9

Часы

Когда в одиночку входишь в заброшенный деревенский дом, появляется ощущение, что за тобой пристально наблюдают чьи то внимательные глаза. Кажется, что осиротевшие стены обернулись на звук твоих шагов и следят за непрошеным гостем. Ты задерживаешь дыхание, чтобы в наступившей тишине не пропустить не единого шороха существа, что, несомненно, затаилось у тебя за спиной. Ты уже не идешь, а крадешься по пыльным комнатам, скупо освещенным едва проникающим в маленькие оконца солнцем. Хруст мусора и битого стекла под подошвами. Скрип рассохшихся половиц звучит как грохот обрушившегося каменного моста. Часы. Они висят, покрытые слоем известки, нападавшей с потолка, и молчат. Ждут. Что сделает человек, увидевший на стене остановившиеся часы с маятником? Он подойдет, протянет руку к маятнику. Тихонько тронет его, качнёт. Услышит как старый механизм слабо, но преданно ответит: "тик-так" и снова замолчит. Замолчит, возможно, еще на полсотни лет. А человек уйдет, аккуратно прикрыв за собой полуразвалившуюся входную дверь, навсегда отложив в своей памяти как стены провожали его безмолвным несуществующим взглядом и этот скорбный ржавый "тик-так". Тик. Так.

Следователи нередко рассказывают байки о том, что наручные часы умерших людей останавливаются в момент их смерти. Даже в том случае, если часы эти ни чем повреждены не были. Умер человек, остановились и его часы. Дорогие, дешевые - не важно. Главное, чтобы они принадлежали умершему человеку. Можно эти часы снова пустить - завести пружину, поменять батарейку, и они снова начнут ходить. Но в момент смерти владельца они остановились. Есть также люди, которые утверждают, что так обстоит дело не только с наручными часами, а и вообще, с любыми. Человек умирает, сердце его делает последние удары, а часы делают последние движения маятника - тик-так.

Это, несомненно, миф и дело тут в том, что люди просто хотят верить в сказки и потусторонние силы. Умер человек, а часы в доме, или те, что у него на руке идут как ни в чем не бывало. Кто обратит на это внимание? Никто. А, вот, на остановившиеся часы - батарейка села, или попросту завод кончился - глянет и обязательно скажет с задумчивым видом мудреца: «Вот и часы Его остановились». Проведет связь человека с часами. Якобы и на расстоянии такое бывает - за многие километры. Иные, вообще, нарекают часы предсказателями смерти. Ходили - ходили часы, а потом остановились без причины. Вроде и батарейка не села, и завод не закончился, а механизм остановился. Значит пришел час хозяина часов умирать. Тик-так — поскользнулся на скользкой лестнице. Тик — ударился головой о ступеньку. Так — сделал последний выдох.

И вот однажды одному моему старому знакомому и по совместительству - соседу через дорогу - притащили старые часы. Кирилл - так звали соседа - занимался реставрацией старой мебели. Часы были не из каких-то антикварных, а обычные массово производимые в 1950х годах на широких просторах нашей родины. Что-то вроде Зари, или Востока. По сути - два куска толстой фанеры, пара березовых перекладин, да стальной механизм с латунным маятником. Принесли эти часы пара мальчишек лет по 11-12. Они их в деревне какой-то нашли - в заброшенном доме. Кирилл забрал их за 500 рублей исключительно для того чтобы "прикормить" ребят, чтобы те и в дальнейшем приносили ему свои находки, среди которых попадались и действительно ценные. Часы же Кирилл положил в чулан вместе с такими же шедеврами массово-советского производства. Так они и пролежали в куче хлама около года.

Через некоторое время обратилась к Кириллу одна молодая пара - они переезжали в новую квартиру и захотели обставить её под старину. В «теплом ламповом стиле эпохи СССР» - как они выразились.. Кирилл вытащил из чулана пару стульев пятидесятилетней давности, какую то стол-тумбу, разболтанный торшер и пообещал это всё восстановить. Назначил цену. Цена молодых людей устроила и они хотели было уже уходить, но вдруг взгляд девушки - звали её Женя - упал на что-то в темном углу чулана.

- А вот у Вас часы лежат! А можно их тоже восстановить?

- Часы? - Кирилл оглянулся и увидел край помутневшего латунного маятника, торчавшего из под треснувшей табуретки. - Попробую их починить, механизм там простой. Внесите предоплату 500 рублей и считайте, что они уже ваши. Готово будет через неделю.

Женя написала Кириллу свой телефонный номер и они с молодым человеком ушли.

В течении недели Кирилл реставрировал стулья и столик. Дошли руки и до часов. Кирилл разобрал их по винтикам, очистил и промыл механизм. Затем привел в порядок деревянные детали: удалил старый лак, покрыл новым. Когда часы были собраны снова, выглядели они как будто только что сошли с конвейера часового завода. В день, когда весь заказ должны были забрать, Кирилл полностью завел пружину часов, выставил правильное время и повесил временно на стенку в коридоре - чтобы продемонстрировать, что часы работают.

Вдруг, в какой-то момент часы стали сбиваться. Кирилл подошел к ним, открыл дверку и заглянул снизу в механизм. Пружина была заведена, механизм не скрипел. Через несколько секунд маятник качнулся в последний раз и замер. Тик. Так. На циферблате стрелки замерли на 7:37. Такое бывает с неисправными часами - когда стрелки начинают подниматься вверх, неисправный механизм, бывает, не в состоянии поднять их вес. Так как Кирилл не был часовых дел мастером, то он решил часы оставить у себя, а предоплату вернуть той молодой паре, когда они будут забирать заказ. Возможно, когда-нибудь Кирилл отнесет часы к часовщику, но пока у него не было на это времени.

Заказчики в тот день не явились. Не пришли они за заказом и на следующий день, а через неделю Кирилл сам позвонил по телефону Жене. Та заявила, что совсем забыла про заказ и зайдет сегодня же расплатиться.

Женя пришла одна и, едва взглянув на нее, Кирилл понял, что у нее произошло что-то нехорошее. Женя, казалось, постарела на несколько лет. Макияжа на лице не было, а одета она была так, как обычно ходят дома - старые синие джинсы испачканные известкой, выцветшая кофта.

- Сколько я Вам должна? - Женя вытащила из сумки кошелек, даже не глядя на выставленную реставрированную мебель. Голос её дрожал, а руки едва справлялись с молнией сумки.

- 5000 за все, только часы я Вам отдать не смогу - мне не удалось их довести до ума. Так что минус ваши 500... итого - 4500 - Кирилл видел, что с Женей что-то не так, но долго работая с людьми, он усвоил, что вопросы, вызванные праздным любопытством чаще всего бывают лишними.

Женя расплатилась, развернулась и направилась к выходу. Кирилл недоуменно посмотрел на мебель и, догадавшись о чем то, спросил вдогонку:

- А мебель то ваш молодой человек заберет?

Женя остановилась около дверей, повернулась вполоборота и тихо сказала:

- Мой молодой человек - это мой муж. Но он ничего не сможет забрать. Он умер. Мебель заберут попозже - я позвоню.

В этот момент её взгляд упал на остановившиеся часы на стене.

- Почему вы выставили на часах это время??? - голос Жени был растерянным, напуганным и, как показалось Кириллу, рассерженным.

- Я не выставлял на них никакого времени. - Кирилл был ошарашен новостью о смерти заказчика, но еще больше его удивил этот вопрос - Они просто остановились из-за неисправного механизма. Потому я и вернул за них деньги, а потом...

- Когда мы от вас ушли тогда, он сказал, что это будут его часы — перебила его Женя. Она протянула руку к часам и нежно погладила по стеклу над циферблатом. - Сказал, что любит часы - в них есть душа. Это были Его часы.

- Хотите их забрать? - осторожно спросил Кирилл - я отдам вам их просто так...

- Нет! - Женя резко обернулась к Кириллу - Это теперь Ваши часы, Вы отдали мне за них деньги.

Она поспешила к выходу, но снова остановилась в дверях и обернулась.

- Мой муж был сбит мотоциклистом неделю назад, рядом с вашим домом. Мы должны были забрать у вас заказ. В тот же день он скончался в больнице. Врач сообщил время 7:37. - Она помолчала, а потом шепотом добавила - Теперь это Ваши часы. Не запускайте их более никогда...

Женя вышла и тихонько прикрыла за собой дверь. Кирилл еще долго стоял в недоумении. Затем подошел к часам, открыл дверцу и протянул руку к маятнику, чтобы качнуть его. Но в какой-то момент передумал и, достав из кармана скотч, приклеил им маятник к задней стенке часов. В таком состоянии часы и отправились снова в угол чулана, а месяцем спустя к ним присоединилась и мебель, которую должна была забрать Женя, но которую так никто и не забрал.

Мало-по-мало история эта забылась. Прошло шесть лет. Кирилл построил новый дом и переехал туда с семьей. Часть хлама из своего чулана он распродал за копейки, а часть предоставил соседям разобрать самостоятельно - что кому приглянулось. Ко мне он зашел попрощаться с парой бутылок пива и вяленой рыбой. Тогда то ему и вспомнилась та история про часы. Рассказывал он ее теперь с оттенком юмора, хотя и изменился в лице, когда припомнил как девушка Женя его предупредила на счет часов.

- Надо же, какое совпадение. - Задумчиво проговорил Кирилл - ведь, минута в минуту. И маятник перед остановкой сбился с ритма - как будто сердце перед самым концом...

- А куда ты дел то эти часы? - спросил я

- Да из соседей кто-то забрал - отмахнулся Кирилл - я их когда откопал в куче хлама, удивился даже, что забыл про них. Даже когда маятник снова запускал - страх какой-то проснулся. А потом запустил маятник, остановил. Снова запустил. Да и ушло наваждение.

Кирилл усмехнулся и переключился на другую тему. Поговорили о том, о сем. Да так и разошлись - ближе к полуночи. А на утро он уехал в новый дом к семье, которая там жила уже неделю.

Не стало Кирилла примерно год спустя. Но только об этом я не сразу узнал, а до того как узнал, случай странный приключился. Старик по соседству у меня жил - дядей Пашей звали. Приходит он, как-то ко мне и спрашивает:

- Слышь, а к тебе Кирюха то не заходит?

- Да нет - отвечаю - Давно его не видел.

- Да я у него часы забирал перед тем, как он переехал. Красивые такие - он же их и отремонтировал. Да вот с неделю назад остановились и не ходят. Думал, может починит...

Перестали часы ходить - мало ли что бывает. Да только в тот момент меня холодным потом прошибло. Позвонил я Кириллу домой. Тогда и узнал, что нет его уже как неделю. С крыши сорвался, когда печную трубу чистил. Часы я те у дяди Паши забрал. Хотел разбить, да побоялся - два то совпадения - уже тенденция. Часы явно не простые. Тогда и пришла мне в голову мысль, что не стоило тем ребятам часы забирать из того дома. Так вот только понятия я не имел - где этот дом был.

Найти парней, которые часы Кириллу семь лет назад приволокли, делом оказалось простым - город, ведь - маленький у нас. Как выяснилось, один из них в армии долг родине отдает, а второй в другой город переехал. Узнал я номер телефонный того - второго, звали его Валерка.

Валерка удивился моему звонку и долго не мог вспомнить о каких таких часах я толкую - ведь, в детстве он много чего перетаскал из заброшенной деревни, которая находилась в десяти километрах от нашего города. А когда понял о каких именно часах я спрашиваю, то почему то заявил, что будет в наших местах через неделю, ко мне заскочит и лично расскажет - что, да как. Меня это несколько удивило - часы стали обрастать новыми тайнами.

- Ну там такая история получилась... Мы эти часы как-бы не совсем из заброшенного дома то взяли - Валерка пил чай и с некоторой иронией рассказывал о своем детстве. Про странные совпадения с часами я ему ничего не рассказал.

- Та деревня, ну — заброшенная, она была и не совсем то заброшенная. - продолжил Валерка - Жили там еще несколько дворов. Ну а дворы то какие: то бабка какая то живет в одиночку, или дедок старый. В общем шли мы уже под вечер из деревни с пустыми руками. Смотрим - а в ограде одного дома часы стоят к завалинке прислонённые. Ну мы зашли, да и взяли их. Не думали, что живет там кто. А когда вышли из ограды, услышали крик: "Куда поволокли?! Мои это! Мои! Не заберите, не заберите!". Дед там какой-то жил, оказалось. Мы с перепугу и побежали, и часы бросить не сообразили.

- Не заберите? - я ухватился за эту фразу

- Ну! Мы тоже потом смеялись, как он говорил. Вместо "Не забирайте" - "Не заберите" - Валерка хихикнул - нерусский, наверно...

- А может, "не заводите" он кричал? - проговорил я.

- Хм... Может и так. Да, разве, сейчас то вспомнишь...

- А место то ты помнишь, где дом этот был?

- Да помню, конечно! Как речку перейдешь... - и Валерка рассказал, что за дом был. Я в той деревни детство своё провел и дом этот помню. Да и старика того тоже - хотя и толком о нем ничего не знал.

Что-то мне подсказывало, что часы туда нужно вернуть. А потому на следующее утро отправился я в ту деревню пешком. Десять километров - за пару часов доберусь. Часы я положил в обыкновенный мешок и закинул за спину. Так я и добрался до этого дома.

Пыльный пол, обсыпавшиеся стены. Мусор и битое стекло под ногами. И среди разрухи на стене блестят новым лаком старые часы. Безмолвные. Таинственные. Страшные.

- Я вернул тебе твои часы! - сказал я, обращаясь к дому, и сам испугался своего голоса, прозвучавшего в гробовой тишине неожиданно громко.

Затем я подошел к часам, открыл дверцу. Протянул руку к маятнику и качнул его. Сухим лязгом отозвался старый механизм в давящей на уши тишине: тик-так. Тик. Так.

Прошло уже очень много лет с тех пор. Я уже давно живу вдалеке от этих мест. Но до сих пор иногда вспоминаю об этом доме. И меня снова и снова мучает вопрос: "А не Мои ли теперь это часы? Что будет, если их кто-то заведет?". Порою, ночами мне снится страшный сон, как кто-то заводит эти часы и они начинают ходить. Тиканье их становится все сильнее и сильнее, оно превращается в оглушительный лязг, к которому подмешивается хруст пыли между шестеренок, а потом… потом оно внезапно становится снова тихим, почти неслышным. Сбивается. И издают свои последние «тик-так».

Тик.

Так...

Мир кошмаров и приключений

80 постов678 подписчиков

Добавить пост