АвтоВАЗ: Впечатления, Проблемы и Перспективы
В конце февраля холдинг "Вертолёты России" побывал на АвтоВАЗе.
Целью поездки было изучение лучших практик в организации производственных процессов, повышения эффективности и развития производственной системы. Подробнее — в статье ниже👇
Когда я прибыл на АвтоВАЗ, первое, что меня впечатлило — это масштаб и уровень автоматизации. Каждая операция здесь выстроена и синхронизирована. Я бывал на многих предприятиях от Калининграда до Дальнего Востока, и могу с уверенностью сказать, что АвтоВАЗ по многим параметрам стоит особняком.
✔️Впечатления:
Конечно же, в первую очередь поражает конвейер: ты заходишь в цех — и видишь, как роботы слаженно перемещаются, выполняя свои задачи. Тележки перевозят огромное количество материалов и ресурсов. Слева по потолку летят двери автомобилей, справа движется кузов. Каждое движение четко отлажено, инструменты удобно подвешены для операторов, а сами действия сотрудников максимально автоматизированы. Подобное мало где можно увидеть в России. Чувствуется, что строили по уму, просчитывая каждый будущий шаг.
Интересной оказалась школа профессионального мастерства. Каждый сотрудник — будь то логист, мастер, оператор — проходит обязательное практическое обучение, отрабатывая каждое движение и каждый шаг до автоматизма. Затем он сдает экзамен и только после этого допускается к работе на своем месте. Такой подход позволяет существенно сократить количество ошибок и снизить уровень брака, повысив качество выпускаемой продукции. Это также способствует повышению вовлеченности и эффективности сотрудников.
В условиях кадрового голода и дефицита персонала такая практика могла бы стать решением многих проблем на каждом предприятии России. Предварительное обучение сотрудников, стандартизация их движений и требований позволили бы им работать с большей отдачей и продуктивностью.
С первого взгляда видно, что здесь внедрены лучшие мировые практики повышения эффективности, и это дает результат. Но при всей положительной стороне есть и проблемы, которые нельзя игнорировать.
➖Недостатки:
Со слов персонала большие проблемы начались после ухода Renault из России. Отсутствие поддержки со стороны международного партнера привело к необходимости перестраивать цепочки поставок и локализовать производство комплектующих. Это сказалось на стабильности и качестве материалов, используемых в производстве. Многое пришлось изобретать или с нуля. Этим обусловлен низкий темп выпуска новых моделей на рынок.
Среди главных недостатков стоит отметить проблемы с качеством: согласно официальной статистике до 18% автомобилей имеют гарантийные обращения. Это ставит АВТОВАЗ в сложное положение в сравнении с частными и зарубежными конкурентами.
А ведь какие крутые концепты стоят в его музее, которые ранее широко пиарили по телевизору с приставкой "скоро"! Сейчас лишь на табличке рядом можно встретить сухую фразу "заморожено в связи с уходом партнеров из России..."



По мелочи:
Не все сотрудники носят средства индивидуальной защиты, что говорит о недостаточном контроле за соблюдением техники безопасности. Стенды по управлению производством на рабочих местах не всегда заполняются и корректируются. Заметны проблемы с обслуживанием оборудования: масляные потеки, отсутствие своевременной ликвидации поломок. В некоторых цехах рабочие трудятся без вытяжки в условиях, вредных для здоровья.
Но давайте по чесноку: а где эти проблемы отсутствуют?
Эти проблемы характерны не только для АвтоВАЗа, но и для большинства предприятий России. Однако на АвтоВАЗе, несмотря на все трудности, сохраняется дух повышения эффективности и вовлеченности. Это заслуга большого отдела по развитию производственной системы, в котором работает более 140 человек. Эти специалисты пронизывают деятельность предприятия на всех уровнях, внедряя инструменты бережливого производства и поддерживая выстроенную систему улучшений. Поражает то, насколько вовлечены в подобные процессы обычные операторы на производстве (по разговору). Мы подобным похвастаться пока не можем.
Итог:
АвтоВАЗ — это не просто завод, это школа жизни для всех, кто хочет понять, как устроено настоящее производство. Здесь есть проблемы, но здесь же есть и решимость их преодолевать. И, честно, я уехал отсюда с уважением — и с желанием вернуться.
Ваш Оптимизатор⚙️
Больше интересной информации в моем телеграмм-канале по ссылке.
Мои статьи о текущей ситуации в промышленности, которые ты мог пропустить:
Почему форумы по бережливому производству не эффективны?
Пошаговая инструкция по организации правильной конференции
Субсидии для чайников
Льготы для повышения производительности труда в сфере промышленности
А может их всех аккредитовать?
Пост о том, как побудить руководителя компании на внедрение изменений
Бережливое производство в ВУЗы. Зачем?
Перестройка или бюрократия? Введение обязательных ГОСТов по бережливому производству
Роботизация в промышленности. Текущие реалии. Факты. Последствия
Стоимость содержания 1 промышленного робота на предприятии
Бюрократия как чума отечественной промышленности
Борьба с бюрократией: кейс завода по производству автокомплектующих в Нижнем Новгороде
Влияние доллара на промышленность России
Колебания курса валют: вызов или возможность для промышленности?
Импортозамещение: успехи и вызовы отечественной промышленности
Почему антикризисный менеджмент сейчас на пике актуальности?
Здоровье - главная инвестиция антикризисного менеджера
Как Новый год повлиял на компанию GM
С чего начать новый год антикризисному менеджеру в 2025 году?
ТОП-5 инструментов для анализа текущего состояния бизнеса
Когда мебель спасла бизнес, а кризис стал трамплином
Как вести команду в условиях кризиса? Роль лидера и техники мотивации в сложных ситуациях Антикризисный менеджмент и депрессия: Как справляться, когда мир рушится?
Почему ты - антикризисный менеджер, даже если этого не знаешь
Инженеры будущего или кассиры? Почему молодёжь не спешит на производство
АвтоВАЗ и китайцы: кто кого?
Отношение отечественного потребителя к АвтоВазу
Как отпуск влияет на эффективность компании?
Департамент государственной эффективности США и нужен ли он в России?
Кризис в российской промышленности: причины, последствия и пути выхода в 2025 году
Российская промышленность
791 пост1.7K подписчика
Правила сообщества
Правила Пикабу