Chelodushelyub

Chelodushelyub

Пикабушник
поставил 594 плюса и 37 минусов
отредактировал 3 поста
проголосовал за 17 редактирований
Награды:
Спаситель колонии 5 лет на ПикабуС Днем рождения, Пикабу!За помощь Лампочгуку
36К рейтинг 4 подписчика 37 подписок 11 постов 0 в горячем

Изобразительная задача в шахматах

Доброго времени всем)


Сегодня поговорим о таком виде в шахматном творчестве как изобразительная задача, ну и разумеется будет пример(ы))) Изобразительная задача (этюд) - это задача, в которой расположение фигур на доске в начальной позиции или в финале решения (иногда в обеих позициях сразу) изображает буквы, цифры, рисунки (фигуры), различные предметы и т.д. А также "имитацию" целых сражений)) Изобразительные задачи еще называются - скахографическими, данный термин был введен И.С. Шумовым. Видные представители этого жанра - А. Петров, И. Шумов, С. Лойд, Э. Бэрд, Т. Горгиев, Э. Погосянц и др.

Вот например на диаграмме ниже представлена изобразительная задача И. Шумова от 1867 года именуемая - "Дамоклов меч"

Изобразительная задача в шахматах Шахматы, Шахматные задачи, Головоломка, Задача, Длиннопост

Расположение фигур на диаграмме напоминает по форме обнаженный меч - символ постоянной опасности. Задача имеет несколько решений (мат в 3 хода), вот одно из решений: 1.Сh1 Kрxh1 2.h8=Ф+ Kрg1 3.Qh2# Можете попробовать найти другое))

На диаграмме ниже представлена оригинальная композиция - "Железная клетка Тамерлана", автором которой является профессор математики Карл Андреевич Яниш (1813-1872). В этой задаче белые должны победить черного короля объявив ему спертый мат (существование которого на первый взгляд, кажется невозможным), т.е. такой мат при котором собственные фигуры отнимают у короля поля для отступления. Она изображает сражение между армиями Тамерлана и Баязета. Вот она -

Изобразительная задача в шахматах Шахматы, Шахматные задачи, Головоломка, Задача, Длиннопост

На клетку не похожа правда?) Но не торопитесь с выводами. Белые - войско Тамерлана, черные - Баязета. Давайте немного окунемся в историю, чтож за битва такая?

Анго́рская би́тва, Анка́рская би́тва или Би́тва при Анкаре́ (тур. Ankara Muharebesi) — сражение между Османским султаном Баязидом I и среднеазиатским эмиром Тимуром (Тамерланом), произошедшее 20 июля 1402 года близ Ангоры (ныне Анкара), в котором войска Тимура разгромили турецкую армию султана Баязида Молниеносного, что привело к временному распаду Османской империи.

Разгромив фланги, Тимур бросил в атаку резерв и окружил главные силы турок. Преимущество войск Тимура было подавляющим. Янычары были перебиты, а сам Баязид взят в плен. Вот как это "изобразил" на шахматной доске Яниш.

Итак: 1.f3+ gxf3 2.exd3+ cxd3 3.Сf5+ exf5 4.Лe6+ dxe6 5.Лd4+ cxd4 6.a8=С+ Фd5 7.Сxd5+ exd5 8.Кf6+ gxf6 9.Фe5+ fxe5 10.Кg5# и черный король пленен)) А вот и "клетка")) (диаграмма ниже)

Изобразительная задача в шахматах Шахматы, Шахматные задачи, Головоломка, Задача, Длиннопост

Самые внимательные и более опытные игроки могли заметить, что задачу можно было решить и за один ход) Однако подобные задачи решаются скорее для эстетического удовольствия, согласитесь ведь красиво черный король был загнан в "клетку")

Надеюсь было интересно, с подобными задачами, а их огромное количество, вы сможете ознакомиться уже самостоятельно. Успехов всем и до новых встреч)

Показать полностью 3

Шахматная задача-блок, мат в два хода

Доброго времени суток.

Перед вами задачка 2-хходовка британского шахматного композитора, военного лётчика-аса и дипломата, сыгравшего с самим Александром Алехиным в сеансе одновременной игры и этот поединок стал если верить последней опубликованной партией Алехина - Джеральда Франка Андерсона (24 февраля 1898 - 23 августа 1983 ).

Сама задача еще и является так называемой задачей-блоком - т.е. задачей с начальной позицией, в которой у белых готов ответ на любой ход чёрных. Задачи-блоки чаще встречаются в 2 и реже в 3-хходовках. блоков несколько разновидностей о которых вы можете узнать сами.

Что касается данной задачи, то этот блок с полной переменой матов - на все без исключения ходы черных.

Посмотрите на диаграмму ниже, например на ход черных 1...Крс8+ 2.Фхе8#(мат), или на 1...на любой ход слоном, следует 2.Фс8#(мат) и т.д. и т.п. На любой возможный ход черных у белых есть ответ! Однако у белых нет выжидательного хода и они не могут сохранить эту позицию. Поэтому белые должны найти такой ход, который позволит им добиться победы за два хода!

Задача не самая сложная, но весьма интересная)

Вот сама диаграмма)

Д.Андерсен 3-й приз/"Тидскрифт фор шак"/1949г.

Шахматная задача-блок, мат в два хода Шахматы, Шахматные задачи, Головоломка, Задача
Показать полностью 1

Тема Домбровскиса в шахматной задаче

Доброго времени суток всем!


Сегодня предлагаю вам решить двухходовку, яркий пример так называемой - "Темы Домбровскиса"

Автором данной темы в шахматной задаче (но не самой задачи!) - является Альфред Альфредович Домбровскис (19 апреля 1923, Айзпуте — 18 марта 2000, Рига), латвийский а ранее советский шахматный композитор и журналист. Является автором не только темы но и многих статей по вопросам развития двухходовки и других проблем композиции. С 1939 опубликовал свыше 250 двухходовок и 50 трёхходовок. 7-кратный чемпион Латвийской ССР (1951—1986).

Что же за тема такая) Тема Домбровскиса: угрозы ложных следов становятся матами именно на те ходы, которые ранее их опровергали, т.е. один и тот же ход черных в попытке опровергает угрозу мата, а после вступительного хода решения становится причиной возникновения этого мата (это если простыми словами). Ниже на диаграмме приведена задача где данная тема присутствует.

Тема Домбровскиса в шахматной задаче Шахматы, Шахматные задачи, Задача, Головоломка, Длиннопост

Данная задача (автор мне не известен и не смог ничего нарыть по этому поводу), заняла в 1972 году 2-е место в конкурсе задач в Финляндии.

Итак, белые ставят мат в два хода!

Проанализировав положение на доске можно увидеть что у белых есть три не плохих хода, это - 1.Кd4 с идейной угрозой 2.Се6#.

2.Фg4 c угрозой 2.Ке3#.

3.Фе3 с угрозой 2.Ке7#.

Однако, у черных на все три варианта, есть опровержение - на 1.Кd4 с6, и 2.Се6 невозможен из за связки; на 1.Фg4 е4 и мат вторым ходом не поставить, а так же на 1.Фе3 Схd7 и результат тот же) мата вторым ходом нет.

Однако решение есть) И вам придется его найти)) Цель все тажа, мат в два хода))

Успехов вам и хорошего настроения) Пятница все же))

Показать полностью 1

Кроссворд на шахматную тему :)

Доброго времени суток всем))


Предлагаю вашему вниманию отвлечься от задачек и решить простой кроссворд))

Тема: шахматные термины.


Горизонталь:

1. Поле, на которое может отступить король в случае шаха по первой (последней) горизонтали.

4. Замена пешки при достижении последней горизонтали на любую фигуру своего цвета (кроме короля).

6. «Вес», отличающий тяжёлую фигуру от лёгкой.

8. Преимущество активной стороны, могущей навязать обороняющейся стороне стиль и темп борьбы, подготовить и осуществить атаку и т. п.

11. Неэквивалентный размен или безвозмездная отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего (или позиционного) преимущества.

12. Разновидность дебюта, в котором осуществляется жертва материала (обычно пешки, реже фигуры) ради быстрейшего развития.

16. Стратегия ограничения подвижности пешек и фигур противника.

17. Разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества.

19. Фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии.


Вертикаль:

2. Подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством шахматной доски в целом.

3. Положение, когда фигура не может сделать ход из-за того, что после её хода поле, на котором стоит король, будет атаковано.

5. Типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной.

7. Две (или более) фигуры, объединение которых усиливает потенциал атаки (давления).

9. Ход, после которого под боем оказываются две (и более) фигуры противника.

10. Ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом.

13. Грубая ошибка, чаще всего приводящая к потере ценной фигуры или к проигрышу партии.

14. Поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры.

15. Положение, случившееся в практической партии или представляющее задание в шахматной композиции.

18. Начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.

20. Тяжёлая шахматная фигура, по силе примерно равная пяти пешкам.

Кроссворд на шахматную тему :) Кроссворд, Шахматы, Головоломка, Длиннопост

Надеюсь при составлении ничего не напутал)

Повторюсь, он не сложный))

Успехов!

Показать полностью 1

Двухходовка от титана шахматного этюда Леонида Ивановича Куббеля

Доброго времени суток, вашему вниманию предлагаю двухходовку от Л.И.Куббеля (1891-1942).

Белые начинают и ставят мат в два хода. По поводу самой задачи могу сказать что она заняла первое место в конкурсе в 1934/1935 году.


А вот и сама позиция на диаграмме.

Двухходовка от титана шахматного этюда Леонида Ивановича Куббеля Шахматы, Шахматные задачи, Задача, Головоломка
Двухходовка от титана шахматного этюда Леонида Ивановича Куббеля Шахматы, Шахматные задачи, Задача, Головоломка

ЗЫ: Очень люблю решать задачи Куббеля из за неожиданных и скрытых ходов в критический момент, приводящих к разрешению ситуации) Успехов в решении и всего доброго!

Показать полностью 2

Решаем задачу #1

Доброго времени суток всем)


Сегодня предлагаю Вам решить 3-х ходовку, а тем кто хочет узнать как ее решить, просто прочитать ту "писанину" которую я написал ниже))

Итак приступим, для тех кто хочет сам решить задачу, в тишине и спокойствии, я оставлю ссылку на изначальную позицию (где вы можете подвигать фигуры), однако помните, ниже по тексту будет "СПОЙЛЕР" - расписано как решалась эта задача)) Я предупредил))

Вот сама задача (диаграмма) - белые ставят мат в три хода:

Решаем задачу #1 Шахматы, Шахматные задачи, Задача, Головоломка, Длиннопост

А вот и ссылка для тех кто хочет сам ее решить)) - https://lichess.org/editor/k7/4p3/5p1n/3pp1br/3p1p2/4Pp2/2P2...


Ну а те кто хочет прийти к пониманию как решаются подобные задачи, милости прошу ...вот чтиво))

Первое что бросается в глаза при разборе данной позиции, это то что если бы белая ладья с поля f2 оказалась на поле а2 то белые могли бы поставить черным мат. Но к сожалению в начальной позиции этому мешает собственная пешка стоящая на поле - с2! Как же доставить ладью на вертикаль "а" если пешка мешает? Можно попробовать первым ходом сходить этой пешкой, чтобы в последствии сходить - Ла2#. Однако у черных на такой ход есть защитная мера - 1... Лh2! Да да, может показаться странным поначалу, а что это черные ставят ее под удар? Дело в том, что белым тогда нужно реагировать на это ход, ходом - 2.Лxh2, иначе следующим ходом черные заберут нужную нам ладью и мат за заданное число ходов не поставить! Делаем вывод - первый ход 1.с3 или с4 не лучший ход. Так, а если попробовать довести нашу ладью до вертикали "а" не трогая пешку с2? К примеру есть вариант - 1.Лd2 c угрозой 2.Лd3 и 3.Ла3#мат. Хм, если черные сыграют 1...Лh2 их это уже не выручает ввиду - 2.Лd3 и мат 3.Ла3# неизбежен). Однако, если внимательно присмотреться, у черных есть возможность помешать поставить мат в три хода своим слоном - на g5. Как? Да просто после хода 1.Лd2 черные сыграют - 1...Сh4. Ну, и... спросим мы.))) Мы сыграем 2.Лd3)) Но тогда, черные сыграют - 2...Се1. И даже если мы сходим - 3.Ла3+, черные сыграют 3...Са5 и "закроют" своего короля. Многие скажут, ну и что такого)) мы же возьмем слона своей ладьей и мат)) Это да, мат не избежен, НО давайте посчитаем ходы и увидим что мат мы поставили за 4-ре хода, т.е. не смогли соблюсти условие задачи (мат в 3 хода)! Да блин... что же тогда делать?)) Нужно еще раз внимательней посмотреть на позицию после ходов - 1.Лd2 ...Сh4.! Что же изменилось после хода черного слона? А то, что он своим ходом 1...Сh4 перекрыл возможность ходить своей ладье ...в том числе на "неприятное" поле для белых - h2!!! Получается что белым после - 1.Лd2 (а это реальная угроза для черных) теперь нужно продумать следующий ход, но учесть тот факт что ладья черных теперь не мешается под ногами и при этом, учтем что вторым ходом мы не можем сходить 2.Лd3 из за 2...Се1(смотрите выше почему). Вот тут мы и вспомним про пешку с - с2!, которой не могли ходить первым ходом т.к. мешала черная ладья)) Теперь то она не мешает! А значит смело играем пешкой, но куда ходить? На с3 или с4? Какая мол разница? А разница есть!))  Давайте разбираться,  после ходов 1.Лd2 ...Сh4 выигрывает только - 2.с3!!! т.к. этим ходом она закрывает диагональ е1-а5 и черным уже не прикрыть своего короля слоном), поэтому после - 1.Лd2 ...Сh4 2.с3  ход 2...Се1 бесполезен, ввиду 3.Ла2# и черным мат! Аналогичная игра может сложиться после хода - 1.Лd2, но черные могут сыграть например - 1...Сg2 с последующим 2...Сf1, и вот тут то наилучший ход уже не с3 а - 2.с4! т.к. теперь черные не могут играть -  2...Сf1, ибо диагональ f1-a6 перекрыта и короля не прикрыть, с последующим - 3.Ла2# мат.


Вот нотация с вариантами ходов:

1.Лd2 если черные играют 1...Сh4, то белые играют - 2.с3! Как бы черные не играли, мат ладьей на а2 не избежать!

1.Лd2 если черные играют 1...Сg2, то белые играют - 2.с4! Как бы черные не играли, мат ладьей на а2 не избежать!


Ну а если после - 1.Лd2 черные сыграют не ладьей и слонами, а пешкой - 1...f2 например, то белые в любом случае просто продолжат стратегический план выхода ладьи на вертикаль "а")

Играя 2.с4 с угрозой - 3.Ла2# как бы черные не играли (ни 2...f1 с превращением, ни др. ходы) их уже не спасают)


Надеюсь было не очень сумбурно,) старался простым языком написать. Может найдутся те кому понравится)) В будущем можно и продолжить подобные разборы. Всем успехов и хорошего настроения!

Показать полностью 1

3 в 1 или одна позиция ...три задания!

Доброго времени суток. Предлагаю вам интересную позицию и дабы не писать кучу лишней информации, сразу опишу условия:

Задание № 1 - Ход черных, поставить мат в три хода!

Задание № 2 - Ход белых, нужно сделать наилучший на ваш взгляд ход!

Задание № 3 - Белые сходили Фхе3?? (допустив фатальную ошибку), как следует сыграть черным чтобы "наказать" белых (ставим мат в 4-е хода)? Задания не очень сложные, но подумать есть над чем)

Обратите внимание, каждое задание выполняется со стартовой позиции указанной на диаграмме, а вот и она -

3 в 1 или одна позиция ...три задания! Шахматы, Шахматные задачи, Задача, Головоломка

Анализируем...решаем...обсуждаем) Что бы не путаться в комментариях, лучше указать № задания перед ответом) Удачи!

Показать полностью 1

Вращайте барабан ...доску!!!

Всем доброго времени суток!


Сегодня вашему вниманию представляется технический прием, используемый в шахматной композиции, когда при составлении задачи (этюда) возникает необходимость изменения направления хода пешек; для этой цели доску поворачивают на 90 или 180 градусов. Прием называется ..."вращение доски" и может носить тематический характер.


Вот для примера композиция она же стартовая задача)

Вращайте барабан ...доску!!! Шахматы, Шахматные задачи, Задача, Длиннопост
Вращайте барабан ...доску!!! Шахматы, Шахматные задачи, Задача, Длиннопост

Белые ставят мат в два хода, попробуйте решить) Решили? А теперь повернем доску по часовой стрелке на 90 градусов) Условие тоже, белые ставят мат в два хода)

Вращайте барабан ...доску!!! Шахматы, Шахматные задачи, Задача, Длиннопост

Как, и ее осилили? Ну вот вам еще) Повернем по часовой стрелке от начальной позиции доску, но уже на 180 градусов) Условие тоже, белые матуют за два хода!))

Вращайте барабан ...доску!!! Шахматы, Шахматные задачи, Задача, Длиннопост

Что происходит, ах вы ненасытные) И ее одолели? Тогда, переверните доску по часовой стрелке на 270 градусов (от начальной позиции). Мат в два хода))

Вращайте барабан ...доску!!! Шахматы, Шахматные задачи, Задача, Длиннопост

Вот так вращая доску с композицией, получаем аж четыре (в месте со стартовой диаграммой) задачи - двухходовки! Условие всегда одно - белые ставят мат за два хода)

А на сегодня все, всем удачи, да пребудет с вами Каисса :)

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!