Белый шум
Они были посреди космического шторма. Подобные явления случались в галактике крайне редко и только в определенных местах в определенное время. Они были такими редкими в первую очередь потому, что требовалось массовое скопление частиц. В космосе, конечно, такое случалось редко: если облако частиц достаточно густое, чтобы вызвать такие условия, оно обычно превращалось в звезду, собирая камни и пыль в одну точку. Однако время от времени можно было оказаться внутри подобного облака высокоскоростных частиц, которые двигались слишком быстро, чтобы слипнуться или создать какой-либо гравитационный эффект.
Результат напоминал песчаную бурю.
Санни сидела в полумраке, глядя наружу через большое окно в каюте Адама. Свет просачивался внутрь совсем немного, но этого было достаточно, чтобы позволить чувствительным колбочкам ее золотых глаз улавливать тонкие изменения цвета, когда частицы пролетали мимо. Облако выглядело голубым, почти синим под светом окружающих звезд. Звук частиц песка, ударяющихся об окно, напоминал звук дождя, тихий и успокаивающий, если не думать о том, что частицы, вероятно, летели на сотни километров в час быстрее капель воды.
Она тихо напевала в полумраке, слушая, как Вафля поскуливает и ворочается во сне.
Причина была не в том, что на корабле была ночь. Нет, дело было в самом шторме. Санни заметила, что как только тот начался, все люди внезапно успокоились. Даже морские пехотинцы, из казарм которых, как правило, шум исходил непрерывно, стихли, завороженно наблюдая за частицами снаружи и слушая стук о корпус корабля. Практически все члены экипажа погрузились в своеобразный транс.
Доктор К'рилл увлеченно делал заметки об этом странном явлении, с интересом наблюдая, когда люди внезапно прекратили всё в угоду тишине. Громкие и шумные действия сменились молчаливым созерцанием. Несколько людей подтащили кресла-мешки к ближайшему окну, где они могли слушать звуки шторма.
Некоторые читали книги, некоторые бездельничали, а третьи просто засыпали под убаюкивающий шум, похожий на стук дождя по стеклу.
Это была интересная деталь о людях: погодные явления их успокаивали. Вероятно, именно первобытный, врожденный инстинкт гнездования привел Адама сюда, к ней, в свою берлогу, где он быстро затих, слушая стук частиц об окно.
Санни не была К'риллом, ей не нужно было писать отчеты о каждой интересной странности, но все же было несколько вещей, которые она, возможно, заметила раньше него.
С другой стороны, было трудно их не заметить, когда ты в отношениях с человеком.
Она посмотрела вниз, где лежал Адам. Его туловище покоилось у нее на коленях, а голова лежала на животе. Вокруг нижней части тела он собрал гнездо из подушек и тихо зарылся в них, после чего мирно задремал.
Сейчас на корабле была середина рабочего дня, хотя по состоянию экипажа этого не скажешь.
Санни это не удивляло.
Как она и думала, в штормах было что-то, что успокаивало большинство людей. На небольшую часть человечества бури просто наводили скуку.
Конечно, было много способов успокоить человека.
О многих она узнала совершенно случайно.
Например, люди любят, когда их гладят, прямо как многие животные на их родной планете. Обычно, если она нежно проводила рукой по голове Адама, он расслабился. Ему даже нравилось, когда она нежно гладила его по спине, одной из рук или даже груди. Очередная схожесть между людьми и собаками. Неудивительно, что эти два вида так плотно связаны.
Также она с удивлением обнаружила, что существует черта, которую люди разделяют с дрэв. Легкое покачивание делало с человеком одно из двух: либо вызывало у него тошноту, либо почти сразу усыпляло их.
Применение этой тактики на Адаме творило чудеса. Даже когда он был расстроен, он просто не мог сопротивляться. Однажды она использовала этот прием, когда у него был легкий приступ, и каким-то образом он отключился в течение нескольких секунд. Она предполагала, что на большинстве людей это, вероятно, сработает по-другому, но Адам был единственным человеком, с которым ей приходилось иметь дело. А лучше всего было то, что с четырьмя руками она была в два раза эффективнее. Уж Адам точно не жаловался.
Она уже сама начинала дремать, но ее тело автоматически продолжало нежно качать его.
Было много вещей, которые могли успокоить или расслабить человека.
Не то чтобы она намеренно вела учет, но что-то со временем откладывалось в памяти.
Определенные звуки и запахи помогали разным людям заснуть.
Она однажды слушала обсуждение звуков, которые люди находят успокаивающими, и заметила небольшую тенденцию. Людям, как правило, нравились звуки, под которые они засыпали в детстве.
Санни услышала множество вариантов:
- Стук дождя по крыше
- Вой ветра и скрип деревьев.
- Шум телевизора в другой комнате
- Посудомоечная машина
- Гул холодильника
- Звук проезжающих мимо машин
- Разбрызгиватели на лужайке
- Сверчки
- Тихие разговоры
- Вентилятор
- Шум океана
- Шипение газовой плиты
- Звуки леса
- Потрескивание огня
Однажды во время обеда она завела этот разговор с доктором Адриком, и он задумчиво склонил голову, прежде чем указать, что у многих из этих звуков есть кое-что общее. Их называют «белым шумом» — формой звука, содержащей много частот одинаковой или схожей интенсивности. Он сказал, что люди давно знают об этом явлении и часто используют эти звуки в качестве снотворного или для расслабления. Доказано, что присутствие белого шума в окружающей среде может помочь при бессоннице. Предполагается, что наличие подобного шума является своего рода индикатором сна, а наличие множества схожих частот помогает заглушить другие звуки, которые могут стимулировать активность мозга. У доктора Адрика также имелась личная теория. Он понятия не имел верна ли она, но ему нравилось иногда размышлять о ней.
Теория была схожа с той, что предполагает, что укачивание нравится людям потому, что напоминает им о младенчестве — времени, о котором не помнят, но с которым соединяются каким-то врожденным инстинктом. Когда люди хотели успокоиться, они часто возвращались к вещам, которые помогали им расслабиться, или к вещам, которые успокаивали их в детстве. Вот почему многие из предпочитаемых ими звуков были теми, которые им больше всего нравились в детстве, наравне с укачиванием. Укачивание символизировало безопасность в объятиях того, кто может их защитить.
В автомобильных поездках часто сочеталось использование белого шума и легкой вибрации автомобиля, что вызывает у людей сонливость, если только их не начнет тошнить.
И, конечно, нельзя забывать про сам звук.
В утробе матери дети постоянно подвергаются воздействию шумов, в том числе звука работающего кишечника и бьющегося сердца или даже сокращения и расширения легких. В утробе люди проводят большую часть времени во сне, поэтому логично, что они в первую очередь ассоциируют повторяющийся шум с чем-то, что может быть успокаивающим. Конечно, это все были домыслы, просто своеобразная маленькая теория, о которой Адрик иногда размышлял.
Это заставило Санни задуматься о других вещах, которые успокаивают людей.
После некоторых размышлений она обнаружила, что в каждой категории ощущений есть что-то, что нравится людям. Звук был одним из самых больших факторов, но даже зрительная информация могла быть успокаивающей.
- Низкоуровневый синий свет, такой, который получается в дождливый или темный день.
- Мерцание света костра.
- Определенные места, такие как горные хребты или океан
- Деревья, проносящиеся мимо за окном
- Даже длинные участки дороги, уходящие вдаль.
- Ночное небо
- Луга
Конечно, этот список можно продолжать до бесконечности, и визуальные успокоительные человечества были немного более разнообразны, чем слуховые. Большинство людей склонны считать «белый шум» успокаивающим, но у каждого было свое мнение о том, какие визуальные стимулы им больше нравятся. Некоторым людям нравился рассеянный синий свет, пробивающийся сквозь облака в дождливый день, в то время как другие предпочитали яркие лучи света, падающие на мебель из открытого окна.
Запахи тоже были важным фактором.
- Запах собственного дома. Как оказалось, у каждого дома был собственный запах. Адам предполагал, что люди больше нравятся друг другу, если пахнут одинаково. Например, в детстве он знал семью, которая выращивала огурцы в своем доме, и он просто не мог находиться там, потому что все время чувствовал запах соленых огурцов.
- Петрикор, запах дождя. У К'рилла и других была теория, что любовь к этому запаху основана на выживании. Когда люди жили в саванне много тысяч лет назад, возможность найти воду была важной частью выживания, а ощущение дождя успокаивало, поскольку означало, что поблизости есть вода.
- Скошенная трава
- Выпечка
- Лаванда
- Цитрусовые
- Лес
- Океан
Многие запахи были уникальными для конкретных людей и часто указывали на что-то то, что успокаивало их в детстве.
Разумеется, существовали тактильные успокаивающие ощущения.
- Что-то мягкое и пушистое было наиболее распространенным методом: одеяла, подушки и одежда были созданы, чтобы успокаивать.
- Сочетание мягкости с ощущением тепла или даже жары. Важно отметить, что это работает до тех пор, пока рот и нос открыты, чтобы воздух, поступающий в легкие, был холодным.
- Легкое давление было еще одним хорошим способом, которое Санни удивило. Некоторым людям нравилось ощущение легкого сдавливания, и они использовали утяжеленные одеяла для комфорта в определенных ситуациях. Санни подозревала, что это является еще одной имитацией рук родителя. Объятия требуют мягкого давления, поэтому логично, что люди будут искать способ повторить ощущение..
- Теплая вода была прекрасным успокаивающим средством. Люди любили расслабляться в теплых ваннах или принимать горячий душ, когда расстроены.
- Даже определенные положения тела работали, и часто включали позу эмбриона, связь которой с младенчеством была вполне очевидна.
Можно смешивать множество ощущений и звуков, чтобы создать максимально комфортную среду для людей. Например, если положить человека в лодку на солнце, это создаст ощущение легкого покачивания в сочетании с теплом солнечного света, шумом волн и запахом океана, создавая идеальное место для расслабления.
Если человеку это не очень нравится, можно поместить его в теплый дом во время ливня или метели и укрыть его кучей одеял перед камином.
У каждого человека были свои предпочтения, но, в общем и целом, можно следовать одной схеме. Сначала нужно выбрать хороший белый шум, затем нужно выбрать ощущение, например, мягкости или тепла, а после этого можно добавить визуальный стимул и запах.
Вкус немного сложнее определить, не потому, что не было вкусов, которые люди считали успокаивающими, а потому, что их было так много. Одним из распространенных механизмов совладания со стрессом у людей было поглощение пищи. Санни пока не знала конкретной причины, но это был хорошо известный факт. Люди тоже знали об этом феномене, поэтому окрестили большую часть своей еды «еда для утешения». Предпочтения в отношении этой пищи также зарождались в детстве.
Высококалорийные, жирные продукты с большим содержанием углеводов были наиболее распространенными, хотя в вышеупомянутых ситуациях люди могли выбрать соки, смузи или горячий шоколад, чтобы соответствовать окружающей среде. Однако во многих случаях еда для утешения включала жареный сыр, лапшу, картошку фри или какой-то другой вариант детской еды.
Это была интересная концепция и важный набор факторов, которые следует помнить, когда заботишься о человеке.
Санни посмотрела на Адама, который теперь почти полностью спал. Его нога была плотно прижата к груди под одеялом, и он мягко покачивался во сне.
Она заметила, что люди иногда так делают.
Засыпая, Адам часто слегка отталкивался оставшейся ступней, вызывая легкое покачивание.
Это привело к некоторым более тактильным мерам самоуспокоения, которые были у многих людей, и которые Санни нашла довольно милыми. Люди качали себя, обнимали себя и гладили свои руки, чтобы стимулировать своего рода успокаивающий эффект.
Большинство из них на самом деле не замечали этого, но не она.
Она внимательно следила и запоминала.
В конце концов, когда у тебя есть человек, лучше убедиться, что ты знаешь, как о нем позаботиться.
============================================
Спасибо за прочтение, вопросы, комментарии, мнения и предложения всегда приветствуются. Перед вами - рассказ из огромного цикла «Око Эмпирей» за авторством Charlie Starr. Перевод и публикация осуществлены с личного разрешения автора произведения.
Оригинальное произведение можно прочитать по этим ссылкам: