Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления. Ч.2

Часть первая - здесь. В ней исследователь объясняет механизмы создания выученной беспомощности, описывает признаки (как она выглядит), перечисляет возможные формы проявления. Во второй части речь о том, что является совершенной противоположностью приобретенной (выученной беспомощности).


Если на одном полюсе биполярной оси находится выученная беспомощность, то, что будет на другом полюсе? Способность к активному действию и исследованию ситуации - поисковая активность.

Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления. Ч.2 Психология, Норман Роквелл, Творчество, Поисковая активность, Детство, Мартин Иден, Длиннопост

А вторами концепции Поисковой активности были отечественные ученые Вадим Семенович Ротенберг и Виталий Вульфович Аршавский.


Этой концепции всего лишь 30 лет.


Поисковая активность - биологически обусловленная форма поведения в условиях неопределенности, когда человек не имеет возможности со стопроцентной уверенностью прогнозировать результаты своей активности (будут ли они успешными или нет). Однако он способен адекватно оценивать каждый промежуточный результат на пути к конечной цели и соответственно менять свое поведение. Поисковая активность, направленная на изменение ситуации в условиях неопределенности, играет решающую роль в адаптации и сохранении здоровья.


Противоположным поиску является стереотипное поведение, когда цепочка действий, будучи запущена, выполняется уже без отслеживания внешних и внутренних изменений.


В целом, стереотип можно рассматривать как результат адаптивного поведения индивида. Однако стереотипное поведение животных в большей степени опирается на генетические программы, в сравнении с динамическим стереотипом человека. Каждое животное обладает своим набором фиксированных движений и очень ограниченной способностью к развитию новых. Этолог Роберт Хайнд указывает на то, что стереотипное поведение животных ограничено возможностями строения тела и физиологическими особенностями нервной системы. Например, голосовой аппарат певчей птицы непригоден для воспроизведения некоторых звуков, а строение тела гиппопотама делает физически невозможным хождение на двух ногах (источник).


Стереотипные последовательности движений у животных являются основным компонентом инстинкта и представляют завершающий акт или набор «эндогенных движений» по концепции инстинкта Конрада Лоренса. Примерами подобных стереотипных форм поведения является плетение сети из паутины, строительство плотин у бобров, гнезд у птиц и т.д. Самка канарейки особыми движениями проталкивает полоски материала в стенки своего гнезда. Если птице не предоставить ни места для гнезда, ни материала, то она все равно делает эти движения, сидя на дне клетки.


К поиску не относятся все виды стереотипного автоматизированного поведения, условно-рефлекторные действия: т. е. любое поведение, результат которого может быть спрогнозировано с высокой вероятностью. Неуверенность в окончательном результате как раз и придает поведению черты поискового, тогда как полная уверенность в конечном результате делает поведение автоматическим и стереотипным.


Поисковая активность имеет тенденцию к саморазвитию и поддержанию себя самой по закону положительной обратной связи: при поисковой активности восстанавливаются те химические вещества в мозгу, которые необходимы для продолжения этой активности. Творчество - это типичный образец поисковой активности, и мозг при этом виде поисковой активности не требует дополнительной стимуляции. Он как бы находится на самообеспечении.

Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления. Ч.2 Психология, Норман Роквелл, Творчество, Поисковая активность, Детство, Мартин Иден, Длиннопост

Всех людей условно можно разделить на две группы: со слабо и сильно развитой поисковой активностью. Характеристики людей с сильно и слабо развитой поисковой активностью совпадают с особенностями поведения личности с мотивом стремления к успеху и с мотивом избегания неудачи.


Эти особенности поведения описал Дэвид МакКлеланд* в рамкaх изучения мотивации достижения. В зависимости от сферы жизни у человека может меняться доминирующий мотив: в одной сфере ведущим будет стремления к успеху (то есть наличие поискового поведения), в другой - избегании неудачи, что говорит о наличии выученной беспомощности. Но в целом существует доминирующий мотив, хaрaктеризующий генерaльную линию поведения человека.


Поисковая aктивность сама по себе требует усилий и энергетических затрат. По-видимому, именно для того, чтобы как-то скомпенсировать и оправдать все сложности и неудобства, причиняемые человеку его поисковым поведением, оно оказалось так тесно связанным со здоровьем. Здоровье - та золотая монета, которой природа «платит» за готовность к риску (в том числе - интеллектуальному). Большинство выдающихся людей жили дольше, чем в среднем их современники. Но если человек прекращает поисковое поведение, oсобеннo если раньше оно было очень выражено, такой «перепад» серьезно бьет по здоровью: возникают так называемые «болезни достижения» или «синдромом Мартина Идена»**. Это сoстояние когда человек долго стремился и наконец, достиг желаемого и остановился, чтобы «почивать на лаврах». И вместо позитивных переживаний начинается oбострение заболеваний.


Поисковая активность - это форма инстинктивного пoведения, существующая у нас с рождения, и в процессе воспитания или развивается или блокируется. При подавлении поисковой активности нарушается естественный «исследовательский» путь от проб и ошибок через инсайт к новому, творчески созданному решению. Выделяют четыре основные сферы наиболее частого подавления поиска у ребенка. Последствия этого подавления не проходят бесследно, и выработанное в детстве состояние беспомощности остается в зрелом возрасте.

Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления. Ч.2 Психология, Норман Роквелл, Творчество, Поисковая активность, Детство, Мартин Иден, Длиннопост

В раннем детстве в силу культурных стереотипов родители подавляют поисковую активность ребенка в удовлетворении его базовых потребностей в еде и движении: ребенка кормят вначале по часам, потом в соответствии с правилами питания, пеленают, ограничивают его территорию кроваткой или манежем.


Сейчас эта ситуация меняется в лучшую сторону, но многие аспекты подавления остаются. [...] В результате [...] нарушается способность понимать потребности своего тела в еде и движении. В качестве примера: когда дома мама заботливо кладет еду в тарелку, человек съедает столько, сколько положили [...], «чтобы мама не обиделась», «продукты не пропадали», «тарелки должны остаться чистыми»...


Позже в 3-5 лет, в период освоения физического мира у ребенка возникает потребность все делать самому, что, естественно, он делает не так, как «правильно», а экспериментируя и совершая ошибки. Взрослые или запрещают самостоятельные действия, или прерывают их прежде, чем ребенок достигнет успеха, либо дают сделать только то, в чем удача абсолютно гарантирована. Последствие этого - формирование двигательной беспомощности  [...], которое появляется в состоянии под названием «Лень». Лень - результат обучения через негативное подкрепление («не мешай», «не лезь», «отойди»). Маленькому ребенку не бывает лень играть, гулять, или сделать себе бутерброд, когда он хочет есть! [...]


С этим возрастом связан еще один интересный феномен. Если поисковая активность ребенка прерывается родителем сильно и резко[...] (криком), то некоторое время после этого ребенок находится в измененном состоянии сознания - в легком трансе. Это состояние характеризуется некритичностью восприятия реальности. Родитель, произносящий растерянному ребенку в этот момент свое нравоучение, играет роль гипнотизера, внушающего «формулу беспомощности». Например: «Ты никогда не научишься делать это!», «Вечно ты все портишь!». Эти формулы работают многие годы, как самореализующееся пророчество, пребывая вне критики и осмысления. В семейной психологии это -  «родительские послания». И уже взрослый человек продолжает от души верить, что он вечно все забывает, ломает, теряет - и вести себя соответствующим образом!


Следующий период - освоение ребенком категорией времени. Этот период у большинства детей проходит в детском саду и младших классах школы. Чтобы научиться управлять своим временем, нужен эксперимент, путь проб и ошибок. [...]  Пример беспомощности в зрелом возрасте [...]: каждое утро не хватает пять минут, чтобы собраться (их не хватает, даже если человек встанет на час раньше). Не хватает дня для подготовки к экзаменам. Постоянные опоздания на работу или даже на самолет. Неэффективное планирование: на день планируется столько дел, которые с трудом можно выполнить за три.


Наконец, в подростковом периоде культурные ограничения касаются поисковой активности в социальной жизни, построения отношений, поиска пределов допустимого поведения. Возникающая при ее подавлении беспомощность уже переживается в состояниях более тяжелых, чем лень. Это состояния апатии и депрессии.


Выученная беспомощность - крайне сложный многослойный феномен. Независимо от того, какую «маску» на себя надевает беспомощность и в какой форме она выражается, есть некоторые генеральные направления, опорные точки, с которыми необходимо работать, чтобы выйти из этого состояния и запустить активный поиск.


К ним относятся:

• признание наличия проблемы и обращение за необходимой помощью

• преодоление эмоционально тяжелого состояния

• активизация желаний и потребностей

• повышение самооценки

• осознание своих прав (право на ошибку, на собственный выбор, возможность быть собой и т. п.)

• осознание имеющегося ресурса /собственных возможностей

• актуализация опыта побед и преодолений трудностей

• формирование позитивного прогноза

• постановка целей и принятие на себя ответственности за их достижение

создание новой стратегии преодоления препятствий и разработка пошагового поведения достижения поставленных целей

реализация конкретных шагов в жизни

обращение за необходимой помощью и поддержкой в преодолении возникающих трудностей


Некоторые приемы и техники работы по данным направлениям могут применять только психологи, имеющие специальную подготовку. Но многие приемы и способы может использовать каждый человек в своей жизни, для изменения ее качества в лучшую сторону.


------------------------------------------------------

* Дэвид МакКлелланд, которого считают теоретиком мотивации, разделял все потребности на три большие группы. К ним относятся потребности во власти, потребности в успехе и потребности в причастности. Его теория представляет собой как бы усеченный вариант модели мотивации (пирамиды ценностей) Маслоу.

Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления. Ч.2 Психология, Норман Роквелл, Творчество, Поисковая активность, Детство, Мартин Иден, Длиннопост

**  В 1909 году Джек Лондон написал роман «Мартин Иден», некоторые сюжетные линии из которого совпадали с его жизнью. В частности, в романе писатель предсказал своё самоубийство, казалось бы, на вершине успеха…

"Джек Лондон умер 22 ноября 1916 г. Врачи установили, что смерть наступила от чрезмерной дозы морфия. Некоторые исследователи полагают, что писатель покончил жизнь самоубийством, повторив судьбу своего любимого героя Мартина Идена. Шестнадцать лет воспевавший людей сильных, волевых, готовых к самопожертвованию и отчаянно борющихся за жизнь, Джек Лондон в итоге пожертвовал всем, что имел, - славой, семьей, богатством, но главное - жизнью, литературным творчеством, которые после его смерти стали еще одной романтической легендой Америки» (источник)

Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления. Ч.2 Психология, Норман Роквелл, Творчество, Поисковая активность, Детство, Мартин Иден, Длиннопост

Баяны

255K постов14.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Сообщество для постов, которые ранее были на Пикабу.