Как я написала сочинение про Даля в школе

Дело было в девятом классе на сдвоеном уроке русского языка и литературы. Наша учительница, а по совместительству и классная руководительница, выдала нам всем листочки с небольшой статьей на тему деятельности В.И. Даля, выдающегося этнографа, лексикографа и просто замечательного человека. Зада наша была простой: прочесть заметку в раздаточном материале и написать на ее основе сочинение с нашими размышлениями на тему.

Не помню в точности содержание статьи, но в основном в ней описывалось, что Владимир Иванович ездил по всем, даже отдалённым, городам и весям Российской империи, бережно собирая в свою коллекцию вымирающие словечки и языковые нормы.

Ничего особо нового мне эта статья не поведала, а я в свою очередь не могла придумать никаких особо новых хвалебных мыслей в адрес Даля. Зато я совсем недавно прочно впитала в себя идею того, что все подвержено эволюции и изменениям, в том числе и язык. Вооружившись идеей того, что язык - это живая, меняющаяся система, я изложила свое мнение в сочинении о том, что Даль, разумеется, занимался делом благородным, но бессмысленным с точки зрения прогресса языка: отмирание слов неизбежно в процессе развития, они как вымирающие виды (в 15 лет я казалась себе очень умной, говоря о всем в биологических терминах), а упрощение словоформ, методов передачи мысли могут казаться упадком, если не знать, что деградация - один из путей эволюции. Даль скорее напоминает палеонтолога, собирающего любопытные образцы былого себе в музей.

И так далее. Сдавая после звонка сочинение на проверку, я казалась себе очень оригинальной и умной в своем решении не просто похвалить Даля, но и немного порассуждать о тщетности попыток сохранить язык неизменным. Я была глубоко уверена, что сочинение в школе оценивают по грамотности и связности, а не по идее.

Следующий сдвоеный урок русского и литературы был целиком посвящен мне. Учительница пришла в самую настоящую ярость от написанного мной: она зачитала вслух всему классу мое сочинение, громогласно спрашивала "как можно было такое написать? Как ты могла такое сказать о великом человеке? Какой цинизм!". Я робко пыталась обьяснять, что вовсе не считаю труд Даля бесполезным, просто предлагала посмотреть на его работу иначе. Это не помогало. Ничто не могло остановить ярость нашей учительницы. Она ругала и ругала меня до самого конца занятий.

Как на зло на этой же неделе у нас было родительское собрание. Оно так же прошло под знаком Даля и меня: группе ничего не понимающих взрослых людей было зачитано моё сочинение, моему папе задали суровый вопрос "почему ваша дочь написала такое", а он никак не мог ответить, почему, была поднята тема неуважения подростками авторитетов и великих людей, тема упадка нравов и отсутствия уважения. Покупка штор, плохая успеваемость некоторых учеников, изменения в процессе питания в столовой, грядущий ГИА - ничто не волновало нашу классную руководительницу на собрании больше, чем мое отношение к В.И. Далю.

И все это из-за одного моего сочинения, где мне просто захотелось пойти не по очевидному сценарию.