Минутка потребительского экстремизма. Последствия нарушения продавцом договора оферты.

Давно обещал запостить, все сроки прошли (@vxgrif, @Solann, @crbmaior, прошу прощения за задержку), засим предоставляю мой "глубокий" опыт, домыслы и скромное ИМХО на суд читателя. Осторожно - первопост.

Офе́рта (лат. offero — предлагаю) — предложение о заключении сделки, в котором изложены существенные условия договора, адресованное определённому лицу, ограниченному или неограниченному кругу лиц. Если получатель (адресат) принимает оферту (выражает согласие, акцептует её), это означает заключение между сторонами предложенного договора на оговоренных в оферте условиях. Оферта может быть письменной или устной. Направление (выпуск, публикация) оферты обязывает направившее её лицо заключить указанный в оферте договор с акцептантом (или любым из группы акцептантов). © Wiki

Понятие оферты дается в ст. 435 ГК РФ, в ст. 437 дается понятие публичной оферты (т.е. оферты для неограниченного круга лиц).

Ценник+образец товара в магазине является публичной офертой, поскольку содержит все существенные для договора купли-продажи условия (предмет и цена). Соответственно, каждый платежеспособный покупатель магазина является потенциальным акцептантом. С момента активного изъявления желания приобрести товар (в магазинах самообслуживания - помещение товара в тележку и следование к кассе, в иных - озвучивание пожеланий продавцу) покупатель является стороной заключенного, но еще не исполненного договора купли-продажи.

Меня как потребителя как-то заинтересовал вопрос: а что будет, если очень дешевый и вкусный сыр определенной марки закончился на мне, а на витрине лежит муляж с ценником? Ситуация довольно сложная, это уже не просто "ой, мы забыли поменять ценники, а скидка уже не действует", верно?

По анализу законодательства я для себя сформулировал такой ответ: с момента принятия мной акцепта договор считается заключенным, поэтому неисполнение продавцом договора или затягивание такого исполнения нарушает мое право приобрести конкретный товар по указанной цене в разумные сроки. Как продавец может восстановить это мое право? Купить такой товар где угодно (если уж он не удосужился своевременно снять предложение с витрины) за какую угодно цену и продать мне по той цене, которая была тогда указана на ценнике. Что же мне делать, если он сие делать отказывается? Да то же самое, а разницу вернуть через суд.

Теперь к практике. С год назад я заказал товар в одном достаточно крупном интернет-магазине, цена была достаточно привлекательной и ниже процентов на 20, чем в других интернет-магазинах. Утром я заказал товар через их форму на сайте, указал свои контактные данные и e-mail. На эл. почту мне тут же пришло уведомление о регистрации заявки и наличии товара (подтверждение). Через примерно 30 минут со мной созвонился менеджер и уточнил, что к вечеру мне привезут товар. Однако же, около 16.00 мне позвонил другой менеджер и сообщил, что товар они доставить не могут по причине того, что на складе промежуточного поставщика его нет, и когда он там появится - неизвестно. Поскольку товар мне нужен был в течение недели, я кинулся искать иные предложения по примерно такой-же цене, но увы - на всех предложениях значилось "нет в наличии", а остались только более дорогие предложения аналогичной модели. Пришлось немного подумать, и результатом стало письмо-претензия, направленная интернет-магазину через специальную форму на их сайте. В претензии я указал все обстоятельства, что договор оферты я расторгать отказываюсь, что они могут выкупить товар в любом другом интернет-магазине и продать мне по меньшей цене, в противном случае я сделаю то же самое, а разницу верну через суд как убытки, возникшие вследствие неисполнения ими договорных обязательств. Со мной связался конфликт-менеджер Владимир и поначалу предложил "ну не надо, вы чё, нормально же общались", на что ему был дан вежливый и спокойный ответ, что "надо, Федя Володя, надо". Он взял часовую паузу, а потом перезвонил мне и сказал, что первый вариант (они покупают дорого и мне продают дешево) для них неприемлем, а вот второй вариант (я покупаю дорого и они компенсируют мне разницу) для них подходит и они легко вернут мне разницу (например, кинут на телефон). (Естественно, с момента их отказа все переговоры я записывал, да еще и вёл по громкой связи в присутствии коллег-свидетелей.) Мне понравился их подход к работе, и я ответил, что согласен и им перезвоню после совершения покупки в другом месте.

Чем же всё закончилось, вы спросите? А закончилось тем, что я купил товар под заказ в другом интернет-магазине еще дешевле, чем у них, о чём я и уведомил великолепного Владимира. Но думается мне, что даже в случае их отказа сотрудничать перспективы дела в суде были бы неплохи, ведь: а) подтверждение заказа и наличия товара на складе пришли мне на e-mail; б) легко было установить факт многочисленных телефонных разговоров с продавцом; в) была аудиозапись и свидетели признания конфликт-менеджером их косяка. Единственная ошибка, которую я мог бы сделать - это из чувства ложной мести поискать самое дорогое предложение товара данной марки и модели, что в суде бы не "проканало", и суд мог бы снизить размер компенсации.

Народный контроль

1.2K поста6.3K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

В этом сообществе не приветствуется:

1. Реклама. Любая: скрытая, явная, косвенная и т. д. Название любого бренда/товара/услуги должно быть обоснованно

2. Оскорблять Пикабушников прямо или косвенно (в том числе по объединяющему признаку: профессии, роду деятельности, национальности, политическим предпочтениям и т. д.)

3. Нарушать правила Пикабу


Мы всегда рады:

1. Годному контенту

2. Расследованиям и интригам (в рамках темы сообщества, разумеется)

3. Предложениям по улучшению сообщества

4. Вашему мнению. Любому. У каждого человека должно быть свое мнение. Высказывайте его. В споре рождается истина.

5. Раскрытию острой и актуальной темы.


Помните:

Сообщество существует для диалога. Если кто-то не умеет его вести: хамит, хейтит, оскорбляет, нарушает правила сообщества и/или Пикабу - смело призывайте администрацию сообщества или сайта. Атмосфера в комментариях не должна портиться хейтерами.