Бой «близнецов».

Бой двух близнецов, внешне не различимых, но внутренне абсолютно разных - довольно избитый сюжетный ход, приходивший в голову многим авторам. Что уж там говорить - все это выглядит довольно надуманно, но был случай в истории судоходства, который удивительно точно повторяет этот сюжетный штамп. 
Бой «близнецов». Первая мировая война, Флот, История, Кап Трафальгар, Кармания, Морской бой, Война, Длиннопост

Произошло это в самом начале Первой мировой войны, когда гражданские суда реквизировались военными ведомствами всех воюющих держав, дабы впоследствии служить целям абсолютно далеким от их первоначального применения. Такая судьба постигла и новенький немецкий пассажирский лайнер Кап Трафальгар (SS Cap Trafalgar), приступивший к пассажирским перевозкам практически накануне войны - 1 апреля 1914 года. Названный в честь знаменитого мыса Трафальгар, места, где в 1805 году развернулась знаменитая Трафальгарская битва, корабль был абсолютно далек от военного применения. Его задачей было перевести через Атлантический океан в комфорте и удобстве 1600 пассажиров из Гамбурга в Бразилию, Аргентину и Уругвай.


Но, начало войны заставило мирное судно стать военным кораблем - с установленными на палубах двумя корабельными пушками 45 калибра и шестью QF 1-фунтовыми автоматическими орудиями со смешным звукоподражательным прозвищем «пом-пом» и совсем несмешным 37-м калибром, корабль получил наименование вспомогательного крейсера и команду профессиональных военных под руководством капитана Вирта (Korvettenkapitän Wirth).


Задачей крейсеру была поставлена работа по уничтожению британского торгового флота в водах южной Америки, подкрадываясь к ничего не подозревающим кораблям под видом гражданского судна на расстояние орудийного залпа. А что лучше всего поможет скрыть военные намерения, как не маскировка под какое-нибудь известное судно противника! Выбор суровых германских моряков выпал на уже довольно долго (с 1905 года) ходившее по маршруту Ливерпуль - Нью-Йорк судно Кармания (RMS Carmania), обладавшее практически идентичным тоннажем, что и Кап Трафальгар. Внешне корабли отличал лишь один сильно бросавшийся в глаза признак - на немецком лайнере возвышалось три трубы, на британском - только две. Но и это была не проблема - одна из труб Кап Трафальгара была фальшивой, так что снять ее не составило большого труда.

Бой «близнецов». Первая мировая война, Флот, История, Кап Трафальгар, Кармания, Морской бой, Война, Длиннопост

Лайнер Кармания.

Бой «близнецов». Первая мировая война, Флот, История, Кап Трафальгар, Кармания, Морской бой, Война, Длиннопост

Кап Трафальгар со снятой фальш-трубой.

Итак, готовый к своей первой охоте корабль стоял, загружаясь углем, в порту секретной немецкой базы, что располагалась на небольшом острове Триндади. И все бы хорошо, но в это самое время на горизонте появились дымы британского парохода - которым оказалась... да-да, та самая Кармания, под которую так искусно маскировался немецкий вспомогательный крейсер. А самое интересное, что английские военные так же реквизировали этот корабль для военной службы, поставили на нем восемь 120-мм пушек 45-того калибра и приказали капитану Ноэлю Гранту (Noel Grant) курсировать в Атлантике около берегов Южной Америки, выискивая немецкие корабли-угольщики и небольшие военные суда.


После первого удивления от встречи с немецкой копией своего корабля и обмена сигналами, капитан Грант понял, что боя не избежать и приказал поднять над Карманией боевой флаг. Началось сражение, оставшееся в истории как «битва у острова Триндади».

Бой «близнецов». Первая мировая война, Флот, История, Кап Трафальгар, Кармания, Морской бой, Война, Длиннопост

При отсутствии на борту серьезных калибров, неповоротливые атлантические лайнеры могли эффективно сражаться друг с другом только на близком расстоянии, поэтому бой скорее напоминал морские сражения времен наполеоновских войн, нежели чем артиллерийскую дуэль кораблей Первой мировой. Сблизившись, корабли поливали друг друга артиллерийскими снарядами. И вот тут ярко проявились все особенности военных моряков обеих воюющих держав: меткость немецких артиллеристов сразу же дала первые результативные попадания по надстройкам Кармании - на взятом в «вилку» корабле сразу начались очаги пожаров, а разрушение мостика привело к тому, что капитан был вынужден сменить место своей дислокации. На ближних дистанциях в бой включились автоматические «пом-помы» и британский лайнер был просто осыпан снарядами. Однако же англичане применили свой, излюбленный еще со времен парусного флота, прием - большая часть снарядов ложилась ниже ватерлинии немецкого корабля. Поэтому после двухчасового боя Кап Трафальгар уже имел довольно приличную течь в трюме и был вынужден выйти из-под обстрела, а прилично горевшая к тому времени Кармания была еще вполне себе на плаву.


Капитан немецкого корабля сделал попытку добраться на тонущем крейсере до береге, но, увы, запас хода у погружающегося в воду лайнера был небольшой и вскоре корабль завалился на бок и затонул. На немецком корабле, по разным данным, погибло от 16 до 51 человека, в их числе оказался и капитан Вирт, ушедший на дно вместе со своим боевым лайнером. 279 моряков спаслось на шлюпках и подошедшем на помощь угольщике Eleonore Woermann - они были перевезены в Буэнос-Айрес и были интернированы Аргентиной до самого окончания войны.


Кармании повезло намного больше, в бою на ней погибло 9 человек, а с пожарами удалось справится собственными силами команды.

Бой «близнецов». Первая мировая война, Флот, История, Кап Трафальгар, Кармания, Морской бой, Война, Длиннопост

Мостик Кармании после боя.

Бой «близнецов». Первая мировая война, Флот, История, Кап Трафальгар, Кармания, Морской бой, Война, Длиннопост

Кармания вскоре после боя.

Отбуксированный в док подошедшими на помощь судами, корабль был восстановлен и послужил всю войну военным транспортником. В дальнейшем боевой лайнер вернулся к гражданским перевозкам и служил пассажирским лайнером до 1932 года, когда постаревший корабль списали и распилили на металлолом. В память о боевом прошлом корабельный колокол Кармании находится в постоянной экспозиции на борту плавучего музея-корабля HQS Wellington, что пришвартован на вечную стоянку в Лондоне.