Про игру Stygian: Outer Gods в раннем доступе
Напомню, это проект из того же сеттинга, что и Stygian: Reign of the Old Ones. Прошлая игра вышла в 2018 году и получила смешанные отзывы, т.к. заканчивалась на самом интересном. Разработчики не раз объясняли, что оставили открытый финал для запланированного продолжения, которое сделать не смогли по ряду причин. Несмотря на это, назвать игру плохой язык не поворачивается – это самобытный и увлекательный проект. В прежней Stygian события разворачиваются в лавкрафтианском сеттинге, однако есть оригинальный нюанс: если в большинстве подобных проектов культисты лишь призывают богов совершить апокалипсис, то в Stygian он уже состоялся. После «Чёрного дня» Аркхем завис где-то между мирами, улицы его наводнили монстры и сумасшедшие, а оставшиеся здравомыслящие по большей части присоединились к бандитам, ведь только те смогли организовать хоть какой-то порядок. Впрочем, и власть бандитов ограничена: на улицы, захваченные культистами в красных мантиях, ни один гангстер в своём уме не сунется.
Что очень интриговало на релизе, так это визуал, жирно отсылавший к настолкам «Ужас Аркхема» и «Древний ужас» - даже персонажи выглядели похоже. Поклонники Говарда Филлипсовича Лавкрафта нашли тонну отсылок к самым разным рассказам мэтра, однако сюжет по большей части представлял собой мешанину, да и заканчивался, как я уже писал, ничем.
Новая Stygian, анонсированная лишь в том году, представляет совсем иной продукт. Это хоррор от первого лица в условно-открытом мире, представляющем собой городок Кингспорт. По факту, городок этот – небольшая деревня, частично затопленная подступившим к домам морем, а визуал на этот раз подозрительно смахивает на Resident Evil: Village.
Возможно, игроделы и правда вдохновились «Деревней» и решили сделать свой Resident Evil, но с Лавкрафтом. Игра сделана на Unreal Engine, и выглядит в целом симпатично, хотя и без головокружительных высот. Особенно неопытность разработчиков заметна в моделях персонажей и анимации, статичная же картинка по большей части радует.
По сюжету, главный герой прибывает в Кингспорт вместе с ясновидящей Викторией, чтобы найти пропавшего отца. Корабль разбивается о скалы рядом с городом, после чего главный герой, Джек, приходит в себя на сером берегу посреди покосившихся, отчасти затопленных деревянных домов, и пытается найти остальных выживших. Вскоре он находит трупы мужчин – только мужчин! – и встречает на улицах городка безумных старух, которые к чужаку исключительно агрессивны.
Вскоре выясняется, что в Кингспорте некая ведьма помутила разумы всех женщин, и те поубивали мужиков. У самих женщин выпали зубы и волосы, а кукушка улетела в неведомые дали, так что они теперь делают тотемы из человеческих костей и проводят странные ритуалы. Виновники этого безобразия окопались в особняке, что стоит на холме над деревней, но ворота в особняк заперты, и хозяева на людях не показываются.
Довольно быстро Джек встречает Викторию (ясновидящую, которая прибыла в Кингспорт на этом же корабле), и вместе они составляют план дальнейших действий. Так главный герой начинает рыскать по деревне в поисках ключей от ворот особняка, попутно встречая редких адекватных персонажей и выполняя их маленькие поручения.
Город открыт для исследования практически весь, но часть дверей и проходов можно открыть только с получением определённых инструментов или способностей. Если проход заколочен красными досками, их можно сломать, но для этого сперва предстоит найти топор или кувалду. Часть дверей заросла какой-то аморфной биомассой, но пока герой не научится её прогонять (а эта способность будет дана лишь по развитию сюжета), проходы также останутся для него недоступными.
До поры до времени у героя будет лишь оружие ближнего боя – нож, серп, топор, кувалда. Последнюю, причём, можно только купить у торговца за местную валюту – золотые зубы, которые предстоит собирать по всем домам. Когда в руки попадает револьвер, ситуация не сильно меняется, ведь попасть из него по врагу получается не всегда, а патроны, естественно, встречаются не слишком часто.
Разумеется, игроку нужно искать ресурсы и крафтить предметы на верстаках, но сделана эта механика не слишком навязчиво. У героя есть инвентарь, куда он может сложить довольно много хлама, и сундук в безопасных домах – в таких домах есть точки сохранения и верстаки, а враги внутрь попасть не могут. Сохранения вне таких точек отсутствуют, если не считать редких автосохранений, что с одной стороны меня раздражало, а с другой – заставляло продвигаться вперёд с большой осторожностью.
У героя есть показатели физического и психического здоровья. Полученный урон можно исцелять как найденными, так и созданными лечилками, которых в игре немало вариантов. Физическое здоровье, например, восполняют сорванные травы, грязные бинты, которые делаются из найденных тряпок, чистые бинты, которые делаются из грязных бинтов и алкоголя, шины, медицинский порошок и аптечки первой помощи. Помимо восстановления общего уровня здоровья, они также имеют специфическое действие: бинты останавливают кровотечение, шины нужно накладывать при переломах, порошок помогает при переохлаждении. Психику помогают восстанавливать светящиеся грибы и успокоительные настойки.
Помимо этого, можно клепать патроны, отмычки и прочий расходник. На среднем уровне сложности дефицит сырья ощущается лишь в начале игры, ближе к середине разного рода лечилок столько, что девать некуда. И это при том, что я отнюдь не сторонился драк.
Кстати об этом. Враги, поначалу менее внимательные и агрессивные, по ходу игры будут встречаться чаще, избежать встречи с ними всё труднее, и всё же необходимости в драках нет. Всех врагов можно обойти по подворотням, проползти под полом или по скату крыши, а то и вовсе прокрасться за спиной – и такое прохождение безопаснее и быстрее, т.к. в бою любая беззубая старушка вынесет Джека с двух-трёх ударов серпом. Сама боёвка тут кривая, в ней легко можно промазать по врагу в упор и, наоборот, получить удар сквозь стену. Однако стоит помнить, что я говорю о раннем доступе, так что это ещё, возможно, поправят.
Что раздражает во врагах больше, так это их тупость. Убегая от сектантки по дому, достаточно закрыть за собой дверь, чтобы та перестала тебя преследовать. Минута – и уровень тревоги снизится до минимума, про Джека все забудут и займутся своими делами, хотя он только что тыкал острыми предметами в домочадцев. А встретив в пещерах первого гуля, я отлупил его топором, ни разу не получив сдачи – бедолага был так забагован, что мог только обиженно рычать. В другом месте я расстрелял трёх гулей через трещину в разделявшем нас камне, и ни один не додумался этот камень обойти. На этом фоне особенно удивляет порой прозорливость врага: Джека могут увидеть с улицы, если тот неосторожно подошёл к окну на втором этаже (!), и если дверь в дом не закрыта, то на выходе герой столкнётся с разгневанной барышней.
Багов как таковых в игре мало: помимо уже упомянутых ударов сквозь стену я не могу вспомнить, собственно, ничего. Я ни разу не застревал и не проваливался в текстуры, игра не вылетала и не зависала. Ни разу! Я старательно облазал все обочины дорог, все закутки, но нигде не споткнулся и не нашёл невидимых стен, что меня неимоверно порадовало. Чаще всего забраться можно на любую плоскость, вопрос лишь в том – откуда это сделать. Поэтому небольшое пространство игры становится интересным для исследования. Тут приятно ходить по крышам, спускаться в подвалы и подполья, осматривать кусты, в которых либо будет расти лечебное растение, либо заваляется ценный предмет.
Уникальности прохождению могут придать специальные навыки, которые раскрываются тут двумя типами карт. Сами карты, к сожалению, можно лишь найти или получить при выполнении квестов в качестве награды, системы накопления опыта в игре нет. Самих способностей тоже мало, зато нет ничего лишнего – улучшение урона, физического здоровья, психической устойчивости, выносливости, взлом замков, познания в эзотерике. Это всё улучшается в два уровня одним типом карт. Другой тип карт даёт специальные навыки, типа общения с мёртвыми или способность передвигаться абсолютно бесшумно. Несмотря на скудные варианты прокачки, они могут изменить процесс кардинально. Я, например, качал урон, здоровье и убеждение, а также взял навык, позволяющий поднимать особо тяжёлые предметы – как правило, тяжести загораживают проходы к тайникам или альтернативным путям прохождения. Из-за своей эзотерической тупости я ничего не мог сделать с найденными тотемами, а отсутствие навыка взлома не дало мне вскрыть некоторые двери и сундуки. Ещё я прокачал убеждение – персонажей, с которыми можно перекинуться добрым словом, в игре немного, но разговорные навыки позволяют раскрывать новые ветви прохождения и получать дополнительную информацию.
Не то, чтобы эзотерика моего персонажа вообще не коснулась – по сюжету, в определённый момент Джек получает определённые экстрасенсорные способности, однако область их применения весьма ограничена. В целом, для подобного жанра количество навыков я считаю более чем достаточным – это всё же не RPG, а варианты прохождения действительно отличаются.
Несмотря на вторичность игры, на кривизну боевой системы и малый размер открытого пространства, меня Stygian зацепила. Умом я понимал все минусы, но очень трудно было остановиться: только загляну ещё в этот дом, ещё только отнесу тому странному мужику золотые черепа, ещё открою вон тот подвал… Все дома, пусть и однотипные, внутри совершенно разные. Исследовать их, читать найденные дневники и записки, собирать предметы действительно интересно. Главный минус игры как жанра – она не страшная. Вот совсем. Скримеров как таковых тут вообще нет, она старается брать атмосферой, но и та скорее гнетущая, нежели пугающая. Самый дискомфорт был для меня в тесных тёмных пещерах, однако и там гули не производили большого впечатления. А ещё в игре очень мало кат-сцен, так что красивой режиссуры ждать не стоит. С другой стороны, невмешательство создателей в игровой процесс работает на погружение, позволяя ощутить контроль над ситуацией в большей степени.
В августе же вышло первое крупное дополнение, добавляющее новые локации, квесты и первый босс-файт. Общий хронометраж вырос до 7-8 часов на данный момент, бои стали ощущаться чуть лучше, враги несколько переделаны – стали симпатичнее и смертоноснее. Только при втором крупном обновлении в игре появился ранее заявленный русский язык – но он, во-первых, не везде, а во-вторых, перевод явно машинный, видны косяки. Но это, напоминаю, ещё ранний доступ, а разработчики явно стараются, пилят игру.
Итак, стоит ли в это играть? Поклонникам Лавкрафта- однозначно, любителям мистических историй – да, фанатам Resident Evil – сомнительно, любителям жутких хорроров – точно нет. Stygian больше про интересную историю и атмосферу холодного приморского городка, по которому можно погулять с топором в одной руке и мухомором в другой. Игра порадует симпатичной картинкой и определённой свободой действий, где никто не будет вести тебя за ручку и говорить, что делать дальше.