Подвижные игры: чтобы вырасти умным

Подвижные игры: чтобы вырасти умным Развитие детей, Детское здоровье, Журнал здоровье, Длиннопост

Многие родители с несправедливым скепсисом относятся к важности и целесообразности детских площадок. А развивающемуся мозгу, как бы странно это ни звучало, нужно движение! И чем чаще наши детишки будут двигаться, тем более качественно и быстро будет развиваться их когнитивный потенциал. В то же время у нас, как и во всем мире, стремительно растет количество школьников, испытывающих трудности с удержанием произвольного внимания, речью, чтением, письмом… Данное явление больше нельзя игнорировать! – утверждает наш эксперт: нейрохирург, невролог Евгений Гороховский, Центр детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр».

Что такое крупная моторика?

Крупная, или общая, моторика – это любая двигательная активность ребенка, в которой задействована работа крупных мышц тела: мускулатуры шеи, рук, ног, туловища. Это подвижные игры на улице, на природе, на детской площадке, когда мозг ребенка начинает изучать свойства предметов и явлений. Именно так происходит знакомство со свойствами открытого пространства. Когда ребенок бегает, прыгает, залезает на лестницы и горки – ему так или иначе необходимо обдумывать свои движения. Именно так детский мозг «оснащается» базовыми нейронными сетями, отвечающими за концентрацию внимания, способность к целенаправленной деятельности, мышление и социальные коммуникации. Специалисты предупреждают: малоподвижность ребенка нередко приводит к задержке развития речи и других когнитивных функций. И какая тут, казалось бы, причинно-следственная связь?

Движение подразумевает развитие вестибулярного аппарата, которое тесно связано с дозреванием структур уха, дифференцирующим звуки. Сам вестибулярный аппарат расположен во внутреннем ухе, в так называемом лабиринте. Другая часть внутреннего уха – улитка – отвечает за способность слышать и говорить. При этом каждая буква воспринимается нами как отдельный, произносимый на определенной частоте звук. Если же вестибулярный аппарат и улитка не синхронизированы, ребенок просто не может понять смысл звуков, которые слышит… Таким образом, дефицит крупной моторики приводит к задержке созревания и развития вестибулярного аппарата, нарушению слуха, а также к задержке развития речи у ребенка.

Крупная моторика также влияет на развитие памяти и внимания и артикуляции, которая также является двигательным навыком.

К сожалению, акцент детских игр давно сместился к статичности. Проще всего дать малышу телефон. Но для ребенка первично познание мира через движение. Именно так маленький человек познает мир. Формирует полноценную личность.

Верните институт свободных игр!

Конечно, придуманные умными взрослыми дядями и тетями развлекательные игры и квесты – это замечательно. Но свободная игра – абсолютно необходимый элемент здорового развития ребенка (как сон и еда). Существуют доказательства того, что самостоятельная и неструктурированная игра, когда ребенок активней всего использует воображение и создает собственные правила, способствует его наиболее разностороннему развитию.

Конечно, непросто найти баланс между стремлением защитить малыша от гипотетических опасностей и правом ребенка развивать в себе творчество и независимость посредством свободной игры. Поэтому родителям стоит мягко установить границы безопасного поведения во внешнем мире, но ни в коем случае не навязывать ребенку своих сценариев игр. Здесь роль родителей заключается лишь в том, чтобы предоставить контекст и возможности для свободной игры, а дети уже сами должны выбрать, с чем и как они хотят играть. И не пытайтесь навязывать свои взрослые шаблоны!

Будьте заодно с другими родителями

Для свободной игры ребенку не помешает компаньон, лучше сверстник, а не вы – папа или мама. Скооперируйтесь с родителями друзей вашего ребенка, чтобы заранее запланировать время для дворовых игр. Или, может быть, вы запланируете совместный поход в парк. Можно создать группу в «ватсапе» для координации. Наладьте культуру гостей – ребенку необходимо общаться с другими детьми. Ранней социализации очень помогают совместные игры. Ведь не так уж здорово «ваять» свой мир в одиночку, как это делал Маленький Принц. Гораздо интересней мечтать, придумывать и изобретать вместе с друзьями!

А если он скучает?

Иногда полезно дать ребенку поскучать, чтобы он сам попытался найти подходящее занятие для выхода из сплина. Именно так приобретается креативность – бесценное качество для детей и взрослых.

Будьте терпеливы!

Детям может потребоваться время, чтобы привыкнуть к мысли, что придется проводить час или два без своих мобильных телефонов и видеоигр. Но чем больше они будут играть на свежем воздухе, тем более увлекательным делом это будет им казаться!

Уважайте личное пространство ребенка

В парке или на детской площадке находитесь от ребенка на ненавязчивом расстоянии и постепенно увеличивайте его. Лучше почитать книжку, сидя на скамейке, а не нависать над малышом, как надсмотрщик. Договоритесь с другими папами и мамами приглядывать за детьми по очереди. Очень важно: родителям не стоит вторгаться (в рамках разумного) во взаимоотношения внутри детского комьюнити. А по возвращении домой как раз можно вместе разобрать «уроки» общения.

Не паникуйте!

Вполне вероятно, что, играя, ребенок может удариться, разбить коленку... И это нормально, лишь в игре дети учатся осознавать риски и их последствия. Именно так происходит воспитание стойкости и характера. Пусть у вас наготове будут пластырь, антисептик и теплые объятия. Не позволяйте себе надрывных криков: «Зачем ты туда полез?!.». Путь познания сложен и тернист, ваше становление, наверняка, происходило через еще большее «каскадерство»!

Когда он «хрюша»

Если ребенок прыгает в луже или тыкает палкой в яму, это не просто так. Исследование окружающего мира состоит из множества предположений: «А если я дерну за эту травинку, она оторвется?», «Интересно, а вода в этой луже холодная?». Да, в процессе своей научной работы ребенок намокнет или перемажется, но зато он сам научится задавать миру вопросы и находить на них ответы.

Ищите вдохновение

Главное преимущество загородных лесов – свобода. Можно кричать, прыгать, искать «сокровища». Дети обожают получать впечатления. Монотонный поход покажется скучным, поэтому можно выбрать маршрут, где будут водоем или возвышенность. Преодолев преграду, ребенок почувствует, что справился с испытанием. Вы оба получите положительные эмоции.

Подавайте пример!

Дети всегда равняются на родителей. Поэтому на собственном примере показывайте, что взрослые тоже с удовольствием играют. Не ленитесь и докажите подрастающему поколению, что мы сами создаем вокруг интересное!

Примеры крупной моторики и развития когнитивных функций

  • Игры на меткость тренируют глазомер и развивают навыки концентрации внимания.

  • Ловить мячик важно для развития речи и артикуляции.

  • Скалолазание, шведские стенки, веревочные лестницы, канат научат управлять телом, разовьют стратегическое и аналитическое мышление (в процессе лазания ребенку нужно просчитать свой путь на несколько шагов).

  • Игры на скорость (например: кто быстрее добежит к цели) – скорость обработки информации.

  • Эстафеты и полосы препятствий – навык переключения и выстраивания программы действий, развитие артикуляции.