Плохие стихи1
Есть замечательный советский мультфильм про Незнайку и его друзей. В одной серии Незнайка пробует писать стихи. Помните? «Я поэт, зовусь Незнайка, от меня вам балалайка». Как учил его поэт Цветик, стихи писать просто, главное – чтоб были смысл и рифма. Незнайка попробовал и пригорюнился: смысл есть – рифмы нет, рифма есть – смысла нет.
Строго говоря, Цветик соврал. Одной рифмы и смысла мало, нужен ещё ритм. Та самая ритмика, которая придаёт стихам плавность, чёткость и законченность. Сравним: «Я поэт, зовусь Незнайка, от меня вам всем приветик». Смысл есть, а ритма нет! «Я поэт, зовусь Незнайка, от меня вам балалайка» – ритм и рифма есть, а смысла нету!
Чтобы писать стихи, нужно уметь соединять ритм, рифму и смысл. Для Цветика это было просто. Но проблема в том, что просто для того, кто УМЕЕТ сочинять стихи. Для тех, кто не умеет, творчество превращается в мучение…
Беда в том, что некоторые люди ЭТОГО НЕ ПОНИМАЮТ! Для таких графоманов всё, что выходит из-под их пера – достойно уважения. И когда пытаешься такому неграмотному бездарю объяснить какие-то правила стихосложения, он ещё и обижается! Считает, что его не поняли! А писать грамотно он просто не умеет. И чтоб хоть как-то втиснуться в стихотворный размер, начинает вклинивать разные слова-паразиты и междометия: уж, так, вот, то, или, все, ах, нам, ведь… Грубо говоря – подгонять задачку под ответ.
Зимой 2013 года одна деятельная дама принесла нам свои стихи, чтобы издать сборник. Набирать текст, верстать, печатать, собирать и обрезать – это моя работа. С одной стороны, мне до лампочки, что там написано, но с другой – я, как бывший литератор, долго плевался, набирая эти вирши…
Человек совершенно не умеет писать стихи! Он не имеет понятия, что такое ритм, размер и рифма! И при этом уверен, что стихи хороши, что их надо опубликовать и раздарить знакомым. Мало того – она хочет сборники продавать! И попробуй даме сказать, что её стряпня – это словесный мусор и позор! Она будет оскорблена в лучших чувствах!
Приведу несколько цитат с маленькими комментариями.
День победы
В судьбе у нас,
И слёзы наши
На лицах нас. Надо «на лицах У нас» или «на лицах наших»
Ох, сколько будет искушений
И лизоблюдов будет рой,
Но в миг моих больших решений
Ответственность делить… ой, ой. Рифма высосана из пальца, чисто соединила ой-ой
Повернуть историю хочу,
Людям прямо, громко я кричу:
Посмотрите, люди, на себя,
Что вы сделали с Землёю, не хотя. «не хотя» – слово совсем не к месту
Клубы дыма, смог, разливы рек,
Да и море – всё страдает век. «век» – неграмотная фраза, прилепила чисто для рифмы
Нефтяные пятна на земле,
Химикаты ползают на дне. «химикаты ПОЛЗАЮТ на дне»!!! хоть бы плавают…
От ударов ядерных Земля
Покачнулась и закрылась вся,
Нету в ней сейчас красы такой
Первозданной, любящей, иной.
А как дети, внуки будут жить?
Что оставим мы? Ползучий круг? Объясните мне, что такое «ползучий круг»?
Говорю я вам, оставьте всё!
Прекратите! Думайте обо всём! «обо всём» – о чём именно? Конкретней пожалуйста
Пусть Земля тихонько восстаёт, «восстаёт» вообще-то от слова «восстание» – революция, тут правильно будет «восстанавливается»
Ну, а мы поможем ей притом. «притом» – слово-паразит, неуместное здесь
Зацветут сады по всей Земле, по всей? И в Антарктиде???
Станет весело, красиво.
И везде запоют свирелью голоса, опять везде – и на Северном полюсе…
Это птицы выйдут из гнезда.
Динозавров может и не быть, при чём тут динозавры?..
Человек по-прежнему велик!
Бестолковый набор слов, ни ритма, ни рифмы… Я для прикола скинул по скайпу несколько стихов другу Михаилу, тот отреагировал быстро:
Химикаты ползают на дне,
И земля давно ползучий круг,
Дама, вам, простите, не ко мне.
Здесь подобных справок не дают.
Королевство облаков
Войско их стояло… «облаков войско их стояло» – очень корявая фраза
Налетали, наплывали,
А потом опять стояли,
Где-то градом отобьются,
А потом опять прижмутся.
То слезинки капли,
То воды охапки, охапка чего-то объёмного, но никак не воды!
Тучи грозные идут
И опять водой польют…
А летим мы выше их,
Потому вот так следим. «вот так» – сразу два некрасивых слова-паразита
Красота извечна
Нам к душе навечно.
Объясните мне, что такое «красота извечна нам к душе навечно»… Я понять этого не в состоянии. Это какой-то тупой набор слов… А «воды охапки»? Она вообще смысл слов понимает?
Михаил продолжал издеваться:
Я возьму воды в охапку и закину в облака,
Я не логик, не ученый, маразматик я пока,
Облака стоят как фаллос, самолет над ними – вжик.
В памяти еще осталось то, чем радовал мужик.
Я не знаю, что так гложет,
Я не знаю, в чём тоска,
Грудь наполнена и бродит,
Словно жизнь моя полна
Грустью жизни воспоминаний,
Резкость прежних удалых
Лет, летающих как пряник, ПРЯНИКИ ЛЕТАЮТ?????
Привлекающих сытых
Тех людей, которых, может,
И людьми назвать нельзя,
Но по жизни всё им можно,
Да, и трогать их нельзя.
Всё живёт в краю родимом,
Всё смешалось, словно сон,
А проснуться слабость в кости чего-чего? где слабость???
Ты почувствуешь при них.
Но нельзя идти так дальше,
Помнишь, слышишь тот завет,
Как пророк в своих сужденьях
Направление нам предрёк,
Так любите, люди, солнце, так, тот, нам, так, всем – куча лишних слов
Землю ту цените вслух,
Расскажите всем, а лучше
Покажите им пример.
Что значит «Расскажите всем, а лучше покажите им пример»? Кому всем? Какой пример?? Кому «ИМ»??? Я не могу, мой мозг взрывается…
Михаил:
У меня в груди – сивуха,
Забродила, мочи нет,
И рождаю я средь ночи
Этот стихотворный бред.
Чу, летает в небе пряник,
Съела я не тех грибов,
Вслух цените, люди, землю,
Что рождает дураков.
Бог создал остов в человеке,
Его мы стержнем все зовём,
Определитель сути человека,
Характером его зовём. «зовём – зовём». Офигительная рифма!
Остальное всё как прежде,
У всех одно и то же есть.
И лишь глаза на этом свете а что, глаза есть и на ТОМ СВЕТЕ?
Показывают: кто-то, что-то есть. Опять классная рифма «есть – есть»
Вот отраженье в них бывает,
И кажется, сейчас он съест, Он - это кто?.... И почему съест??
Но вдруг потом мы понимаем,
Ведь это сила друга есть.
Глаза как облако бывают,
Но могут степью пронестись.
Ковыль звучит, как в этой песне,
Но можно к морю отнести. что отнести? зачем отнести?...
Но вот земля в их отраженьи,
Но могут ночи подойти.
Вот так идут года,
И мы твердеем,
Характер кремня обретя.
Но нерва много, мы тускнеем,
В глазах увидим тот налёт.
Уходит жизнь, мы в продолженье
Всё это детям отдаём. отдаём. А детям оно надо?
Пусто, грустно, непонятно…
Что в душе моей – невнятно, невнятно – это в самую точку!
Шепчет мысль моя в тиши,
Тихо шепчет: напиши!
Напиши про жизнь свою,
Расскажу про боль свою.
Жизнь текла, как в звёздный час,
Вспоминаю я подчас,
Неохота говорить…
И пора бы всё забыть…
Но ведь мысль меня тревожит,
Об одном она стрекочет:
Жизнь проходит, ты одна,
Письма пишешь до звена, не понял… что такое «до звена»?…
Рассказать ему должна
Про забытые дела…
В них немного о себе,
Не забыть бы о тебе,
Много было разных дел,
Но, конечно, твой удел
Быть всегда бы на виду,
Колокольчиком в быту…
Ну а если мы всерьёз, ну - а - если - мы – четыре слова-паразита
То, конечно, много слёз,
Ведь дела у нас плохи…
Забирают за долги всё:
Дом, дела, квартиры…
Банки метят прямо в глаз,
Им, конечно, не до нас.
Как нам – жить или тужить?
Будем медленно тушить
Тот пожар, который в нас
Догорает прям сейчас!
Гениальные рифмы! Тиши – напиши, свою – свою, звёздный час – подчас, одна – до звена, о себе – о тебе, дел – удел, всерьёз – слёз, тужить – тушить, нас – сейчас... Но прогресс!!! РИФМА ПОЯВИЛАСЬ!
«Тихо шепчет: напиши! Напиши про жизнь свою, Расскажи про боль свою». Дама обещает рассказать нам про свою жизнь – и… ни гу-гу. Ничего конкретного и интересного ни о себе, ни о семье не сообщает, она просто переливает из пустого в порожнее. Что называется, пургу гонит.
Человек уверен, что любой её словесный понос достоин внимания. И не задумывается – а интересно ли это другим…
В заключение привожу стихотворение незрячей поэтессы Розы Ахтямовой. Здесь, в одном небольшом стихотворении, и рассказ о своей жизни, и смысл, и боль.
Ещё ребёнком в зеркала
глядела я – не наглядеться...
Знать, чувствовала детским сердцем,
что в жизнь мою вторгалась мгла.
Цветы и травы не рвала
и только взглядом их ласкала,
людей глазами целовала:
назойливою не была.
Вставала рано, с пеньем птиц,
день новый только нарождался.
Кружилась я в незримом вальсе
средь милых глаз, любимых лиц...
За что?! За что всё отнялось?
За что такая мне немилость?
За чьи грехи я расплатилась?
И чьё проклятие сбылось?
О память! Я тебя прошу:
не дай исчезнуть хрупким бликам!..
Нечеловеческим бы криком
кричать мне то, о чём пишу!