Ложный выбор

Довольно часто я вижу, как кто-то придумывает себе выбор из двух зол, а потом долго и мучительно ищет среди них меньшее.

Ложный выбор Психология, Логика, Диалог, Общение, Саморазвитие, Рассуждения, Разговор, Текст, Истории из жизни, Telegram (ссылка)

Отказала девушка на свидании? Человек выбирает между сидением дома и новым отказом. Один раз не получилось поехать на концерт из-за работы? Теперь выбираем между тотальной халтурой или «горением» на работе.

Эти примеры иллюстрируют склонность человека мыслить дихотомически, то есть сводить многообразие к двум вариантам. Это объяснимо, ведь куда легче выбирать из двух вариантов, нежели из множества:)

– Пойти ли мне учиться, или уже начать работать?

Плоха не сама дихотомия, а искусственная ситуация тяжелого выбора там, где можно было без него обойтись. В примере выше человек как бы говорит: «пойду учиться – не смогу работать», хотя многие это прекрасно совмещают.

– Я не хочу молчать, но и не хочу разругаться с коллегами.

То есть либо молчишь, либо ругаешься? А как же другие варианты конструктивного решения разногласий?

Иногда дихотомию используют для манипуляции, то есть предлагают выбор между гигантской клизмой или сэндвичем сами знаете с чем... Но чаще человек сам «упрощает» себе принятие решения с помощью дихотомии.

Как найти ошибку в дихотомии? Допустим, кто-то жалуется на сложный выбор между семьей и карьерой. Сначала спросите:

– есть ли другие варианты для выбора?

Если ответ «нет», то задайте следующий вопрос:

– бывают ли люди и без семьи, и без карьеры?

Очевидно, что да, и это уже расшатывает дихотомию.

Если же человек отвечает, что другие варианты для выбора есть, то спросите, почему он не включает их в вопрос? Скорее всего, тут вы узнаете еще много интересного и сможете работать со всей цепочкой рассуждений.

А вам свойственна такая мыслительная привычка?

Источник: телеграмм-канал - Logym

Психология | Psychology

20K постов59.4K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.