Ответ на пост «А ведь ему предлагали работу»11
для тех кого заинтересовало :
### 1. **Гордость и презрение к «обыденному» труду**
- Раскольников — бывший студент, интеллектуал, считающий себя выше «толпы». Он презирает рутинный труд (например, уроки, переписку бумаг), который мог бы дать ему скромный доход, потому что видит в этом унижение.
- В его теории «обычные» люди («твари дрожащие») покорно принимают свою участь, а «необыкновенные» (Наполеоны, Ликурги) имеют право переступать моральные нормы ради великих целей. Работать за копейки для него — значит признать себя «тварью дрожащей».
### 2. **Иллюзия «великого предназначения»**
- Он убеждён, что должен совершить нечто грандиозное (например, проверить свою теорию убийством старухи-процентщицы), а не тратить жизнь на борьбу за выживание. Даже когда он получает деньги (например, от матери или Разумихина), он либо отдаёт их нуждающимся (семье Мармеладовых), либо транжирит — потому что мелкие решения проблем его не удовлетворяют.
### 3. **Социальный пессимизм**
- Раскольников живёт в мире, где честный труд не гарантирует справедливости. Он видит, как Мармеладов, спившийся чиновник, не может выбраться из нищеты, а его дочь Соня вынуждена торговать собой. Это укрепляет его веру в то, что система сломана, и «обычные» способы выживания бессмысленны.
### 4. **Психологическая депрессия и фатализм**
- Он находится в состоянии глубокой апатии, граничащей с безумием. Его мучают навязчивые идеи, он заперт в «каморке-гробу» (символе его отрезанности от мира). Даже если бы он попытался работать, его паранойя и чувство обречённости помешали бы этому.
### **Вывод**
Раскольников не ищет работу не из-за лени, а из-за **идейного максимализма**: он хочет либо «всё», либо ничего. Его бунт — это трагическая попытка доказать, что он выше системы, но в итоге он становится её жертвой. Только через страдание и искупление (как в эпилоге) он начинает осознавать ценность простого, честного труда и смирения.
Это ключевой момент критики Достоевским радикальных идей XIX века: писатель показывает, что гордыня и отрицание «малых дел» ведут не к величию, а к духовной гибели.