От коллеги президенту ОАО РЖД у которого наболело)))
Прошло полгода с момента отправки моего предыдущего письма. Что же
изменилось с тех пор? Может что-то улучшилось? НЕТ! С каждым днем становится
все хуже и хуже! Бюрократия плодится, вводятся идиотские (по-другому назвать
просто невозможно) приказы и распоряжения. Сокращения как шли, так и идут.
Руководство, как жило по принципу «Я царь, ты холоп! Здесь все мое и я имею
право делать, что хочу!», так и живет дальше. Большинство вообще не видят
ситуации в целом, да и зачем, ведь главное, как они выглядят, красиво ли сданы
отчеты, а то, что там ересь полнейшая, это уже мелочи. Мне принцип руководства
РЖД напоминает маленького богатенького разбалованного мальчика, которого
выпороть некому, и он стоит посреди магазина и орет «ХОЧУ!!!!». У меня сразу
возникает вопрос: «Господа хорошие, вы, когда руководить научитесь?» Вроде у
многих даже образование управленческое, а ведут себя, будто вчера из ПТУ
торгового (а то и вообще поварского) выпустились. До каких пор из уст высоких
начальников будет звучать фраза: «Это не моя проблема!»??? А чья же тогда? Зачем
он тут тогда сидит? Указявки раздавать? Да на кой черт он такой нужен!? Пусть
отдаст место тому, кто реально душой болеет за дело. Тому, кто понимает, что это
его проблема, в первую очередь!
Знаете, сколько человек прочло предыдущее письмо? Более миллиона! И, как
минимум, десятая часть выразили мне свою благодарность. По почте, по телефону, в
соц. сетях. Отрицательные отзывы были, но лишь от тех самых высших
руководителей — «царьков» местного пошиба. А сколько форумов по обсуждению
письма было создано! И это при условии, что я, как автор, не сделал ничего, кроме
написания самого письма. Т.е. у людей, у ваших же сотрудников, на которых вам
плевать, настолько все это наболело, что люди не смогли сдержаться! Я бы на
вашем месте всерьез задумался о таком, это ведь уже весьма яркий показатель того,
что нужно срочно что-то менять.
Но, видимо, мое мнение тоже ничего не значит, конечно, я же не принадлежу
к «элите». Поэтому мне можно прислать отписку, да еще и почему-то от какой-то
дирекции, которая не имеет ни полномочий, ни компетенций даже для
рассмотрения, затронутого в письме вопроса, не говоря уже о решении его. И кстати
их мнение я и так прекрасно знаю, из первоисточника. И именно поэтому я написал
письмо Вам, а не им.
Ну ладно, мы немного отвлеклись, давайте вернемся к рассмотрению вопроса
о том, что изменилось за последние полгода.
ЦРБ
В феврале у нас прошла очередная, ежегодная проверка ЦРБ. Да, теперь они
не ищут минимум 20 нарушений. Нет, теперь задача стоит еще веселей: найти
нарушений БОЛЬШЕ, чем в прошлый раз! Что, на мой взгляд, еще более
непрофессионально. Но ревизоры постарались на славу. Давайте рассмотрим
подробнее результаты этой технической ревизии.
«В картах рисков не определены все риски возникновения транспортных
происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и
эксплуатации железнодорожного транспорта событий». На вопрос, что же мы не
учли, вроде бы все реальные риски рассмотрели, ответ был примерно следующий:
«Вот тут у вас в Польше рядом с границей американские войска располагаются, а
вдруг они стрелять начнут и платформу разрушат — это риск!» Так ведь и НЛО
прилететь может и разбомбить платформу, тоже риск. Знаете, есть такая поговорка:
«Когда коту делать нечего, он яйца лижет», по-моему подходит как нельзя кстати.
«Работа по приведению внутренних локальных документов в области
системы менеджмента безопасности движения в соответствие с Типовыми
требованиями к системе менеджмента безопасности движения в ОАО «РЖД»
организована не в полном объеме». Да ладно! Т.е. то, что у нас людей
катастрофически не хватает, это не важно, а вот то, что бумажки плохо оформлены —
это катастрофа вселенского масштаба.
«Не отлажена система организации пересмотра, своевременного внесения
изменений, дополнений, актуализации технологических процессов на вокзалах». Из
той же оперы, что и предыдущее замечание. Я вот до сих пор понять не могу:
ЗАЧЕМ нам вообще технологический процесс работы вокзала, если у нас в штате
нет НИ ОДНОГО работника вокзала!? А тут оказывается его еще, и актуализировать
надо. Для кого? Там, наверное, призрак прежних сотрудников им пользуется?
Или вот еще «шедевр»! «В приказе «О проведении аттестации работников
дирекции» допускаются условные и сокращенные наименования должностных лиц и
должностей дирекции, применяемых в телеграфной связи общества». Ужасное
нарушение, просто кошмар! Всё, теперь из-за этого железнодорожные пути
разойдутся, вокзалы взорвутся, и пассажирские платформы поперек пути встанут.
Из всего вышеперечисленного мы видим, что ни одно из выявленных
нарушений, на самом деле, никаким образом не влияет на безопасность движения.
Так зачем тогда нужна эта проверка, которая стоит стольких нервов все работникам
РЖД? Почему эти пресловутые ревизоры не выявили, что дирекции выделяют
катастрофически мало средств для приведения объектов к требованиям ПТЭ?
Почему никто не написал, что штат дирекции в разы меньше, чем необходимо для
полноценного исполнения всех обязанностей? У нас в дирекции 3 человека, а нам
каждый день надо находиться на 140 объектах разом! Почему не выявлена нехватка
обеспечения автотранспортом? У нас сотрудники уже на своих машинах ездят по
объектам, за свой счет!
Вот где нарушение безопасности движения! Огромное нарушение, которое
действительно может привести к беде! Но это уже заслуга высших чинов, чье
руководство привело железную дорогу в такое плачевное состояние. Так что это не
нас надо проверять, каким образом мы тут выживаем… А кого-то повыше, гораздо
выше, кто принимает решения и указывает путь дальнейшего развития.
ПЛАН ЗАКУПОК, КОНКУРСНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И ДОГОВОРЫ
Как я уже писал в прошлом письме, я понимаю, зачем создавалась такая
процедура, как План закупок. НО! Я не понимаю, для чего он используется сейчас?
Какая от него польза, какой вообще смысл в его теперешнем существовании?? Ведь
в его нынешнем виде, он не то, что не приносит пользы, скорее наоборот, он
приносит сплошной вред! Срываются договора, поставки материалов, работы (в том
числе и текущий ремонт объектов)! Мы сами себе вредим!!! А все почему? Да
потому, что система АБСОЛЮТНО НЕ ГИБКАЯ!
Например, в конце года, когда от нас требовали заполнить План закупок на
следующий год, мы внесли все возможные наши пожелания. Одним из них было
повышение квалификации сотрудников. Мы прикинули, сколько человек надо будет
отправить на учебу (получилось 4 человека), взяли цены прошлого года, добавили
примерную инфляцию (примерно 10 тысяч рублей) и забили данные на 2 квартал
этого года. Вроде бы замечательно. А нет! Пока наступил 2 квартал, у нас несколько
человек уволилось, несколько было принято на работу, но уже на другие должности.
В результате из тех 4-х осталось только 2 и плюс еще 2, но уже не на 2 квартал, а на
3-й. Казалась бы, проблемы нет, заключить во втором квартале договор на двоих, а в
третьем на остальных. НО! Как оказалось так мы сделать не можем, потому что в
Плане закупок стоят 4 человека на 2 квартал! И никак иначе! Любое отклонение
ЗАПРЕЩЕНО! Идиотизм не правда ли? Ну да ладно, нам предлагают произвести
корректировку Плана, НО! (тут, кстати, стоит сделать паузу), для переноса нужна
ОБЪЕКТИВНАЯ причина. Однако, список объективных причин весьма скуден!
Например, Распоряжение ОАО «РЖД» – это объективная причина, а вот,
землетрясение – это оказывается, субъективная причина. Еще одна странность, не
правда ли? В результате, ответственному приходится написать кучу
объяснительных о неисполнении Плана закупок и протоколов о причине переноса.
По итогу всего этого, просрочить пару месяцев обучения, сломать голову о
нездоровую систему РЖД и задуматься о поиске новой работы. Заметьте, сколько
уже проблем и вреда только лишь от одного нюанса и из-за абсолютной негибкости
Плана закупок. А ведь это еще не конец! Да, мы наконец-то придумали, как
включить всех четверых в один договор, но тут выяснилось, что центр, где проходит
обучение наших сотрудников в этом году решил сделать нам СКИДКУ! И теперь
стоимость обучения всех 4-х человек будет стоить не 10, а всего лишь 6 тысяч
рублей. Вроде бы любая организация должна быть рада этому, НО ТОЛЬКО НЕ
РЖД!!! Потому, что у нас в плане стоит 4 человека и 10 тысяч рублей! И любые
отклонения от этих данных, согласно Плана закупок, КАТЕГОРИЧЕСКИ
запрещены!!! И теперь договорник сидит и практически умоляет этот центр
отменить данную нам скидку, и даже немного увеличить стоимость обучения, чтобы
добрать до 10 тысяч рублей, потому что в противном случае, есть вероятность, что
данный договор в этом году вообще не будет заключен!
Отсюда у меня вопрос: чего вы, господа руководители, пытаетесь добиться
внедрением подобных вещей???
И кстати, даже если все хорошо, и мы все же выходим на конкурсные
процедуры, то тут возникает куча других вопросов и непонимания. Например, зачем
мы делаем какие-то свои сметы для конкурсных процедур? И почему мы так любим,
когда конкурс выигрывают фирмы, которые потом перепоручают данную работу
кому-то еще? Почему мы сами умышленно занижаем качество оказываемых нам
услуг?
Давайте рассмотрим подробнее. Готовимся к объявлению конкурса. У нас есть
фронт работ и определенная сумма. Заказчик подготавливает необходимые
документы: акты, дефектные ведомости, техническое задание и т.п. А также,
специально обученная девочка-оператор (которую научили какие кнопки нужно
нажать, чтоб вышла смета) создает локальные сметы. Причем заметьте, в
большинстве случаев, сметчица даже не представляет до конца, какие именно
работы необходимо произвести, что в принципе логично, т.к. это может знать
только специалист в данной области, коим данная девочка не может быть априори.
Да и более того, сметы создаются по своим, железнодорожным ценам, которые не
имеют ничего общего с рыночными, а чаще всего оказываются еще и весьма
заниженными.
И вот вся эта уже некорректная документация выставляется на конкурсные
процедуры, которые выигрывает фирма, снизившая стоимость работ на 20-25%.
Более того, конкурс на выполнение работ в Калининграде выигрывает контора из
Москвы, которая не имеет здесь даже представителя, не говоря уже о филиале. Что
автоматически приводит к тому, что выполнение работ уходит на субподряд.
Естественно с понижением стоимости для субподрядчика еще процентов на 20. Т.е.
в итоге работы будут выполняться субподрядчиком по ценам в 2 раза ниже
рыночных! Отсюда вопрос: о каком качестве может идти речь и на какой помойке
субподрядчик будет искать материалы, чтобы не только уложиться в указанную
стоимость, но еще и заработать на этом хоть что-нибудь?
И после этого, вы еще можете требовать какое-то качество работ и говорить
что-то о безопасности движения???
Почему нельзя все сделать по-человечески? Есть сумма, есть техническое
задание. Объявляем конкурс. Приходят подрядчики, смотрят и предлагают: «Я за
данную сумму сделаю такие-то работы, и даже, кое-что сверху для красоты, вот мои
сметы». А второй говорит: «А я сделаю еще больше за те же деньги — вот сметы!». А
третий: «А я не буду заниматься украшательством, но зато сделаю дешевле! Вот
сметы!». И все! У нас есть победитель, который делает качественную работу за
сумму, которая устраивает его! Все счастливы!
Почему нельзя сделать вот так, просто и грамотно?! Почему у всех поголовно
начальников на РЖД есть такая болезненная мания: любую работу усложнять до
неимоверности??? Почему вы так боитесь простых решений? Ведь именно в них
заключается успех!
РЕЗУЛЬТАТ
«Как ВЫ относитесь к людям,
так и ОНИ будут работать на вас».
Знаете, в прошлом году, на основании распоряжения одного из вице-
президентов, НЗ-1 нашей дороги издал свое распоряжение: «Проанализировать
причины технических сбоев и технологических нарушений, допущенных по
дирекции и разработать мероприятия по их уменьшению». Получив это
распоряжение, у нас в дирекции возник вопрос, «а что же делать нам?», ведь у нас за
все время существования дирекции таких событий 0! Что мы можем снизить? На
что из управления был получен ответ: «ничего не знаем, мероприятия должны быть
представлены в срок»! Ну что ж, по старой традиции взяли чьи-то мероприятия
(свои-то сделать невозможно, т.к. нечего анализировать), урезали,
подкорректировали и представили… МЕРОПРИЯТИЯ!!!… ПО СНИЖЕНИЮ
НУЛЯ!!… ДО РАЗУМНЫХ ПРЕДЕЛОВ!! Куда можно снизить ноль!? В минус
уйти?? Сделать запас минус одно происшествие?? Чтоб если вдруг что случится, то
можно было б компенсировать его?? Типа: а у нас был запас, так что не считается!?
И это – самый наглядный показатель, отображающий все ОАО «РЖД»!
Сплошное переливание из пустого в порожнее. Сплошная фикция, мыльный пузырь,
пустая болтовня! И ни одного стоящего дела!
Это видно на примере поступаемых к нам поручений. Многие из которых
даже не читая скидываются вниз (это видно по резолюциям). Например,
центральной дирекции дано поручение проанализировать какую-либо ситуацию по
всем региональным дирекциям, и выявить какие-либо несоответствия. Ну казалось
бы собери информацию и сделай анализ. Так нет же, зачем утруждать себя.
Поручение, прям в первозданном виде, падает на регионы. Типа ребята вы там
поанализируйте у себя и предоставьте нам результаты, а мы их просто сложим в
один отчет и отправим выше. Регионы то может и проанализируют свою работу, вот
только увидят то они только себя! А ситуацию в целом не увидит никто! И все
скрытые опасности останутся не выявленными! И спрашивается, зачем тогда куча
исполнителей тратили свое время на выполнение этого поручения? Нет! На сотни, а
то и тысячи подобных поручений! И сколько правды в итоге содержится в таких
отчетах? Как я и говорил уже, там сплошная фикция!
Средняя зарплата работников ОАО «РЖД» достигла 46 тыс.рублей. ВРАНЬЕ!
Как в том анекдоте: «Стоп! А где же тогда мои еще 10 тысяч?». И это ведь я
ведущий инженер дирекции! А что же тогда получают простые рабочие? А наверно
те самые 10 тысяч из тех самых 46-ти, что не доплатили мне. И это еще если не
учитывать, что за последние 3 года зарплата в РЖД поднялась на 5%, а цены за этот
же период взлетели в 2-3 раза! Как вы думаете, насколько хорошо будет выполнять
свою работу сотрудник, который каждый день задумывается, где бы взять денег на
проживание?
Нам нужно повышать производительность труда, она у нас слишком низкая!
ВРАНЬЕ! У нас и так каждый пашет за 3-5 ОТДЕЛОВ! Причем заметьте, не людей,
а именно отделов! У нас люди даже на больничный нормально сходить не могут,
т.к. вся работа сразу останавливается. Про отпуска я вообще молчу. Это
несбыточная мечта – нормально отдохнуть. И при этом нам твердят, что
незаменимых нет, но при этом даже 2-ух недель нормально отдохнуть не дают, уже
на второй неделе тебя отзывают с отпуска, потому что отчетики не отправлены и
ЕАСД не закрыто! Так значит все-таки есть незаменимые.
На днях мне в руки попал анализ производительности труда по нашей
дирекции за несколько лет и план на последующие года. И я не поверил своим
глазам! Лимиты падают! Людей сокращают! Объемы работ возрастают с каждым
годом в разы! А производительность остается на прежнем уровне, а то и падает
даже! И я не удивлен, что в Москве после этого считают будто мы тут ваньку
валяем.
А знаете, с чего начинается утро понедельника в нашей дирекции? С фразы:
«Как меня все задолбало!» (на самом деле там слово более выразительное, но я
сдержался). Заметьте! Утро понедельника! Не пятницы! И не вечер, а именно утро!
Причем эту фразу произносят все работники дирекции, поголовно! Просто от
осознания того, какой бессмысленной, бесполезной, никчемной, бестолковой
работой придется заниматься всю неделю. И это ведь люди, которые хотят работать,
это люди которые уже тянут на себе в одиночку объемы работ, равные нескольким
отделам. Это люди, которые прекрасно осознают, что могут принести гораздо
большую пользу, но (не побоюсь этого слова) идиотская система не дает им этого
сделать! Вот в чем опасность для безопасности движения!
Мы ведем сокращение расходов! ВРАНЬЕ! Какое может быть сокращение
расходов, если все материалы, что получаются через ДМТО, приходят к нам по
ценам минимум в 2-3 раза больше, чем рыночные??? Ручка, которая в любом ларьке
или магазине стоит 30 рублей, к нам поступает по цене 150 рублей! И это только
самый простой пример! И после этого, мне еще приходит распоряжение о борьбе с
коррупцией в ОАО «РЖД» с рекомендациями, что я должен делать при её
выявлении? Извините, господин президент, но если мне руководствоваться Вашим
же распоряжением, то получается: я должен сейчас взять и написать на ВАС
заявление в прокуратуру, ведь это с Вашего ведома и одобрения работает вся эта
система! Про «Ресурс-Транс» я уже упоминал в прошлом письме («Афёра
всероссийского масштаба»). Странное какое-то сокращение расходов.
Зато штат (а точнее исполнителей) сокращаем исправно! В отчетах, наверное,
красивые цифры по экономии заработного фонда пишутся. А то, что поезда уже с
рельс сходят из-за того, что обходчиков путей посокращали, это не считается! Или
ликвидация подобных происшествий ничего не стоит? Думаю — стоит! И даже
больше, чем то, что было сэкономлено благодаря сокращению штатов!
Вот еще пример: столкновение электрички с пассажирским поездом недавно
(кстати, вот очень интересный анализ происшествия, сделанный неравнодушным
человеком: http://vershininserg.livejournal.com/3639.html). Как озвучил недавно на
селекторе по данному случаю наш начальник центральной дирекции: «Данное
происшествие уронило престиж РЖД в глазах простых людей до очень низкого
уровня!». Да нет, не уронило. Оно открыло наконец-то людям РЕАЛЬНЫЙ уровень,
на котором РЖД уже давно! Просто раньше это удавалось успешно скрывать, но
развал достиг таких пределов, что скрыть их уже не получается. Все, финиш,
приехали! Ниже падать уже некуда! И если не хотите, чтобы поезда и дальше шли
под откос, то пора уже что-то делать. И СРОЧНО! Ведь ситуация на самом деле уже
критическая.
40 лет назад, 2 мая 1977 года, в Белоруссии на ст.Крыжовка произошла
железнодорожная катастрофа (22 погибших). Как говорили, в тот день всё вело к
катастрофе: критическая ситуация, такая, как и сейчас, эксперимент — машинист в
одно лицо (прям дежа вю), боязнь исполнителей попасть под разбор полетов (тоже,
что случилось недавно с электричкой). Все снова повторяется. ХОТИТЕ ЕЩЕ
ОДНУ КАТАСТРОФУ!? Задумайтесь, господа руководители!
Может все же стоит из этой ШАРАШКИНОЙ КОНТОРЫ возродить былую,
великую компанию?! И не надо рассказывать сказок, что компания слишком
большая и все делается долго. ВРАНЬЕ! Я, например, точно знаю, что реальные
изменения возможны в самые короткие сроки! И даже готов предложить проект,
благодаря которому уже через год ОАО «РЖД» изменится до неузнаваемости,
причем в лучшую сторону. (Правда боюсь этот проект может не понравится, т.к.
практически весь год, всему руководству придется просидеть без премий, хотя тут
все зависит от вас, может все ограничится только парой месяцев). У меня вообще
есть много достаточно глобальных проектов, например по Бережливому
производству, только озвучить мне их некому, внизу их не воспринимают (не их
уровень), а выше, слушать не хотят. Да кстати не меня одного. Там может начнем
работать вместе?