История в металле
Кираса типа "анима", Италия, 16 век.
Нагрудник состоит из одиннадцати частей: верхней пластины - под шеей и на плечах, семи, прикрывающих туловище, восьмой расширенной пластины, и двух боковых пластин, с вырезами для плеч.
Ламинарный доспех (от лат. Laminae – слой) – это доспех, состоящий из горизонтальных перекрывающихся полос или защитных пластин, в отличие от ламеллярного доспеха, в котором отдельные чешуйки защиты связаны вместе, образуя единый элемент доспеха.
Ламинарные кирасы появились в Италии в первой четверти 16 века, и к началу 17 века их использование распространилась на Центральную и Восточную Европу, в частности Польшу, где их часто носили гусары тяжелой кавалерии. Этот тип кирас также называли анима или анимэ (ударение на первый слог, от итальянского слова “душа”), поскольку иногда его скрывали под одеждой, как душу внутри тела. В классификации Бехайма - "рак". Если кираса была полностью собрана из полос она называлась "цельнорак", если же набор был только в нижней части, а верхняя прикрывалась цельной пластиной ее называли "полурак". Эту броню носили с тяжелыми кожаными сапогами до колена или просто ботинками.
Ламинарная кираса, "полурак", Польша, XVII век. Высота 470 мм.
Кираса типа "анима", конец 16 - го - начало 17-го века. Материал: сталь, кожа. Размеры: 101 x 44,5 x 34,3 см, вес: 12,2 кг.
Кираса типа "анима" в гарнитуре трехчетвертного доспеха, Франция, около 1550-1560 гг. Сталь, латунь, кожа. Высота: 1,24 м. Ширина: 0,80 м
Наличие медальона с орденом св. Михаила на кирасе позволяет предположить, что этот довольно скромный доспех принадлежал представителю высшей аристократии Франции. На одной из гравюр 16 века в этом доспехе изображен дофин, будущий Генрих II, на другой коннетабль Анн де Монморанси. Рисовальщики, которые выполнили эти официальные портреты государя и его первого офицера, использовали один и тот же прототип доспеха. Однако высокий рост этого доспеха свидетельствует в пользу того, что он принадлежал все таки Генриху II, так как рост Анн де Монморанси, был меньше, что установлено по его доспехам, точно идентифицируемым с ним.
Полудоспех с кирасой "анима", 1555 год, Италия, Венеция. Сталь, позолота, бархат.
Этот доспех, вероятно, был изготовлен в короткие сроки и спешно, для торжественного мероприятия, потому что он сделан визуально эффектным, но из низкокачественного материала. Заказчик доспеха, Агостино Барбариго, происходил из знатной венецианской семьи. Он был посланником при испанском и французском королевских дворах и генеральным инспектором венецианских войск. Барбариго погиб в 1571 году в морской битве при Лепанто против турок.
Кираса "анима" в составе доспешного гарнитура (работы Дизедериуса Хельмшмита), принадлежавшего Фернандо Альваресу де Толедо, герцогу Альбе (1507 - 1582).
10 декабря 1576 года герцог Альба, по просьбе эрцгерцога Фердинанда II, подарил этот доспех императорскому посланнику в Мадриде Гансу Хевенхюллеру. Альба в письме по этому поводу отметил, что он носил его во время Шмалькальденской войны 1546-47 года. Видимо, очень аккуратно носил.
Трехчетвертной доспех с кирасой "анима", Италия, Мантуя, 1540 год, владелец Карло Гонзага маркиз Газзуоло(1510 - 1555), изготовил Каремоло Модроне (1489 - 1543). Сталь частично гравированная, частично черненая, частично позолоченная, частично посеребренная. Розетки: латунные. Заклепочные колпачки: латунные, позолоченные. Кожа (частично современная). Пряжки: железные, частично позолоченные. Текстиль: шелковый бархат, лен (современный).
Полевые доспехи короля Англии Генриха VIII (правил 1509-47), с кирасой типа "анима", около 1544 года, Милан, Италия.
Этот впечатляющий доспех был изготовлен для Генриха VIII в конце его жизни, когда он страдал от избыточного веса, подагры, нескольких разводов Изготовленные для использования как в кооном, так и в пешем строю, они носились королем во время его последней военной кампании, осады Булони в 1544 году, которой он командовал лично, несмотря на свои болезни.
Доспехи являются ранним примером типа “анима”, в котором нагрудник и спина кирасы составлены из горизонтальных накладывающихся пластин (ламесов), подвижно соединенных с помощью шарнирных заклепок и кожаных ремешков.
Кираса "анима", Италия, 1555 г. Владелец кирасы, Джан Джакомо де Медичи из миланской семьи Медичи (не тождественной флорентийским Медичи) сражался на стороне французов в 1526 году, но в 1528 году, в лучших феодальных традициях, перешёл на службу к Карлу V, который пожаловал его титулом маркиза Мариньяно.
Кираса "анима", около 1550 г., принадлежавшая Карлу Зеротинскому (1509-1560).
Полудоспех с кирасой "анима", Италия, конец 17 века. Кираса, объединены с горжетом. Нагрудник кирасы состоит из восемь перекрывающихся вверх пластин.
Трехчетвертной рейтарский доспех с кирасой "анима", Богемия, 1610-1620 гг.
Кираса "анима", конец 17 века, Германия." "Анима" поздней моды ‘peascod’, состоящая из девяти пластин.
Лига историков
13.5K пост50.3K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения