119

Почему нет мотоциклов с вариатором?

Почему нет мотоциклов с вариатором? Хороший вопрос. Тем более что их не то что бы совсем нет, а их очень мало. Порассуждаем. Для того что бы ответить на него, надо вспомнить, что такое "клиноременный вариатор (CVT)". В вариаторе в общем случае есть два шкива и соединяющий их ремень. Шкивы устроены так, что могут расширяться, и тогда ремень проваливается внутрь, или сжиматься и тогда ремень выдавливает наружу.

Почему нет мотоциклов с вариатором? Мото, Двигатель, Трансмиссия, Cvt, Вариатор, Длиннопост

Соответственно ведущий шкив по мере набора скорости сжимается и выдавливает ремень на больший диаметр, а ведомый расширяется и ремень проваливается на диаметр меньше. Передаточное число (отношение диметров ведомого к ведущему шкивов) падает.

Управляется этот механизм в самом простом случае за счет центробежных грузиков-роликов, а в более дорогих системах мехатронно.

Соответственно, крутящий момент на выходе с вариатора бесступенчато меняется.

В обычной коробке передач для этого служит набор шестерен.

Вариатор отлично прижился на скутерах, снегоходах и квадроциклах. Да чо уж там богичный BRP Maveric X3 ездит на варике. Мотоциклов с такой трансмиссией практически нет. В голову приходит разве что Aprilia Mana 850, которая позаимствовала мотор и вариатор от своего прародителя скутера Gilera GP800

Почему нет мотоциклов с вариатором? Мото, Двигатель, Трансмиссия, Cvt, Вариатор, Длиннопост
Почему нет мотоциклов с вариатором? Мото, Двигатель, Трансмиссия, Cvt, Вариатор, Длиннопост

Aprilia Mana 850 и ее мотор с трансмиссией

Так что же мешает устанавливать CVT на мотоциклы? "Врагов" тут, на мой взгляд, несколько.

Во-первых, с ростом передаваемого крутящего момента растут и без того немаленькие размеры и вес этого механизма.

Почему нет мотоциклов с вариатором? Мото, Двигатель, Трансмиссия, Cvt, Вариатор, Длиннопост
Почему нет мотоциклов с вариатором? Мото, Двигатель, Трансмиссия, Cvt, Вариатор, Длиннопост

Вы только посмотрите до какого монструозного размера разрослась эта трансмиссия на скутере BMW C650GT! А тут "всего" 60 лошадиных сил.

Второй не менее важной причиной является КПД такой трансмиссии, который составляет 80-90%. Главный виновник - потери на трение между шкивами и ремнем. Для сравнения, у обычной шестеренчатой коробки передач КПД около 98%.

Вот и получается, что у упомянутой выше Aprilia Mana до колеса из 75 л.с., доходит всего 53 л.с. (потери не только в варике, но и во всей трансмиссии)

С ростом мощности всё становится ещё хуже. У среднего на сегодня стокиловаттного мотоцикла до выхода дойдет только 80-90 кВт и, что очень неприятно, выделится 10-20 кВт тепловой энергии. Нормальное такое количество тепла способное зимой отопить дом.

А тут это у вас между ног. На снежиках и квадриках это небольшая проблема, они большие и есть возможность это тепло рассеять. На двухколесных с этим гораздо хуже. Например, упомянутая выше Gilera GP800, по словам тех кто на ней ездит греется крайне сильно.

Так что как обычно, если чего-то нет на мотоцикле, то это либо слишком большое, либо слишком тяжелое, либо слишком сильно греется.

А как вы считаете? Почему вариков нет на мотоциклах?

PS.
Лично меня вообще не парит переключать передачи на мотоцикле. И у меня есть Surron у которого вообще нет коробки выбора передач. Никакой. Мне и так хорошо и так. Но я никогда на мотоциклах с роботом не ездил.

Мото

6.4K постов12.1K подписчиков

Правила сообщества

Запрещается оскорбление и провокации членов мото-сообщества