Краткая история флотского алкоголизма
В двух песнях с прологом и эпилогом, являющиеся кратким изложением нескольких славных сражений, печальной истории запоя бессмысленного и запоя осмысленного, падений и взлетов, из истории XVII и XVIII века, с участием Анн Иллариона де Турвиля и Петра Великого, с изложением той нехитрой мысли, что пить надо в меру и без перебора, рекогносцировку проводить похмелившись, а силы соизмерять с возможностями, написанная автором (сухопутной крысой) без учета требований современной пунктуации.
Данный текст не является рекламой употребления алкоголя.
И рекламой его не употребления тоже не является.
И вообще не является. Являются только святые.
Начнем с неизбежного эпиграфа.
Мужик сидит перед лункой в страшный мороз и ловит рыбу, мимо проходят двое рыбаков.
- Слышь, мужик, ты чего без шапки сидишь, колотун же!
- Да ну его на фиг, вчера сидел в шапке, так не услышал, когда бухать звали…
Конец эпиграфу.
Петр Алексеевич, кончай буянить, батюшка.... Юрий Кушевский. «Постройка в Воронеже флотилии для второго Азовского похода Петром I в 1696 г». 2009 год. CC BY-SA 4.0.
В 1688 году уже не Испания, а Франция господствовала над миром. Над владениями Испании все еще не заходило Солнце, но королевство Французское обзавелось своим. В ту пору господствовал Людовик XIV – Король-Солнце, он не был королем планеты, но в отличие от пустых титулов своих соседей, он был сильнее всех остальных государей Европы. И его владениями уже не правил железной рукой Жан-Батист Кольбер, почивший в 1683 году, но успевший построить грозный флот королевства. И снова во Фландрии решалась судьба империи, но грозной испанской пехоты уже не было, обходились мушкетерами короля, тысяча чертей не грозной французской пехотой, но, в общем, и так не плохо получалось.
Но эта история не о них.
По собственным рассказам Петра I, в то же самое время в 1688 году, он прогуливаясь однажды по селу Измайлово (по нашему Восточный административный округ города Москва) с каким-то плотником в поисках похмелиться, (в моей детской книжке Франц Тиммерман, царев учитель, а вместе с тем купец, и в то же самое время голландский разведчик), забрел в какой-то амбар, где нашёл плавательное средство, которое впоследствии, со свойственным ему юмором обозвал дедушкой русского флота. В молодости похмелье не составляет главную жизненную цель, поэтому обнаруженное плавательное средство обозвали ботиком (а ведь могли и шнявочкой), отремонтировали, оснастили, выдали оружие огневого боя, спустили на реку Яуза и принялись… Мне бы так. С тех пор Петр I заболел судомоделизмом и на Плещеевом озере приступил к постройке моделей судов из дерева в натуральную величину, а также в масштабе 1:2 и 1:3.
Царь-батюшка, берем две по пятьсот... «Петр Первый управляет парусным ботиком», Алексей Кившенко, 1 января 1864 года
И это был пролог.
Авторское предуведомление.
Предыдущий и последующий текст, представляет собой пародии, отсылки и аллюзии к известным творческим произведениям, а также иным объектам авторского права, путем его добросовестного использования в виде прямого и непрямого цитирования. Раздел VII Гражданского кодекса Российской Федерации - ты навсегда в наших сердцах.
Конец авторскому предуведомлению.
Песнь I.
В 1688 году началась война Аугсбургской лиги, она же война Большого альянса, она же война за Пфальцское наследство, она же война за Английское наследство, она же Орлеанская война, она же Девятилетняя война, она же Анна Федоренко, она же Элла Концленбоген, она же Людмила Огуренкова, она же Софья Меньшова, она же Валентина Понияд, ну и рожа у тебя Володя, ох рожа…
Между собой в смертельной схватке схватились Франция и Аугсбургская лига (Австрия, Голландия, Испания, Бавария, Саксония, Пфальц, Англия, Швеция и другие интересные личности). Надо было исключительно достать всех окружающих, чтобы в одной команде против Франции объединились католики, протестанты, атеисты и сотонисты.
Гипотетическому завсегдатаю портового кабачка, где-нибудь в Дании в 1692 году могли бы рассказать, что у мыса Барфлер могучие линейные корабли Франции под командованием Анн Иллариона де Турвиля сшиблись в морском бою с несметным флотом Англии и Голландии. Давно уже карфагеняне, тьфу, англичане точили зубы на французских мореходов. И вот, заключив союз с голландскими разбойниками, напали они на французов. Яростно обменивались неприятельские корабли градом ядр из бортовых орудий, сваливались бортами, бились врукопашную на палубах.
Всего за два года до этого, в 1690 году под командованием вице-адмирала де Турвиля французский флот одержал свою величайшую победу у мыса Бичи-Хед (бедные французы, они до сих пор думают, что победили в битве у Бевизье, но текущую историю пишут нынешние победители). В том сражении де Турвиль, имея 70 линейных кораблей против 22 голландских и 35 английских, уничтожил 7 голландских и 1 английский линейный корабль.
Фото на паспорт. Анн Илларион де Турвиль. Portrait du comte de Tourville (1642-1701)
И вот через два года французские эффективные менеджеры провели глубокую реформу французского флота и отправили де Турвиля с 44 линейными кораблями расчищать Ла-Манш от Англо-Голландского флота для высадки десанта во Францию. Англо-Голландский флот смог вооружить к сражению 82 линейных корабля.
К середине дня битвы у Барфлера флагман Турвиля «Солей Рояль» сражался с тремя английскими кораблями, потом был четвертый. Как вы догадываетесь по всей линии творилось, примерно, то же самое.
Битва при Барфлере. National Maritime Museum. Richard Paton. The Battle of Barfleur, 19 May 1692.
Бой стал затихать к 22 часам, и как это не удивительно, французский флот вышел из боя в соотношении, в котором невозможно сражаться, не потеряв ни одного корабля. Англо-голландский флот вышел из сражения в очень тяжелом состоянии. Теперь можно было уходить. Однако французам не хватило немного счастья и попутного ветра. Если не везет, то не везет И в таком случае чудес не бывает. 15 отставших в ходе преследования линейных кораблей французов у Ла-Хога и Шербура были уничтожены противником.
Финал в книге Сергея Махова (george_rooke) и Эдуарда Созаева «Захватить Англию!» описан примерно так: «Весной 1693 года Людовик XIV в Версальском дворце вручил Турвиллю маршальский жезл. Турвилль стоял молча, не обвинял и не оправдывался. Король, указав на молчащего адмирала маршалам и придворным, произнес: «Вот тот, кто выполнил мой приказ при Ла-Хоге».
Призрак Бельфлор - Ла Хога долго витал над Ла-Маншем. В компании следующего 1693 года флот Турвиля атаковал английский конвой. К этому моменту, получив живительных французских этих самых, флот выставил силы равноценные англо-голландскому флоту.
Последний укрылся в Торбэе. Далее «Захватить Англию!» меланхолично сообщает, что: «Киллигрю, Делаваль и Шовель (адмиральский триумвират, назначенный вместо Рассела) предались безудержному пьянству на борту флагманской «Британии». С ними пытался соревноваться командовавший арьергардом адмирал Эшби, однако не выдержал таких возлияний и умер от отравления алкоголем в возрасте 36 лет». Крепкие были мужики.
В это самое время Петр I в силу общественно-политических причин был отвлечен от занятий судомоделизмом на Плещеевом озере (к этому моменту с 1689 года он уже был царем в соправительстве с братом Иваном V) и вызван в Москву. Так как к непосредственной деятельности его еще не допускали, то Царь-батюшка создал Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор, где предался тому же самому, что и опытные английские адмиралы. Петр Алексеевич как один из образованных людей того времени не мог не знать о Бичи-Хэд, Барфлере – Ла Хоге.
"В начале славных дел" начиналось.
На этом песнь первая заканчивается.





Лига историков
20.1K поста55.9K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения