«Побеждающие драконов»: собачий след в японской демонологии
Сегодня мы поговорим о том, какие следы собачьих лапок остались в японской мифологии и узнаем, как маленькая собачка, помещавшаяся на ожерелье, победила гигантского дракона; почему без помощи гигантской собаки не обошлась легендарная Годзилла; как Тоетоми Хидэеси с крылатой собакой воевал; почему, перемещаясь по средневековым японским дорогам, нельзя спотыкаться и падать; как с помощью собаки стать колдуном-киллером в Средневековой Европы.Для предков японцев, переселившихся из Китая и Кореи, никогда не были чужды мифологические и магические представления западных соседей. Чуть ранее начала периода Нара из Китая в Японию «перебралась» традиция устанавливать в жилищах львов-собак («шиса»), с которыми мы уже встречались в Китае. Собака-лев с открытой пастью защищала дом от злых духов. Примерно в десятом веке ее деревянным, каменным или глиняным спутником стала собака с закрытой пастью, которую изображали с рогом на голове. Судя по всему, традиция устанавливать такие обереги стала проявлением распространения буддизма на архипелаге.
Однако для японцев, как и для большинства народов планеты, собаки практически всегда являлись мощным охранительным средством против всякой опасной нечисти. Например, подарок китайского императора, ожерелье с фигуркой «шиса», по преданию спасло жителей нескольких рыбацких деревушек. Фигурку принесли к морю, и она издала такой страшный рев, что с небес упал гигантский камень, который пригвоздил хвост дракона к земли, и он вскоре умер от голода. А на Окинаве, где раньше часто происходили лесные пожары, каменное изображение «шиса» останавливало огонь на подступах к поселениям крестьян.
Представления о собаках-защитницах нашли отражение и в японском кинематографе. Например, в фильме про легендарную Годзиллу, вышедшем на экраны в 1974 года, гигантский ящер не в силах побороть своего робота-двойника, пока гигантский Король Шиса, до этого спавший в горе на Окинаве, не приходит к нему на помощь.
Однако, помимо собак-защитников, японский мифологический свод населяют и собаки, несущие человеку угрозу. В цикле, посвященном истории котиков, мы встречались с таинственными «екаи». Это целая армия разношерстной нечисти, куда входят демоны, призраки и оборотни. Сравнительно безобидные «сунекосури» в темноте путались в ногах людей, заставляя их падать. А вот своей свирепостью и могуществом безусловно отличались инугами – демон в обличье собаки.По мнению японцев, злые колдуны (особенно злобные из них проживают на острове Сикоку) порождают сотни инумаги после страшного ритуала. Собаку зарывают в землю, оставляя только голову. Рядом с ней в пределах видимости кладут еду, чтобы несчастное животное мучалось. Колдун, перед тем как собака умрет, или перед тем как он ее убьет, рассказывает ей о ее страданиях, дабы после смерти получился особо злобный дух.
Дух этот может вселиться в человека, довести его до бешенства, превратить в сумасшедшего убийцу и изувера. Однако, если колдун, создав инугами, был достаточно силен, то он может стать ее хозяином и натравливать ее на людей. Более того, средневековые японцы верили, что такие колдуны являлись своеобразными киллерами, которые принимали «заказы» на устранение разных конкурентов: торговцев, чиновников, а то и могущественных дайме. Впрочем, известно множество преданий, когда инугами пожирали незадачливых «киллеров» или, вселяясь в них, пожирали колдунов изнутри.
Путешествия по горным областям Японии в древности были занятием опасным. Разбойники, ронины, восставшие крестьяне или буддийские монахи, дикие звери могли убить всякого, идущего по безлюдным дорогам. Но особенно страшны были «окури-ину», так называемые «сопровождающие собаки». Они двигались следом за путниками, терпеливо ожидая, пока кто-то не споткнется и не упадет на землю. Только тогда они пожирали несчастного.
Впрочем, чаще всего японцы боялись не мифических собак, а своих правителей, самураев, дайме и сегунов, которые иногда проводили весьма своеобразную политику.
Японская мифология
87 постов567 подписчиков
Правила сообщества
1. Пожалуйста, по возможности указывайте авторов или исходники, если пост без тега моё, уважайте чужой труд.
2. Баяны не приветствуются, но если это большая тематическая сборка и баяны занимают не основную часть поста, то допустимо, что бы не рушить целостность.
3. Оскорбления, угрозы, продвижение политических и религиозных взглядов будут караться.
4. Уважайте себя и окружающих.