KolominNadym

Дата рождения: 04 августа 1942
285 рейтинг 22 подписчика 3 подписки 24 поста 0 в горячем

Сплав по р. Надым. 1972 год. Экспедиционный дневник фото

Кому интересны остальные фотографии, прошу донатить на оцифровку слайдов. Их около 60-ти. Если нет - то нет.

PS.А, до 1000 рейтинга не работает. Ну и ладно

Сплав по р. Надым. 1972 год. Экспедиционный дневник 17

10 сентября. С утра шел сухой колючий снег. Температура воздуха в 7 вечера была 0,80, а  воды 4,90. Потом погода немного  улучшилась, и даже появилось солнце.

Вышли в 820. На пути встретили два переката, пришлось лезть в воду и тащить плот. На плоту очень холодно и мерзнуть ноги. Прыгаем, пляшем и это в двух шерстяных носках с портянками. Где-то в два встали на траверзе Хейги_Яхи. У того берега гудят катера, тащат баржу в Хйгу. Там фарватер и там постоянно трещат моторки. Кругом стреляют. Мы приметили стайку уток в курейке и я направился туда. Подкрался и благополучно угрохал  четырех крохалей. Ужин получится на славу. И завтра будет хорошо.

Последний переход до 107. Может завтра дойдем. Если нет, то остановимся где-нибудь на ночлег и поутру прибудем на 107.

Помыться бы в бане. Два месяца не мылись.

11 сентября. Многотрудный наш путь пройден.  Сегодня в 5 часов вечера подошли к 107. Дул довольно свежий северный ветер, и поэтому шли медленно. Ночью было холодно и выпал ней. Я ходил на охоту, песок  смерзся, и листва шуршала как жестяная.

Апполона оказывается, нет, он в отпуске до октября. За себя он оставил некоего Лешку. Я с ним  договорился, и тот впустил нас в Апполонову пристройку. Комната - «мастерская»; на стенах  картины Апполона, верстак, стеллажи с журналами и книгами. Правда, того и другого немного. В комнате, какой то неприятный запах. Мне  со свежего воздуха  крепко шибанул в нос. Затащили  все вещи, взяли ключ и отправились ужинать  в столовую.

Все странно как-то. В столовой нас узнала кассирша; она  некоторое время шла по берегу, когда мы подходили к  107.

-Это вы плыли на катере? - спросила она.

- На каком катере?

-Ну, на таком, где весла,- и машет руками, показывая, как мы обычно гребем веслами на плоту.

-Да, это были  мы.

-А откуда вы плывете?

- С самого начала.

-А это где?

-Ну откуда Надым начинается.

-Так это вы из Обской губы плывете, -  догадалась кассирша.

А когда таскали вещи с плота на берег,  подошел парень.

-Откуда?-  спрашивает.

Я говорю - с начала Надыма.

-Сколько шли?

-Сорок  шесть дней.

-В отпуске?

- Какой отпуск, отвечаю, - работа такая.

Конечно, ответ получился довольно пафосным, но по сути верным.

Сплав по р. Надым. 1972 год. Экспедиционный дневник 16

6 сентября. Желтеют и опадают листья у берез и хвоя у лиственниц. В 7 вечера уже темнеет, и вечером ужинаем со свечкой. Ветер по прежнему  сильный восточный. Утром поставили кое - как сети. Вечером попало всего 4 щучки. Днем ходил я с ружьишком по острову.  Остров красивый. Мох то мягкий с перезревшей морошкой, то жесткий, какого то дымчатого оттенка. Березовые рощицы перемежаются с кедрами и лиственницами.  Вдоль острова идет высокий песчаный гребень. Много озерушек узких и длинных. Ветер качает верхушки деревьев, а вода в озерках изумительно спокойная. Черная как лак она отражает желтеющие березки, мрачноватые кедры. На воде желтые хвоинки и желтые листья.

Не смотря на красоту, остров мертвый. Дичи нет; ни уток, ни глухарей, ни рябчиков. Кричат кедровки, да постукивает по гнилушкам какая то птаха.

Сейчас хлеб не печем, а стряпаем лепешки. Времени тратиться гораздо меньше. Из 1,5 кружек муки выходит 3-4 лепешки.

7 сентября. Всю ночь и весь день шел дождь. Погода, однако, капитально испортилась. Сегодня к нам заехал лесничий с двумя мужиками. Они на двух лодках с «Вихрями» искали р. Танлову, но так и не нашли. Интересовались  пеляжьими озерами. Попили чаю,  оставили нам  пять булок белого хлеба, две пачки рафинада, немного сливочного масла и макарон. Вот житуха пошла, Надым уже здорово  заселен; говорят, что на траверзе  Правой Хетты уже поселок стоит. Живут подводники. И магазин есть. В Левой Хетте рыбы нет - одна щука. За день поймали пять штук. Завтра идем на Правую Хетту.

Лесничий сказал, что Апполон должен уже вернуться из отпуска. Сломал, мешая тесто,  ложку. Сделал из ольхи подобие -  «Надымский сувенир». Пробовал  ловить гольянов на крючок. Не клюют.

8 сентября. Вышли около 10 утра. Дул сильный северный ветер, но дождя не было. Шли очень медленно, так как ветер встречный. Пройдя часа три увидели впереди горы песка и два земснаряда, а слева к берегу подходила широкая просека. Здесь через Надым будет проходить газопровод.  Напротив Правой Хетты  несколько домиков  и цистерн с ГСМ. Ходят по берегу машины, по реке – катера. Очень оживленная картина, особенно если вспомнить, что три года назад здесь ничего не было,  и Володя Робинзон скрывался в этом районе от правосудия.

Немного о Володе Робинзоне. Когда мы были на 107 в 1970 г. и встречались  с Апполоном,  он рассказал нам  эту историю. В клубе на танцах Володя (фамилию не знаю) подрался с кем-то. Ему присудили 1 год тюрьмы. Он  сбежал на Правую Хетту, построил там  балаган, в котором  и  жил. Несколько раз менты  приезжали на  катере и прилетали на вертолете, но Володя, услышав шум мотора, уходил в тайгу. Так и оставили его в покое.  Мы, в том году, поднявшись до  Правой Хетты, встречались с ним, передали продукты от Апполона. Встретил он нас на берегу, босиком, в рваной рубашке  и  рваных брюках. Было похоже, что  он немного тронулся, возможно от одиночества.  Потом я слышал,  что за давностью срока  его простили, и он вернулся в цивилизацию.

Надым широк, справа берег относительно крутой, левый  расплескался  широченными песками, островами и несколькими протоками. Из растительности лиственница, кедр, ель, береза, ольха.

Поставили три сетки в курье, где мы стояли в  1970 году. Сейчас очень высокая вода (наше счастье) и площадку, где стояла палатка, не видно. Завтрашний день побудем еще здесь, а затем двинем на 107. Сделаем кратковременную остановку на Хейге-Яхе, а так будем останавливаться лишь на ночлег.

Решил смастерить наплава из сухой ели. Коротенькие полешки расколол пополам, выскреб середку по тетиву, а затем стянул изолентой.

9 сентября. Весь день шел то дождь, то снег, но ветра не было. Утром проверил сети, попала щука, плотва, елец и пелядь, более килограмма с вполне развитыми гонадами. В обед в курью заехала моторка парни начали палить что зря. Мы решили идти на Хейгу-Яху.

В три часа вышли и в 730 вечера прибились к берегу. За четыре с половиной часа прошли около 10 км. До Хейги осталось столько же. Ниже Ты-Яхи громадные протоки: от нескольких километров до 60 км (Нерюсовей) и 150 км – (Хамби-Яха).

Сплав по р. Надым. 1972 год. Экспедиционный дневник 15

1 сентября. Утром был иней. Вставать просто мука. Холодища. Проснешься рано, а потом лежишь до тех пор, пока нужда  не выгонит из спальника. Съели утром двух уток, убиенных Володей вчера.  В обед пришлось варить щуку. Даже щуки стало попадаться мало. Появилось опасение, что дальше поедем голодом. Сняли сети; попало три  щуки,  пяток плотвичек, да язь. В желудке одной был целехонький сиг. Володя сделал особую сеть. Сеть стянул поперечными прожилинами до 60 см высоты. Для грузил сшил мешочки и насыпал в них песку. Такие сети ставят на стреже, чтобы ее не забивало мусором для лова  донной рыбы, и называются они «чердаком». Может, поймаем

Погода терпимая, ветер северо-западный. Днем был  дождь, а сейчас тихо и холодно. Завтра снова в путь на Левую Хетту.

2 сентября. Вышли в 8-15, а пришвартовались в 19-30, т.е. были в пути более 11 часов. За это время прошли около 20 км. Был сильный  северо-западный ветер; небо в кучевых облаках на ярко-синем небе. Зелень островов, желтизна песков, все это создает неповторимую картину.  В одной танловской протоке встретили лося и лосиху. Я выстрелил два раза в лосиху, и трудно сказать попал или промазал, хотя были  рядом; зверь огромный, и надо  попасть в убойное место, чтобы его свалить на месте. Затем еще видели оленя, но далеко. Дичи нет, едим рыбу. Кончается мука.

Шли, в общем, нормально, перекатов почти нет. В чердак попала щука и хороший язь.

4 сентября. Прошло два дня, событий в два раза больше обычного. Но по порядку. 3-го  шли мы в общем нормально. Однажды зашли  в небольшую проточку; я вышел на берег и пошел вдоль него. Иду это я и слышу какое то жевание в кустах. Прислушался, точно кто-то похрустывая жует  ветки. Лось!! Я за ружьем. Пришли мы с Володей к этому месту. Хрустит. Стали мы совещаться, как бы к лосю подобраться. Вроде бы и близко, а из-за  кустов ничего не видно. Потоптались, потоптались на месте, наступили на какую то ветку; как дернет – только кусты зашумели. Мы за ним. Я сразу же отстал, где мне за лосями бегать, а Володя побежал. Слышу выстрел. Подхожу, Володя стоит на берегу, потом закинул ружье за плечо и направился ко мне. Лось переплывал протоку и Володя подбежал в то время, когда тот начал выбираться на противоположный берег. Расстояние 150-200 м. Из дробовика стрелять бесполезно. Но Володя выстрелил, так для острастки, что бы лось не ходил где попало.

Плывем мы дальше и видим на следующем большом острове палатку, антенну и, вообще, видим обжитое место. Мы плот на якорь и в гости. Это стояли геофизики из ВсеГИНГЕО. Два начальника: Морозов Валентин и Иванов Саша. Рабочие  где-то работали, а начальники отдыхали,  охотились, ремонтировали подвесные моторы, спали, жарили дичь и оладьи. Мы с ними расслабились, немного выпили спирта, все-таки первые люди почти  за 1,5 месяца.  Они нам дали муки около 10 кг, гречки, луку, кофе, морковки, и пуль. Мы у них заночевали и сегодня, т.е. 4-го сентября в 11-30 вышли в дальнейший путь до фактории Танловой.

Путь этот был трудным.  Кончилось влияние реки Танловой;  Надым вновь растекся по руслу; начались перекаты. Перекаты во всю реку. Спрыгиваешь с плота, хватаешь лямку, специально приготовленную для этого, и начинаешь тянуть как бурлак.

В 17-00  добрались до фактории Танловой. Фактория  - это звучит громко. Стоит один разоренный дом, с обвалившейся печкой и наполовину растасканной шиферной крышей.

Немного ниже на яру лагерь геофизиков. Когда мы проплавали мимо, выяснилось,  что Апполон уехал в отпуск в Ленинград. У него обнаружилась племянница.  Нам придется искать крышу.

5сентября.  Мы на Левой Хетте. Итак, до 107 км осталось менее 50 км. Это пустяки. Сегодня вышли из Танловой в  11 утра. Ветер был попутный и, кстати, очень сильный. Надым снова заперекатился. Пришлось не раз тащить плот волоком. Вблизи Хетты, чтобы не прозевать ее устье начали прибиваться к левому бегу. Пришлось, даже против течения  кое-где тащить плот. Прибились к  одной прогалине в стене леса, оказалось  не устье; надо идти дальше. Основное течение осталось далеко вправо, а вокруг нас одни мели, пришлось вправо тащить плот на себе. Так и таскали плот с одного берега Надыма на другой, а Надым уже не узок, ох не узок. Наконец, подтащились к какому притоку; мощная река, по всем статьям  Хетта, однако  по карте должно быть в ее устье несколько островов, а их нет. Еще обнаружилось несколько неувязок. Поставили мы плот на якорь на косу (кстати, потом кое -  как оттуда стащили) и на лодке пошли к берегу. Дикая волна, течение крутит. Ходили по берегу. Вроде некоторые приметы нашего прошлого пребывания нашли и решили, что  это Левая Хетта. С Надыма затащили плот в Хетту под укрытие островка. Жрать охота. Сварили утку, убиенную по дороге. Маленько выпили, съели утку, выпили по кружечке черного кофе. Хорошо. За стенками палатки ветер и холод, а в палатке музыка и относительно тепло.

Сплав по р. Надым. 1972 год. Экспедиционный дневник Фото

Сплав по р. Надым. 1972 год. Экспедиционный дневник Фото Надым, Сплав, Плот

строительство плота

Наш плот – чудо инженерной мысли

Сплав по р. Надым. 1972 год. Экспедиционный дневник 15

17 августа. С утра шел мелкий, нудный  дождь; в полдень  заметно похолодало и повалил снег. Снег шел часа 2-3, а затем снова дождь. Не смотря на  гнусную погоду продолжаем строить плот. Сегодня соорудили нижнюю часть, начали монтаж верха.  Промокли, продрогли капитально. Все мокро, палатка течет, спальники и резиновые матрасы мокрые. Костер разводится с трудом. Сейчас лежу в спальнике в трико, свитере и в шерстяных носках. Холодно.  Моросит дождь, и за шиворот падают капли, и на спальник тоже капают. Как язычник молю богов о ниспослании солнца. В такую погоду можно повесится. Но отчаиваться некогда, нужно работать. Обычно подобная погода на Надыме стоит неделю. Прошло всего два дня, значит, дней  пять будет эта мразь.

18 августа. Весь день дождь идет. В палатке все мокро, накапливается вода на полу. Отогнешь полик, дашь ей вытечь, а она снова тут же накапливается. Между валиками матраса тоже вода, матрас намок, ружье сбоку лежит в луже. Сегодня из-за дождей в реке здорово поднялась вода (на 10-15 см). Это нам на руку, легче столкнуть готовый плот на воду.

Сегодня в основном плот готов.

20 августа. Доделываем  плот; выстругали огромные весла, на нос и корму. Их назначение только рулить, грести ими нельзя. Ночью выяснило и все, что было мокрое,  замерзло. Земля покрылась тонкой корочкой льда. Палуба плота тоже. Володя поскользнулся  и свалился с плота. Благо, что  плот стоит на мелководье,  но, тем не менее,  бок он себе вымочил. А если учесть, что температура близка к нулю, то  ощущения не очень приятные.

22 августа. Снова мелкий дождь.  Дождь как туман -  «пыдю». Все мокро. Улов традиционный: несколько небольших щучек, плотва, да окуни. Дичь вся спряталась. Холодно и голодно. Где-то люди живут в теплых квартирах, могут, придя с улицы переодеться во все сухое, поесть горячего наваристого борща. Мы лишены всего этого.

25 августа  столкнули плот с островка.  Нет худа без добра, уровень реки поднялся, и плот сравнительно легко сошел в реку. Все дни  шел то мелкий дождь, то снег. Холодно. Дичи нет.

Было несколько перекатов, приходилось тащить плот на себе.  Я, когда тащил плот, оступился и упал в воду. Весь вымок, набрал воды  в рыбацкие сапоги. Обсохнуть негде. Вылил воду из сапог, надел запасные шерстяные носки и вновь впрягся в лямку.

26 августа. Погода  немного смилостивилась, дождь перестал. Хотя пасмурно, но сравнительно тепло и дует южный  попутный ветерок, подталкивая наш плот.

27 августа вышли  в  830  утра, а  в полдень  подошли к Танловой.  Она очень хитро впадает в Надым  несколькими  рукавами, которые впадают собственно не в Надым, а в  одну из его проток. Недалеко от устья одного из рукавов нашли хорошую курью.  Там мы и поставили  четыре сетки.

30 августа.  Вчера нам немного повезло; в сетку, кроме обычной  рыбы  попал  чир весом около 2 кг. Теперь можно не устраивать лагерь на берегу, плот достаточно вместительный, места много. Только  для варки пищи необходимо разводить костер на берегу.

Вечером устроили небольшой сабантуй. Сделали яичницу, пожарили оладышек. В честь «великой» реки выпила спирта, закусив малосольным чиром, потом попили чайку.

Много островов, сосен нет вовсе, берега низкие (1-1,5 м). Дрейфуем  уже больше месяца. Плот великолепен.

31 августа. Обживаем Танлово. Сегодня кончился наш великий пост, который длился три недели. Я убил крохаля и уже начал варить суп, как приехал Володя (он ездил брать пробы)  привез еще парочку крохалей.  Утятину мы ели как дикие люди, рвали мясо зубами, чавкали и рыгали. Жирные руки вытирали о штаны. В Танлово из рыб щука,  да плотва. Утром попало  пять щук,  и  одна плотва; вечером  9 щук и 5 плотвичек.

Мы живем в затишке, образованном дугой острова. Никакие ветры до нас не доходят. Тишь да гладь. Погода отличная и настроение тоже.

Сплав по р. Надым. 1972 год. Экспедиционный дневник 14

12 августа. Поставили палатку на траверзе Сими - Егана. Добирались до него  15 часов, а расстояние где-то 40 км. Надым уже широченная река-до 100 м.  На нашем пути появились перекаты. Сегодня дважды застревали на середине реки. Приходилось  одевать резиновые сапоги (мы едем в кирзовых), лезть в воду  и брать плот на буксир. Весь день стояла духота, а плыть приходится в  штанах, под которыми еще и трико. Иначе в сапоги набивается мошка и грызет ноги. Сегодня шуганули лося. Его не видели, но, громко разговаривая, услышали, как  захлюпала вода под его  копытами. Он был на островке тальниковом. Было пять дробовых зарядов, все расстреляли по уткам, а не добыли не одной. Обсыплет ее дробью, она отряхнется и плывет дальше.

Сими-Еган впадает в Надым четырьмя  протоками. По берегам лиственничный лес.  Мы разбили свой лагерь на левом берегу Надыма, а наша строительная площадка будет на противоположном берегу. Здесь мы  нашли небольшой плоский песчаный островок, вокруг которого достаточно глубоко. Ведь  построив плот, его нужно дотолкать до воды.  Постоим здесь 4-5 дней, пока не построим капитальный плот.

Днем наша «Спидола» отказывается что-либо ловить.

13 августа. Поставили 4 сети; две в Сими-Егане и две в Надыме. Сразу же поймали 12 окуней, 7 плотвичек, 5 ельцов, 1 язя.  Рыбы здесь все-таки побольше, чем в верховьях.  Сегодня комары показали, на что они способны. Весь день стояла духота, мы зарядили  патроны, взяли все необходимое  отправились ставить сети. Я свою «Детту»  забыл, а у Володи было на донышке. Мы эту «Детту» моментально использовали, ну а потом комар дал нам жару. До сих пор все лицо горит. Сетку ставишь, а комары кровушку твою пьют, и не знаешь то ли сеть  ставить, то ли  бросить все и бежать в лагерь за «Деттой».

Уток нет, лосей и подавно, питаемся гречкой и ухой, которую  сварили из пойманной рыбы.

14 августа, 15-30. Володя уехал брать пробы, а я  делал анализ выловленной рыбы. Наказал Володе  убить лося или на крайний случай медведя. Едим рыбу  гречку. Хочется мяса. Сейчас почищу ружье, потом  пойду, свалю несколько «сушин» для плота. Погода пока хорошая, легкий ветерок, нежарко и гнуса меньше.

Хлеб у нас получается тяжеловатый; не поймешь, то ли сырой, то ли такой  должен быть. Володя печет хлеб в банке из под сухих сливок. Хочу испечь кекс.

Весь день занимался хозяйством; варил уху, пек кекс (получился на славу). Срубил две сушины для плота.  Сейчас необходимо заготовить весь необходимый  материал. Где мы стоим ни живой души; одни кедровки  летают, да  их мало. Нужно скорей  перебираться к утиным местам. Как мы подсчитали до Танловой 180 км, а это на  15  дней, с работой конечно. Сейчас 10 часов вечера, а уже темно и мы в спальниках. Черкашин читает «Вокруг света», а я пишу. Играет музыка. Уютно.

15 августа, вечер. Надвигается гроза.  Ночью лил дождь, днем было жарко.  Вырубили четыре бревна по 6 м – основа нового плота. В лесу гнус, невозможно работать. Лезет во все отверстия. У меня почти все разъедено мошкой. Как она ухитряется пролезть; все вроде плотно сидит. Носим под брюками трико. На ногах носки, портянки, тем не менее  умудряются залезть под резинку трусов.

Прикормили рыбой халеев. Сейчас вокруг лагеря  летает 4-5 шт. этих красивых, белых птиц. Часто думаю о доме, о семье. Как он там,  мои женщины. Еще  больше месяца жить в неведении. Это довольно тяжело.

16 августа. Весь день ворочали бревна, готовили базу для нового плота. Спилили четыре здоровенных сушины для основы и  шестнадцать  покороче на поперечины. Затем подтаскивали все это  к реке и перевозили на островок, где оборудовали строительную площадку. Возили сначала в лодке, но это неудобно; можно перевернуться или сломать лодку. Начали связывать их по две-три и тянуть на буксире. Так оказалось лучше. Весь день  сеял мелкий дождь – «пыдю» по ненецки. Закончили в  8 вечера.

Длина нашего плота будет  6 м, ширина – 3 м. На  нем установим настил, а на настил поставим палатку.

На нашем песке жили люди, вероятно топографы. Видны следы порубок, колья от палаток. Я нашел две банки от консервов, которые употребил для грузил.

Сплав по р. Надым. 1972 год. Экспедиционный дневник. Фото

Сплав по р. Надым. 1972 год. Экспедиционный дневник. Фото Надым, Оладьи, Фотография