Ответ на пост «Уехавшие»

Тут недавно был очень холиварный пост про релокантов и людей второго сорта.

Хотите распишу что происходит у ТС в голове с точки зрения психологии?

Тезис

Для ТС исходного поста, выдерживать осуждение других людей - практически невозможно. Эту невозможность выдерживать считает не просто нормой, но и единственно верным поведением. Если тебя осуждают - значит ты очень плохой, грубо говоря, "человек второго сорта".

Поэтому все, кто уехал и может справится с осуждением как со стороны тех, кто остался, так и со стороны окружающих - для нее иррациональные и глупые люди, которые еще зачем то сами выбрали, чтобы их осуждали.

Аргументы

Основных аргументов к этому тезису 2. Во-первых, сама логическая цепочка:

Они отлично понимали, что в Европе к ним будет отношение, как у нас к узбекам, но всё же выбрали этот путь. Не могу я после этого относиться к ним, как к равным, и сочувствовать им, как равным.

Т.е. если ты выбрал путь, на котором тебя могут осудить или высказать негативное отношение, то ты - заведомо не равен мне. Меня не осуждают и это моя главная добродетель. И конечно же, в здравом уме ТС никогда не поедет туда, где ее могут осудить. Ценность хорошего отношения со стороны общества может быть гораздо сильнее даже страха смерти (не говорю, что это плохо, просто пока возьмем как факт).

Во-вторых, неоднократные аппеляции к общественному мнению

То, что под постом плюсов больше, чем минусов, говорит о том, что как минимум 300 человек со мной согласны.

И так несколько раз в разных форматах. То есть, для ТС общественная поддержка гораздо более значимый аргумент, чем какие-либо факты. Такое часто случается, когда у человека очень сильная травма отверженного, и ему очень тяжело выдержать конфликт между своими ценностями и ценностями большинства. Поэтому, самый простой путь - подстроить свои ценности под большинство.

Куда такой формат поведения может привести?

В целом, для выживания это полезно. Эволюционно, чувство стыда нам было очень нужно для выживания. Потому что тот, кого изгнали из стаи, не выживет в одиночку. Но, в современном мире, у такого поведения есть один крупный баг - человек, ориентированный на общественное мнение и не имеющий своих ценностных ориентиров ищет только поддержку со стороны общества, а не реальные факты. Таким образом, любые, даже самые бессмысленные с точки зрения логики факты, могут найти большую поддержку.

Например, феномен фашизма в Германии в 30-40 годах. Нам с вами кажется абсолютно нелогичным тот факт, что немцы не воспринимали евреев, негров и славянские народы за людей. Где связь между цветом кожи, формой черепа и человеческими качествами? Куча фактов говорит про то, что этой связи нет. Что мы с вами такие же люди, как и немцы, как и другие народности с небольшими социокультурными отличиями. Если взять ребенка-негра и вырастить его в славянской семье и культуре - вы вряд ли заметите отличия.

Но все эти факты отрицались, потому что общественное мнение их не поддерживало

Покажу, как можно этот баг отловить. Основной маркер: деление людей на "свой"/"чужой" и расчеловечиване последних, путем приписывания им отрицательных качеств. Все, кто не соответствует заданным параметрам (цвет кожи, размер черепа) - наделяются негативными характеристиками (обычно, почти не связанными с реальностью). Например, фраза "люди второго сорта", "унтерменши" и т.д. Такая когнитивная ошибка вызвана генерализацией - приписывание черт одного человека группе людей. При этом этот "один человек" может быть и вовсе воображаемым или сформировавшимся образом в голове, не имеющим реального прототипа. Или быть совокупностью качеств одной небольшой группы людей внутри большой группы.

Пример такой защиты мы видим в комментах ТСа

мнение уехалов не учитывается в большинстве своём.

И это достаточно удобно, потому что такой формат поведения это еще одна когнитивная защита: избирательное восприятие. "Своих" мы воспринимаем в поддержку своего мнения, а мнение "чужих" отрицаем.

Зачем я все это написал?

Во-первых, потому что у меня подгорело=) Во-вторых, я бы хотел, чтобы люди осознавали свои когнитивные ошибки и умели их выявлять. Если хотя бы половина общества будет способна это сделать, то мы никогда не вернемся в эпоху фашизма и иных деструктивных идеологий. А ТСу рекомендую поработать с психологом над травмой отверженного, чтобы научится выдерживать чужое неодобрение.