Учителя, которые не унижают
Добрый день! В комментариях писали, как учительница в школе держала в страхе учеников, при этом была прекрасным специалистом, способным такой объективно сложный предмет, как алгебра, "разжевать и в рот положить" (цитата), то есть сделать максимально доступным для понимания учениками, и на высоком уровне. Я не совсем понимаю, что она делала, почему ее боялись, но это и неважно - взрослому, имеющему власть человеку (а в школе учитель именно такая фигура) легко заставить детей бояться. Или унизить. Или сделаеть изгоем и "стрелочником". Но это не то, что люди хотят для себя или своих детей.
Я могу рассказать истории про отличных учителей, которые при этом брали не страхом. У меня были в старших классах физик и математица (учительница алгебры и геометрии).
Физик брал четкостью и неотвратимостью. Тема разбивалась на три этапа - лекция, теория, контрольные работы. Лекцию он писал на доске и четко объяснял. Очень понятно и связно, лучше, чём в убогом учебнике, в сто раз. Потом мы эту теорию учили и ему сдавали. Письменно. Минимум слов, максимум формул и рисунков (послушав лекции по нейрофизиологии и узнав, что очень много людей, при прекрасном интеллекте, плохо читают и пишут, я поняла его правоту). Потом он показывал, как решать задачи по теме. Была контрольная, и, вот восторг для меня и улучшение моих результатов - если оценка по контрольной не устраивала, можно было ходить к нему и переписывать до посинения своего трупа - или получения нужной оценки. Эта возможность самостоятельно выбрать между своей естественной ленью и своим результатом снова встретилась мне только в Университете.
Математица была - просто песня. С лёгким характером, веселая, юморная, при этом не саркастичная и не унижающая. Она могла пошутить так, что все смеялись, и никому не было обидно. Я сейчас, будучи взрослой, понимаю, как это было на самом деле - пришла в школу молодая учительница математики, и ей тут же вручили на обучение и на классное руководство 10 класс, собранный из самых... Ну, представьте, "А" - английский, "Б" - математический, а "В" и "Г" - объединили, собрав всех, кто не ушел из школы. Отстойник, короче.
Так вот, возвращаясь к математике. Она объясняла, давала контрольные, и самостоятельные на дом, и я решала и решала эту математику и даже в какой-то момент она мне понравилась. Учительница волшебным образом заставляла пару самых отпетых оболтусов (такие есть в каждой параллели) не только приходить к ней на уроки и сидеть спокойно, но и делать контрольные. Она могла середнячков, которым математика нужна только до конца школы, научить в рамках школьной программы знать на свой середнячковый уровень. Я не знаю, каким образом. При этом тогда мне она казалась взрослой тётей, потому что была высокая и "в теле", а на самом деле ей было лет 25, вряд ли больше.
Две вишенки на торте. Дело было в начале 90х в провинциальном городе на 30 тысяч жителей. Приехав оттуда поступать в Петербург, я сдала экзамены в ВУЗ сама, без репетитора и дополнительных занятий (и без денег) - математику на 4, физику на 5. Ещё и подсказывала всем вокруг, пока мне пальцем не погрозили)
Вывод - можно и нужно быть хорошим человеком и хорошим специалистом. Не страхом и унижением нужно детей держать и учить. Сейчас это возможно, я вижу уже много таких учителей и преподавателей.

