SanyaIgnat

SanyaIgnat

пикабушник
поставил 90 плюсов и 2 минуса
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
сообщества:
24К рейтинг 12 подписчиков 4120 комментариев 179 постов 13 в горячем
1 награда
5 лет на Пикабу
3

Анекдот

В одну отдаленную бедную синагогу прислали проверяющего на предмет экономии средств. Проверяющий спрашивает раввина: — У вас огарки от свечей остаются, куда вы их деваете? — Отсылаем в город, в ответ нам присылают новые. — А книги старые куда у вас уходят? — То, что от них осталось, отсылаем в город, в ответ присылают новые. Думал, думал проверяющий, что бы еще проверить? Придумал: — Вы вот обрезание делаете, куда остатки отсылаете? — В город. — И что же вам присылают? — На этот раз прислали вас.

5

Как иллюзионисты 18 века использовали марихуану и иные психоактивные растения для проведения спиритических сеансов

Хотя данный факт достаточно малоизвестен, в 18 веке, многие маги-иллюзионисты, которые развлекали высший свет общества Европы, могли использовать в своих «представлениях» не только технические устройства, вроде дыма и зеркал, но и психоактивные вещества, чтобы создать у своих клиентов иллюзию «контакта с потусторонним миром». В ходе поиска информации для написания статьи о связи конопли и древних оккультных и мистических практик старого света, я натолкнулся на историю одного такого иллюзиониста, Иоганна Шропфера, который мог использовать подобные трюки в ходе своих представлений-фантасмогорий для аристократов эпохи 18 века.

Как иллюзионисты 18 века использовали марихуану и иные психоактивные растения для проведения спиритических сеансов Длиннопост, Наркотики, История

С началом 18 века, тема магии и оккультных наук, которая ранее являлась строгим табу для христианского населения Европы, стала крайне популярна в кругах зажиточных персон и интеллигенции, которая искала необычные опыты для развлечения. Соответственно, спрос на магические диковинки со стороны богатеев быстро породил класс профессиональных иллюзионистов-предпринимателей, которые, представляясь кудесниками, ясновидящими и колдунами, устраивали для платящей публики магические спектакли, на которых они лично пообщаться с «духами» усопших. Некоторые из подобных мастеров, в частности уже упомянутый Иоганн Шропфер ( 1730 – 1774 год) и Карл Вон Экартсхаузен (1752 – 1803) помимо технических средств, использовали психоактивные вещества, в частности гашиш, для создания своих иллюзий. Вполне очевидно, что в комбинации с продуманным световым и звуковым шоу с применением дыма и яркого света, эффект конопли производил на клиентов волшебников-шарлатанов поистине величественное впечатление. На самом деле, Шропфер и другие иллюзионисты той эпохи не использовали в своих представлений действительно новых техник внушения. Для примера, древние жрецы и многие шаманы современных примитивных племён до сих пор используют в своих церемониях смеси и отвары, которые содержат коноплю, дурман, шалфей предсказателей или иные растения, содержащие в своих тканях психоактивные соединения. По сути, большую часть работы за волшебников делало бурное воображение их клиентов, введённое в состояние «дополненной» стимуляции, благодаря легким или средним дозировкам гашиша и подобных средств. Зеркала, огни и звуки исполняли роль декорации магического действа, помогая участникам сеанса быстрее окунуться в необходимую для кудесника атмосферу, позволяющую ему продемонстрировать сбитой с толку публике заранее заготовленные образы «духов прошлого» или «потусторонних демонов». Забавно, но данный приём также был заимствован из древних племенных обрядов, в частности, из музыкальных ритуалов, в котором участвовала сразу вся община. Под давлением всеобщего участия в церемонии и гипнотической атмосфере, создаваемой с помощью шаманской музыки (допустим, звука ударов о крупный барабан), люди вполне могли войти в состояние «религиозного экстаза», в котором они видели странные видения, и без помощи психоактивных средств.

Проще говоря, несмотря на тот факт, что Иоганн Шропфер смог сделать подобные техники создания иллюзий популярными по всей Европе, сам он не изобретал использовавшиеся в сеансах технологии. На самом деле, Шропфер просто адаптировал под свои нужды уже достаточно широко распространённые устройства, которые, до тех пор, в основном использовались лишь в частных спиритических и религиозных обрядах. Для примера, выше располагается сделанная в 1420 году итальянским изобретателем, Джованни Фонтана, иллюстрация так называемого «волшебного фонаря», в котором проживал «демон», удобно вызываемый зажжением свечи в приборе. Вполне логично задаться вопросом: «использовали ли алхимики и волшебники средневековья и эпохи ренессанса подобные технологии, и если да, то почему аристократия 18 века не осознала, что их обманывают жулики?». Среди ранних пользователей технологии «дыма и зеркал», можно считать английского философа и учёного, доктора Джона Ди. При жизни, учёный также пользовался репутацией чародея, подкрепляемой демонстрациями его самодельных, примитивных «спецэффектов», которые он демонстрировал в Кэмбридже, в ходе выступлений местного театра, на удивление и страх простого народа. Подобная репутация закрепилась за мудрецом в конце 1697 года, после премьеры пьесы «Мир», по Аристофану, где Ди представили миру актёров массу трюков со светом и дымом. Некоторые же историки полагают, что как и шарлатаны-кудесники следующего века, Джон Ди также не гнушался использовать гашиш и дурман для «стимулирования» воображения и эмоций аудитории.


Также, одним из ранних подтверждений существования технологий создания иллюзии присутствия духов в помещении, можно считать труд Ars Magna Lucis et Umbrae (с латинского, название книги переводится, как «О великом искусстве управления тенью и светом») написанный в 1646 году Афанасия Кирхера, в котором автор описывает принцип работы и техническое устройств изобретённой им же системы стенографических проекторов, состоящей из зеркал. Сам Кирхер, отмечает, что созданное им изобретение имеет несколько применений, « в том числе, и в ремесле обмана доверчивых людей. Верующих в демонов и духов мертвецов». Будучи набожным человеком, Кирхер предлагал использовать необычную машины для благого дела, а именно, для запугивания еретиков и вероотступников, более не поддающихся иным методам внушения. Говоря точнее, учёный предлагал прятать достаточно громоздкий аппарат в кустах у домов еретиков, чтобы по вечерам и в ранние часы утра, направлять в окна их жилищ образы нечестии, мертвецов и святых, для того, чтобы принудить их к возвращению к «истинной вере» без применения насилия.


Другие книги, вроде Physiologia Kircheriana Experimentalis, написанной в 1680 году Иоганном Стефаном Кестлером, предлагают иллюстрации и подробные инструкции по сборке устройств, вроде примитивных проекторов «волшебных фонарей», и камер обскура, демонстрируя, как принципы работы последних могут использоваться для создания изображений «призраков» на стенах или частицах дыма. Гораздо позже, в конце 19-века, данные разработки основой для изобретения кинематографа.

Как иллюзионисты 18 века использовали марихуану и иные психоактивные растения для проведения спиритических сеансов Длиннопост, Наркотики, История

Проще говоря, несмотря на тот факт, что Иоганн Шропфер смог сделать подобные техники создания иллюзий популярными по всей Европе, сам он не изобретал использовавшиеся в сеансах технологии. На самом деле, Шропфер просто адаптировал под свои нужды уже достаточно широко распространённые устройства, которые, до тех пор, в основном использовались лишь в частных спиритических и религиозных обрядах. Для примера, выше располагается сделанная в 1420 году итальянским изобретателем, Джованни Фонтана, иллюстрация так называемого «волшебного фонаря», в котором проживал «демон», удобно вызываемый зажжением свечи в приборе. Вполне логично задаться вопросом: «использовали ли алхимики и волшебники средневековья и эпохи ренессанса подобные технологии, и если да, то почему аристократия 18 века не осознала, что их обманывают жулики?». Среди ранних пользователей технологии «дыма и зеркал», можно считать английского философа и учёного, доктора Джона Ди. При жизни, учёный также пользовался репутацией чародея, подкрепляемой демонстрациями его самодельных, примитивных «спецэффектов», которые он демонстрировал в Кэмбридже, в ходе выступлений местного театра, на удивление и страх простого народа. Подобная репутация закрепилась за мудрецом в конце 1697 года, после премьеры пьесы «Мир», по Аристофану, где Ди представили миру актёров массу трюков со светом и дымом. Некоторые же историки полагают, что как и шарлатаны-кудесники следующего века, Джон Ди также не гнушался использовать гашиш и дурман для «стимулирования» воображения и эмоций аудитории.


Также, одним из ранних подтверждений существования технологий создания иллюзии присутствия духов в помещении, можно считать труд Ars Magna Lucis et Umbrae (с латинского, название книги переводится, как «О великом искусстве управления тенью и светом») написанный в 1646 году Афанасия Кирхера, в котором автор описывает принцип работы и техническое устройств изобретённой им же системы стенографических проекторов, состоящей из зеркал. Сам Кирхер, отмечает, что созданное им изобретение имеет несколько применений, « в том числе, и в ремесле обмана доверчивых людей. Верующих в демонов и духов мертвецов». Будучи набожным человеком, Кирхер предлагал использовать необычную машины для благого дела, а именно, для запугивания еретиков и вероотступников, более не поддающихся иным методам внушения. Говоря точнее, учёный предлагал прятать достаточно громоздкий аппарат в кустах у домов еретиков, чтобы по вечерам и в ранние часы утра, направлять в окна их жилищ образы нечестии, мертвецов и святых, для того, чтобы принудить их к возвращению к «истинной вере» без применения насилия.


Другие книги, вроде Physiologia Kircheriana Experimentalis, написанной в 1680 году Иоганном Стефаном Кестлером, предлагают иллюстрации и подробные инструкции по сборке устройств, вроде примитивных проекторов «волшебных фонарей», и камер обскура, демонстрируя, как принципы работы последних могут использоваться для создания изображений «призраков» на стенах или частицах дыма. Гораздо позже, в конце 19-века, данные разработки основой для изобретения кинематографа.Комбинированный эффект работы «волшебного фонаря» и камеры обскуры, использующийся для создания изображения на стене (иллюстрация из Physiologia Kircheriana Experimentalis 1680 года)

Как иллюзионисты 18 века использовали марихуану и иные психоактивные растения для проведения спиритических сеансов Длиннопост, Наркотики, История

Комбинированный эффект работы «волшебного фонаря» и камеры обскуры, использующийся для создания изображения на стене (иллюстрация из Physiologia Kircheriana Experimentalis 1680 года)

Как иллюзионисты 18 века использовали марихуану и иные психоактивные растения для проведения спиритических сеансов Длиннопост, Наркотики, История
Как иллюзионисты 18 века использовали марихуану и иные психоактивные растения для проведения спиритических сеансов Длиннопост, Наркотики, История

Ars Magna Lucis et Umbrae (1671)


В любом случае, старые технологии создания иллюзий присутствия призраков в помещении нашли новую жизнь в 18 веке. К началу века, пользуясь ещё новыми научными методиками, учёные смогли углубленно изучить физические механизмы, отвечающие за феномены отражения света и проявления отображений на равных поверхностях и частицах газообразных веществ, растворённых в воздухе. Сначала, изобретатели и учёные занимались изучением старых чертежей и руководств, а также обследование сохранившихся образцов «магических фонарей» и прочих механизмов, использовавшихся для создания визуальных иллюзий. Начало науки оптики, как таковой, к тому моменту, уже было положено уже более 500 лет назад, когда изучением феномена отражения занялся священник, по имени Роджер Бэйкон, живший в начале 13 века. Позже, в 1420 году, итальянский изобретатель и инженер, Джованни Фонтана изобразил в одном из своих трудов эскиз устройства «магического фонаря», также упомянув различные картинки демонов, нечести и святых-мучеников, которые зачастую использовались вместе с подобными примитивными проекторами. Подробнее о подобных машинах, говорит историк Том Раффлс, написавший книгу на данную тематику, называемую «Видения призраков: Кинематограф того света».


«Так называемый «магический фонарь», являющийся более технически утончённой и портативной комбинацией камеры обскура и нескольких зеркал, активно использовался священнослужителями и организаторами спиритических сеансов с середины 17-века. К сожалению, история изобретения столь необычного аппарата остаётся сокрытой, поскольку руководства по его конструкции и применению из тех времён, далеко не полностью раскрывают все особенности этой технологии. Для примера, в 1558 году, магический фонарь и его эксплуатации упоминаются в автобиографии Бенвенутора Челлинни, итальянского изобретателя, который описывает использование аппарата в ходе церемонии призыва духов усопших, проводившейся в Колизее Рима. Как отмечает академик Томас Хепсворт, занимавшийся углубленным изучением жизни учёного, он упоминает в книге, что в ходе церемонии, «жрец поместил некое крайне резко пахнущее вещество, производящее опьяняющий пар» в костёр, находившийся в центре круга, образованного собравшимися на сеансе гостями. По словам изобретателя, организаторы сеанса строго наказали участников не покидать круг, под страхом проклятия мёртвых. Спустя час или полтора после помещения странного вещества в огонь, гости начинали видеть образы духов над языками пламени, скорее всего ввиду вхождения в ритуальный транс, под воздействием происходящего ритуала и эффектом странных «благовоний».

Как иллюзионисты 18 века использовали марихуану и иные психоактивные растения для проведения спиритических сеансов Длиннопост, Наркотики, История
Как иллюзионисты 18 века использовали марихуану и иные психоактивные растения для проведения спиритических сеансов Длиннопост, Наркотики, История

Иллюстрация «магического фонаря» из Oekonomisch-technologische Encyklopädie (1773)


Стоит заметить, что упоминание о прошествии определённого периода времени, после сжигания «странных благовоний», ясно указывает на тот факт, что брошенное в пламени вещество не просто выделяло резкий запах, но и психоактивные вещества, которым требовалось время, для начала проявления эффекта. В любом случае, реальным «основателем» подобной техники создания иллюзий, многие эксперты-историки, принимают уже не раз упоминавшегося в тексте Иоганна Георга Шропфера, который сделал спиритические сеансы модным времяпровождением для знати в середине 18 века. Сам Шропфер (также именуемый в некоторых трудах под именем Шрепфер), в своё время, был старшим челном масонского сообщества, до того, как он начал свою карьеру шарлатана и иллюзиониста. Несмотря на то, что изначально магические трюки привлекали внимание общественности по всей Европе, со временем, Шропфер заметно подпортил свою репутацию, в результате чего, его жизнь закончилась самоубийством в сравнительно раннем возрасте. Исторические источники указывают, что в 1760-х годах, спиритические сеансы Шропфера включали в себя массу специальных эффектов, начиная от задающей тон гипнотической музыки и дыма, заканчивая использованием технических средств и галлюциногенных растений для создания иллюзий призраков для платящей аудитории. Некоторые источники даже отмечают, что возможно, Шропфер, мог узнать о данных технологиях и способах создания иллюзий во время своего пребывания масонском ордене.


Свою карьеру, будущий шарлатан начал в Лейпциге, где он управлял небольшой кофейней. Однако, уже тогда, Шропфер уже начал отрабатывать свои «волшебные трюки» на посетителях заведения. Как гласит книга Роберто Масселло, под названием «Вызывая Ад: История практики «тёмных искусств» и оккультизма», «в меню кофейной Шропфера присутствовало нечто, что его богатые посетители не могли найти ни в одном другом подобном заведении, ни в Лейпциге, ни в других городах Германии. Помимо закусок и десертов, владелец кофейни предлагал гостям, готовым заплатить приличную сумму, поучаствовать в тайных ритуалах и обрядах тайных масонских орденов. В итоге, довольно быстро, Шропфер смог создать себе репутацию известного мистика и мага, уступающую в Европе разве что славе Алессандро Калиостро. Как теперь полагают учёные, секрет магии Шропфера крылся в особенном «пунше», который, скорее всего, содержал в себе смесь психоактивных трав, подававшемся в качестве «комплимента» гостям, согласившимся принять участие в «таинствах масонов». Другой, более ранний труд, написанный журналистом Уной Бирч в 1911 году, под названием «Секретные общества Европы и их роль в французской революции», отмечает, что возможно, великий волшебник вовсе мог начать свою карьеру на городской площади Лейпцига, где он занимался гаданием на зеркалах. «В частности, некоторые источники из тех времён отмечают, что представления юного Шропфера привлекали на площадь города массу народа, от бедняков до верхних слоёв знати. Один источник вовсе заявляет, что кудеснику, якобы удалось предсказать проезжавшему через город королю Франции, Людовику 15, что его наследник будет обезглавлен перед ликующим народом его страны. Стоит заметить, что в то же время, многие другие подобные иллюзионисты и шарлатаны, вроде Калиостро и Казановы, проделывали подобные фокусы по всему континенту, поражая миллионы людей. Однако, среди них, Шропфер являлся главным «специалистом» по призыву духов усопших и потусторонней нечестии».


Со временем, необычные навыки Шропфера помогли ему заслужить народное прозвище Gespenstermacher, что можно буквально перевести. Как «властитель духов». Также кудесник был известен под не менее громким прозвищем «Иллюминатус Лейпцига». Профессор-историк, Фабио Камилетти, написавший статью «Фантасмагория: Создание «духов» эпохи Просвещения», сообщает, что «несмотря на уверения Шропфера в реальности проводимых им ритуалов, многие из использовавшихся им трюков и приёмов создания иллюзий, уже были раскрыты и подробно расписаны скептиками-учёными того времени. Хотя технология «магического фонаря», безусловно, могла поразить ещё непросвещённый народ, принцип устройства этого примитивного проектора был достаточно хорошо известен изобретателям и образованным людям данной эпохи». Также профессор предполагает, что Шропфер, в проведении своих сеансов, не гнушался пользоваться трудом детей-ассистентов, которые помогали ему создавать эффект «призрака Пеппера», передвигая крупные зеркала, тем самым позволяя заготовленной заранее фигуре «призрака» предстать перед удивлённой и напуганной публикой. Наконец, историк замечает, что сами сеансы мастера занимали почти весь день. Скорее всего, столь продолжительное время представления можно объяснить необходимостью использования транса, утомления, а также наркотических веществ, для «настройки» и усыпления внимания своей аудитории. Говоря точнее, современник отмечают, что призраки Шропфера проявляли себя к поздним часам вечера или вовсе ночью, когда гости уже были порядочно уставшими.Несколько разновидностей «магических фонарей», собранных в 18 веке. Как вы можете заметить, по сути, устройство является своеобразной версией рудиментарного кинопроектора, который использует многослойные слайды с изображениями, а также яркий источник света для создания отображений на разных поверхностях, включая частицы газов, висящие в воздухе

Как иллюзионисты 18 века использовали марихуану и иные психоактивные растения для проведения спиритических сеансов Длиннопост, Наркотики, История
Как иллюзионисты 18 века использовали марихуану и иные психоактивные растения для проведения спиритических сеансов Длиннопост, Наркотики, История
Как иллюзионисты 18 века использовали марихуану и иные психоактивные растения для проведения спиритических сеансов Длиннопост, Наркотики, История
Как иллюзионисты 18 века использовали марихуану и иные психоактивные растения для проведения спиритических сеансов Длиннопост, Наркотики, История

Несколько разновидностей «магических фонарей», собранных в 18 веке. Как вы можете заметить, по сути, устройство является своеобразной версией рудиментарного кинопроектора, который использует многослойные слайды с изображениями, а также яркий источник света для создания отображений на разных поверхностях, включая частицы газов, висящие в воздухе


Стоит отметить, что слайды магических фонарей, имели несколько слоёв изображений, которые можно было быстро сменять либо накладывать друг на друга. В частности, обратите внимание на последнюю картинку сверху. Изображённый на слайде устройства череп является лишь одним из ряда изображений, которые, при грамотной манипуляции, могли создать иллюзию парящего и говорящего черепа «духа», который мог «двигать» глазами и челюстями.

Как иллюзионисты 18 века использовали марихуану и иные психоактивные растения для проведения спиритических сеансов Длиннопост, Наркотики, История

Старая иллюстрация конца 19-века, раскрывающая механизм и принцип работы иллюзии, называемой «призраком Пеппера»

Как иллюзионисты 18 века использовали марихуану и иные психоактивные растения для проведения спиритических сеансов Длиннопост, Наркотики, История

Инструкция 18-века, иллюстрирующая сборку продвинутой версии магического фонаря, которая могла самостоятельно выделять густой дым, помимо производства визуальных эффектов

Как иллюзионисты 18 века использовали марихуану и иные психоактивные растения для проведения спиритических сеансов Длиннопост, Наркотики, История

«Фантасмагория: Призыв призрака-скелета», Хьюберт Хамфри (1803 год)

Как иллюзионисты 18 века использовали марихуану и иные психоактивные растения для проведения спиритических сеансов Длиннопост, Наркотики, История

Иллюстрации из труда Карла Вон Эккартхаузена Eckartshausen Aufschlusse zur Magie (1788 – 1792)

Как иллюзионисты 18 века использовали марихуану и иные психоактивные растения для проведения спиритических сеансов Длиннопост, Наркотики, История

Плакат с рекламой шоу-фантасмагории (1791). Из технологий, использовавшихся в подобных представлениях, вроде магического фонаря и дымовых машин, позже стали основой для создания кинокамер и первых профессиональных спецэффектов

Продолжение в комментарии, многобукафф, не дает выложить пост)

Показать полностью 15
Отличная работа, все прочитано!