KonstantinGusev

KonstantinGusev

Пикабушник
Дата рождения: 16 августа
709 рейтинг 8 подписчиков 0 подписок 2 поста 2 в горячем
566

Детский токарный кружок. Почему это круто!

12:00, суббота. Мой смартфон подаёт сигнал о том, что пора собираться. Обычно в это время я в домашней мастерской и готовлюсь к кружку. Автонапоминание помогает следить за временем и не опаздывать на занятие. Я не выношу опозданий, а точнее, не люблю заставлять учеников меня ждать. Быстрые сборы, 10 минут в пути, и я на школьной парковке.

Забегаю в школу за тридцать-сорок минут до начала занятий, в руках — неизменная сумка с токарными инструментами. Меня встречают дети, некоторые ждут начала кружка уже больше часа, ведь в субботу уроки заканчиваются у всех по-разному. Сразу сыплются вопросы: "Константин Валентинович, а что мы будем делать сегодня?", "А можно я буду работать за этим станком?", "А я сегодня успею сделать две работы?", "А летом у нас будут занятия?" и так далее, и так далее...


В каждом крупном городе мира есть множество школ: хорошие и не очень, большие и обычные, частные и государственные, элитные или неприметные. А есть и другие школы, в которых всё необычно — и в этом их уникальность. В одной из таких школ города Казани вот уже почти год существует токарный кружок. В отличие от остальных школ, эта школа не имеет номера, но зато имеет своё имя — "СОлНЦе" (специализированный олимпиадно-научный центр). Кружки есть во многих школах, и в СОлНЦе есть множество кружков, но далеко не каждая школа может похвастаться тем, что у неё есть токарный кружок. Конечно, уроки технологии, столярные классы и даже станки с ЧПУ есть почти в каждой школе, а вот именно токарного кружка, как в СОлНЦе, нет нигде. И вообще, что знают обычные люди о токарном искусстве? Не так много, наверное: все знают, что на токарном станке можно изготовить матрёшку, кто-то помнит, что центр производства матрёшек в нашей стране — это город Семёнов в Нижегородской области, а ещё на токарном станке можно выточить скалку, толкушку или солонку. Наверное, на этом всё.

Наш токарный кружок — это не урок технологии, и мы не привязаны к учебной программе. Ученики вместе со мной занимаются любимым делом, попутно постигая тонкости работы на токарном станке и создают маленькие произведения искусства своими руками. Уроки построены таким образом, чтобы каждый ученик с любым уровнем подготовки уходил с занятия с законченным токарным изделием. Конечно, это могут быть очень простые токарные работы, но они сделаны самостоятельно.

Идея организовать токарный кружок возникла спонтанно: мы просто общались с директором, и я поделился своими достижениями в том, в чем очень хорошо разбираюсь — о токарном искусстве. Так появился токарный кружок: без постоянного кабинета, без понимания, каким он должен быть и чему там учить, без уверенности в том, что это вообще будет интересно современным детям.
Не могу сказать, что начинать было просто. Ранее мне довольно часто приходилось вести токарные мастер-классы среди сообщества токарей или на столярных фестивалях, но я никогда никого не учил работать на токарном станке, тем более детей.

Для кружка школа закупила три новеньких токарных станка, и, конечно, задача заключалась не только в том, чтобы организовать детей и сделать так, чтобы они приходили с удовольствием, но и сделать так чтобы работа была безопасной. А ещё я с удивлением узнал, что у детей сейчас нет урока черчения, и они не понимают чертежи и обозначения на них. А на уроках технологии не учат работать со штангенциркулем и измерительными приборами.

Однако самой сложной задачей оказалось постоянно удивлять и придумывать новые увлекательные токарные проекты. Мне показалось довольно скучно, если мы пойдём по пути изготовления примитивных токарных работ, подобных скалкам — это слишком просто. Вместо этого мы создаём волчки, ёлочные игрушки, свистки, карандаши с вечным грифелем, волшебные палочки и множество других простых и интересных токарных проектов, ориентированных на детское творчество.

Постепенно упорство, слепая вера в успех и яркие проекты начали приносить свои плоды. Просто удивительно, как дети с горящими глазами и огромным удовольствием работают на взрослом токарном станке. Удивительно, что кружок оказался интересным не только для мальчиков, но и для девочек. Возможно, это связано с тем, что у нас нет оценок, и мы не зацикливаемся на безупречной правильности работы с токарными инструментами. Все довольно просто: если у ученика не получается работать одним инструментом, мы просто берём другой, а потом постепенно учимся и пробуем снова. Главное, что дети открывают для себя новый мир, где можно своими руками сделать что-то красивое.

Наш кружок работает один раз в неделю, одновременно может прийти до 15 детей разного возраста. В течение двух уроков три станка работают практически без остановки, дети сменяют друг друга и спорят за очередь, кто за кем занимал. Иногда в течение этих двух часов я устаю сильнее, чем за целый день, проведённый на работе. Но когда я вижу, что дети искренне радуются своим изделиям, мгновенно забываю об усталости и горжусь своими учениками.

Да, это довольно странная идея — организовать токарный кружок в современной школе, ведь очевидно, что это никак не сочетается с наиболее популярными профессиями, такими как IT-специалист или юрист, экономист или врач. Казалось бы: зачем вообще это нужно и как это пригодится в будущем? Но наш кружок создан для не только для развлечения, маленькими шагами мы постигаем искусство через собственные руки, учимся работать с инструментами, измерительными приборами, учимся исправлять ошибки.

Подводя итоги этого учебного года, стоит отметить, что как минимум трое из пятнадцати учеников уже покупают себе домой токарный станок и хотят, чтобы это стало их постоянным увлечением. Хотя довольно сложно представить в 2025 году, что ученик средней школы за хорошие оценки попросит у родителей токарный станок вместо нового смартфона.


Токарное искусство — это прекрасное хобби, и таким увлечением могли с гордостью похвастаться многие монархи в XVII-XVIII веках. В настоящее время всё больше успешных людей по всему миру выбирают себе в качестве хобби именно токарную мастерскую, ведь это не только очень увлекательно, но и позволяет создавать удивительные предметы своими руками.


Константин Гусев
Исследователь токарного искусства.
Руководитель токарного кружка в школе "СОлНЦе"

Показать полностью 9
55

Искусство в своем совершенстве

Посещая музеи, мы восхищаемся произведениями виртуозных мастеров прошлого и невольно задаемся вопросом: как же сотни лет назад создавались эти уникальные произведения искусства без электричества, современных станков и алмазных инструментов?

В начале XVIII века изделия из слоновой кости пользовались огромной популярностью по всему миру. Невероятная сложность форм и безупречная точность обработки вызывали восторг и трепет, а мастера, способные создавать такие шедевры вручную, пользовались глубоким уважением. Возможно, именно поэтому умение изготавливать подобные изделия стало признаком хорошего вкуса и высочайшего мастерства среди знати и правителей той эпохи.

Не секрет, что Петр I был искусным токарным мастером и искренне ценил ручной труд. В галерее Петра в Эрмитаже можно увидеть работы, выполненные его руками из слоновой кости и ценных пород дерева, а также предметы, привезенные им из других стран.

Логично предположить, что для создания таких шедевров Петру были нужны не только учителя и станки, но и специализированная литература. Достоверно известно о существовании как минимум одной такой книги.

Эта книга была создана специально для Петра I и представляет собой перевод труда Шарля Плюмье (1646–1704), выдающегося французского ученого. Его руководство по токарному делу, озаглавленное «L’art de tourner en perfection», было напечатано в Лионе в 1701 году.

Можно с уверенностью утверждать, что труд Шарля Плюмье стал первым и наиболее подробным мануалом по токарному искусству в мире. В этой книге раскрываются все тонкости создания уникальных изделий из слоновой кости на специальных фигурных токарных станках. Книга была издана в значительном количестве экземпляров, и оригинал до сих пор можно встретить на аукционах.

По распоряжению Петра I оригинал для перевода был приобретен в Данциге 21 марта 1716 года за 24 гульдена, о чем сохранилась запись в Расходной тетради того же года. Для российского императора труд был переведен с французского и латыни на русский и голландский языки.

Сегодня эта рукопись, служившая путеводителем для Петра I, хранится в единственном экземпляре в Библиотеке Академии Наук. К счастью, в 2021 году она была оцифрована и теперь доступна для изучения всем желающим.

С того момента, как я впервые наткнулся на электронный вариант этой книги, меня не покидала мысль о ее переиздании. Идея заключалась в том, чтобы напечатать ее, пусть даже в небольшом тиражe, чтобы сделать доступной для изучения. Однако, помимо трудностей с поиском подходящего издательства, главной преградой стало то, что текст написан скорописью и на архаичном русском языке, что значительно затрудняет его восприятие. Публикация в оригинальном виде оказалась бы нецелесообразной: большинство читателей вряд ли смогли бы осилить даже одну страницу. Поэтому единственным разумным решением стало расшифровать текст и адаптировать его на современный русский язык.

Чтобы подчеркнуть сложность этой задачи, я приведу в пример оригинальный текст, датируемый 1716 годом, и его адаптацию. Чтение подобных произведений требует не только знания языка, но и глубокого понимания предмета. Большинство отдельных слов не трудно понять, но для того, чтобы научиться улавливать общий смысл фраз потребовалась большая практика. Для реализации задуманного мне пришлось освоить скоропись и научиться интерпретировать устаревшие термины. Я также обращался за помощью к специалистам по древнерусскому и французскому языкам. В этой книге упоминается множество имен великих людей, живших в XVI-XVII веках, и нужно было убедиться в правильности перевода их имен на современный русский язык.

После всех усилий по переводу, реставрации гравюр, сверки с французским оригиналом и колоссальной работы с редактором на свет появилась книга «Художество токарное в совершенстве» — редкий и уникальный труд, открывающий завесу тайны создания изысканных предметов, которые некогда украшали жизнь наших предков. Эта книга не только демонстрирует невероятные технические достижения мастеров прошлого, но и служила учебником для самого Петра I.

Несомненно, многие технологии, описанные в этом произведении, следует рассматривать с исторической точки зрения. С позиции современной инженерной мысли они утратили свою актуальность и не имеют практического применения. Тем не менее, последовательное изложение материала и решение конструкционных задач, связанных со сложными станками, вызывают у меня, как у инженера, глубокое уважение к тем мастерам, которые создавали эти шедевры. Но самое главное — теперь каждый желающий может погрузиться в процесс изготовления музейных произведений искусства, создание которых в современном мире порой кажется бессмысленным.

Публикация этой книги стала для меня не просто проектом, а настоящим путешествием в историю. Я искренне надеюсь, что она поможет современным читателям осознать сложность и красоту токарного ремесла тех времен. Эта книга станет мостом между прошлым и настоящим, позволяя нам не только оценить достижения мастеров своего времени, но и вдохновиться их трудом.

Показать полностью 14
Отличная работа, все прочитано!