Как хочется спать…

Авиадиспетчер уснул за пультом управления и «потерял» самолет ведомственной авиации.

Днем 16 февраля транспортный самолет Ил-76 пролетал над Волгоградской областью, выполняя рейс в Тверскую область. В это время данный сектор контролировал диспетчер радиолокационного управления (РЛУ) Московского центра автоматизированного управления воздушным движением. На момент события он отдежурил 25 минут и обслужил два борта.

В районе 14:00 экипаж самолета вышел на связь с этим диспетчером, но ответа от него не получил. Он ответил им только со второй попытки. Пилоты сообщили ему эшелон, на котором летят, но диспетчер снова не ответил. После повторного доклада он сказал экипажу сохранять эшелон и отработать следующую контрольную точку с другим диспетчером.

Как выяснилось позже, диспетчер РЛУ в это время сидел с закрытыми глазами, облокотившись головой на руку. Затем он, не выполнив опознавания самолета, приступил к привязке формуляра воздушного судна к отметке Ил-76, ошибочно привязав план полета другого борта того же типа, который летел из Ахтубинска в Липецк, и в его зону ответственности не входил.

Спустя 15 минут Ил-76 согласно ошибочно привязанного плана должен был отвернуть влево, но он последовал своим курсом. В формуляре сопровождения появилось предупреждение об отклонении борта от маршрута. Но диспетчер этого уже не видел, так как уснул.

Через 12 минут Ил-76 пролетел аэродром Липецка, куда он должен был приземлиться по ошибочному плану полета. Диспетчер в этом время продолжал спать на рабочем месте, он не осуществлял визуальный контроль воздушной обстановки в своем секторе на протяжении почти 15 минут.

Его разбудил вызов диспетчера другого сектора, который поинтересовался у него, почему Ил-76 не сел в Липецке, а полетел куда-то дальше. На что получил ответ «не знаю, сейчас узнаю у него».

Проснувшийся диспетчер начал вызывать экипаж Ил-76. Но вызывал он тот борт, который был указан в формуляре и не находился на связи. В течение 20 минут диспетчер предпринял не менее девяти безрезультатных попыток вызова борта по всем имеющимся радиостанциям, включая аварийную и через другие воздушные суда. При этом на мониторе отображалась метка только одного Ил-76, к которому ошибочно был привязан план полета другого самолета.

Затем диспетчер наконец решил обратиться к руководителю полетов, сообщив ему, что не может связаться с экипажем самолета: «По идее в Липецк должен был идти. Он не снижается, не отвечает и по аварийке». Руководитель потребовал подробности, на что получил невнятные ответы. Немного разобравшись в ситуации, руководитель полетов сказал диспетчеру вызвать экипаж первого Ил-76, что он и сделал. Пилоты мгновенно ответили и доложили свое местоположение. Тогда все встало на свои места, поиски самолета окончились, а дальнейший полет Ил-76 прошел без особенностей.

Комиссия, проводившая служебное расследование, установила, что диспетчер РЛУ нарушил 17 требований руководящих документов. Она рекомендовала руководящему составу исключить случаи бесконтрольной работы диспетчеров, включить это событие в программу теоретической и тренажерной подготовки персонала ОВД и др. Диспетчеру РЛУ был объявлен выговор.

Телеграм канал Авиаторщина

Авиация и Техника

9.3K поста17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу