FiscalRule

На Пикабу
поставил 370 плюсов и 1 минус
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
10 лет на Пикабу
5572 рейтинг 4 подписчика 3 подписки 24 поста 3 в горячем

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ ЖДЕТ ПИК УКРЕПЛЕНИЯ РУБЛЯ К ИЮНЮ 2024Г ДО 87,5 РУБ./$

🔹Согласно макропрогнозу по итогам 2023 года сальдо счёта текущих операций составит около 74,4 млрд долл. США или 3,9% ВВП.

🔹По итогам первых 8 месяцев 2023 года официальный курс доллара США к рублю возрос на 36,4%, курс евро к рублю – на 38,1%, курс юаня к рублю – на 32,7%. Основное влияние оказало сокращение поступления валюты при сокращении экспорта, а также высокий спрос на валюту на фоне растущего импорта, сделок по выкупу бизнеса нерезидентов, а изменение структуры внешнеторговых платежей.

🔹К концу 2023 года давление на торговый баланс и курс рубля со стороны внешней торговли будет постепенно ослабевать. С июня наметился разворот конъюнктуры мировых товарно-сырьевых рынков – рост цен на нефть и ряд других экспортных товаров.

🔹В свою очередь, увеличение притока иностранной валюты по счету текущих операций, наряду с продолжающейся диверсификацией его валютной структуры будут способствовать укреплению курса рубля в конце 2023 года – первой половине 2024 года. С середины 2024 года курс российской валюты к доллару США стабилизируется в диапазоне 90–92 рублей за долл. США.

Подробнее

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ ЖДЕТ ПИК УКРЕПЛЕНИЯ РУБЛЯ К ИЮНЮ 2024Г ДО 87,5 РУБ./$ Экономика, Рубль, Политика, Текст
Показать полностью 1

ДО КОНЦА ГОДА МИНФИН ПОТРАТИТ 2 900 МЛРД РУБЛЕЙ ИЗ ФНБ

В январе-июле фактические поступления нефтегазовых доходов оказались ниже базовых, что привело к выпадающим нефтегазовым доходам.
Для их компенсации были использованы средства ФНБ, которые в объеме 559 млрд рублей были направлены на финансирование дефицита федерального бюджета.

Начиная с августа из-за ослабления рубля поступления нефтегазовых доходов стали выше базовых, что сформировало дополнительные нефтегазовые доходы, которые пополняют ФНБ через специальный валютный счет.

По оценке Минфина, по итогам года объем нефтегазовых доходов составит 8 863,5 млрд, что выше годового уровня базовых нефтегазовых доходов (8 000 млрд) на 863,5 млрд - эти деньги должны были поступить в ФНБ в 2024 году.

При этом, исходя из материалов к законопроекту, часть дополнительных нефтегазовых доходов в объеме 529,7 млрд будет зачислена в ФНБ уже в этом году. Вторая часть в объеме 333,8 млрд в 2024 году (всего 863,5 млрд).

В это же время, за октябрь-декабрь из ФНБ будет выделено 2 900 млрд в целях финансирования дефицита (в Законе на текущий год расходы по бюджетному правилу были увеличены на 2 900 млрд в рамках "переходного периода", из которых 1000 млрд законодательство позволяет профинансировать за счет займов, но в законопроекте учтен пониженный уровень займов).

Напоминаем, что ЦБ сообщал, что не будет транслировать операции по покупке валюты на валютный рынок.
О зеркалировании операций Минфина по продаже валюты в объеме 2 900 млрд пока не сообщалось. Подробнее про зеркалирование ЦБ операций Минфина: здесь.

Показать полностью

Основные параметры базового прогноза социально-экономического развития

Основные параметры базового прогноза социально-экономического развития Политика, Экономика, Прогноз, Бюджет

Основные параметры базового прогноза СЭР

🔹Базовый сценарий не предполагает значимого изменения геополитических условий до конца прогнозного горизонта: введенные внешние ограничения сохранятся на протяжении всего рассматриваемого периода.

🔹По мере трансформации мирового энергетического рынка в дальнейшем ожидается рост цен на нефть до ~71,3 $/барр. в 2024 году, нефтяные котировки останутся выше уровня 2021 года (66,6 $/барр.) на среднесрочном горизонте.

🔹Курс рубля будет определяться преимущественно динамикой платежного баланса. По итогам 2023 года прогнозируется его плавное укрепление до уровня 94,3 рублей за доллар США (связанное преимущественно с восстановлением динамики импорта). В 2024-2026 годах курсовая динамика сложится на уровне 90-92 рублей за доллар США.

🔹Сокращение ВВП оказалось более сдержанным, чем предполагал масштаб внешнего шока (-2,1% в 2022 году), а восстановление экономической активности идет более динамичными, чем прогнозировалось ранее, темпами. Учитывая более интенсивный процесс адаптации деловой активности к новым условиям, ожидается, что шоки спроса и предложения будут абсорбированы уже в 2023 году (преимущественно за счет восстановления внутреннего спроса, в том числе в условиях реализации программ импортозамещения, а именно наращивания производства отечественных товаров и услуг) и экономика вернется к росту на уровне +2,8%. В 2024 году восстановительный рост ВВП продолжится, составив +2,3%, сохранившись примерно на этом уровне до 2026 года.

Показать полностью

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ РАСТУТ НА 3,7 ТРЛН ИЛИ НА 19% ЗА СЧЕТ НОВЫХ НАЛОГОВ, ЗАНАЧЕК И ПРОГНОЗА СЭР

Из уже принятого:

🔹+0,60 трлн рублей в 2024 году к 2023 году (в 2023 г. поступит 151 млрд) дадут "курсовые" пошлины на экспортные товары по согласованной номенклатуре с 1 октября 2023 года до конца 2024 года (Мишустин уже подписал постановление);

🔹+0,2 трлн рублей доходы от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов;

"Бюджетные заначки":

🔹+0,8 трлн рублей в виде поступления межбюджетных трансфертов, передаваемых федеральному бюджету из бюджетов Социального фонда в связи с окончанием действия предоставленных в 2022 году отсрочек по страховым взносам;

🔹+0,85 трлн рублей за счет разового поступления по прочим неналоговым доходам (средства Единого налогового счета);

За счет улучшения прогноза СЭР:

🔹+0,77 трлн рублей за счет увеличения поступлений внутреннего НДС из-за роста номинального объема ВВП, изменения структуры налогооблагаемой базы при росте сумм налоговых вычетов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, а также увеличения собираемости;

🔹+0,27 трлн рублей за счет увеличения поступлений ввозного НДС из-за роста объемов импорта, при положительном влиянии обменного курса и изменении структуры облагаемого импорта, а также увеличения собираемости.

Всего ненефтегазовые доходы вырастут на 3,7 трлн рублей с 19,8 трлн в 2023 году до 23,5 трлн в 2024 году.

ПАРАМЕТРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2024-2026 ГГ

Опубликовали параметры федерального бюджета на 2024-2026 гг.

ПАРАМЕТРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2024-2026 ГГ Политика, Экономика, Бюджет

Закрытая часть растет на 63%

Доходы составят более 35 трлн рублей, что на 22% больше, чем в 2023 году.

🔹Нефтегазовые доходы вырастут на 30% в следующем году и составят 11,5 трлн (причины: ослабление рубля, сокращение дисконтов Urals к Brent)

🔹Ненефтегазовые доходы вырастут на 19% и составят 23,5 трлн (причины: отсрочки выплат по страховым взносам, разовые поступления неналоговых доходов, пошлины, рыбные аукционы, оптимистичный прогноз СЭР)

Расходы составят 36,6 трлн рублей, что на 16% больше, чем в 2023 году.

🔹Открытая часть расходов вырастет всего на 2%

🔹Закрытая часть - рост на 63%.

Федеральный бюджет будет дефицитным.

🔹Дефицит составит в 2024 – 1,6 трлн рублей, 2025 – 0,8 трлн руб., 2026 – 1,5 трлн рублей.

🔹Дефицит сократится вдвое - до 0,9% ВВП в 2024 году с 1,8% в этом году.

Показать полностью

АУКЦИОНЫ МИНФИНА ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ОФЗ

На аукционах 20 сентября 2023 г. Минфин разместил два выпуска с постоянным доходом с погашением в 2041 и 2032 годах на 9 и 8 млрд рублей под средневзвешенную доходность 11,83% и 11,89% годовых соответственно, совокупно на 17 млрд рублей.

Плановый объем размещения ОФЗ в III квартале 2023 г. – 1 трлн рублей или 77 млрд руб. за один аукционный день. За 12 аукционных дней в июле-сентябре объем размещения составил 700 млрд рублей или 58 млрд рублей в среднем за один аукционный день – выполнение плана II кв. 76%.

На данный момент в бюджет поступило около 2 трлн или 57% от годового плана в 3,5 трлн (с учетом решения Правительства об увеличении программы займов на 1 трлн рублей).

Коммерческие банки по-прежнему проявляют слабый интерес к ОФЗ-ПД на аукционах ввиду внутренних ограничений по процентному риску. Минфин на данный момент не имеет потребности в ликвидности (она появится ближе к декабрю), поэтому все также пытается размещать бумаги с постоянным купоном, несмотря на 12% годовую доходность.

(с) Бюджет без правил

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВИЛО БУДЕТ СКОРРЕКТИРОВАНО

11 сентября Орешкин допустил профицит бюджета в 2024 году, а также добавил, что это стало возможно после "очень серьезной работы по балансировке бюджета на ближайшую трехлетку".
14 сентября Мишустин поручил учесть в бюджете выполнение поручений Путина по итогам ВЭФ.

Вопрос № 1:
1. Как мог возникнуть профицит (доходы больше расходов) в условиях больших расходов на СВО?

Причина в низких объемах "базовых" нефтегазовых доходах.

Бюджетное правило определяет предельный объем расходов как суммы:
🔹Базовые нефтегазовые доходы - фиксировано 8 трлн (далее - "базовые")
🔹Ненефтегазовые доходы - около 20 трлн (по нашей оценке, 125% к прошлому году, как на 1 сентября г/г)
🔹Обслуживание долга - около 2 трлн
🔹Сальдо бюджетных и межгосударственных кредитов - около (-)0,6 трлн
🔹Прибавка переходного периода (только в 2024 году) - 1,6 трлн

Чтобы выйти на профицит
надо, чтобы разница между нефтегазовыми и "базовыми" была выше суммы обслуживания долга (2), кредитов (-0,6) и прибавки переходного периода (1,6), то есть выше 3 трлн рублей. Это дополнительные нефтегазовые доходы - они пополнят ФНБ.
То есть, все нефтегазовые доходы должны быть на уровне прошлого года - 11,5 трлн (+3,5 к "базовым").

Таким образом, наша оценка на 2024 год:
🔹Доходы - 31,5 трлн (8+3,5+20)
🔹Расходы - 31 трлн (8+20+2-0,6+1,6)
🔹Профицит - 0,5 трлн

Вопрос №2.
Как выполнить поручение Путина, если бюджет уже сбалансирован в условиях действия бюджетного правила?

Первый вариант - это завысить макропараметры прогноза, на которых строится бюджет. Но это уже было сделано до появления новых поручений.
Второй вариант - поменять бюджетное правило.

В 2022 году базовый объем нефтегазовых доходов было решено зафиксировать в объеме 8 трлн в год, поскольку снизилась предсказуемость как цен Urals, так и объемов добычи и экспорта российских энергоресурсов.
Как следовало из оценок Минфина, около 8 трлн руб. бюджет получает при ценах на Urals в диапазоне $60–75 за баррель, объеме нефтедобычи 9–10 млн барр./день, курсе рубля на уровне 65-75 $/рубль.

В прогнозе на 2024 год только один курс на 20% выше (90,1 $/рубль), чем было заложено в 8 трлн. Нефть также выше, но тут вопрос заложенных дисконтов к Urals.

Таким образом, повышая "базовый" объем нефтегазовых доходов хотя бы на 10-20% (с 8 до 9-9,5 трлн) мы сокращаем дополнительные нефтегазовые доходы (ФНБ пополняем меньше), делаем бюджет чуть дефицитным и финансируем необходимые поручения.

(с) Бюджет без правил

Показать полностью

УТОПИЧНЫЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Минэкономразвития через СМИ публикует данные прогноза социально-экономического развития РФ (прогноз СЭР).

Федеральные ведомства и ЦБ в своих прогнозах грешат взглядом в будущее через "зеркало заднего вида".

Такие прогнозы никогда не сбываются, но служат хорошим сигналом для аналитиков.

Больше всего нас интересует три показателя в 2023 году:

🔹Курс доллара - 85,2

🔹Нефть Brent - 83,5 $ за баррель

🔹ВВП - 166 трлн рублей

В этом прогнозе видно, что МЭР пытался максимизировать показатели СЭР (курс доллара и цена нефти), которые служат основой для оценок нефтегазовых доходов федерального бюджета.

С начала года средний курс доллара 82,2. Среднее с начала сентября 97,2 (при этом мы помним о продажах валюты ЦБ и о продажах валюты по бюджетному правилу).

Если протянуть 97,2 до конца года, то средний курс выйдет 85,1 - прогноз МЭР 85,2.

p.s. мы согласны со словами Орешкина об укреплении курса рубля до конца года, а Правительство в лице МЭР видимо нет.

При этом цена на нефть, которая через поступление бОльшего объема экспортных доходов должна укреплять курс рубля, тоже взята по верхней границе.

С начала года цена на нефть Brent 84,2. Среднее с начала сентября 91,4.

Если протянуть 91,4 до конца года, то средняя цена на нефть 84,2 - прогноз МЭР 83,5.

Дополняет картину ВВП, который вырос с 146 трлн (в Законе о бюджете) до 166 трлн или на 13,5% (Это все номинальный рост, реальный за 7 месяцев около 2%)

Орешкин и Силуанов уверенно дают оценки дефицита бюджета в текущем году в 2% ВВП, заявляя о сохранении бюджетной и экономической стабильности.

Только умалчивают, что это не те 2%, что были в Законе о бюджете, а благодаря новому прогнозу это уже на 13,5% выше. То есть дефицит будет не 2,9 трлн, а 3,3 трлн рублей.

Это немного, но важно отметить, так как показатель дефицита бюджета является индикатором бюджетной устойчивости и понимание влияющих на него факторов позволяет объективнее смотреть на состояние отечественной экономики.

Вывод: основные макроэкономические показатели в прогнозе взяты по верхней планке, что нужно для сбалансированности бюджета при росте расходов на СВО.

При возникновении негативных тенденций в мировой экономике и снижении цены на нефть потребуется бюджетная консолидация, секвестр расходов или распаковка средств ФНБ, если они будут накоплены в достаточном размере к этому моменту.

(с) Бюджет без правил

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!