welovethat

На Пикабу
поставил 62 плюса и 28 минусов
962 рейтинг 26 подписчиков 5 подписок 6 постов 5 в горячем

Что происходит, когда у самолета воспламеняется двигатель?

Здравствуйте, дорогие пользователи пикабу! Сегодняшний пост будет посвящен противопожарной системе двигателя пассажирского самолета Airbus A320.


Надо сказать, что возгорание двигателя, это вещь не самая приятная и крайне редкая, при том, что двигатель может выйти из строя, так и пожар может распространиться дальше. А висит то двигатель под топливными баками. Начнем:)


Рассмотрим сначала систему обнаружения:

- Две параллельные цепи (трубки) обнаружения возгорания, подключенные к устройству обнаружения возгорания. Каждая трубка включает в себя три детектора(ответчика), идущих параллельно (тоже в виде трубок).

- Устройство обнаружения возгорания, которое получает сигналы от детекторов.

- Панель в кабине пилотов, на которой расположены нажимные кнопки включения системы пожаротушения.

- Индикация всего этого действия.


Сама система обнаружения – электро-пневматическая. Трубка содержит в себе заряженный водородом титановый сердечник с намотанной на него спиралью. Спираль сделана из инертного материала, способного “впитывать” и выделять назад газ в зависимости от температуры. Пространство между трубкой и сердечником заполнено гелием. Один конец этого чувствительного элемента припаян, а второй присоединен к ответчику. При повышении температуры, газ через спираль выделяется, увеличивая давление в трубке. Под давлением замыкается ключ в цепи, откуда уже и подается сигнал на возгорание. Если есть утечка, давление падает и другой ключ размыкает цепь – идет сигнал об отказе.

Что происходит, когда у самолета воспламеняется двигатель? Гражданская авиация, Самолет, Airbus a320, Огнетушитель, Пожар, Техника, Длиннопост

Само устройство обнаружения, куда приходят ответчики с трубками, служит устройством для подачи на них электричества и получения от них же сигнала. Устройство, в случае возгорания,

подаст сигнал в кабину пилотам, а в случае неисправности, через него пройдет сообщение об отказе.

Что происходит, когда у самолета воспламеняется двигатель? Гражданская авиация, Самолет, Airbus a320, Огнетушитель, Пожар, Техника, Длиннопост

Индикация.

Оповещения пилотов происходят в двух случаях, когда возникает неисправность в системе, и когда имеет место возгорание. В случае неисправности загорается кнопка “MASTER COUT” и на экран вылетает сообщение об отказе, а также мы услышим звуковое оповещение. В случает же возгорания, загораются кнопки на панели управления противопожарной системы. Загорается кнопка “MASTER WARN”. На панели запуска двигателей загорается кнопка “ENG/FIRE/FAULT”, сообщение выводится на оба монитора, да и еще появляется звуковая дорожка в кабине. В общем светопляска страшная:)


1.Оповещение в случае отказа. 2. В случае возгорания. (В конце поста я приведу картинки с местами расположения этих кнопочек и дисплеев для большего понимания)
Что происходит, когда у самолета воспламеняется двигатель? Гражданская авиация, Самолет, Airbus a320, Огнетушитель, Пожар, Техника, Длиннопост

Теперь о том, что может потушить появляющийся огонь.

Тушением занимаются огнетушители, и система эта имеет две функции:

1)Потушить каки-либо зачатки возгорания в пилонах двигателя (в месте крепления к крылу).

2)Предотвратить возгорание самого двигателя. Тогда двигатель полностью обесточивается, гидравлические системы, системы отбора воздуха, подача топлива – все это перекрывается, в том числе от нажатия большой красной кнопки, а рычаг управления тягой двигателя необходимо передвинуть на режим малого газа.

Два огнетушителя расположены в задней части гондолы двигателя. При нажатии кнопки, пилот разряжает один баллон (Первую очередь). Если через 30 секунд эффекта нет, в ход идет вторая очередь. (Ход процесса сообщается нам на мониторах). Вся эта адская смесь, в виде Хладона 1301 (Бромтрифторметана) в количестве 5кг и азота 0,18 кг. подается по трубкам в две части двигателя, к вентилятору и над камерой сгорания. Баллон имеет при себе датчик давления и может сообщить об утечке или разрядке. (ниже на рисунке будет более подробный вид на баллон, но без особого описания принципа работы, коротко приведу информацию по компонентам:)

- Заправочный штуцер – тут понятно, огнетушитель необходимо заряжать.

- Датчик давления – сигнализирует пилотом об утечке или разрядке баллона.

- пиропатрон – сгорает при подаче на него электричества и открывает доступ смеси.

- штуцер разрядки – содержит в себе пиропатрон и предохранительную мембрану, которая выбивается давлением смеси.

Что происходит, когда у самолета воспламеняется двигатель? Гражданская авиация, Самолет, Airbus a320, Огнетушитель, Пожар, Техника, Длиннопост

В конце привожу сильно упрощенную схему, но тут хорошо видно, связи кнопок с баллоном и места подачи смеси.

Что происходит, когда у самолета воспламеняется двигатель? Гражданская авиация, Самолет, Airbus a320, Огнетушитель, Пожар, Техника, Длиннопост

На этом мы будем заканчивать, так как развернуться здесь можно сильно. Как говорил выше, привожу расположение всех этих кнопочек и экранов в самой кабине (извините за шакальное качество). Старался всю информацию донести кратко, но с пониманием общей работы. Спасибо за внимание:)

Что происходит, когда у самолета воспламеняется двигатель? Гражданская авиация, Самолет, Airbus a320, Огнетушитель, Пожар, Техника, Длиннопост
Что происходит, когда у самолета воспламеняется двигатель? Гражданская авиация, Самолет, Airbus a320, Огнетушитель, Пожар, Техника, Длиннопост
Показать полностью 7

Чем освещается путь самолета? Как ни странно, фарами

Здравствуйте, дорогие пользователи пикабу!

В этом посте мы посмотрим на фары и огни, которые имеет самолет. Для чего они нужны, где находятся.


У самолета довольно большое количество различного рода лампочек и фар, и каждая по-своему необходима. Необходимы они для подсветки полосы при взлете/посадке, при рулении по аэродрому, а также для осмотра самолета и понимания его пространственного положения. Последний пункт важен для предотвращения столкновений. Рассмотрим самолет Airbus A320.


Начнем с общей картины, где будет подписано все внешнее освещение, а потом посмотрим на все эти объекты.

Чем освещается путь самолета? Как ни странно, фарами Гражданская авиация, Самолет, Airbus a320, Фары, Техника, Длиннопост

Теперь начнем по порядку.

Рулежная и взлетная фары расположены на передней стойке шасси. Рулежная фара используется во время руления самолета по аэродрому, мощностью она 400W. Понятно, что взлетная фара (600W) используется во время взлета, расположены они рядом, во время взлета работают обе. Включить их можно в кабине:)

Электричество на посадочную фару, в свою очередь, поступает только тогда, когда самолет начинает пробег по полосе и шасси уже на замке.

Чем освещается путь самолета? Как ни странно, фарами Гражданская авиация, Самолет, Airbus a320, Фары, Техника, Длиннопост

Две фары, которые подсвечивают крыло и двигатели расположены по бокам передней части фюзеляжа. Как я писал выше, такие фары нужны для пред и послеполетного осмотров. Надо убедиться, что данные зоны не имеют повреждений, а в зимний период на них нет льда. К сожалению, качественной фотки не нашлось (шакалов очень много, осторожно)

Чем освещается путь самолета? Как ни странно, фарами Гражданская авиация, Самолет, Airbus a320, Фары, Техника, Длиннопост

При освещении получается такая картина. На фото не A320, но суть таже:)


Лучше всего мы с вами видим аэронавигационные и габаритные огни. Расположены они на законцовках крыла и в хвосте. Цветные огни называют аэронавигационными. Красные расположены на левом полукрыле, а зеленые на правом. Необходимы они для понимания траектории движения и положения самолета, а белые мерцают дабы избежать столкновения.

На фотографии мы так же видим верхний и нижний маяки, они имеют такую же цель – предупредить столкновение.

Чем освещается путь самолета? Как ни странно, фарами Гражданская авиация, Самолет, Airbus a320, Фары, Техника, Длиннопост

Теперь посмотрим на фару, подсвечивающую логотип компании на киле самолета. Расположена она на горизонтальном стабилизаторе. Подсветка лого включаются уже при заходе на посадку, во время руления и во время фазы взлета. Огни эти тоже хитрые, включаются при соблюдении некоторых условий: закрылки выпущены на 15 градусов или стойки шасси обжаты. Тогда к ним подается электричество.

Чем освещается путь самолета? Как ни странно, фарами Гражданская авиация, Самолет, Airbus a320, Фары, Техника, Длиннопост

Далее посмотрим на посадочные фары, которые расположены под крылом рядом с опорами шасси. Они могут включаться при любых условиях. Фары эти убираются в крыло и работают независимо друг от друга, имеются отдельные выключатели.

На фотографии видно, что включаются они уже в воздухе, в отличии посадочной фары на шасси.

Чем освещается путь самолета? Как ни странно, фарами Гражданская авиация, Самолет, Airbus a320, Фары, Техника, Длиннопост

В конце посмотрим на панель, которая все это включает.

Чем освещается путь самолета? Как ни странно, фарами Гражданская авиация, Самолет, Airbus a320, Фары, Техника, Длиннопост

Конечно, авиация не стоит на месте, все, что приведено выше не является эталон, формы и размеры лампочек и фар меняются. Переводил все своими силами и может так случиться, что где-то названия огней могут отличаться о принятых в народе, поправки от знающих людей только приветствую. Спасибо за внимание:)

Показать полностью 7

Что мы видим на крыле самолета? -Механизация и органы управления

Здравствуйте, дорогие пользователи пикабу!


Сегодня мы посмотрим на крыло самолета и на то, что там находится. Большинство из нас хочет сидеть у окна, любоваться видами, а кто-то всеми этими подвижными штуками. Теперь подробней узнаем, что же находится на этом крыле, и почему это все двигается. За пример сегодня возьмем Airbus A320. Здесь важно сказать, что airbus использует систему управления “Fly by wire” или полет с помощью проводов:) Не будем обращать внимание на перевод, посмотрим на суть. Этот флай бай вайр значит, что самолет управляется только с помощью электрических сигналов, пилоты никак напрямую не связаны с органами управления. Летаешь как на компьютере:) Но есть одно исключение – руль направления. Управляется он механически с помощью педалей. Начнем.


Первое, о чем мы поговорим, это элероны.

По 4 спойлера и один элерон на каждом полукрыле обеспечивают самолету управление по крену. Элероны “электрически” связаны с боковой ручкой управления и компьютером, отдающим им команды. Пилоты, управляя данным самолетом, не чувствуют усилий от набегающего потока воздуха, усилия на ручке управления создаются искусственно. Приводятся в движение элероны электрогидравлическим сервоприводом.

Место их расположения:

Что мы видим на крыле самолета? -Механизация и органы управления Гражданская авиация, Техника, Интересное, Самолет, Длиннопост

Некоторые обозначения пока удалены, чтоб не загромождать картинку. Все элементы дальше будут затронуты.


На фотографии ниже мы можем видеть, что спойлеры работают как воздушные тормоза (как я могу наблюдать по фото). Теперь немного о спойлерах.

Что мы видим на крыле самолета? -Механизация и органы управления Гражданская авиация, Техника, Интересное, Самолет, Длиннопост

Спойлеры выполняют сразу три функции, они помогают в управлении по крену, тормозят самолет в воздухе и на земле при пробеге. Спойлеры также связаны с компьютером и приводятся в движение сервоприводами. В воздухе самолет использует спойлеры номер 2,3,4 как воздушные тормоза. Номера 2-5 используются для помощи в управлении по крену, а все 5 спойлеров используются только при пробеге. Поэтому на фотографии выше мы видим, что часть спойлеров не выпущена. (все обозначения будут на последней картинке)


Теперь поговорим о предкрылках.

Данный самолет имеет 5 предкрылков на каждом полукрыле. Они нужны для изменения кривизны профиля крыла и тем самым увеличения подъемной силы. Используются как правило при взлете и посадке самолета. Предкрылки так же управляются компьютерами, а выдвигаются с помощью “рельс”, которые приводятся в движение зубчатым колесом, сидящем на валу. Выглядит это так:

Что мы видим на крыле самолета? -Механизация и органы управления Гражданская авиация, Техника, Интересное, Самолет, Длиннопост

А в живую как-то так:)

Что мы видим на крыле самолета? -Механизация и органы управления Гражданская авиация, Техника, Интересное, Самолет, Длиннопост

(на фотографии указан не A320)


На очереди закрылки.

Самолет имеет по два закрылка на каждом полукрыле – внутренний и внешний. Они так же нужны для искривления профиля крыла и увеличения подъемной силы при взлете и посадке. В движение они приводятся с помощью механической энергии – с помощью вала через специальное устройство перемещения. Система тут хитрей, поэтому без особых подробностей.

В целом, картина выглядит так:

Что мы видим на крыле самолета? -Механизация и органы управления Гражданская авиация, Техника, Интересное, Самолет, Длиннопост

И то, что мы с вами видим:

Что мы видим на крыле самолета? -Механизация и органы управления Гражданская авиация, Техника, Интересное, Самолет, Длиннопост

Полностью обозначенная схема:

Что мы видим на крыле самолета? -Механизация и органы управления Гражданская авиация, Техника, Интересное, Самолет, Длиннопост

В завершении добавлю, что это просто общий обзор элементов механизации и управления, без принципиальной работы всей системы и отдельных узлов. Мне было бы интересно рассказать более подробно о каждом элементе, если это будет интересно. Спасибо за внимание:)

Показать полностью 7

Пожар на борту самолета? Разгерметизация? - Решение есть

Здравствуйте, дорогие пользователи пикабу!


Этот пост будет посвящен кислородной системе самолета. Система  эта  напрямую влияет на безопасность нашего полета. В данном посте за пример мы возьмем суперджет (SSJ-100).


Мне кажется, что цель этой системы понятна каждому – обеспечить людей кислородом. Где найти этот ваш кислород, и когда он будет нужен, мы рассмотрим ниже.


Для начала разберемся, из каких основных частей состоит кислородная система. Она подразделяется на систему подачи кислорода пассажирам, членам экипажа и переносное кислородное оборудование.


Начнем с пассажирской системы. Она активируется автоматически в случае разгерметизации (при давлении в кабине меньшем, чем на высоте 14.000 футов или 4267,2 м) или же в случае задымления. Для этого в пассажирском салоне установлены 2 датчик давления (называются они датчики высоты) и датчик в системе кондиционирования воздуха. Если же автоматически маски не выпали, пилоты вручную могут активировать данную систему.

Пассажиры получают свой воздух от химических газогенераторов, установленных у них над головой, там же прячутся и маски. При активации системы открывается замок, маски выпадают и генератор запускается. Работать он должен не менее 15 минут :)

Выглядит это так:

Пожар на борту самолета? Разгерметизация? - Решение есть Гражданская авиация, Sukhoi Superjet 100, Техника, Интересное, Длиннопост

Расположены такие генераторы над каждым пассажирским местом, на бортовой кухне, на “постах” бортпроводников и даже в туалете. Масок точно хватит всем. Ну а если что, на борту имеется и переносное кислородное оборудование. О нем дальше.


Переносное оборудование предназначено для экипажа в случае, если необходимо пройти в какую-либо часть самолета при задымлении или разгерметизации, но может и использоваться как средство первой помощи на борту. Представляет оно из себя баллон с кислородом и маской или газогенератором в специальном мешке.

Пожар на борту самолета? Разгерметизация? - Решение есть Гражданская авиация, Sukhoi Superjet 100, Техника, Интересное, Длиннопост

Расположены они в передней и задней частях пассажирского салона, а также в кабине экипажа. (Извините за шакальное качество)

Пожар на борту самолета? Разгерметизация? - Решение есть Гражданская авиация, Sukhoi Superjet 100, Техника, Интересное, Длиннопост

В заключительной части посмотрим на кислородное оборудование для пилотов. Оно выглядит поинтересней. Пилоты имеют свой собственный баллон с кислородом, расположенным под кабиной пилотов и полностью закрывающие лицо маски. В маски встроен микрофон и кислородный регулятор, позволяющий менять режимы подачи смеси (100% - только кислород; Normal – воздух, разбавленный кислородом; EMER – 100% кислород под давлением). Маска также имеет надувающиеся трубки-ремешки для удобства. Надуваются они сразу после открытия коробки с маской.

Места их хранения:

Пожар на борту самолета? Разгерметизация? - Решение есть Гражданская авиация, Sukhoi Superjet 100, Техника, Интересное, Длиннопост
Пожар на борту самолета? Разгерметизация? - Решение есть Гражданская авиация, Sukhoi Superjet 100, Техника, Интересное, Длиннопост
Пожар на борту самолета? Разгерметизация? - Решение есть Гражданская авиация, Sukhoi Superjet 100, Техника, Интересное, Длиннопост

В конце, как и в предыдущем посте добавлю. Здесь не описывается принципиальная работа всей системы, весь с пост сделан просто с познавательной целью. Спасибо за внимание:)

Показать полностью 6

Почему самолет не замерзает в полете?

Здравствуйте, дорогие пользователи пикабу!

В этом посте хотелось бы рассказать о том, почему самолет не замерзает в воздухе и на нем не образуется лёд. Ведь за бортом во время полета довольно суровые условия.


Стоит отметить, что лед способен образовываться на отдельных элементах самолета, в остальных частях он практически не задерживается.

Речь пойдет о противообледенительной системе (далее будет рассмотрен Airbus A320). В этом посте не будет информации о том, как и при каких условиях образуется лёд на планере и двигателе. Для этого стоит сделать отдельный пост. Напишу только, что обледенение крайне негативно сказывается на аэродинамических характеристиках самолета и на показаниях его датчиков. Условия обледенения ни раз становились виновниками авиационных катастроф и происшествий. Так что система эта напрямую влияет на безопасность полета:)


Да, вонючей жидкостью самолет обливают с той же целью, не дать замерзнуть и убрать лёд. Процедура так-же крайне важная для безопасности.


Собственно, о самой системе. Противообледенительная система на пассажирских лайнерах обычно разделяется на воздушную и электрическую.

Воздушная система обогревает переднюю кромку крыла, а конкретно предкрылки номер 3,4,5 – предкрылки номер 1 и 2 не нуждаются в защите из-за аэродинамических свойств крыла.

Почему самолет не замерзает в полете? Гражданская авиация, Техника, Интересное, Длиннопост

Обогреваются они трубами с горячим воздухом, отбираемым от двигателя. В свою очередь, обогревать все время их не требуется, а только при возникновении условий обледенения. Подачу воздуха в трубопровод активируют пилоты нажимной кнопкой.


Также, опасным с точки зрения обледенения является воздухозаборник двигателя, который тоже обогревается горячим воздухом, отбираемым от 5 и 9 ступеней компрессора (Воздух там довольно горячий).

Почему самолет не замерзает в полете? Гражданская авиация, Техника, Интересное, Длиннопост

Двигатель обогревать крайне необходимо, куски образовавшегося льда способны повредить лопатки вентилятора, например. Противообледенительная система двигателя включается так же кнопками в кабине.


Теперь немного о электрической системе обогрева. Электричеством обогреваются различного рода датчики на самолете и лобовые стекла, так как из-за обледенения они могут выдавать некорректные показания в кабину (стекла не могут). Обогреваются они с помощью электрически подогреваемых элементов, установленных на их корпусе.

Что конкретно подогревается:

Приемник статического давления, она же статическая плита.

Датчик полного давления, он же трубка Пито.

Датчик угла атака.

Датчик температуры воздуха.

И, конечно, места их расположения:

Почему самолет не замерзает в полете? Гражданская авиация, Техника, Интересное, Длиннопост

В конце важно добавить, что я не описываю принципиальную работу всей системы, а рассказываю только часть. Конечно, система работает не так просто, она содержит много компонентов - от обычных заслонок и до компьютеров, которые обрабатывают все данные, и говорить здесь можно много. Пост пишется не как учебное пособие, а как рассказ для обычного обывателя. Спасибо за внимание:)

Показать полностью 3

Чем мы дышим в самолете? Airbus A320 family

Здравствуйте, дорогие пользователи пикабу!

Хотелось бы немного рассказать о том, как работает современный пассажирский авиалайнер. Рассказать о системах самолета и просветить пассажиров о том, на каком умном и всячески продуманном типе техники они летают:)

Весь дальнейший рассказ будет строиться на примере самолета Airbus A320 и руководстве по изучению данного летательного аппарата.

Итак, в данном посте я расскажу Вам о системе кондиционирования воздуха или Air Conditioning System. Собственно, она и позволяет нам комфортно лететь на верхних эшелонах.

Что за зверь это такой?

Целью данной системы является снабжение нас с Вами воздухом с комфортной температурой и давлением в салоне, и многое другое. Она способна контролировать три независимых друг от друга зоны: кабину пилотов, переднюю и заднюю части салона.

Собственно, откуда берется воздух? Пока мы стоим на земле, воздухом нас может обеспечивать наземный источник подачи воздуха (Ground Air Conditioning unit) или же это может быть вспомогательная силовая установка (Auxiliary power unit). Если говорить очень грубо, это обычные компрессоры, которые качают воздух в общую распределительную систему.

В обычном полете воздухом нас обеспечивает двигатель. Воздух отбирается от двигателя и поступает к нам в салон. Хотелось бы так, но нет. Отбираем мы у двигателя довольно горячий воздух, температура может быть более 230 градусов, поэтому прежде он проходит воздухо-воздушный радиатор (Heat exchanger). После цикла охлаждения, от воздуха отделяется вода с помощью сепаратора (Water extractor), и мы попадаем в смесительный коллектор. Откуда воздух начинает попадать уже к нам в салон.

Но надо добавить, воздух не подается в салон постоянно, он циркулирует.

Соотношение вторичного воздуха к свежему может меняться от 37% До 51% при нормальной работе. Вторичный воздух из салона уходи через решетки в полу (их можно наблюдать на некоторых пассажирских местах в салоне). Качает воздух в эти решетки небольшой вентилятор, пропуская его через фильтр и возвращая в общий коллектор, а далее он идет опять к нам в салон:)

Это очень упрощенное описание всей системы, посты могут быть более детальны, если такое будет интересно, спасибо:)

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!