Фильм "Капитан Алатристе".

"Капитан Алатристе" - это фильм, снятый на основе цикла приключенческих романов Артуро Переса-Реверте. Фильм был снят "при участии" Министерства Культуры Испании и стал самым дорогим (по крайней мере, на момент 2006 года) фильмом в истории испанского кинематографа. "Капитан Алатристе" совершенно не подходит в категорию поделок, чьё появление на свет не могут оправдать ни чем другим, кроме как т.н. "патриотическим воспитанием".

Фильм "Капитан Алатристе". Капитан Алатристе, Артуро Перес-Реверте, Вигго Мортенсен, Фильмы, Длиннопост

Отчасти это обусловлено эпохой: вторая четверть XVII века - это уже период упадка Испании. Несмотря на то, что это было время Иберийской унии - в течение шестидесяти лет сильнейшие колониальные империи Испании и Португалии существовали как одно государство - Испания находилась в глубоком экономическом упадке, население бедствовало, некогда непобедимая армия начала терпеть поражения, Тридцатилетняя война была в разгаре и не принесла Испании ничего хорошего, Нидерланды взбунтовались и сами становились колониальной супер-державой, даже короли у испанцев пошли препаршивые.


Алатристе - это обычный солдат (капитан - это прозвище, а не звание), такой же простой и крутой, как этот ваш Джон Макклейн. Выжимка аж из пяти книг, излитая на два с лишним часа длительности фильма, затрагивает многие значимые темы и события эпохи, к каждой из которых Алатристе умудряется быть причастен: то он участвует во взятии Бреды, то чуть не убивает герцога Бекингема (да, того самого), сам король ему соперник, а Франсиско де Кеведо - друг. И, конечно же, повсюду картины Веласкеса.

Фильм "Капитан Алатристе". Капитан Алатристе, Артуро Перес-Реверте, Вигго Мортенсен, Фильмы, Длиннопост

Несмотря на вымышленную историю персонажа, исторический фон стараются преподнести с максимальным реализмом. Да, кое-какие боевые сцены лучше бы смотрелись в "Рэмбо" (некоторые моменты сражения в начале фильма). Но битва при Рокруа (да, и там Алатристе в первых рядах) снята отлично. Не только как сражение само по себе, но и как финальная сцена. Ведь битва при Рокруа не только положила конец доминированию испанской терции, но и ознаменовала собой конец Испании как сверхдержавы своего времени.


Роскошь элиты не столько контрастирует, сколько теряется в депрессивности бытия окружающего её мира. Настоящая Испания - это рваные сапоги Алатристе, а не дворцы испанских грандов, где их видом капитан оскорбляет высочайшие взгляды. Испания - это не тонны золота, привезённые из колоний в галеонах, которые как будто растворяются в руках короля и высшей знати. Испания - это "Ни вам не платят, ни мне. Ни командирам, ни даже генералу".

Фильм "Капитан Алатристе". Капитан Алатристе, Артуро Перес-Реверте, Вигго Мортенсен, Фильмы, Длиннопост

Самого Диего Алатристе, несмотря на то, что он успевает побывать везде и всюду, судьба тоже не жалует. Как он её сам охарактиризовал, у него "дерьмо, а не жизнь". Своевольный характер вместе с обострённым чувством долга помогают легко находить неприятности на свою голову, хотя вместе с тем и уважение окружающих - не только друзей, но и врагов. Так что вместо того, чтобы предсказуемо закончить свои дни где-то в подворотне с перерезанным горлом или пулей в груди, он раз за разом обнаруживает себя на "краю света, освещённым чёрным солнцем, что не греет, не разгонят тучи, из которых льёт дождь, пробирающий до самых костей, в странном краю, населённым странными людьми, которые боятся тебя и ненавидят" - то бишь, во Фландрии. С мушкетом в руках и шпагой на поясе.


В исполнении Вигго Мортенсена, Алатристе предстает перед нами усталым циничным воякой. Мортенсен наделяет своего героя противоречивыми чертами, но тем вернее вызывает большую зрительскую симпатию. Если в начале за ним следишь недоверчиво, ожидая где-то подвоха, то к концу первого часа начинаешь испытывать самые теплые чувства к седеющим усам капитана, его усталой ухмылке и даже к его пыльным сапогам, в которых Алатристе не стыдно показываться при дворе. Мортенсен, безусловно, выступает центром всей той многосложной композиции, которую Августину Янесу пришлось выстраивать на материале ревертовских книг. Но и остальные актеры оказались на высоте, в результате чего ни один эпизод нельзя назвать слабым. Великолепный по остроте и изяществу образ, как всегда, создал Хавьер Камара. Его граф Олеварес воплощает чуть ли не архетип гениального жесткого правителя, который уже не может справиться с жаждой расширять и расширять свою империю. Обе актрисы – Елена Анайя, исполняющая Анхелику, и Ариадна Хиль в роли Марии де Кастро, соткали сложные характеры испанских красавиц, которые могут одарить жарким поцелуем, но у которых где-то рядом всегда припрятан кинжал.


Автор Flyingfishtrumpet
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/specmovie/467046.html


Автор Мария Гросицкая

http://www.filmz.ru/pub/7/10777_1.htm