. И получается, что если для оригинала та же пружина будет мягковата, на крупных масштабах она ещё будет отлично работать, на шестнадцатом-восемнадцатом уже жестковата, а на двадцать восьмом и меньше не будет работать вообще, массы модели не будет хватать для сжатия. Можно выйти из положения, например, пожертвовав копийностью и сделав пружины из более тонкой проволоки, или пожертвовав естественностью поведения, всё равно мелко и никто всматриваться не будет. Туда же добавим капиллярный эффект, возникающий в различных жидкостных системах при уменьшении, и получим, что ставить в подвеску реально масляные амортизаторы становится неинтересно начиная примерно с двенадцатого масштаба и ниже.


Вообще, точное соблюдение масштаба сильно важно, наверное, только стендовикам с их диорамами, ну, ещё, может быть, на совсем серьёзных соревнованиях вас по масштабу загонят в какую-нибудь конкретную группу. Обычно же никого не парит, если бок о бок проходят трофийную трассу внедорожник в десятом масштабе и грузовик в двенадцатом, у которого колёса и ход подвески примерно такие же из-за того, что в реальности грузовик побольше внедорожника будет. И если вы сами решили построить модель и она у вас вышла красивая и хорошая, но масштаб случайно оказался какой-то странный, типа 1:13,5, я не думаю, что к этому кто-то будет серьёзно придираться.


Дальше можно рассмотреть деление автомоделей по, скажем так, характеру езды. Изначально можно всё разделить на два больших класса — внедорожные и дорожные (или шоссейные) автомобили, которые, в свою очередь, делятся на более конкретные подклассы. Тут критерии бывают нечёткими, но в общих чертах среди шоссейных машинок можно выделить:

— именно шоссейные, для езды по ровной поверхности типа хорошего асфальта или специального покрытия в помещении, быстрые, с хорошей управляемостью, симулируют шоссейные кузовные гонки масштаба 1:1 =)

— дрифтовые машинки, не такие быстрые, как предыдущие, но тоже довольно шустрые и заточенные под соревнования по дрифту (дрифтингу, дрифтованию — как правильно?), говорят, вместо резины у них могут быть шины из ПВХ и прочих твёрдых скользких пластиков, но тут я не в курсе, товарищи;

— раллийные машинки, почти такие же шустрые, как шоссейки, но подвеска уже позволяет гонять по специально подготовленным трассам с натуральным покрытием, но без сильного бездорожья, симулируют раллийные гонки соответственно.


Бездорожные машинки же можно разделить на:

— монстров, симулируют монстр-траки («бигфуты»), высокие, проходимые, с огромнейшими колёсами и высоченным клиренсом (стоп, кажется, так неграмотно говорить, кажется, клиренс тоже большой, а не высокий);

— багги, такие машинки с увеличенными, но не такими огромными, как у монстров, колёсами, расположенными, как правило, по бокам от корпуса, а не под ним, с очень живой и подвижной подвеской, предназначенные для весёлого скакания по бездорожью, довольно скоростные и тоже очень проходимые;

— трагги, нечто среднее между первыми двумя, более высокие, чем багги, более устойчивые, чем монстры, шустрые, проходимые, весёлые;

— шорт курс, копируют внедорожные траки американщины, не такие вездеходные, как багги и монстры, гоняют, как правило, по песчаным трассам с кучей горок, ям и трамплинов. Те же трагги, но более копийные, как будто, некоторые источники утверждают, что если отобрать у них передний привод, то получится отдельный подкласс Стадиум Траков, то же самое, но трассы попроще и как будто больше прототипов среди реальных машин;

— триальные, они же трофийки, машинки для преодолевания разного рода бездорожья, мой любимый класс, как правило, небыстрые, с большим ходом подвески, относительно хорошо проходимые и с относительно хорошей копийностью корки, т.е., внешнего корпуса;

— краулеры, машинки, предназначенные для преодоления препятствий в виде каменных завалов, благодаря мощному двигателю, цепкой резине и чудовищному ходу подвески они буквально карабкаются по булыжникам чуть ли не больше их самих, корка может быть менее копийная, чем у трофиек.


Ещё один важный критерий для классификации — тип двигателя. В мире RC-машинок используют либо двигатель внутреннего сгорания, либо электрический. ДВС ставится обычно на довольно крупные масштабы, 1:5 или 1:8, на мелкие он не влезает. Бывают калильные, на нитрометане или обычные бензиновые, двухтактные. Требуют наличия бортовой электросети для питания приёмника, сервомашинки и прочего оборудования, то есть, нормальную серву и батарею вам для ДВС-модели покупать всё равно придётся. Ну и электродвигатели, которые, в свою очередь, бывают коллекторные и бесколлекторные. Первые имеют щёточно-коллекторный узел, в котором, грубо говоря, скользящие щёточные контакты передают электричество на обмотки подвижной части — ротора. Если вы покупали когда-нибудь дрель или перфоратор, наверняка видали в комплекте пакетик с графитовыми параллелепипедами на пружинках, это они и есть. К крутящейся оси же не припаять провода, идущие наружу, они ж обмотаются друг вокруг друга и оси, потому вот есть такое изящное решение, провоцирующее красивые искры иногда, а также являющееся источником возможных проблем из-за попадания туда грязи и воды. Щётка прижимается к валу, на котором есть кольцевой контакт, и, фактически, проводники намертво не соединены, но электроконтакт есть в необходимом для работы объёме. Надеюсь, более-менее понятно описал. Коллекторный двигатель работает сразу от постоянного тока и имеет два провода, которых можно просто подключить к батарее, но лучше — к регулятору оборотов, схемке, которая позволит плавно регулировать подаваемую на двигатель мощность, регулируя тем самым обороты вала двигателя. По мощности коллекторники делятся на классы типа 280, 300, 370 и так далее. Вроде как, число — это длина корпуса двигателя от какого-то производителя (линейка «Speed» от фирмы «Graupner») в десятых миллиметра, типа, 400-двигатель будет иметь корпус в 40 миллиметров, а чем длиннее пара ротор-статор при заданном диаметре, тем, вроде как, большую мощность с двигателя можно снять. Естественно, если диаметр будет другой, то и длина корпуса при той же мощности будет другой, потому точность соответствия 370-го двигателя от одного китайского производителя 370-му двигателю от другого — вопрос вероятностный.

Бесколлекторный же двигатель, как понятно из названия, лишён коллекторного узла и является как бы вывернутым наизнанку коллекторным, у него на валу вращается блок магнитов, а обмотки неподвижны вокруг, соответственно, отпадает необходимость в скользящем контакте щёток. Что поднимает общую надёжность двигателя, позволяет делать его с закрытым корпусом, защищая от влаги и грязи, но вместе с тем повышает стоимость раза в два, а иногда и больше.  Требует свой тип регулятора оборотов, так как имеет три провода, а не два из-за трёхфазной обмотки ротора. Бывают ещё более дорогие модели с датчиком положения вала, позволяющим более плавно и точно регулировать работу двигателя. В силу вышеперечисленных причин считаются более модными двигателями для машинок, но тут вопрос такой — есть ли смысл переплачивать сразу, если можно за эти же деньги купить два-три коллекторника, которые по очереди скорее всего прослужат даже дольше?


Для выбора своей первой модели я бы советовал сначала определиться с классом по типу езды, что больше нравится, а потом уже исходя из финансовых возможностей прикидывать, насколько крупную машинку можно взять =)


Ффух, с классификацией покончено, семейство требует меня на кухню, резать салаты и смотреть иронию, в следующем посте про RC, наверное, можно будет попробовать описать разные части самой модели, какие они могут быть и что от этого ожидать.


Надеюсь, было не очень скучно =)

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!