Терминология Христианства
1 пост
1 пост
1 пост
Слово «апостол» (греч. ἀπόστολος) буквально значит «посланник» — человек, которого послали с поручением.
В Новом Завете апостолы — это призванные и посланные Христом свидетели. Они служат людям, наставляют общины и, в отдельных случаях, творят чудеса. Их цель — распространение Евангелия и созидание Церкви.
Двенадцать учеников. Иисус лично призвал их во время Своего земного служения. Они стали свидетелями Его жизни, смерти и воскресения и получили особую роль в основании Церкви. После отпадения Иуды по жребию был избран Матфий и «сопричислен к одиннадцати апостолам». (Лука 6:12–16)
Павел. Он не входил в «двенадцать». Его призвание произошло уже после Воскресения, когда по дороге в Дамаск Павлу явился Господь Иисус Христос и послал его проповедовать Евангелие язычникам. (Галатам 1:1, 1-е Коринфянам 15:9)
Другие упоминания. Кроме Двенадцати и Павла, апостолами названы ещё несколько человек: Варнава (Деяния 14:14) и Иаков, брат Господа (Галатам 1:19).
Среди упоминаемых: Андроник и Юния (Римлянам 16:7), Силуан и Тимофей (1-е Фессалоникийцам 1:1, 2:7). Из-за особенностей текста и перевода нельзя однозначно утверждать, что их статус равен статусу Двенадцати и Павла.
В православной традиции почитаются «70 апостолов» на основании Лука 10:1. Это широкий круг посланников.
О Марке и Луке: в православии их часто относят к апостолам из Семидесяти. В католической и большей части протестантских традиций их называют евангелистами и сотрудниками апостолов, а не апостолами в строгом смысле.
Вопрос о том, есть ли апостолы сегодня, понимают по-разному — в зависимости от традиции и конфессии.
Одни считают, что уникальный апостольский статус и подтверждающие его знамения (пророчество, исцеления, языки и др.) завершились с эпохой апостолов и утверждением канона. Другие полагают, что дары Духа и «апостольские» функции в широком смысле продолжаются, хотя современных служителей обычно не приравнивают к апостолам Нового Завета.
Католическая и православная традиции. Учение об апостольской преемственности: епископы — преемники апостолов по служению и власти; рукоположение сохраняет связь с апостольским основанием Церкви. Это не значит, что появляются «новые апостолы» в смысле Двенадцати, — речь о продолжении апостольской миссии через епископат.
Реформатские и большинство протестантских церквей. Апостольство — исторический фундамент и образец служения, а не продолжающийся титул. Новых апостолов с равным авторитетом не признают; акцент — на верности апостольскому учению.
Пятидесятнические и харизматические общины. Придерживаются идеи продолжения даров: «апостолы» возможны как миссионеры-основатели и руководители церквей. Существуют и движения, прямо называющие себя апостольскими. Но не все приравнивают таких служителей к статусу Двенадцати.
Итак, апостольство как уникальный исторический статус относится к ранней Церкви. А апостольская функция — посланничество, миссия, основание общин — продолжается в разных формах. Есть ли «апостолы» сегодня, зависит от конфессиональной позиции: одни ответят «да, но не как Двенадцать», другие — «нет».
Первые буквы греческих слов Ιησοῦς (Иисус) Χριστός (Христос) Θεοῦ (Божий) Υἱός (Сын) Σωτήρ (Спаситель) складываются в слово ἰχθύς (Ихтис) — «рыба». Это не случайное слово: каждая буква — первая буква одного из этих слов, и вместе они дают короткое исповедание веры: «Иисус Христос — Сын Божий, Спаситель».
Рыба здесь не случайна. В Евангелиях много «рыбных» моментов, которые помогали людям связывать знак с личностью Христа:
• чудесный улов апостола Петра (Лука 5:4–10)
• первые апостолы были рыбаками (Марк 1:16)
• чудо с хлебами и рыбами (Матфей 14, 15)
• чудо с монетой во рту у рыбы (Матфея 17:27)
• чудесный улов после воскресения Господа (Иоанн 21:5–7)
Во времена гонений ихтис служил тихим паролем надежды. По преданию, при встрече один христианин мог начертить на земле половинку рыбы — полукруг, который никому постороннему ничто не говорил. Если другой дорисовывал вторую половину, получалась рыба. Так верующие узнавали друг друга, не выдав себя перед преследователями.
Изображения акронима ΙΧΘΥΣ или символизирующей его рыбы появляются в римских катакомбах во 2-ом веке.
Сегодня ихтис по-прежнему простой и краткий способ сказать о своей вере — без длинных слов, но с глубоким смыслом.
Итог: ихтис — это древний акроним и скромный символ, в котором — большое исповедание.
