Отношение отечественного потребителя к АвтоВазу
Недавно я проводил опрос, который организовывал на профессиональных форумах, где у меня суммарно более 1,1 к. подписчиков. Вопрос был простой: что ты выберешь - Автоваз или китайский автопром. Отзывы владельцев новых отечественных авто оказались не из лучших и основная часть голосовавших выбрала китайский автопром.
Что происходит?
Россияне начинают ориентироваться на внешний вид, комфорт и инновации, а не на патриотизм, как было раньше. И это нормально — каждый хочет, чтобы машина не только служила, но и радовала глаз, особенно в условиях кризиса.
Отношение к отечественному автопрому: как всё изменилось?
Тема автопрома в России всегда обсуждаемая. Но что интересно — за последние несколько лет картина начала резко меняться.
Когда-то мы гордились тем, что наши автомобили — это символ прочности и надёжности, а "Нива" и "Жигули" были культовыми машинами. Ситуация на рынке была совсем другой. Все помнят 2000-е, когда АвтоВАЗ занимал почти 50% рынка. Но что мы видим сейчас? АвтоВАЗ не только потерял лидерство, но и значительно уступает китайцам.
Еще статистики:
🔸В 2014 году российские автомобили занимали более 50% рынка, а на 2024-й доля упала до 27%.
🔸Китайские бренды, такие как Haval, Geely, Chery, завоевывают всё большее внимание. В 2024 году их доля составила почти 35% на российском рынке.
Это не просто статистика — это отражение реальных изменений в восприятии и поведении потребителей. Кто-то готов поддерживать отечественного производителя, несмотря на всю критику, а кто-то выбирает комфорт и технологические новшества, которые китайские бренды представляют с каждым годом всё ярче.
С чем это связано?
Конечно, кризис. В условиях экономической нестабильности, роста цен на топливо и материалов, а также больших ставок на кредиты, покупатели становятся прагматичными. Если раньше люди выбирали авто с душой, с привязанностью, то теперь стоит вопрос: что за эти деньги я получу?
Пример: "Гранта" давно перестала быть хитовой моделью. А когда-то она была символом доступности. А вот китайцы предлагают всё: от дешевых и доступных моделей до премиум-сегмента. Это приводит к тому, что всё больше людей начинают сравнивать не просто цены, а комфорт, безопасность, технические характеристики и гарантии.
Итак, что мы можем с этим сделать?
Вот и приходит момент, когда мы должны поговорить об антикризисном менеджменте.
Я много раз писал о том, что такое антикризисное управление. Это когда компания или человек находит способ действовать, несмотря на сложности. В контексте автопрома — что нужно делать для того, чтобы не просто выжить, а выиграть в условиях рынка?
Прежде чем начну говорить, возьму во внимание важный факт, что никто не говорит и даже близко не считает что у АвтоВаза кризис. В качестве примера приводил цитаты его руководителей в прошлом посте. А раз нет кризиса, значит нет и проблем. Шевелиться не стоит. Особенно когда кормушка из ФНБ всегда под рукой.
Меры:
🔸Инновации — это не опция, а необходимость.
Если ты стоишь на месте, ты уже проигрываешь. В условиях кризиса без инноваций ты просто не выживешь. Вот почему китайские компании выигрывают: они внедряют новые технологии, улучшают качество и скорость производства.
🔸Оптимизация процессов.
Если приходится выбирать между сокращением производственных затрат и снижением качества — выбирай первое. Как бы это ни звучало, но ты не можешь выпускать товар, который не будет продаваться. Стоит признать, что производственные процессы у АвтоВаза одни из самых эффективных в стране. Но что с процессами управленческими? Продажами? Процессами разработки новых моделей? Я там не работал, но очевидно что вариантов для оптимизации там вагон. Почему? Читай в моей прошлой статье.
🔸Гибкость и адаптивность.
Антикризисный менеджер в условиях неопределенности должен быть готов к быстрым переменам и корректировкам стратегии. То, что подходит сегодня, может быть неактуально завтра. Отсюда и проблемы отечественного автопрома: они не успевают быстро адаптироваться к новым условиям.
Хорошая история о том, как АвтоВАЗ перезапустил Lada Niva
Давайте вспомним, как была перезапущена Lada Niva. В 2020 году, когда НАКОНЕЦ-ТО стало понятно, что «Niva» устарела, начали реанимировать модель, предлагая новую генерацию с улучшениями по всем фронтам. И это был не просто рестайлинг. Это тот случай, когда реструктуризация бизнес-модели дала шанс на успех. Бренд оставался актуальным, потому что сохранил свою "индивидуальность", но при этом адаптировался к современным реалиям. На выходе получилась классная машина, которая заинтересовала и новых покупателей, и старых поклонников.
Заключение
В условиях жесткой конкуренции и кризисов нужно не бояться изменений. Система управления, которая раньше была эффективной, вряд ли поможет в будущем. Модернизация, адаптация и поиск новых решений — вот что будет решать в 2025 году.
Ваш Оптимизатор⚙️
Больше интересной информации в моем телеграмм-канале по ссылке.
Мои статьи о текущей ситуации в промышленности, которые ты мог пропустить:
Почему форумы по бережливому производству не эффективны?
Пошаговая инструкция по организации правильной конференции
Субсидии для чайников
Льготы для повышения производительности труда в сфере промышленности
А может их всех аккредитовать?
Пост о том, как побудить руководителя компании на внедрение изменений
Бережливое производство в ВУЗы. Зачем?
Перестройка или бюрократия? Введение обязательных ГОСТов по бережливому производству
Роботизация в промышленности. Текущие реалии. Факты. Последствия
Стоимость содержания 1 промышленного робота на предприятии
Бюрократия как чума отечественной промышленности
Борьба с бюрократией: кейс завода по производству автокомплектующих в Нижнем Новгороде
Влияние доллара на промышленность России
Колебания курса валют: вызов или возможность для промышленности?
Импортозамещение: успехи и вызовы отечественной промышленности
Почему антикризисный менеджмент сейчас на пике актуальности?
Здоровье - главная инвестиция антикризисного менеджера
Как Новый год повлиял на компанию GM
С чего начать новый год антикризисному менеджеру в 2025 году?
ТОП-5 инструментов для анализа текущего состояния бизнеса
Когда мебель спасла бизнес, а кризис стал трамплином
Как вести команду в условиях кризиса? Роль лидера и техники мотивации в сложных ситуациях Антикризисный менеджмент и депрессия: Как справляться, когда мир рушится?
Почему ты - антикризисный менеджер, даже если этого не знаешь
Инженеры будущего или кассиры? Почему молодёжь не спешит на производство
АвтоВАЗ и китайцы: кто кого?
Российская промышленность
791 пост1.7K подписчика
Правила сообщества
Правила Пикабу