11 сентября Орешкин допустил профицит бюджета в 2024 году, а также добавил, что это стало возможно после "очень серьезной работы по балансировке бюджета на ближайшую трехлетку".
14 сентября Мишустин поручил учесть в бюджете выполнение поручений Путина по итогам ВЭФ.
Вопрос № 1:
1. Как мог возникнуть профицит (доходы больше расходов) в условиях больших расходов на СВО?
Причина в низких объемах "базовых" нефтегазовых доходах.
Бюджетное правило определяет предельный объем расходов как суммы:
🔹Базовые нефтегазовые доходы - фиксировано 8 трлн (далее - "базовые")
🔹Ненефтегазовые доходы - около 20 трлн (по нашей оценке, 125% к прошлому году, как на 1 сентября г/г)
🔹Обслуживание долга - около 2 трлн
🔹Сальдо бюджетных и межгосударственных кредитов - около (-)0,6 трлн
🔹Прибавка переходного периода (только в 2024 году) - 1,6 трлн
Чтобы выйти на профицит надо, чтобы разница между нефтегазовыми и "базовыми" была выше суммы обслуживания долга (2), кредитов (-0,6) и прибавки переходного периода (1,6), то есть выше 3 трлн рублей. Это дополнительные нефтегазовые доходы - они пополнят ФНБ.
То есть, все нефтегазовые доходы должны быть на уровне прошлого года - 11,5 трлн (+3,5 к "базовым").
Таким образом, наша оценка на 2024 год:
🔹Доходы - 31,5 трлн (8+3,5+20)
🔹Расходы - 31 трлн (8+20+2-0,6+1,6)
🔹Профицит - 0,5 трлн
Вопрос №2.
Как выполнить поручение Путина, если бюджет уже сбалансирован в условиях действия бюджетного правила?
Первый вариант - это завысить макропараметры прогноза, на которых строится бюджет. Но это уже было сделано до появления новых поручений.
Второй вариант - поменять бюджетное правило.
В 2022 году базовый объем нефтегазовых доходов было решено зафиксировать в объеме 8 трлн в год, поскольку снизилась предсказуемость как цен Urals, так и объемов добычи и экспорта российских энергоресурсов.
Как следовало из оценок Минфина, около 8 трлн руб. бюджет получает при ценах на Urals в диапазоне $60–75 за баррель, объеме нефтедобычи 9–10 млн барр./день, курсе рубля на уровне 65-75 $/рубль.
В прогнозе на 2024 год только один курс на 20% выше (90,1 $/рубль), чем было заложено в 8 трлн. Нефть также выше, но тут вопрос заложенных дисконтов к Urals.
Таким образом, повышая "базовый" объем нефтегазовых доходов хотя бы на 10-20% (с 8 до 9-9,5 трлн) мы сокращаем дополнительные нефтегазовые доходы (ФНБ пополняем меньше), делаем бюджет чуть дефицитным и финансируем необходимые поручения.