5

Как фантасты Марс завоевывали. Часть 1

Серия Фантастические темы

Долгое время Марс казался наиболее вероятным местом обитания жизни за пределами Земли, и по этой причине он всегда имел кардинальное значение для науки. Его поверхность, в отличие от поверхности Венеры, имеет характерные отметины, которые уже давно были видны (хотя и нечетко) с помощью оптических телескопов, и имеет ярко выраженный красный цвет. Ранние наблюдатели интерпретировали увиденное по аналогии с земными явлениями: сине-зеленые участки, прерывающие красный цвет, считались океанами или растительностью; полярные шапки, меняющиеся в зависимости от времени года, обычно считались снегом и льдом; меняющийся светлый и темный рисунок указывал на облачный покров или леса. Присутствие жизни - в том числе разумной, человекоподобной - считалось вероятным, если не несомненным, многими учеными вплоть до начала двадцатого века. В 1877 году Джованни Скиапарелли (1835-1910) сообщил о сложной сети canali, что в переводе означает «каналы». Американский астроном Персиваль Лоуэлл в книге «Марс» (1895) и последующих работах «Марс и его каналы» (1906) и «Марс как обитель жизни» (1909) создал образ холодного, засушливого мира с огромными красными пустынями и несколькими участками пахотных земель, но вполне пригодного для поддержания жизни. Лоуэлл утверждал, что на Марсе существовала древняя, развитая, политически зрелая марсианская цивилизация, которая построила систему каналов в ответ на все более негостеприимный климат охлаждающегося, высыхающего, умирающего мира, и это представление легло в основу многих ранних исследований Марса. Однако фотографии, сделанные во время пролета зонда «Маринер» в 1965 году и посадки зондов «Викинг» в 1976 году, показали, что Марс чрезвычайно холоден и практически не имеет атмосферы; хотя там действительно есть гигантские каналы, возможно, созданные водой в далеком прошлом. Затейливой системы каналов, о которой сообщал Скиапарелли, не существует, как не существует и растительности. Данные, полученные более поздними миссиями - Pathfinder (1996), Global Surveyor (1996), Odyssey (2001), Mars Exploration Rover (2003), Mars Reconnaissance Orbiter (2005) и Phoenix (2007) - значительно расширили научные знания о Марсе и в целом подтвердили впечатление, созданное Mariner и Viking, а также укрепили мнение, что вода когда-то текла по поверхности планеты и может еще находиться в значительных количествах под поверхностью и/или на полюсах.

До девятнадцатого века относительно небольшое количество рассказов о фантастических путешествиях в стиле прото-фантастики было посвящено в основном Марсу, хотя предполагалось, что туры по Солнечной системе обычно заканчивались на четвертой планете, которая до 1800 года могла быть заселена воинственными существами. Тексты Афанасия Кирхера и Эмануэля Сведенборга содержат более подробные рассуждения; и на протяжении всего XIX века - как это зафиксировано в книге Джорджа Локка «Путешествия в космос» (2011) - рассказы об оккультной связи между Марсом и Землей были нередки, хотя почти полностью лишены интереса со стороны фантастов. Великолепный цикл «Алариэль» Владислава Сомервилл Лач-Ширма с его крылатым ангелом, распространяющим мудрость и межпланетные пересуды, гораздо лучше, чем большинство подобных произведений. Марс - одна из остановок в путешествии на воздушном шаре по нескольким планетам в книге Поля Аэрмонта «Рассказ о путешествиях и приключениях Поля Аэрмонта среди планет» (1873). Позднее, в XIX веке, Марс стал основной целью космических путешествий, поскольку Луна, которая, как известно, безжизненна, представлялась относительно неинтересной для путешествия. В большинстве ранних историй о Марсе представлены утопические инопланетные общества и во многом привычная критика земных порядков, изложенная в изощренных терминах, которые характеризуют эти тексты как ранние примеры научной романтики. В романе Перси Грега «Через Зодиак» (1880) Марс является домом для подобной цивилизации, а в романе Роберта Кроми «Погружение в космос» (1890) социологическая критика сочетается с межпланетной романтической историей.

Анонимная «Политика и жизнь на Марсе» (1883) особенно подчеркивает проблемы зарождающегося феминизма, как и более интересная и читабельная "Раскрывая параллель: Роман" за подписью "Две женщины Запада" (1893). Развитая марсианская цивилизация служит фоном для приключений типа «Затерянная раса» в романе Хью Макколла «Запечатанный пакет мистера Стренджера» (1889), как и в романе Густавуса Поупа «Путешествие на Марс» (1894). В романе Роберта Д. Брейна «Сообщения с Марса с помощью телескопического растения» (1892) представлено одно из самых странных устройств связи, когда-либо созданных, - телескоп с линзой, собранной из одних и тех же растений, - а также некоторые из самых язвительных нападок на земное (особенно американское) общество. Во многих ранних рассказах о Марсе «человек с Марса» посещает Землю, а не наоборот. Роман Томаса Блота «Человек с Марса» (1891) дал название этой теме, хотя повествование скучно и однообразно из-за своей критики официальной религии.

Генри Даудинг позаимствовал название романа Блота для своего слишком насыщенного сюжетами романа «Человек с Марса, или Служба ради службы» (1910), который в условиях запутанного сюжета отстаивает идеалы христианского движения; «Голос с Марса: Приключения и романтика» Реджинальда Брумхеда (1923) посвящена очередной марсианской утопии. Самой коммерчески успешной из этих историй стала пьеса Ричарда Гантони «Послание с Марса» (1899), в которой марсианский гость является во сне, чтобы исправить личность астронома-любителя, похожего на Скруджа; пьеса долго шла в Лондоне и Нью-Йорке, породила две киноверсии и новеллизацию Лестера Лургана (1912).

Курд Лэсвиц начал образную разработку сценария «превосходящих марсиан» в романе Auf Zwei Planeten (Две планеты) (1897; сокращенный перевод на английский - "Two Planets 1971" года), в котором дается еще одно подробное описание развитой цивилизации, но оно вплетено в более сложную историю межпланетных отношений, включая полублагое вторжение марсиан на Землю. Г. Уэллс опубликовал небольшое видение Марса в «Хрустальном яйце» (New Review, май 1897 г.), а затем написал легендарную историю о вторжении инопланетян «Война миров» (Pearson's, апрель-декабрь 1897 г.; 1898 г.), которая с тех пор отбрасывает длинную тень на всю научную фантастику. Уэллс использует основную идею американского астронома Персиваля Лоуэлла (без каналов) и в корне меняет ее: его марсиане имеют явно нечеловеческую физиономию и отнюдь не доброжелательные намерения. Исчерпав ресурсы своего умирающего мира, они приходят как хищные соперники по дарвиновскому принципу, чтобы заявить свои права на Землю. Этот роман прочно укоренил в народном воображении образ марсиан как чудовищ и привнес новую сенсационность в межпланетную фантастику; когда в 1938 году театр Орсона Уэллса «Меркурий» поставил роман для радио США, это вызвало панику, семена которой были посеяны за 40 лет до этого и с тех пор подпитывались потоком пестрой беллетристики. Роман Гаррета П. Сервиса «Покорение Марса Эдисоном» (12 января - 10 февраля 1898 г., New York Evening Journal; 1947), в котором ободряюще описывается уничтожение загнивающей марсианской цивилизации, не оказал должного влияния (не выходил в виде книги в течение многих десятилетий), хотя он примечателен как одно из самых ранних произведений о Марсе как о концептуальной платформе для уничтожения мира. Не отличались особой силой воображения и романы о марсианской реинкарнации, такие как «Урания» (1889; переведена в 1890 году как «Урания») Камиля Фламмариона или «Уверенность в будущей жизни на Марсе» (1903) Луи Поупа Гратакапа. В ранней паранормальной литературе о Марсе были представлены некоторые забавно своеобразные представления, от марсианских разумов, вселяющихся в восприимчивых людей и управляющих их личностью в романе Джорджа дю Морье «Марсианин» (1897), до буквального перевоплощения Христа на Марсе в романе « Рассвет» (Daybreak): Роман о старом мире» Джеймса Коуэна (1896), но они не произвели особого впечатления на более поздних писателей и практически не читаются сегодня.

Другой образ, который все же закрепился, был гораздо ближе к восторженному прогнозу Лоуэлла относительно экзотической марсианской жизни и ландшафта: безудержно романтичный Марс, пионером которого стал Эдвин Лестер Арнольд в романе «Лейтенант Гулливар Джонс: Его отпуск» (1905) и навсегда вошедший в современную мифологию в виде ставших популярными планетарных романов серии „Барсум“ Эдгара Райса Берроуза, начиная с „Принцессы Марса“ (февраль-июль 1912 г., „Под лунами Марса“ в редакции Нормана Бина; 1917), роман, в итоге экранизированный как „Джон Картер“ (2012); в течение следующих 30 лет эта серия разрослась до одиннадцати томов. Джон Картер из романа Берроуза и его сородичи сражаются за прекрасных принцесс, откладывающих яйца, против различных злодеев и монстров, вооруженных мечами, но передвигающихся на летающих гондолах. Берроуз был вовлечен в зарождающийся жанр научной фантастики, когда в 1927 году в ежегоднике Amazing Stories появился главный рассказ "Повелитель Марса" (1928), и его влияние на этот жанр оказалось не менее сильным, чем влияние Уэллса. Благодаря марсианскому приключенческому сюжету колониалистская атмосфера, характерная для Райдера Хаггарда и других приключенческих писателей той эпохи, стала еще более яркой; возможности, открывающиеся в совершенно новом мире, особенно увлекали писателей в то время, когда земные границы в значительной степени исчезли. (Сам Джон Картер - пограничник Старого Запада, перенесенный на Марс с территории Аризоны в 1866 году, хотя романы Берроуза в целом не приемлют духа империализма, свойственного приключенческому жанру). В последующие десятилетия эта установка перерастет в более общую тему Марса как «нового начала» для тех, кто недоволен жизнью на Земле. Главный подражатель Берроуза, Отис Адельберт Клайн, начинал свои произведения с Венеры, но в итоге создал марсианскую серию с романа « Меченосец с Марса» (7 января - 11 февраля 1933 г. Argosy; 1960). Десятилетия спустя Майкл Муркок создал барсумские пастиши в своей трилогии «Кейн со старого Марса», начиная с «Воинов Марса» (1965) под авторством Эдварда П. Брэдбери.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества