Плохие стихи1

Есть замечательный советский мультфильм про Незнайку и его друзей. В одной серии Незнайка пробует писать стихи. Помните? «Я поэт, зовусь Незнайка, от меня вам балалайка». Как учил его поэт Цветик, стихи писать просто, главное – чтоб были смысл и рифма. Незнайка попробовал и пригорюнился: смысл есть – рифмы нет, рифма есть – смысла нет.

Строго говоря, Цветик соврал. Одной рифмы и смысла мало, нужен ещё ритм. Та самая ритмика, которая придаёт стихам плавность, чёткость и законченность. Сравним: «Я поэт, зовусь Незнайка, от меня вам всем приветик». Смысл есть, а ритма нет! «Я поэт, зовусь Незнайка, от меня вам балалайка» – ритм и рифма есть, а смысла нету!

Чтобы писать стихи, нужно уметь соединять ритм, рифму и смысл. Для Цветика это было просто. Но проблема в том, что просто для того, кто УМЕЕТ сочинять стихи. Для тех, кто не умеет, творчество превращается в мучение…


Беда в том, что некоторые люди ЭТОГО НЕ ПОНИМАЮТ! Для таких графоманов всё, что выходит из-под их пера – достойно уважения. И когда пытаешься такому неграмотному бездарю объяснить какие-то правила стихосложения, он ещё и обижается! Считает, что его не поняли! А писать грамотно он просто не умеет. И чтоб хоть как-то втиснуться в стихотворный размер, начинает вклинивать разные слова-паразиты и междометия: уж, так, вот, то, или, все, ах, нам, ведь… Грубо говоря – подгонять задачку под ответ.


Зимой 2013 года одна деятельная дама принесла нам свои стихи, чтобы издать сборник. Набирать текст, верстать, печатать, собирать и обрезать – это моя работа. С одной стороны, мне до лампочки, что там написано, но с другой – я, как бывший литератор, долго плевался, набирая эти вирши…


Человек совершенно не умеет писать стихи! Он не имеет понятия, что такое ритм, размер и рифма! И при этом уверен, что стихи хороши, что их надо опубликовать и раздарить знакомым. Мало того – она хочет сборники продавать! И попробуй даме сказать, что её стряпня – это словесный мусор и позор! Она будет оскорблена в лучших чувствах!


Приведу несколько цитат с маленькими комментариями.


День победы

В судьбе у нас,

И слёзы наши

На лицах нас. Надо «на лицах У нас» или «на лицах наших»


Ох, сколько будет искушений

И лизоблюдов будет рой,

Но в миг моих больших решений

Ответственность делить… ой, ой. Рифма высосана из пальца, чисто соединила ой-ой


Повернуть историю хочу,

Людям прямо, громко я кричу:

Посмотрите, люди, на себя,

Что вы сделали с Землёю, не хотя. «не хотя» – слово совсем не к месту

Клубы дыма, смог, разливы рек,

Да и море – всё страдает век. «век» – неграмотная фраза, прилепила чисто для рифмы

Нефтяные пятна на земле,

Химикаты ползают на дне. «химикаты ПОЛЗАЮТ на дне»!!! хоть бы плавают…

От ударов ядерных Земля

Покачнулась и закрылась вся,

Нету в ней сейчас красы такой

Первозданной, любящей, иной.

А как дети, внуки будут жить?

Что оставим мы? Ползучий круг? Объясните мне, что такое «ползучий круг»?

Говорю я вам, оставьте всё!

Прекратите! Думайте обо всём! «обо всём» – о чём именно? Конкретней пожалуйста

Пусть Земля тихонько восстаёт, «восстаёт» вообще-то от слова «восстание» – революция, тут правильно будет «восстанавливается»

Ну, а мы поможем ей притом. «притом» – слово-паразит, неуместное здесь

Зацветут сады по всей Земле, по всей? И в Антарктиде???

Станет весело, красиво.

И везде запоют свирелью голоса, опять везде – и на Северном полюсе…

Это птицы выйдут из гнезда.

Динозавров может и не быть, при чём тут динозавры?..

Человек по-прежнему велик!


Бестолковый набор слов, ни ритма, ни рифмы… Я для прикола скинул по скайпу несколько стихов другу Михаилу, тот отреагировал быстро:


Химикаты ползают на дне,

И земля давно ползучий круг,

Дама, вам, простите, не ко мне.

Здесь подобных справок не дают.



Королевство облаков

Войско их стояло… «облаков войско их стояло» – очень корявая фраза

Налетали, наплывали,

А потом опять стояли,

Где-то градом отобьются,

А потом опять прижмутся.

То слезинки капли,

То воды охапки, охапка чего-то объёмного, но никак не воды!

Тучи грозные идут

И опять водой польют…

А летим мы выше их,

Потому вот так следим. «вот так» – сразу два некрасивых слова-паразита

Красота извечна

Нам к душе навечно.


Объясните мне, что такое «красота извечна нам к душе навечно»… Я понять этого не в состоянии. Это какой-то тупой набор слов… А «воды охапки»? Она вообще смысл слов понимает?


Михаил продолжал издеваться:

Я возьму воды в охапку и закину в облака,

Я не логик, не ученый, маразматик я пока,

Облака стоят как фаллос, самолет над ними – вжик.

В памяти еще осталось то, чем радовал мужик.



Я не знаю, что так гложет,

Я не знаю, в чём тоска,

Грудь наполнена и бродит,

Словно жизнь моя полна

Грустью жизни воспоминаний,

Резкость прежних удалых

Лет, летающих как пряник, ПРЯНИКИ ЛЕТАЮТ?????

Привлекающих сытых

Тех людей, которых, может,

И людьми назвать нельзя,

Но по жизни всё им можно,

Да, и трогать их нельзя.

Всё живёт в краю родимом,

Всё смешалось, словно сон,

А проснуться слабость в кости чего-чего? где слабость???

Ты почувствуешь при них.

Но нельзя идти так дальше,

Помнишь, слышишь тот завет,

Как пророк в своих сужденьях

Направление нам предрёк,

Так любите, люди, солнце, так, тот, нам, так, всем – куча лишних слов

Землю ту цените вслух,

Расскажите всем, а лучше

Покажите им пример.


Что значит «Расскажите всем, а лучше покажите им пример»? Кому всем? Какой пример?? Кому «ИМ»??? Я не могу, мой мозг взрывается…


Михаил:

У меня в груди – сивуха,

Забродила, мочи нет,

И рождаю я средь ночи

Этот стихотворный бред.

Чу, летает в небе пряник,

Съела я не тех грибов,

Вслух цените, люди, землю,

Что рождает дураков.



Бог создал остов в человеке,

Его мы стержнем все зовём,

Определитель сути человека,

Характером его зовём. «зовём – зовём». Офигительная рифма!

Остальное всё как прежде,

У всех одно и то же есть.

И лишь глаза на этом свете а что, глаза есть и на ТОМ СВЕТЕ?

Показывают: кто-то, что-то есть. Опять классная рифма «есть – есть»

Вот отраженье в них бывает,

И кажется, сейчас он съест, Он - это кто?.... И почему съест??

Но вдруг потом мы понимаем,

Ведь это сила друга есть.

Глаза как облако бывают,

Но могут степью пронестись.

Ковыль звучит, как в этой песне,

Но можно к морю отнести. что отнести? зачем отнести?...

Но вот земля в их отраженьи,

Но могут ночи подойти.

Вот так идут года,

И мы твердеем,

Характер кремня обретя.

Но нерва много, мы тускнеем,

В глазах увидим тот налёт.

Уходит жизнь, мы в продолженье

Всё это детям отдаём. отдаём. А детям оно надо?



Пусто, грустно, непонятно…

Что в душе моей – невнятно, невнятно – это в самую точку!

Шепчет мысль моя в тиши,

Тихо шепчет: напиши!

Напиши про жизнь свою,

Расскажу про боль свою.

Жизнь текла, как в звёздный час,

Вспоминаю я подчас,

Неохота говорить…

И пора бы всё забыть…

Но ведь мысль меня тревожит,

Об одном она стрекочет:

Жизнь проходит, ты одна,

Письма пишешь до звена, не понял… что такое «до звена»?…

Рассказать ему должна

Про забытые дела…

В них немного о себе,

Не забыть бы о тебе,

Много было разных дел,

Но, конечно, твой удел

Быть всегда бы на виду,

Колокольчиком в быту…

Ну а если мы всерьёз, ну - а - если - мы – четыре слова-паразита

То, конечно, много слёз,

Ведь дела у нас плохи…

Забирают за долги всё:

Дом, дела, квартиры…

Банки метят прямо в глаз,

Им, конечно, не до нас.

Как нам – жить или тужить?

Будем медленно тушить

Тот пожар, который в нас

Догорает прям сейчас!


Гениальные рифмы! Тиши – напиши, свою – свою, звёздный час – подчас, одна – до звена, о себе – о тебе, дел – удел, всерьёз – слёз, тужить – тушить, нас – сейчас... Но прогресс!!! РИФМА ПОЯВИЛАСЬ!


«Тихо шепчет: напиши! Напиши про жизнь свою, Расскажи про боль свою». Дама обещает рассказать нам про свою жизнь – и… ни гу-гу. Ничего конкретного и интересного ни о себе, ни о семье не сообщает, она просто переливает из пустого в порожнее. Что называется, пургу гонит.

Человек уверен, что любой её словесный понос достоин внимания. И не задумывается – а интересно ли это другим…


В заключение привожу стихотворение незрячей поэтессы Розы Ахтямовой. Здесь, в одном небольшом стихотворении, и рассказ о своей жизни, и смысл, и боль.


Ещё ребёнком в зеркала

глядела я – не наглядеться...

Знать, чувствовала детским сердцем,

что в жизнь мою вторгалась мгла.

Цветы и травы не рвала

и только взглядом их ласкала,

людей глазами целовала:

назойливою не была.

Вставала рано, с пеньем птиц,

день новый только нарождался.

Кружилась я в незримом вальсе

средь милых глаз, любимых лиц...

За что?! За что всё отнялось?

За что такая мне немилость?

За чьи грехи я расплатилась?

И чьё проклятие сбылось?

О память! Я тебя прошу:

не дай исчезнуть хрупким бликам!..

Нечеловеческим бы криком

кричать мне то, о чём пишу!