Городской скетчинг
6 постов
6 постов
7 постов
Мы знаем многих художников прошлого. Их картины висят в галереях, нам рассказывают про них на уроках культурологии и в разнообразных передачах об искусстве. А вот о наших современниках, художниках с уникальным и неповторимым стилем, мы знаем довольно мало. Между тем, многие современные пейзажисты, скромно зовущие себя урбан-скетчерами, определённо заслуживают того, чтобы о них говорили.
В этой серии постов про городских художников я предлагаю вам взглянуть на мир через призму их взгляда и кисти, а кто-то, может быть, почерпнёт для себя какие-то интересные приёмы для своих работ.
Начнём с тайваньского художника Yu-Jie Cai (ссылки внизу). Его работы отличает воздушная акварель с характерной палитрой, белые пятна, а ещё - уникальная граница рисунка.
Можно заметить, что художник не использует большое количество наслоений - акварельные заливки в 1-2 слоя отличаются лёгкостью и воздушностью. Невозможно также не заметить характерную листву, нанесённую в один слой, но с акварельным градиентом. Между мазками краски остаётся белая бумага, что создаёт ощущение воздуха в листьях.
Манера композиционного ограничения рисунка мне кажется очень интересной. С одной стороны, мы видим, что интересующий художника объект не висит в воздухе, а находится в пространстве. С другой - художник не заполняет всё свободное пространство деталями, пока не упрётся в край листа. Это позволяет выделить интересный объект, не отвлекая внимание зрителя на все многочисленные предметы, существующие вокруг в реальности. Кроме того, остаётся ощущение, что это самое пространство вокруг есть. Мы можем себе вообразить, что смотрим на пейзаж не через окошко фотоаппарата с жёсткими рамками, а вживую.
Скетчи Jie чаще бывают в сильно вытянутом формате, горизонтальном или вертикальном. За счёт этого создаётся ощущение панорамы, какой обычно воспринимается пейзаж, когда мы просто на него смотрим. Действительно, посмотрите перед собой и представьте, что вы всё это упихиваете в формат А4 :) Думаю, очень многие объекты окажутся вне этого маленького прямоугольника.
Ну а теперь давайте просто насладимся красотой
Продолжить наслаждаться красотой можно, перейдя по ссылкам на страницы автора. Больше работ Yu-Jie Cai:
https://linktr.ee/jiesketcher
https://www.instagram.com/jieko1226
Наконец, фото художника с его сайта :)
Может быть, у вас есть любимые современные пейзажисты? О ком ещё, как вы думаете, стоит рассказать?
Рисовальный лайфхак, который я открыла для себя недавно, и с тех пор пользуюсь. Быстрее и проще получаются те скетчи, которые рисуются с какого-то далёкого объекта. Во-первых, потому что далёкий фрагмент реальности проще скомпановать на плоскость бумаги. Рисунок сразу получается более целостным, и не надо переживать, что какой-то кусок не влез. А во-вторых, вдалеке не видно кучи деталей, которые вблизи хочется нарисовать обязательно прям все (в них проще запутаться, а большое количество деталей перегружает рисунок).
Небольшая подборка
Всем привет! Меня зовут Даша, последние лет эдак семь я занимаюсь городскими зарисовками, и была очень удивлена, что здесь, на Пикабу, я не нашла никаких упоминаний урбанскетчинга как явления, в то время как его мировое сообщество очень велико и непрерывно расширяется.
Что ж, не можешь найти - сделай. Этот пост - про то, что такое урбанскетчинг, почему рисовать пейзажи - это весело, и как оно вообще может быть. Тезисы для ЛЛ - в конце поста.
В сущности, всё заранее понятно из названия, а этим постом я лишь решила привлечь дополнительное внимание к ещё одному приятному виду хобби, снабдив этот длиннопост множеством картинок, по этическим соображениям в основном своих.
Вообще раньше я считала рисование пейзажей чем-то максимально скучным - скучнее только натюрморты. Слово "пленер" ощущались чем-то элитарным - исключительно для профессиональных художников с мольбертами. То ли дело - рисовать на коленке отношающихся персонажей, юмористические жизокомиксы, ну в крайнем случае портреты. Так я, в общем, думала до того, как в ленте инсты (ныне запрещённой в РФ, и всё такое) наткнулась на безумно прекрасную подборку с карандашными полями и акварельными улицами, снабжёнными путевыми заметками. Множество людей публиковали свои натурные зарисовки с тегами #urbansketching и #urbansketchers.
На самом деле я была удивлена, что сообщество городских художников Urban Sketchers было основано страшно давно - аж в моём 2007м. Ребята, как я выяснила, серьёзные. У сообщества даже есть свой манифест (https://urbansketchers.org/who-we-are/):
Мы рисуем с натуры, в помещении или на улице, и изображаем непосредственно то, что мы видим.
Наши рисунки повествуют историю нашего окружения, историю мест, в которых мы живем и в которые путешествуем.
Наши рисунки — это «запись» времени и места.
Мы правдивы в изображении сцен, которые видим.
Мы используем любые материалы и уважаем индивидуальные стили друг друга.
Мы поддерживаем друг друга и рисуем вместе.
Мы делимся нашими рисунками онлайн.
Мы показываем мир, рисунок за рисунком.
Подборка последних работ с их сайта (urbansketchers.org):
Короче, за всей этой важностью скрывается всё тот же классический пленер, который теперь, впрочем, перестал быть таким страшным элитарным мероприятием, каким я его раньше представляла. Смысл лишь в том, чтобы выходить из дома, рисовать с натуры и делиться результатом в интернетах. При этом быть профессионалом с мольбертом и маслом вовсе не обязательно - большинство рисует обыденными карандашами и ручками в обыденных блокнотах.
(Здесь я хотела вставить работы разных авторов в разных стилях, но посчитала некорректным брать их без разрешения авторов, так что вы можете погуглить их самостоятельно, а я добавлю ещё своих набросков)
Какие сложности возникали у меня, и, как я полагаю, у большинства начинающих художников. Во-первых, поначалу изображение с натуры -не получалось-. На бумаге выходило совсем не так, как я видела перед глазами, и очень переживала от этого. Во-вторых, я рисовала максимально медленно, а сидеть на природе несколько часов ради маленького скетча не хотелось. Наконец, чтобы чувствовать себя комфортно, мне было необходимо такое количество материалов, что таскать его с собой было тупо тяжело.
Тут случилось две вещи. Во-первых, я вписалась в бесплатный курс городского скетчинга от школы Вероники Калачёвой (участники 2016 года наверняка вспомнят эти картинки ниже). Там мы рисовали парой ручек разные силуэты, учились изображать разные текстуры и делить одну картинку на планы. Было познавательно, особенно в плане того, чтобы научиться обходиться минимумом материалов.
Ну а вторая вещь, которая заставила меня здесь остаться - сообщество скетчеров. Я примкнула к небольшой группе скетчеров в моём городе (ещё одна общемировая штука - Meet&Sketch). Мы, - практически все не профессионалы, а любительские любители, - встречались по воскресеньям в разных местах и рисовали то, что видим. Три из шести работ ниже - с этих встреч.
Примерно так, как фандомы объединяют художников, рисующих любимых персонажей мультиков, скетчеров объединяет натурная реальность. Сообщество важно - оно мотивирует тебя продолжать, и заряжает своей энергией.
Чем ещё хорош натурный скетчинг кроме того, что объединяет людей - тем, что момент, когда ты рисуешь, запоминается очень надолго, если не навсегда. Даже если вы сделаете сотню фотографий какого-нибудь места в путешествии, оно не запомнится вам столь же объёмно, как если вы его зарисуете, пусть даже совсем-совсем любительски. Дело в том, что в процессе рисования приходится концентрировать внимание на натуре, и вместе с этим невольно запоминается свет, звуки, а иногда и запахи. Именно поэтому скетчинг в путешествиях так интересен. Листая зарисовки тревелбука, с головой окунаешься в воспоминания.
(а это несколько разворотов, нарисованных во время поездки в Москву. Дело было давным-давно, а всё ещё помню, в какой позе сидела и какая была погода)
Такие дела. Влиться не сложно, даже если вы последний раз держали карандаш в руках где-то в средней школе. Сложнее бросить - такое это увлекательное занятие. Всегда беру с собой скетчбук и набор для рисования. В своём городе предпочитаю акварель; в городские путешествия беру ручку и пару маркеров; и даже если предстоит активный отдых, где уж точно будет не до рисования - малюсенький блокнот с ручкой всё равно при мне.
Итак, почему вам стоит заняться урбанскетчингом:
Появляется возможность замедлиться и созерцать с благовидным предлогом;
Начинаешь замечать гораздо больше деталей и красивостей даже в обыденных вещах;
Моменты рисования остаются в памяти надолго и более отчётливо;
В повседневную жизнь добавляется элемент творчества и созидания;
Расширяется круг общения;
Старые знакомые восхищаются тем, какой вы классный и творческий человек :)
Спасибо всем, кто дочитал до конца! В комментариях расскажите, любите ли вы пленеры или стесняетесь рисовать где-то вне своего дома? Что больше любите рисовать и какие материалы предпочитаете? Как начинали?
P.S. В посте много мелкоскопических картинок, но если это интересно, буду выкладывать подборки отдельными постами в хорошем качестве. На Пикабу нет отдельного сообщества для пленерных зарисовок, но не можешь найти - создай. Теперь оно здесь есть, приглашаю и вас :) #urbansketchers