Куплю 2 гривны за 4 гривны
Лет восемь назад, окончив первый курс университета, мы с подругой решили поехать в Крым отдохнуть у моря. Нам 18 лет, сдана сессия, счастья полные штаны и, конечно, минимум бюджета. Дорога была долгой, кажется, 2,5 дня на поезде до Симферополя с пересадкой в Харькове, но на море очень хотелось. Обменять рубли на гривны решили в Украине, ведь так выгоднее, решили мы, заранее проконсультировавшись со знатоками. Драгоценный бюджет на двухнедельный отпуск (12 тысяч рублей) были рассованы в самые секретные кармашки. Вообщем, в путь!
Сделав пересадку в Харькове, мы гордо направлялись в Симферополь на стареньком поезде. Иногда на остановках заходили продавцы шерстяных шарфов, всяких деревянных свистулек ручной работы, журналов с кроссвордами и, конечно, менялы. Менялы предлагали купить гривны по курсу обмена в банке, а иногда курс был немного выгоднее. Мы с подругой пошушукались и решили поменять наши драгоценные честно-заработанные деньжата в поезде у менял по выгодному курсу. Ну что плохого может случиться? Моя подруга-гений в математике, победитель олимпиад, гордый студент бюджетного отделения одного из лучших университетов в России. Ну а я что? Я-гуманитарий.
Немного нервничая, машем мы значит ручкой одному из менял, призывая его в наше купе для совершения сделки. Он, конечно, безо всяких церемоний торопливо прибегает, и доставая на ходу свой калькулятор, интересуется, сколько рубликов мы желаем поменять. Подруга бросает строгий взгляд на калькулятор; начинается кассовый подсчёт средств. Я иду ва-банк, меняя все рубли на гривны. Мущинка-меняла, проводя свои расчеты консультируется сначала с нами, а потом со своей счетной машинкой, а затем снова с нами. От такого к нам доверия в математике, мы расслабились, да и потом, калькулятор врать не может! Вручив нам заветные отпускные гривны, меняла покинул вагон и был таков. Ощущение, что-то пошло не так, появилось сразу после того, как меняла исчез. Пересчитав те же самые уравнения в уме, мы понимаем, что меняла отдал нам всего лишь половину того, что нам причиталось. Наверное, какие-то нехитрые манипуляции с калькулятором были проведены заранее.
В глазах паника и бесконечное чувство стыда за подобную безответственность, доверие/глупость. Поезд ещё не тронулся, и я поддаюсь инстинкту бежать вслед за вором, при этом не покидая поезд на случай, если он тронется, дабы не остаться покинутой на неизвестной станции где-то в Украине в шортах и майке. Пробежав несколько вагонов вижу другого менялу (Меняла 2), и допуская, что они с первым работают вместе, скороговоркой рассказываю о нашем злоключении, ещё не совсем понимая, на что конкретно я надеюсь. Наверное, надеялась, что он мне поможет отыскать первого менялу, ведь я его подробно описала в своём беглом рассказе. Меняла 2 внимательно выслушал мою историю и спросил, сколько гривен нам задолжал меняла 1, и вручил мне названную сумму. С недоверием беру гривны, благодарю напарника первого менялы и, не помня себя от удивления, возвращаюсь в нужный вагон. Поезд трогается и мы снова отправляемся в путь. Нахожу подругу в тамбуре поезда, машу «отвоёванными» гривнами перед её носом, она с недоверием их пересчитывает, и мы возвращаемся вместе в наше плацкартное купе. Чувство счастья, беззаботности и лета исчезло; до конца пути до Семфирополя мы с подругой не разговаривали. Было стыдно перед собой и друг другом.