Панорама Великого Сибирского пути
В России есть одна из самых необычных картин в мире: это панорама длиной 942 м и высотой 54 см, написанная акварельными красками. Про длину не опечатка: это реально картина длиной почти километр!
Летом 1894 года руководство Управления строительством Сибирской железной дороги обратились к художнику Павлу Яковлевичу Пясецкому с просьбой написать картину — панораму Сибирской железной дороги. В письме оговаривалось, что законченная работа должна иметь вид непрерывной картины-ленты шириной не менее ¾ аршина (примерно 54 см), быть исполненной акварельными красками, оговаривались условия оплаты, назывались пункты местности для зарисовки, а также какую помощь в предоставлении транспорта должна оказать железная дорога художнику.
Художник создавал своё произведение в специально оборудованном вагоне с огромным столом. В вагоне стояли букеты трав и цветов, которые росли вдоль трассы и которые нужно было запечатлеть. Основная работа шла на крыше, где была крытая беседка, кисти карандаши и бумага. Пясецкий пользовался фотоаппаратом и камерой-обскура, чтобы зафиксировать и перенести на бумагу окружающий ландшафт. В среднем на один метр рисунка приходилось несколько километров пути.
Была готова часть панорамы от Самары до Каинска (современный Куйбышев Новосибирской области) длиной в 250 аршин (примерно 177 метров). Однако между художником и заказчиком возникли разногласия в цене (18 500 рублей), в результате чего от дальнейшего продолжения работы заказчик решил отказаться. Но картина понравилась императору Николаю II, и он пожелал, чтобы работа была непременно продолжена. Пясецкому немедленно оплатили проделанную им работу, и предоставили всё необходимое для её продолжения. Император хотел, чтобы картина демонстрировалась в Париже на Всемирной выставке 1900 года. По договору работу нужно было завершить к концу 1899 года.
Для продолжения работы художнику был выделен специальный вагон-мастерская и двухосный вагон для отдыха и сна. К нему также был приставлен проводник, который обеспечивал ему связь с подвижным составом, чтобы он мог беспрепятственно курсировать по всей длине строящейся дороги.
Панорама впервые была представлена на X Всемирной выставке в Париже 1900 года с 15 апреля по 12 ноября. На выставке для демонстрации картины был построен специальный павильон, посетители которого поднимались на второй этаж и словно оказывались на железнодорожной станции в Москве. В павильоне с тремя вагонами, включающими салон, спальные места и столовую посетители (точнее «пассажиры») заходили в вагоны, рассаживались по местам и просматривали панораму через окна. Специальные установки имитировали тряску вагонов и движение поезда. Движущаяся панорама состояла из нескольких движущихся слоёв объектов и картин. Ближайшими объектами были песок, камни и валуны на горизонтальной полосе, движущаяся со скоростью 300 метров в минуту. Далее на низком экране, движущемся со скоростью 120 метров в минуту, были нарисованы кусты. За ним экран с картинами двигался со скоростью 40 метров в минуту. На последнем экране размерами 7 на 105 метров были нарисованы горы, леса и города, и он двигался со скоростью 5 метров в минуту. В итоге, с помощью четырёх экранов создавалась картина движения.
Панорама на выставке была удостоена золотой медали, а её автор ордена Почётного легиона.
Картина была передана в Государственный Русский музей императора Александра III, затем перешла в запасники Эрмитажа. В 2004-м году о ней вспомнили и по инициативе РЖД в 2007-м отреставрировали и оцифровали. Сегодня полотна хранятся в Государственном Эрмитаже, разделённые на 9 рулонов, каждый из которых намотан на валик. Длина рулонов от 54 до 127 метров.
Увидеть уникальную панораму в данный момент можно только в оцифрованном виде в инсталляции Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге (возле Балтийского вокзала).
Ссылки по теме:
Музей РЖД в Санкт-Петербурге
Более подробная статья
Небольшое видео про Транссиб и историю создания картины