-9

Минутка потребительского экстремизма. Последствия нарушения продавцом договора оферты.

Давно обещал запостить, все сроки прошли (@vxgrif, @Solann, @crbmaior, прошу прощения за задержку), засим предоставляю мой "глубокий" опыт, домыслы и скромное ИМХО на суд читателя. Осторожно - первопост.

Офе́рта (лат. offero — предлагаю) — предложение о заключении сделки, в котором изложены существенные условия договора, адресованное определённому лицу, ограниченному или неограниченному кругу лиц. Если получатель (адресат) принимает оферту (выражает согласие, акцептует её), это означает заключение между сторонами предложенного договора на оговоренных в оферте условиях. Оферта может быть письменной или устной. Направление (выпуск, публикация) оферты обязывает направившее её лицо заключить указанный в оферте договор с акцептантом (или любым из группы акцептантов). © Wiki

Понятие оферты дается в ст. 435 ГК РФ, в ст. 437 дается понятие публичной оферты (т.е. оферты для неограниченного круга лиц).

Ценник+образец товара в магазине является публичной офертой, поскольку содержит все существенные для договора купли-продажи условия (предмет и цена). Соответственно, каждый платежеспособный покупатель магазина является потенциальным акцептантом. С момента активного изъявления желания приобрести товар (в магазинах самообслуживания - помещение товара в тележку и следование к кассе, в иных - озвучивание пожеланий продавцу) покупатель является стороной заключенного, но еще не исполненного договора купли-продажи.

Меня как потребителя как-то заинтересовал вопрос: а что будет, если очень дешевый и вкусный сыр определенной марки закончился на мне, а на витрине лежит муляж с ценником? Ситуация довольно сложная, это уже не просто "ой, мы забыли поменять ценники, а скидка уже не действует", верно?

По анализу законодательства я для себя сформулировал такой ответ: с момента принятия мной акцепта договор считается заключенным, поэтому неисполнение продавцом договора или затягивание такого исполнения нарушает мое право приобрести конкретный товар по указанной цене в разумные сроки. Как продавец может восстановить это мое право? Купить такой товар где угодно (если уж он не удосужился своевременно снять предложение с витрины) за какую угодно цену и продать мне по той цене, которая была тогда указана на ценнике. Что же мне делать, если он сие делать отказывается? Да то же самое, а разницу вернуть через суд.

Теперь к практике. С год назад я заказал товар в одном достаточно крупном интернет-магазине, цена была достаточно привлекательной и ниже процентов на 20, чем в других интернет-магазинах. Утром я заказал товар через их форму на сайте, указал свои контактные данные и e-mail. На эл. почту мне тут же пришло уведомление о регистрации заявки и наличии товара (подтверждение). Через примерно 30 минут со мной созвонился менеджер и уточнил, что к вечеру мне привезут товар. Однако же, около 16.00 мне позвонил другой менеджер и сообщил, что товар они доставить не могут по причине того, что на складе промежуточного поставщика его нет, и когда он там появится - неизвестно. Поскольку товар мне нужен был в течение недели, я кинулся искать иные предложения по примерно такой-же цене, но увы - на всех предложениях значилось "нет в наличии", а остались только более дорогие предложения аналогичной модели. Пришлось немного подумать, и результатом стало письмо-претензия, направленная интернет-магазину через специальную форму на их сайте. В претензии я указал все обстоятельства, что договор оферты я расторгать отказываюсь, что они могут выкупить товар в любом другом интернет-магазине и продать мне по меньшей цене, в противном случае я сделаю то же самое, а разницу верну через суд как убытки, возникшие вследствие неисполнения ими договорных обязательств. Со мной связался конфликт-менеджер Владимир и поначалу предложил "ну не надо, вы чё, нормально же общались", на что ему был дан вежливый и спокойный ответ, что "надо, Федя Володя, надо". Он взял часовую паузу, а потом перезвонил мне и сказал, что первый вариант (они покупают дорого и мне продают дешево) для них неприемлем, а вот второй вариант (я покупаю дорого и они компенсируют мне разницу) для них подходит и они легко вернут мне разницу (например, кинут на телефон). (Естественно, с момента их отказа все переговоры я записывал, да еще и вёл по громкой связи в присутствии коллег-свидетелей.) Мне понравился их подход к работе, и я ответил, что согласен и им перезвоню после совершения покупки в другом месте.

Чем же всё закончилось, вы спросите? А закончилось тем, что я купил товар под заказ в другом интернет-магазине еще дешевле, чем у них, о чём я и уведомил великолепного Владимира. Но думается мне, что даже в случае их отказа сотрудничать перспективы дела в суде были бы неплохи, ведь: а) подтверждение заказа и наличия товара на складе пришли мне на e-mail; б) легко было установить факт многочисленных телефонных разговоров с продавцом; в) была аудиозапись и свидетели признания конфликт-менеджером их косяка. Единственная ошибка, которую я мог бы сделать - это из чувства ложной мести поискать самое дорогое предложение товара данной марки и модели, что в суде бы не "проканало", и суд мог бы снизить размер компенсации.

Дубликаты не найдены

0
А что делать со всеми этими сносками "информация на сайте не является публичной офертой"? Если есть этот текст, то магазин ничего не обязан?
раскрыть ветку 2
+1

ч. 2 ст. 437 ГК РФ: "Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовётся, признаётся офертой (публичная оферта)."

Если для этого интернет-магазина является нормальной практикой, когда покупатели получают информацию об условиях товара только лишь с их страницы - их страница, безусловно является офертой. Если менеджер сообщает какую-то информацию дополнительно - офертой является информация с сайта + информация менеджера. В любом случае, мой способ работает только в том случае, если покупатель получил (и сможет это позже доказать) недвусмысленную информацию о том, что магазин готов доставить ему описанный на интернет-странице товар по согласованной сторонами цене.

Т.е. сама по себе сноска "информация на сайте..." ничего не значит. Как не значат всякие сноски "под заказ" и "требуется подтверждение менеджером наличия на складе". Судья будет смотреть на доказательства. Если покупатель приведет 2-4 знакомых, которые сделали пробный прозвон и им сообщили по телефону, что не под заказ, и что не требуется никаких подтверждений - оферта. Если магазин действительно работает под заказ - не оферта, а просто реклама, сообщающая часть сведений, являющихся существенными условиями договора.

раскрыть ветку 1
0
Спасибо за подробный ответ!
0

Насчет сыра!

(может было что-то подобное, если да - то извиняюсь)

Предположим, я обнаружил в магазине самообслуживания взвешенный и упакованный кусок сыра. Но масса куска отличается от того, что написано на этикетке, в мою сторону. Соответственно, плачу я за 300грамм, а на деле масса куска - 500грамм.

Обязаны ли мне продать 500 грамм сыра по цене 300? Ведь вроде ценник налепили - оферта?

раскрыть ветку 3
+1

ГК прямо указывает, что все стороны договора обязаны действовать добросовестно. Недобросовестные действия как таковые никак не караются, но служат основанием для расторжения договора.

Если продавец обнаружит перевес до расчета на кассе - имеет право не пробивать товар до того момента, как повторно взвесит. Если каким-то чудом продавец обнаружит перевес после расчета - имеет право подать в суд, поскольку произошло ваше неосновательное обогащение (но делать он этого, конечно, не будет).

раскрыть ветку 1
0

спасибо!

0

Ну в большинстве случаев на ценнике присутствует так же и цена за 1кг веса. Так что это будет просто ошибкой.

0
Жаль что масса граждан не имеет свободного времени, т.к работает, чтобы затевать разборки с привлечением суда
раскрыть ветку 1
0

Если дело верняк - можно и адвоката привлечь. Но риск, конечно, есть. В таких простых делах можно обходиться и без всякого адвоката. Посидеть вечером часок, сформулировать в вольной форме исковое, договориться со свидетелями и отправить в суд. В исковом можно указать, что желаете, чтобы суд проходил без вашего участия (если не требуется свидетелей). Более того, если всё же пришлось ехать в суд и пропустить час-два рабочего времени, то вы имеете право на возмещение расходов, бремя ложится на проигравшую сторону.

-1
Очень интересно было почитать. Дождался. =)

Не хотелось бы применять подобное на практике. Но! Алгоритм действий хороший. Думаю, что большинство магазинов плступит похоже, т.к. случаи единичные, репутация, ресурсы. Главное это грамотно обосновать как в посте и дать понять возможность подачи в суд.

В общем, инфа из поста достаточно полезна. =)
Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: