Честное слово

Честное слово Истории из жизни, Стройотряд, СССР, Честное слово, Воспоминания, Длиннопост

СССР, 1983 год, стройотряд им.Якутова.

Бригадир после смены попросил меня отнести инструмент в каптерку. Он куда-то торопился, и я согласился помочь. Уже не помню, что это был за инструмент, но, похоже же, что-то ценное, за что он отвечал. Бригадир дал мне ключ от каптерки, и бегом направился в сторону лагеря.

Мелеузовский химзавод был тогда огромным предприятием, раскинувшимся на нескольких гектарах. Километр или два от строительного объекта до каптерки — это было нормально. Четыре километра до нашей базы в строительном управлении — не расстояние. Каждое утро и вечер мы бодро, минут за сорок, проходили его в наших кирзовых сапогах.

Через полчаса, когда я добрался до каптерки, меня ждал сюрприз. У меня с собой был ключ, но увы — замка на двери не было. Обитая железом дверь грустно скрипнула, пропуская меня в пыльное помещение, заваленное инструментом и спецодеждой. Замка не оказалось и внутри. «Черт, - подумал я. - Что же делать? Уйти и унести инструмент с собой? Но что будет с другими ценными вещами, если они тут есть? А если их утащат, пока я доберусь до управления и мы вернемся обратно?». И я решил остаться. «Наверняка ребята всполошатся, когда не увидят меня на ужине. Скажут бригадиру. И за мной кого-нибудь пошлют». Я вышел на улицу и сел на крыльцо. Закатное августовское солнышко приятно грело утомленное тело, я размяк и даже немного вздремнул.

Проснулся я от холода и укуса огромного комара. Солнце село, и комары повылезали из травы и кустов. Набросились на меня. Укрыться в каптерке тоже не получилось, они лезли во все щели и отчаянно жалили. К холоду и укусу комаров добавилось чувство голода. Целый день махать лопатой и не поужинать — то еще удовольствие. Я вглядывался в темноту и прислушивался к шорохам, но увы — меня никто не искал. «Сижу тут как идиот, - думал я. - Это просто смешно. Ну что тут может быть ценного? Виброрейка? Да кому она нужна ночью? Бригадирский инструмент я возьму с собой. Надо двигать в лагерь». Но что-то меня не пускало. «Сиди, - говорил второй голос внутри. - Не дергайся. Быть не может, что твое отсутствие не заметят. Рано или поздно, но кто-то всполошится. Ладно, они не заметили, что тебя нет на ужине. Может, ты устал, и не пошел ужинать, всяко бывает. Но твои соседи по койкам точно заметят твое отсутствие. Так, во сколько у нас отбой? В 11? Значит, не позже 12 ночи за тобой придут. Просто наберись терпения». И я остался. Стал бегать вокруг каптерки чтобы согреться и отбиться от комаров. В движении им жалить труднее, это я сразу заметил.

Не знаю, сколько еще времени прошло, но за мной все же пришли. Сперва я увидел дрожащий свет фонарика. выхватывающий из темноты конуры строений. Потом услышал топот ног. Быстрым шагом из темноты вышли командир, комиссар и бригадир. «Слава богу, ты тут. Какого черта ты не бросил эту каптерку и не пришел в лагерь? Кому нужны эти долбаные лопаты?».

Какого черта я не бросил? Действительно, поступок на грани идиотского. Ведь это не я снял или потерял замок. Вины моей нет. Мог бы просто отправиться на базу и доложить о случившемся. Но что-то меня остановило. Гораздо позже я вспомнил, что именно. Рассказ, короткий рассказ, прочитанный глубоко в детстве и забытый, наложил отпечаток на мое восприятие мира и внес свой вклад в воспитание.

Это рассказ русского писателя Леонида Пантелеева (настоящее имя Алексей Иванович Еремеев) «Честное слово». Рассказ о маленьком мальчике, которого взрослые ребята взяли играть в войнушку и поставили охранять «пороховой склад» в будке в парке.

«… — Да, — сказал мальчик. — Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята подходят и говорят: «Хочешь играть в войну?» Я говорю: «Хочу». Стали играть, мне говорят: «Ты сержант». Один большой мальчик… он маршал был… он привел меня сюда и говорит: «Тут у нас пороховой склад — в этой будке. А ты будешь часовой… Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю: «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдешь».
— Ну?
— Ну, я и сказал: «Честное слово — не уйду».
— Ну и что?
— Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.
— Так, — улыбнулся я. — А давно они тебя сюда поставили?
— Еще светло было.
— Так где же они?
Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:
— Я думаю, — они ушли.
— Как ушли?
— Забыли.
— Так чего ж ты тогда стоишь?
— Я честное слово сказал…
Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо стоять, что бы ни случилось — хоть лопни. А игра это или не игра — все равно.
— Вот так история получилась! — сказал я ему. — Что же ты будешь делать?
— Не знаю, — сказал мальчик и опять заплакал.

Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь. Но что я мог сделать? Идти искать этих глупых мальчишек, которые поставили его на караул взяли с него честное слово, а сами убежали домой? Да где ж их сейчас найдешь, этих мальчишек?..
Они уже небось поужинали и спать легли, и десятые сны видят.
А человек на часах стоит. В темноте. И голодный небось…
— Ты, наверно, есть хочешь? — спросил я у него.
— Да, — сказал он, — хочу.
— Ну, вот что, — сказал я, подумав. — Ты беги домой, поужинай, а я пока за тебя постою тут.
— Да, — сказал мальчик. — А это можно разве?
— Почему же нельзя?
— Вы же не военный.
Я почесал затылок и сказал:
— Правильно. Ничего не выйдет. Я даже не могу тебя снять с караула. Это может сделать только военный, только начальник…»

Рассказ хорошо закончился.

«… В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на том же месте, где я его оставил, и опять — но на этот раз очень тихо — плакал. Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнул от радости, а я сказал:
— Ну, вот, я привел начальника.
Увидев командира, мальчик как-то весь выпрямился, вытянулся и стал на несколько сантиметров выше.
— Товарищ караульный, — сказал командир. — Какое вы носите звание?
— Я — сержант, — сказал мальчик.
— Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
Мальчик помолчал, посопел носом и сказал:
— А у вас какое звание? Я не вижу, сколько у вас звездочек…
— Я — майор, — сказал командир.
И тогда мальчик приложил руку к широкому козырьку своей серенькой кепки и сказал:
— Есть, товарищ майор. Приказано оставить пост...»

Не знаю, читали ли такие книги наши дети и внуки. Но мы, взрослые, выросшие в СССР, уже ничего не сможем сделать со своим воспитанием. Просто будем стоять до последнего, если что. Честное слово.

Истории из жизни

35.8K постов73.7K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.