7

Ответ на пост «Они "запатентовали" на себя обычное слово, а потом потребовали с нас 5 000 000 рублей. И вот чем это обернулось»

Спасибо большое, очень интересно. Когда Вас читаю, всегда вспоминаю историю с лаком для волос Прелесть в СССР много фабрик его выпустили, а в 99е какая то, вроде московская, решила зарегистрировать его название - Прелесть. И тут на рынок уже бывшего союза хлынуло много импорта, хорошего, вкусно пахнущего, лака, который идеально держал прическу, не был жестким, как Прелесть.
И ллак Прелесть потихоньку исчез. Умер.

6791

Они «запатентовали» на себя обычное слово, а потом потребовали с нас 5 000 000 рублей. И вот чем это обернулось

Серия Истории из практики: интеллектуальные права

Слышали про диваны «Честер»? Эти диваны продает куча мебельных.

Только вот одна компания зарегистрировала на себя слово «Честер» как товарный знак в Роспатенте и начала требовать миллионы со своих «конкурентов».

Попасть в такую ситуацию может каждый и не только с мебелью. И историй таких с каждым годом всё больше и больше, поэтому расскажу, как нам удалось с этим справиться.

(орфография и пунктуация автора сохранены)

(орфография и пунктуация автора сохранены)

Я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151. На примере этого дела покажу, что можно сделать, если вам или вашим знакомым предъявили претензию за нарушение чужого «бренда» и потребовали миллионную компенсацию.

Получаем претензию и решаем, что с ней делать

Вообще, когда я увидел эту претензию, я удивился. Первая мысль — «да как такое вообще можно было зарегистрировать».

Для справки
Вообще-то Роспатент при регистрации знака проверяет, есть у слова различительная способность или нет — п. 1. ст. 1483 ГК РФ.

Товарные знаки — это же регистрация не самого по себе названия, а регистрация бренда каких-то конкретных товаров и услуг. И помимо прочего Роспатент проверяет, может такое название выделить продукт на рынке или нет.

Грубо говоря, Роспатент не зарегистрирует названия «Сапоги», «Дешевые сапоги» и даже «Шлёпки» на товар «обувь». Просто потому, что такое название не выделит бренд на рынке — это же просто характеристика товара, а не бренд.

Так и здесь: «честер» — это невысокие диваны с подлокотниками, которые продает чуть ли не каждый мебельный. Каретная стяжка и пуговицы — такие диваны много лет выпускают все, кому не лень, и странно было бы предположить, что такое расхожее название вида товара может принадлежать кому-то одному.

Но всё-таки «CHESTER-DIVAN» зарегистрировали...

Дальше у нас было три варианта.

1) Проигнорировать претензию и надеяться, что отправитель забудет о ней

Так себе вариант — обычно отправители все прекрасно помнят. А если не ответить на претензию, то суд может оценить это как фактор грубого нарушения. С «молчуна» могут взыскать компенсацию больше, чем если бы ответ был.

2) Сразу отправиться в Роспатент с требованием аннулировать знак

Если мы не согласны с регистрацией знака, ее можно оспорить в Роспатенте. Но идти туда сразу после получения претензии не стоит — вдруг у нас получится разойтись миром и до судов с Роспатентом дело не дойдет.

3) Написать обстоятельный ответ, чтобы отбить желание судиться

Это оптимальный вариант: большинство споров по интеллектуальным правам не доходит до суда. Правда, в случае с «честером» ни о каком встречном предложении с нашей стороны не шло.

Так и порешили.

В ответе на претензию объясняем спорщику, что его товарный знак был зарегистрирован по ошибке — законы, практика, все дела. Грозим обращением в Палату по патентным спорам: если нам это удастся, то спорщик останется и без денег, и без знака.

Обычно когда компания получает большой и подробный ответ с опорой на законы и практику, ее воинственный дух угасает. Спорщикам проще отстать и найти кого-то другого, чем рисковать.

Получаем иск и готовимся к суду

Наш отправитель не угомонился — спустя месяц мы получаем судебный иск. Только аппетиты теперь поменьше: вместо 5 000 000 просят 800 000 рублей.

Запускаем план «Б»: обратиться в Палату по патентным спорам, чтобы знак аннулировали.

А теперь важный нюанс, о котором вам точно стоит знать:

Спор по взысканию компенсации за товарный знак и спор по аннулированию этого знака — по нашим законам это два разных спора

Вот то место, где обжигаются многие предприниматели и их юристы: вместо того, чтобы оспаривать регистрацию в Палате, они просто идут в суд и пытаются там рассуждать о незаконности регистрации знака.

А суду всё равно. Причитать в суде о незаконности регистрации нет смысла. Пока товарный знак зарегистрирован — он действует. Это значит, что суды обязаны его защищать. Так суды и проигрывают.

Если мы считаем, что знак зарегистрирован незаконно, то идем в Палату по патентным спорам — это специальное подразделение Роспатента для таких случаев.

Именно поэтому в спорах по товарным знакам часто идут два дела параллельно — одно в суде, другое в Палате.

Так получилось и у нас.

Мы подготовили для Роспатента кипу документов на несколько сотен страниц: возражение и гору приложений. В дело пошли энциклопедии, справочники, научные статьи, публикации дизайнеров, выписки из патентных баз и скриншоты интернет-магазинов. Словом, всё, что было нужно, чтобы доказать Роспатенту, что «честер» — это вид дивана, а не чей-то бренд.

По легенде, дизайн первого честер-дивана еще в 18-м веке придумал Филип Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилд. Едва ли граф предполагал, что спустя почти триста лет его имя попытается присвоить российский ИПшник, чтобы засуживать конкурентов.

По легенде, дизайн первого честер-дивана еще в 18-м веке придумал Филип Дормер Стэнхоуп, 4-й граф Честерфилд. Едва ли граф предполагал, что спустя почти триста лет его имя попытается присвоить российский ИПшник, чтобы засуживать конкурентов.

Дело в суде закончилось раньше, чем в Роспатенте и результат был ожидаемым. С нас естественно взыскали компенсацию за «нарушение».

Но мы смогли добиться снижения компенсации на полмиллиона: вместо 800 000 рублей суд взыскал всего 300 000.

По меркам таких споров это уже было хорошим результатом. Только вот мы хотели большего: аннулировать знак и оставить спорщиков ни с чем.

Схема происходящего:

Палата по патентным спорам: отказать… хотя нет, постойте

Тем временем в Роспатенте рассматривали возражение. Несколько заседаний коллегия изучала каждое наше доказательство. И вот, в последнем заседании коллегия встает, чтобы озвучить решение…

Отказать. Оставить правовую охрану товарного знака в силе.

Как? Как после такой кипы доказательств можно было по-прежнему спорить с тем, что слово «честер» на рынке мебели использует весь рынок? Мы полыхали не на шутку.

Дальнейший путь в таких случаях обычно такой: месяц ждать письменного решения Роспатента, потом еще три месяца оспаривать его в суде. Но мы буквально за день пишем обращение на имя руководителя Роспатента.

Мало кто знает эту внутреннюю кухню Роспатента, но там все устроено так: сначала на заседании коллегия Палаты озвучивает решение, потом готовит письменный проект решения, который передается на утверждение руководителю Роспатента. Если все нормально — руководитель утверждает.

«Если» — это хорошее слово.

Редко-редко бывает так, что руководитель не утверждает решение Палаты, если поступит серьезное мотивированное обращение. Иногда такое обращение выстреливает.

Спустя несколько дней нам приходит уведомление Роспатента «о переносе даты заседания» — наше обращение сработало.

В уведомлении не было «ой, извините, мы ошиблись, всё исправим» — ничего такого. Просто Роспатент назначил нам еще одно заседание, словно в последнем никакого решения и не было. Но нам этого уже было предостаточно.

В уведомлении не было «ой, извините, мы ошиблись, всё исправим» — ничего такого. Просто Роспатент назначил нам еще одно заседание, словно в последнем никакого решения и не было. Но нам этого уже было предостаточно.

В новом заседании эксперты из коллегии сказали, что дополнительно ознакомились с нашими материалами. Нам задали еще ряд вопросов, после чего вынесли новое решение:

Вот это уже долгожданная победа. Но еще не конец (хотя он уже близко).

Пересмотр: суд отменяет решение о взыскании компенсации

Помните про взысканные судом 300 000 рублей? Решение Роспатента — повод для пересмотра того дела.

У нас появились новые обстоятельства — знак-то всё, не охраняется, значит и взыскивать было нечего. Само решение о регистрации знака отменили, то есть знак аннулирован, словно его никогда и не было.

Мы отправляемся в суд с заявлением о пересмотре дела.

Тем временем наш бывший «правообладатель» идет в другой суд — оспаривать решение Роспатента. Он хочет, чтобы Суд по интеллектуальным правам отменил решение Роспатента и вернул охрану его товарному знаку.

Снова два параллельных дела:

  1. В одном мы отменяем компенсацию

  2. В другом бывший правообладатель пытается вернуть охрану своему знаку

Мы уже близко к развязке, но держите схему:

Первым состоялся наш суд о пересмотре. Суд отказал нам со ссылкой на то, что «заявление подано преждевременно». Мол, у вас там решение Роспатента еще могут оспорить, чего вы сюда пришли.

Только вот в законе черным по белому написано: решение Роспатента вступает в силу со дня принятия. Кто там куда пошел оспаривать нас уже не интересует — пусть хоть обуспарываются.

Мы идем жаловаться в апелляцию и просим, чтобы суд заставили пересмотреть дело и не затягивать. Апелляция соглашается с нами и принудительно отправляет дело на пересмотр.

Тем временем в Суде по интеллектуальным правам мы защищаем решение Роспатента и суд отказывает «правообладателю». Суд согласен с нами: он говорит, что Роспатент правильно сделал, что аннулировал знак.

Из апелляции дело приходит в первый суд и, наконец-то, суд отменяет решение о взыскании компенсации.

Полные тексты судебных решений по этому делу можно посмотреть в <a href="https://pikabu.ru/story/oni_zapatentovali_na_sebya_obyichnoe_slovo_a_potom_potrebovali_s_nas_5_000_000_rubley_i_vot_chem_yeto_obernulos_12049136?u=https%3A%2F%2Fkad.arbitr.ru%2FCard%3Fnumber%3D%25D0%259040-149530%2F2021&t=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B5%20%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB.&h=4d60cc20f2c89add9254be5963ba83623fe9ac5b" title="https://kad.arbitr.ru/Card?number=%D0%9040-149530/2021" target="_blank" rel="nofollow noopener">Картотеке арбитражных дел.</a>&nbsp;

Полные тексты судебных решений по этому делу можно посмотреть в Картотеке арбитражных дел. 

Дело направляется на новое рассмотрение. А там уже и рассматривать особо нечего. Знак аннулирован, словно его и не было. Взыскивать компенсацию не за что.

Итоговое решение суда:

Вот это уже настоящая полная победа. С нас не взыскивают ни 800 тысяч, ни даже 300 тысяч. Знак аннулирован, во взыскании компенсации отказали полностью.

В итоге полная схема этого дела выглядела так:

Помните, в начале этого дела я говорил, что наш спорщик-взыскальщик рискует остаться и без денег, и без знака? Ну вот.

Как это дело пригодится всем остальным

Сегодня в России зарегистрировано больше 850 000 товарных знаков — названий, логотипов и других. Каждый год российские суды рассматривают несколько десятков тысяч споров.

Это значит, что попасть в похожую ситуацию может каждый, кто продает какие-то товары или услуги.

Вот выводы, которые пригодятся в такой истории:

1. Роспатент не регистрирует как товарные знаки названия, которые указывают на качество товара, его вид или свойства, обманывают покупателей или слишком похожи на уже существующие

2. Если все-таки такая регистрация состоялась, знак можно аннулировать через Палату по патентным спорам

4. Суд по взысканию компенсации и спор по аннулированию знака — это два разных спора, которые идут в разных госорганах

5. Будьте аккуратны при выборе названий для своих компаний и товаров и вовремя регистрируйте свои товарные знаки. Риск попасть на чужое и давно кем-то занятое название достаточно большой.

Если пост полезный-интересный — поставьте посту свой королевский лайк-вверх. Буду тогда писать еще о всяких полезных вещах по моей теме.

Если вы что-то создаете своим умом и тема прав на всё это добро «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для авторов и предпринимателей. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях. Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, по регистрации товарных знаков проверить-посмотреть, или по судам — можно написать мне в личку в телеграме

@bchlf

И вот несколько моих прошлых пикабу-разборов в тему:

Как доказать, что ты — автор. Исчерпывающая подборка бесплатных реально работающих инструментов

15 миллионов рублей за нарушение прав на дизайн: как американская компания против нашей судилась

Они зарегистрировали на себя наше название, а потом потребовали с нас 4 000 000 рублей, угрожая судом и полицией. Вот что было дальше

История одного суда: как арт-директор уволился из дизайн-студии, открыл свою, а потом поплатился за это

Не дайте себя обмануть: «регистрация» авторских прав

Показать полностью 10
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества