Как работают с инвесторами в Узбекистане
В самом начале этого года замминистра иностранных дел Узбекистана, выступая в Законодательной палате Олий Мажлиса, заявил сгоряча, что для объективной оценки проводимых в стране реформ будут привлечены международные рейтинговые агентства. По его словам, это «позволит Узбекистану показать себя миру, а также критически оценить свою деятельность». К лету даже планировалось подготовить проект документа, предусматривающего разработку комплекса мер по повышению места и авторитета республики в рейтингах таких авторитетных организаций, как Всемирный банк, Международный валютный фонд и Всемирный экономический Форум. Казалось бы, взято верное направление, однако на деле намерения разбиваются о жадность и некомпетентность чиновничества.
Простой пример: пару недель назад ташкентский офис Американской торговой палаты принимал делегацию Международного валютного фонда, чье мнение столь важно для республики. И это правильно, поскольку рейтинги и доклады МВФ являются одним из важнейших ориентиров для потенциальных зарубежных инвесторов. Вот только не стоит забывать, что при подготовке своих рекомендаций и обзоров эксперты МВФ ориентируются в первую очередь не на заявления правительств, а на мнение инвесторов, уже работающих на том или ином рынке. Логично, что и на сей раз для беседы по душам были приглашены руководители крупных иностранных компаний, давно присутствующих в Узбекистане. Но что-то пошло не так…
Генеральный директор сотового оператора Ucell Тону Грюнберг открыто раскритиковал предвзятое отношение государства к его компании. По его словам, с Ucell принудительно взыскан беспрецедентный в истории Узбекистана штраф. По данным редакции, речь идет о сумме свыше 2 миллионов долларов США, истребованных с Ucell через суд Государственной инспекцией связи. Но самое главное, что было сказано г-ном Грюнбергом – штаб-квартира в Стокгольме, шокированная таким обращением с европейским инвестором, наложила запрет на любые дальнейшие инвестиции в Узбекистан до самого момента ухода с этого рынка. Иными словами, судебное преследование компании и гигантские штрафы привели к тому, что полностью свернута многомиллиардная инвестиционная программа одного из немногих серьезных зарубежных инвесторов.
Сказать, что представители МВФ были в шоке – не сказать ничего. Им уже успели рассказать о грандиозных планах по либерализации экономики и улучшению инвестиционного климата в Узбекистане, о том, как тут всё в самом скором времени будет хорошо устроено для капитала со всего мира. А тут - правда жизни
Такая же участь постигла и российский Билайн
26 апреля коллегия Экономического суда Ташкента под председательством Равшана Рашидова отклонила апелляционную жалобу компании Unitel (Beeline) на решение Ташкентского межрайонного экономического суда от 9 февраля. Суд оставил в силе решение суда первой инстанции о взыскании с Unitel штрафа в размере 26 млрд 939 млн 774 тысяч 632 сумов по иску Государственной инспекции по надзору в сфере связи, информационных технологий и телекоммуникаций (ГИС).
Это второй случай применения многомиллиардных экономических санкций на основании постановления Кабинета Министров №318, принятого 14 августа 2000 года и теряющего силу 1 июня текущего года. В конце 2017 года штрафу в размере около 17 млрд сумов подвергся мобильный оператор Ucell.
Штрафы на обе компании наложены за несоблюдение нормативов радиосвязи, услуги которой, как утверждают операторы, они не оказывают будучи операторами сотовой связи. Санкция применена за простои радиопередатчиков. В Beeline отмечают, что этот норматив всегда применялся к провайдерам принципиально иного вида связи.

