49

Поговорим про триммер

У меня спросили по то, как работает триммирование рулей и как это ощущается на штурвале. Сразу говорю, в данном посте я расскажу только про триммер, а есть и другие виды аэродинамической компенсации, а так же всё описанное относится только к семейству Cessna 172s, L 410 и другим самолётам, имеющим жесткую связь рулевых поверхностей с штурвалом, т.е. без дополнительных усилителей-бустеров, а так же не имеющих подвижного стабилизатора.

Заранее условимся и так оно и есть – каждый самолёт вращается вокруг своего центра тяжести (на картинке он будет в виде красного круга), при отклонении штурвала или других органов управления (педали, сайдстик) отклоняются соответствующие управляющие поверхности. Воздушный поток, воздействуя на отклонённые поверхности, вызывает силу, которая и отклоняет самолёт вокруг центра тяжести. Управляющих поверхностей много разных, в нашем примере я возьму руль высоты и не буду всё усложнять с указанием моментов сил, плеч сил, всё предельно просто и понятно

Итак, представьте – вы находитесь в равномерном горизонтальном полёте и на него воздействуют одновременно 4 силы – тяги, сопротивления, подъёмной и тяжести:

Поговорим про триммер Самолет, Триммер, Длиннопост

Далее вы решили подняться выше, для этого необходимо потянуть штурвал на себя. Что произойдёт? А вот что (раскрасил по-другому чтобы было лучше видно):

Поговорим про триммер Самолет, Триммер, Длиннопост

Воздух, до этого равномерно обтекавший хвост вдруг начинает встречать на своём пути сопротивление в виде отклонённого вверх руля высоты. При этом на руль высоты оказывается давление (указал в виде плюсов), что создаёт силу, направленную вниз, указанную стрелкой. Эта сила действует относительно центра тяжести, что вызывает подъём носа самолёта вверх.

Ладно, с этим разобрались, ничего сложного, дальше так же просто. Ну летите вы так, со штурвалом, вытянутым на себя, минуту, другую, третью, дальше нужно подниматься ещё несколько минут. А вдруг ещё и разворот нужно совершать? А руки-то устают долго держать штурвал. Это Цессна ещё маленькая, у неё усилия в единицах килограммов могут быть, а на самолётах побольше усилия могут достигать десятков килограмм, буквально. Что делать? Нужно добавить силу, которая будет нам помогать и для этого придумали кучу разных устройств и одно из них – триммер. Посмотрите как он расположен на Цессне:

Поговорим про триммер Самолет, Триммер, Длиннопост

на L 410:

Поговорим про триммер Самолет, Триммер, Длиннопост

И что он делает? А просто, он тоже выдвигается в поток, создавая дополнительную силу, направленную в противоположную сторону силы руля высоты (фиолетовая стрелка):

Поговорим про триммер Самолет, Триммер, Длиннопост

Сила эта меньше, чем сила, которую создаёт руль высоты, но её достаточно, т.к. она действует относительно не центра тяжести, а относительно места крепления руля высоты. Таким образом, отклоняя триммер больше или меньше мы создаём больше или меньше такой вот отклоняющей силы. Когда эти две силы (триммера и руля высоты) уравновешены, самолёт называется оттриммированным, а штурвал находится в нужном положении без участия пилота:

Органы управления триммером на Cessna 172 – две кнопки на штурвале (необходимо нажимать сразу две, иначе не сработает, а так же колесо):

Поговорим про триммер Самолет, Триммер, Длиннопост

На L 410 можно триммировать не только руль высоты, но и элероны и руль направления, которые действуют так же:

Поговорим про триммер Самолет, Триммер, Длиннопост

Вот и всё. Ничего сложного, я же говорил :^) Прошу прощения за графику, фотки с интернета, а чукча – не художник.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
0
Автор поста оценил этот комментарий

Я правильно понимаю, что триммер оклоняется не прямой проводкой а электромоторчиком?  Никогда моторчики не чудили?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Триммер отклоняется тросами, которые идут через сервопривод, тот самый моторчик. Поэтому если сервопривод откажет, то есть возможность ручного управления колесом триммера. Это я говорю про триммер руля высоты и про типы L-410 и Cessna 172S, потому что триммер элеронов на L-410 управляется только сервоприводом, а на Cessna его совсем нет. Что касается "чудения", то мне рассказывали случай про L-410 в нашем училище, это было давно - сервопривод перевёл триммер на пикирование и самолёт пошёл вниз. Штурвал вручную держать даже вдвоём очень тяжело и вот пока один пилот изо всех сил упирался, второй перепробовал сначала кнопку отключения, потом автомат защиты сети и они не сработали, наконец выдернул автомат на дополнительной панели, которой пилоты вообще не пользуются, она для техников, тогда триммер отключился и самолёт успели выровнять. Больше подобных случаев не было. Это была не программная ошибка, а просто где-то закоротило проводку и пошёл электрический ток на сервопривод. В больших самолётах, даже с электродистанционной системой управления, до сих пор сохраняют тросовую проводку до сервопривода руля высоты на случай отказов, как одно из средств обеспечения безопасности. Собственно, может быть, вы когда летали пассажиром и какой-то отказ и был, просто системы дублированы и полёт был успешно завершён, а пассажиры об этом отказе никогда и не узнают.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку