BlackMariaKino

BlackMariaKino

t.me/blackmariakinozen
Пикабушница
Дата рождения: 1 января
DELETED
DELETED оставил первый донат
в топе авторов на 471 месте
90К рейтинг 498 подписчиков 2 подписки 696 постов 199 в горячем
Награды:
самый сохраняемый пост недели
5

"Тайны и ложь" 1996 г. - шедевр Майка Ли об отчужденности и любви

Майк Ли по праву считается одним из самых ярких английских режиссеров, снимающих не международное, а исключительно национальное британское кино. Все его фильмы очень похожи друг на друга и совсем не похожи на чужие фильмы.

"Тайны и ложь" 1996 г. в свое время был настоящей сенсацией. Он завоевал множество наград и вырвался на мировую арену, получив номинации на Оскар и Золотой глобус. Спустя 30 лет эта трагикомедийная лента не утратила своей ценности.

В центре внимания фильма "Тайны и ложь" взрослые брат и сестра. Брат работает фотографом, терпит постоянно недовольную жену и помогает эмоционально нестабильной сестре. Она в свою очередь работает на скучнейшей работе на заводе, скучает дома и страдает из-за плохих отношений с дочерью.

Помимо этих двух героев в центре внимания оказалась чернокожая молодая женщина. У нее неожиданно скончалась приемная мать и она решилась выяснить информацию о своих биологических родителях.

Так пути всех наших героев в итоге пересекутся. Чернокожая героиня неожиданно узнает, что ее мать белая. А белая мать тоже неожиданно узнает, что в 16 лет родила чернокожую девочку.

Это описание сюжета наверное не особо вас впечатлило и мотивировало смотреть фильм. Но главное в фильмах Майка Ли невозможно описать - главное в них вовсе не сюжет, не тайны и раскрываемая ложь. Главное в них - это демонстрация обыденности реальной человеческой жизни. Скучной, банальной жизни тривиальных людей, переполненных печалям и остро ощущающими отчужденность не только от внешнего мира, но и друг от друга внутри семьи.

В "Тайны и ложь" Майк Ли легко демонстрирует значимость людских контактов и взаимопонимания. Даже если внутри семьи люди давно надоели друг другу, раздражают и вызывают максимум недовольства, они все равно остаются родными и способными улучшить друг другу жизнь. И пускай они не говорят как герои голливудских лент "Я люблю тебя", они чувствуют это и лишь немного проявляя свои чувства, способны озарить светом жизнь и самим себе и своим ближним.

В "Тайны и ложь" собрался отличный актерский состав - Тимоти Сполл, Марианн Жан-Батист, Филлис Логан, Лесли Мэнвилл и др.

Рейтинг фильма - 8,0 в IMDB и 7,4 в Кинопоиске. Если не смотрели - смело беритесь за просмотр.

Тайны и ложь / Secrets & Lies

Подписывайтесь на канал в Телеграм

Показать полностью 4
4

"Мефисто" 1981 г. - актер подстраивается под режим Гитлера

"Мефисто" 1981 г. - фильм, упоминание которого вы легко можете найти в учебниках по истории кино. В свое время он был сенсацией и завоевал Оскар как лучший фильм на иностранном языке. Его рейтинг - 7,7 в Кинопоиске и 7,8 в IMDB.

Данная лента является экранизацией романа Клауса Манна "Мефисто. История одной карьеры". И фильм и книга получили особое внимание публики из-за того, что они вдохновлены не выдумкой, а реальностью. В Германии 1930-х был театральный актер по имени Густав Грюндгенс, чья карьера стремительно начала процветать с приходом к власти национал-социалистов.

"Мефисто" показывает что на самом деле лежит за успехом творческих людей, вынужденных подыгрывать политическому режиму страны и угождать конкретным представителям власти. Сюжет этой растянутой на два с половиной часа ленты в целом предсказуем и однообразен.

Сначала мы знакомимся с тривиальным провинциальным актером, у которого судя по всему нет выдающегося таланта, но есть страстное желание быть звездой. Благодаря умению выстраивать близкие и интимные связи с нужными людьми, он получает роль в столице Германии.

Там тоже у него дела складываются весьма успешно благодаря романам с влиятельными дамами. На фоне в стране бушуют серьезные политические изменения, но нашего героя они абсолютно не интересуют и не волнуют. Поэтому когда на очередных выборах побеждают национал-социалисты, это становится для него абсолютной неожиданностью.

К тому моменту у него были многочисленные связи с коммунистической партией, неподобающие новой идеологии роли и даже многолетний роман с мулаткой. Многие его друзья и даже жена сбегают из Германии. У него тоже есть все возможности иммигрировать, но он этого не делает - наоборот, он возвращается в страну. Вновь использует подхалимаж и интимные связи дабы получать центральные роли. Ну а затем его примечают представители власти, делают руководителем театра и наш герой как истинный актер быстро научается играть нужную роль не просто на сцене театра, а в жизни.

Главного героя в "Мефисто" великолепно играет Клаус Мария Брандауэр, в котором зрители с первых кадров видят безликого человека с отталкивающими чертами лица. Сочувствовать ему зрители не будут - об этом позаботился режиссер Иштван Сабо.

Во второй половине 20-го века подобные фильмы а-ля "Конформист" не были редкостью. И судя по восторженным приемам, они были важны и нужны для осмысления недавнего прошлого. Однако у меня "Мефисто" и все подобные картины вызывают ощущение тотальной фальши и чванства.

Киношники высокомерно снимают кино о подстраивающихся под обстоятельства злодеях, зрители смотрят на этих антигероев и испытывают тошноту. "Фу, какое мерзкое ничтожество" думают они про таких персонажей и возвеличивают себя.

Хотя в "Мефисто" и всех подобных лентах просто в гипертрофированной форме показана жизнь всех тех, кто говорит "Фу" и не узнает в киношных персонажах самих себя.

Не знаю, как в других странах и в другие времена, но абсолютно все люди, которые мне знакомы и которые занимают хоть немного "высокую" должность - это точно такие же "Мефисто". Все пристроились в теплое кресло благодаря влиятельным родственникам, друзьям, любовникам, умению подлизывать, подмазывать, притворяться, терпеть и прочим подобным "талантам". Практически все люди вокруг меня очень легко подстраиваются под любые правила системы и начинают подпевать ту песню, которая звучит. И все считают себя очень даже хорошими людьми, никто не думает о себе как о тошнотворном подлеце. От главного героя этого фильма их отличает разве что менее выраженная жажда славы и меньший размах деятельности.

Так что... Не знаю. Людям наверное приятно видеть таких героев как "Мефисто" и в глубине души понимать, что они далеко не так чудовищны, как люди на экране. Или наоборот, приятно осознавать, что они делают все правильно и беспринципность на пару с приспособленчеством и наличием покровителей - действенный способ жить свою лучшую жизнь, а не быть глупой жертвой.

Мефисто / Mephisto 1981

Подписывайтесь на меня в Телеграм

Показать полностью 5
4

"Метод исключения" 2025 - украденный приквел и сиквел к "Паразитам"

Не буду спрашивать, смотрели ли вы "Паразиты" 2019 г. от южнокорейского режиссера Пон Джун-хо. Этот фильм был сенсацией и главным кинособытием года.

Так вот, в 2025 г. другой южнокорейский режиссер Пак Чхан-ук кажется украл этих самых "Паразитов" и по сути снял к ним приквел и сиквел в одном флаконе. Для максимального эффекта не хватало только одного - чтобы дом главных героев был тем же самым, а не другим.

Официально "Метод исключения" - это экранизация романа Дональда Э. Уэстлейка, по которому Коста-Гаврас ранее уже снял фильм "Нож гильотины" 2005 г. Основа у истории весьма интригующая - сотрудника крупной компании увольняют, он долго не может найти новую работу, а потом понимает, что для успеха ему просто нужно устранить нескольких конкурентов с более впечатляющими резюме в их специфической отрасли.

Паразиты, 2019

Паразиты, 2019

В новой корейской версии Пак Чхан-ука главный герой - сотрудник компании по производству бумаги. У него отличная семья, материальный достаток и карьера, которой можно гордиться. В какой-то момент руководство компании начинает автоматизацию, он этому противится и теряет место. Больше года он ищет работу и с завистью смотрит на человека, у которого есть работа его мечты. "Вот бы ему на голову что-нибудь упало" в шутку говорит супруга главного героя. И эта шутка обрастает корнями в его сознании, давая старт планам на серию убийств.

"Метод исключения" - это конечно черная комедия. Главный герой совершает довольно нелепые поступки и попадает в нелепые ситуации, по сути совершенно случайно преуспевая в своей миссии.

Но почему я сравниваю этот фильм с "Паразитами", снятыми совсем другим режиссером и имеющими совсем другой сюжет?

Во-первых, в обоих фильмах одним из главных героев является неодушевленный объект - роскошный дом, в котором живут герои. Он становится символом эгоистичной обособленности героев от окружающего мира и главной ценностью - дом обеспечивает желаемый уровень жизни и комфорт. Без этого дома жизнь мечты невозможна.

Во-вторых, и "Метод исключения" и "Паразиты" очень семейные истории. Главные герои существуют в единой связке со своими супругами и детьми. У Пак Чхан-ука правда как всегда больше места уделено чувственности и эротизму.

В-третьих, и там и тут базовая основа истории - это зависть и ощущение безвыходности, которые неизменно возникают в условиях социального неравенства и серьезных финансовых трудностей. Это максимально приземленные материальные истории.

В-четвертых, Пак Чхан-ук, известный своими жестокими историями о мести и преступниках ("Олдбой", "Сочувствие господину Месть", "Решение уйти", "Служанка") решил существенно приблизиться к стилю Пон Джун-хо и показать мрачную историю сквозь призму абсурда и юмора. Если бы режиссер "Паразитов" решил снять "Метод исключения", он наверняка получился бы не сильно отличающимся от того, что мы можем видеть.

Ну и в-пятых, "Метод исключения" и "Паразиты" - это будто воплощение символа змеи, пожирающей свой собственный хвост. Змея - это алчность, заставляющая героев изо всех сил стремиться к материальной состоятельности. Ради этого герои обоих фильмов готовы уничтожать всё и всех, и даже свои собственные идеалы. "Метод исключения" будто-бы демонстрирует откуда у богатых героев "Паразитов" появилось их состояние и что они ради этого сделали. И одновременно демонстрирует что будет делать нищий герой "Паразитов" который в конце фильма обещает, что добьется того, чтобы обогатиться и стать новым владельцем злосчастного жилища.

И, кстати, очень показательно, что "Паразиты" вместе с "Методом исключения" - это азиатское кино. Европейское и англоязычное кино последние годы показывает нам героев, которые валяются в депрессии, готовятся к концу света, отказываются от материальных ценностей и провозглашают ценность абстрактных возвышенных идей и жизней каждой травиночки с букашечкой. А Пак Чхан-ук своим фильмом говорит: "Да идите вы в ... западники, и свои идеи о гуманизме и защите природы тужа же засуньте! Увольнять, убивать, уничтожать - вот единственно верный способ прожить свою лучшую жизнь." И этот фильм куда правдивее и честнее многих аналогов, снятых в западном мире за последние годы, так как он четко показывает, что у людей их идеи и реальные дела существуют абсолютно не соприкасаясь друг с другом. И тот, кто вчера закопал в своем саду труп, уничтожил лес и лишил средств на существование тысячи людей, более чем способен рассуждать о возвышенном и ценить прекрасное. И никакого противоречия в этом нет. Это нормально. Это естественно. Это органично. Это закон Гаузе о конкурентном исключении в природе. Это метод исключения в социуме. Либо побеждай, либо исчезай, либо отползай от благ подальше...

В IMDB у "Метода исключения" 7,9 баллов, в "Кинопоиске" - 6,8. Российские оценки мне ближе. Этот фильм получился довольно растянутым и оттого невнятным - сами убийства будто-бы отодвинуты на второй план, а в центре внимания оказывается самоидентификация героя, который видит свою семью и самого себя в своих жертвах. То, как совершает свои преступления главный герой, вызывает чувство недоумения, даже будучи упаковано в юмористическую обертку. А попытка режиссера в финале масштабироваться и сказать что-то якобы важное о роботизации и природных ресурсах Земли выглядит как чужеродное нравоучение.

Метод исключения / No Other Choice

Подписывайтесь на мой канал в Телеграме

Показать полностью 7
4

100 лет истории российского кино в 20 комедиях

Комедии - самый острый и смелый жанр кино, стремительно реагирующий и отражающий изменения в реальном мире. Я предлагаю взглянуть на столетнюю историю отечественного кино сквозь линзы комедийного жанра. В каждом десятилетии я выделила 2 самые значимые ленты, отражающие характерные темы, смыслы и стилистические изменения своего времени.

------1930-е------

Весёлые ребята (1934)

В конце 1920-х немое кино обзавелось звуком и главным киножанром надолго превратились музыкально-танцевальные комедии. В СССР первой лентой в этом жанре стали "Весёлые ребята" с легендарной Любовью Орловой в главной роли. Сюжет тут разворачивается вокруг пастуха, которого богатая девушка принимает за выдающегося музыканта. Эта ошибка приводит к череде забавных выступлений и происшествий.

Знакомясь с этим фильмом важно обратить внимание на его стилистику - он был выпущен еще до того кого как в СССР утвердили единые принципы социального реализма, определившие специфику советского кино. Так что "Весёлые ребята" - это выделяющийся фильм в этом плане и визуально и сюжетно. Костюмы и танцы героев такие же, как вы можете видеть в европейском и голливудском кино той эпохи. А история пастуха оборачивается историей случайного карьерного успеха в столице - что конечно нетипично для советского кино.

Подкидыш (1939)

История СССР отсчитывается с 1922 года. Так что в кино 1930-х еще ощущается существование социально-классового расслоения. В "Подкидыш" зрителям рассказали историю маленькой девочки, которая вырвалась от надзора старшего брата и очутилась одна в Москве. Большинство взрослых, которых она встречает, - довольно благополучные и свободные от труда люди.

"Подкидыш" - не первый советский фильм, где главным героем стал ребенок. Но весьма показательный - детское кино было очень важной частью кинопроизводства и идеологического воспитания. А демонстрация различных аспектов бытия глазами честных детей - это одна из знаковых характеристик советского кино. Именно этот детский взгляд на опасности мира и недостатки людей позволил отечественному кинематографу сформировать образ СССР как страны, в которой немыслимо зло.

------1940-е------

Свинарка и пастух (1941)

"Свинарка и пастух" - это уже типичная комедия, четко выдержанная в рамках традиций соцреализма. Главные герои - представители колхозов из отдаленных уголков СССР, встречающие друг друга на сельскохозяйственной выставке в Москве. Пока между героями разворачивается романтическая история, в качестве фона высмеивается и критикуется разгильдяйство, воспевается физический труд и стирание национальных разногласий.

Советское кино никогда не стеснялось признавать существование эгоистичных, ленивых, хитрых и лживых членов общества. Но демонстрация таких персонажей всегда сопровождалась как минимум их осуждением, а как максимум перевоспитанием прямо на глазах зрителей. И наоборот - честный, тяжелый и упорный труд в советском кино неизменно приносит материальные и моральные плоды.

Небесный тихоход (1945)

Романтические истории в качестве основы для идеологических посланий в советском кино - частое явление. В последний год Великой отечественной войны кинематографисты порадовали зрителей отличной военной комедией "Небесный тихоход". В центре внимания тут летчики и летчицы, выполняющие свои обязательства на самолетах, известных нам под прозвищем "кукурузник". Мужчинами приходится смириться с необходимостью отказаться от полетов на истребителях и выполнять как им сначала кажется малозначимые задачи.

Это хороший пример того как тонко и органично базовая идея о том, что любой труд важен, оказалась вплетена в историю о военных подвигах и романтических отношениях героев.

------1950-е------

Максим Перепелица (1955)

В честь десятилетия победы в ВОВ на экраны вышли сразу две перекликающиеся солдатские комедии - "Максим Перепелица" и "Солдат Иван Бровкин". Обе повествуют о непутевых деревенских пареньках, не стремящихся посвящать себя труду. Однако когда они оказываются призваны в армию, сталкиваются с опасными и важными заданиями, то перевоспитываются и проникаются идеями ответственной службы. Ну и по традиции параллельно разворачивается забавная история романтических отношений.

Леонид Быков, исполнивший главную роль в "Максиме Перепелице", спустя 20 лет снялся и сам срежиссировал две прославленные военные ленты - "Аты-баты, шли солдаты..." и "В бой идут одни старики".

Карнавальная ночь (1956)

Первый фильм, самостоятельно снятый одним из главных комедийных режиссеров СССР Эльдаром Рязановым (Гусарская баллада, Берегись автомобиля, Служебный роман). В центре внимания тут подготовка работников Дома культуры к празднованию Нового года. А главная комедийная составляющая сосредоточена на негативном образе руководителя, требующего сухого послушания бюрократическим и серьезным идеологическим принципам.

Этот сюжет противостояния рядовых работников с представителями руководства типичен и важен для советского кино. Хотя обычно такие истории рассказывались вне комедийного жанра.

------1960-е------

Я шагаю по Москве (1964)

Один из первых фильмов еще одного мастера советских комедий Георгия Данелия (Паспорт, Кин-дза-дза, Мимино, Джентльмены удачи). Это лирическая комедия о группе молодых людей, расхаживающих по Москве в течение одного наполненного событиями и забавными разговорами дня. Этот фильм важен не столько своим юмором и поднятыми темами, сколько своей стилистикой. Уже 30 лет отечественные кинематографисты творили в рамках границ соцреализма, но новое поколение режиссеров жаждало творить по принципам доминировавших в Европе направлениям итальянского неореализма и французской новой волны.

Успехи Михаила Калатозова (Летят журавли, Я - Куба) и Андрея Тарковского (Иваново детство, Андрей Рублев) породили комедии "Я шагаю по Москве" и "Печки-лавочки", существенно изменили язык советского кино и громко заявили о кинематографе СССР на мировой арене. Хотя сам Георгий Данелия впоследствии отошел от экспериментов в данном направлении.

Бриллиантовая рука (1968)

Фильм еще одного мастера комедийного жанра - Леонида Гайдая (Операция "Ы", Кавказская пленница, Иван Васильевич меняет профессию). Любимец публики Юрий Никулин тут играет экономиста, получившего путевку на теплоходный круиз по зарубежным странам. Отдых омрачается, когда его путают с контрабандистом и накладывают гипс со спрятанными в нем ювелирными изделиями.

Это характерная для конца 1960-х комедия. В тот период на экранах активно появлялись "Берегись автомобиля", "Золотой теленок", "Старики-разбойники", "Кавказская пленница" и др. фильмы, судя по всему ставшие ответом на завершение "хрущевской оттепели". Публике активно давали понять, что капиталистическая ориентация на обогащение вредна, что необходимо следовать четким общим правилам и любые проступки будут иметь последствия.

------1970-е------

Белое солнце пустыни (1970)

Существенным отголоском "оттепели" также стало существенное расширение географии в советском кино. Истории героев выплеснулись за границы СССР, как в "Бриллиантовой руке". А кинематографисты стали проявлять интерес к голливудской кинокультуре. Так в 1960-х родился "истерн" - советский аналог вестернов. "Белое солнце пустыни" - один из главных истернов. Это история приключений красноармейца, возвращающегося по территории Средней Азии домой после окончания Гражданской войны. Получилась трагикомедийная история, которая не понравилась публике в год своего выхода, но впоследствии получившая культовый статус.

К 1980-м желание подражать Западу ярко проявило себя не только в истернах, но и в таких комедиях как "Человек с бульвара Капуцинов", "Мы из джаза" и пр.

Ирония судьбы, или С лёгким паром! (1975)

1970-е в истории СССР закрепились как время "застоя". И это отлично отражено в комедиях десятилетия, которые оказались уже не такими беззаботными и смешными, как раньше. Трагикомедия "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" Эльдара Рязанова родилась как реакция на вездесущие однотипные хрущевки. А главные герои - взрослые люди, у которых все стабильно на работе, но ощущения счастья абсолютно нет. Они случайно встречаются в одной квартире в новогоднюю ночь и раскрывают друг перед другом свое одиночество, желание построить обычную семью и чувство разочарования о прожитых годах.

Примерно такие же опечаленные люди стали героями целой серии комедий 1970-х - "Служебный роман", "Мимино", "Афоня", "Москва слезам не верит" и пр.

------1980-е------

Карнавал (1981)

1980-е это уже десятилетие разочарованного молодого поколения. Вчерашних школьников, еще живущих в казалось бы стабильном Советском союзе, но уже осознающих, что обещанное лозунгами счастье их не ждет. Сначала была еще довольно светлая история Татьяны Лиозновой "Карнавал" о деревенской девушке, отправляющейся в Москву, осознающей отсутствие таланта и перспектив, принимающей суровые реалии и в итоге возвращающейся домой. Этот комедийный фильм - резкий контраст комедии "Приходите завтра" из 60-х, где деревенская героиня наоборот покоряет Москву своим талантом и напором.

Спустя 5 лет Карен Шахназаров снял другую культовую трагикомедию о взрослении - еще менее оптимистичный "Курьер", где выпускник даже не пробуя реализовывать мечты, вынужден свыкнуться с уготованной ему в соответствии с социальной стратификацией ролью. Ну а к концу 1980-х никому уже не хотелось шутить о молодом поколении. На экраны выходили максимально трагичные "Авария - дочь мента" и "Маленькая Вера".

Город Зеро (1988)

Перестройка, стартовавшая в 1985 г., вызвала волнения в умах советских кинематографистов. Как итог на экранах появилась волна фантастических историй, пытающихся вплетать юмор в свои остросоциальные критикующие прошлое и настоящее ленты. "Город Зеро" - это история обычного инженера, который неожиданно обнаруживает себя в полном одиночестве в очень странном городе с абсолютно не поддающимися логическому осмыслению нравами. Выбраться из этого города мужчина не может, оставаясь заложником творящегося вокруг безумия.

Считается, что именно абсурдный "Город Зеро" предвосхитил развал СССР. Но не менее яркими фантастическими историями конца 1980-х стали комедии "Кин-дза-дза!" и "Собачье сердце".

------1990-е------

Про бизнесмена Фому (1993)

В 1991 г. СССР прекратил свое существование и миллионы людей неожиданно обнаружили себя в мире капитализма. Большинство комедий 1990-х это как раз истории о людях, которые сталкиваются с бандитами, с бизнесменами, с богачами, с иностранцами или сами отправляются в другие страны. Но наверное самой трогательной из них всех является комедия "Про бизнесмена Фому". Это история деревенского мужика, впервые обнаружившего в городе, что существуют платные туалеты. Он возвращается домой и решает построить свой собственный платный туалет в деревне.

Исполнитель главной роли Михаил Евдокимов стал звездой комедийного жанра в 1990-х и сыграл в еще двух ярких фильмах Валерия Чикова "Не валяй дурака" и "Не послать ли нам... гонца?".

Особенности национальной охоты (1995)

Фильм Александра Рогожкина "Особенности национальной охоты" не случайно стал одним из главных фильмов в истории отечественного кино. Концепция у ленты казалось-бы очень простая - группа непутевых отдыхающих готовится к охоте, напивается и разыгрывает друг за другом различные народные байки-анекдоты о самих себе. Получился весьма смешной и неустаревающий фильм. Но это не главное. Главное в этой комедии то, что она стала одной из первых и самых значимых в развертывании дискуссии о том, что представляют из себя новая Россия и новые россияне, отказавшиеся от своих социалистических идеалов. Эта комедия воплотила забавный ориентир в поисках национального самосознания.

------2000-е------

Жмурки (2005)

Представители криминального мира появились в российском кино почти одновременно с их массовым появлением на улицах страны. А в начале 2000-х феномен российской мафии уже был историей, о которой можно было с ностальгией шутить. Так появились "Жмурки" - гиперболизированная история о бандитах в малиновых пиджаках и кожаных куртках. Это единственная черная комедия в фильмографии Алексея Балабанова (Брат, Груз 200) - самого громкого режиссера, исследовавшего мрачные аспекты человеческого сознания в российских реалиях.

Параллельно с ностальгией о криминальном прошлом на экраны начали выходить и ностальгирующие ленты о советском прошлом, вроде успешного мюзикла "Стиляги".

День выборов (2007)

Но на самом деле кино 2000-х - это в первую очередь не про рефлексию лихих 90-х или советского прошлого. Это про рождение совершенно нового молодого экспериментирующего поколения кинематографистов, жаждущих свободно рассказывать об актуальной реальности. Квартет И снял забавную политическую комедию, высмеяв то, как симбиоз СМИ и богатых меценатов рождает региональных руководителей страны.

В России сформировались комедийные децентрализованные группировки с характерным для себя юмором. Разговорные комедии Квартета И начали соседствовать с творчеством выходцев канала ТНТ, с дешевыми комедиями Сарика Андреасяна и авторскими проектами вроде "ДМБ", "Ночной продавец", "Изображая жертву".

------2010-е------

Ёлки (2010)

В 2010-е российский кинематограф вошел в фазе триумфального роста - активно развивались кинотеатральные сети, кинопрокат собирал рекордные сборы, появлялись новые яркие кинематографисты, формировался устойчивый интерес публики к российскому кино. В 2010 г. на новогодние каникулы в прокат вышла комедия "Ёлки" - история, базирующаяся на теории шести рукопожатий и тотальной взаимовыручки. Это была первая успешная новогодняя комедия, собравшая отличные отзывы и сборы. Впоследствии "Ёлки" стали бесконечной франшизой, а новогодние праздники - самым значимым временем для российской киноиндустрии, гарантированно обеспечивающей рекордные сборы для отечественного кино.

Шапито-шоу (2012)

Параллельно с завоеванием сердца массового зрителя, российская комедия сделала решительные шаги в создании ниши малобюджетных независимых комедий с яркими авторскими именами и отражением актуальной реальности. "Шапито-шоу" вывело своих героев на улицы узнаваемых городов, сделало героями реалистичных персонажей, а нестандартный юмор зрителям предлагали увидеть не в каких-то лихих приключениях резвящихся героев, а в обыденной реальности и в характерах персонажей.

Сходная концепция привела к успеху создателей "Горько!", "Жили-были", "Тряпичный союз" и др.

------2020-е------

Чебурашка (2022)

Новую главу в истории российской комедии в 2022 г. открыл игровой фильм "Чебурашка". Хорошо знакомая советской публике ушастая мультипликационная зверюшка перебралась на большой экран и заработала рекордные 7 млрд. рублей в прокате. Этот успех заставил российских кинематографистов в значительной степени отвернуться от актуальной реальности и начать исследовать культурное наследие страны - активно экранизировать старую анимацию, фильмы и литературную классику.

А главным зрителем в начале 2020-х был провозглашен российский ребёнок, про которого кинематографисты почти не вспоминали с конца 1980-х.

Человек из Подольска (2020)

Но не стоит считать, что российские комедии полностью отказались от функции отражения реальности. В последние годы Россия пытается выстроить четкие новые идеологические ориентиры и ценности страны. В комедиях это точно также как в советские годы воплощается в многочисленных историях о перевоспитании героев. Но если раньше признаком перевоспитания была деятельная работа героев, то сейчас все сложнее - перевоспитание предполагает трансформацию картины мира.

В "Человек из Подольска" парня задерживает полиция и обвиняет его в том что он слишком негативно и несправедливо относится к подмосковному Подольску, к своей работе и виду из окна электрички. "Холоп", "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов", "Родители строгого режима", "Непослушник", "Москвы не бывает" - это все комедии о людях, оказавшихся в обстоятельствах, радикально меняющих их самосознание, отношение к окружающим и былые представления о правильном/неправильном.

Подписывайтесь на канал в Телеграм.

Показать полностью 20
5

Не люди и не зомби: Детективный сериал с привкусом хоррора “Воскрешение”

А что, если вдруг недавно почившие вернутся к жизни? С этого вопроса начинается новый детективный сериал «Воскрешение» 2025 года.

Пока сотрудник крематория обыденно отправляет в печь деревянный ящик и закрывает дверцу, оказавшийся внутри человек и несколько других тел моментально оживают. Так начинается история, разворачивающаяся в небольшом северном городке.

Скорее всего, вы уже видели подобные проекты, где мертвые возвращались к жизни, но обычно это либо истории в стиле зомби-апокалипсиса, либо мистические религиозные драмы. Но тут события разворачиваются неожиданным образом: воскресли вовсе не все мертвецы городка, а лишь те, кто скончался в один определенный день.

Местные жители и правительство оказываются перед необходимостью впустить обратно в свою жизнь более 40 человек, которые их очень сильно пугают. Так как в центре внимания сериала «Воскрешение» — сотрудники полиции (шериф и его дочь, работающая в том же участке), мы вместе с ними быстро понимаем: вернувшиеся к жизни люди несут не только необъяснимую загадку о природе жизни и смерти, но и огромную опасность.

Первая серия заканчивается обнаружением свойства к моментальной регенерации у воскресших, а это значит, что их практически невозможно убить. Среди воскресших есть опасные преступники. А найденные убитые животные свидетельствуют о том, что кто-то невероятно сильный, голодный и жестокий прячется от человеческих глаз.

Но даже не это является главной интригой сериала «Воскрешение». Центральной проблемой становится осознание, что вовсе не все вернувшиеся к жизни официально зарегистрированы и любой из жителей города может обладать бессмертием и неизвестно какими еще свойствами. Это осознание для семьи главных героев осложняется, когда они узнают, что член их собственной семьи умер и воскрес в ту злосчастную ночь.

Хотя «Воскрешение» не получило широкой известности и в его создании не принимали участие именитые кинематографисты, это более чем достойный просмотра сериал. Он основан на хоррор-комиксе Revival, выпущенном в 2012 году, и потому богат на зрелищные визуальные образы. К тому же тут мастерски переплетены элементы жанра «ужасы» с классической детективной историей, где попытки разгадать одну загадку приводят к обнаружению еще больших загадок. Эдакая встреча «Фарго» с «Оставленными» и «На зов скорби» в одном флаконе.

«Воскрешение» состоит из 10 серий по 45 минут и не заставит вас скучать. Пока местные жители будут сходить с ума, ожившие люди будут пытаться найти ответы на свои вопросы, полицейские будут распутывать жуткий клубок тайн, ученые — обнаруживать невероятные феномены воскрешения, а представители религии — теряться в интерпретациях происходящего. И до самого финала каждый эпизод будет дарить героям и зрителям ответы на вопросы, которые будут порождать еще больше вопросов и нести еще больше опасностей.

В Rotten Tomatoes у «Воскрешения» 94% одобрения из 100% от критиков.

Посмотреть сериал можно эксклюзивно на viju.

Показать полностью 3
7

13 малоизвестных шедевров 2024 года: Рекомендует Британский институт кино

Планета Джанет (США)

Janet Planet

Janet Planet

История взаимоотношений 11-летней одинокой девочки и ее матери, которая притягивает в свою жизнь и в сой дом странных людей с необычными судьбами. Это восхваленный критиками дебют Энни Бэйкер - родственницы Греты Гервиг и Ноа Баумбаха.

Гранд тур (Португалия)

Grand Tour

Grand Tour

Историческая драма, разворачивающаяся в начале 19-го века в колонизированной Мьянме. Жених сбегает от невесты в день бракосочетания, снедаемый меланхолией. А невеста пускается на его поиски.

Универсальный язык (Канада)

Universal Language

Universal Language

Абсурдистская комедия, состоящая из трех частей. Мужчина водит экскурсии по канадскому городу, где официальным языком является фарси, а дети пытаются добраться до денег, замерзших во льду.

Саван (Канада, Франция)

The Shrouds

The Shrouds

Не получивший теплого приема новый фильм Дэвида Кроненберга - это история о мужчине, который создал устройство, позволяющее людям общаться со своими умершими родственниками. Венсан Кассель, Диана Крюгер, Гай Пирс в главных ролях.

Как стать морской птицей (Замбия, Великобритания)

On Becoming a Guinea Fowl

On Becoming a Guinea Fowl

Трагикомедийная история состоятельного замбийского семейства, организовывающего похороны родственника, по поводу кончины которого никто не испытывает сожалений.

Kneecap (Ирландия)

Kneecap

Kneecap

Комедия о рождении ирландской группы "Kneecap", главные роли в которой исполнили сами члены группы. Вдохновленная реальными событиями история о том, как учитель музыки создал первую группу, исполняющую хип-хоп на ирландском языке.

Пересечение (Швеция)

Crossing

Crossing

Леван Акин, ранее покоривший публику своей картиной "А потом мы танцевали", возвращается к столкновению грузин с темой ЛГБТ*. В центре внимания оказалась грузинская женщина, отправившаяся на поиски своей родственницы транса.

Семя священного инжира (Иран)

The Seed of the Sacred Fig

The Seed of the Sacred Fig

Новая иранская лента традиционно сталкивает внутрисемейный конфликт с кризисом общественно-политической ситуации в стране. Главный герой - прокурор, активно занимающийся делами оппозиционеров. Однако вскоре он сам оказывается в ситуации, грозящей ему судебным разбирательством.

Милосердие (Франция)

Misericordia

Misericordia

Миксующая жанры и удивляющая сюжетными поворотами драма. Главный герой приезжает в городок на похороны своего бывшего босса. Вскоре он совершает там убийство, а скрыть следы преступления ему поможет местный священник.

У ручья (Южная Корея)

By the Stream

By the Stream

Южнокорейское романтическое кино продолжает завоевывать мировую аудиторию. В центре внимания тут история студентки, которая просит своего дядю помочь поставить спектакль и вскоре обнаруживает, что ее руководитель испытывает чувства к ее родственнику.

Я все еще здесь (Бразилия)

I’m Still Here

I’m Still Here

Политическая биографическая лента о женщине, которая посвятила свою жизнь выяснению обстоятельств исчезновения ее супруга, попавшему в карающие руки военной диктатуры.

Черный пес (Китай)

Black Dog

Black Dog

Еще один фильм, смело перемешавший в себе жанры. Главный герой - бывший заключенный, берущийся за отлов бродячих собак ради вознаграждения. Криминальный сюжет тут развивается в нуар, а затем в фарс.

Апрель (Франция, Грузия)

April

April

Грузинская акушер-гинеколог сталкивается с осуждением и расследованием ее действий в связи со смертью новорожденного ребенка.

* Международное движение ЛГБТ входит в список экстремистских организаций Минюста РФ

Подписывайтесь на канал в Телеграм.

Показать полностью 12
8

Страх и ненависть в Лос-Анджелесе: Последствия пожара

Апокалипсис

Пожар в Калифорнии поглотил территорию в 16 тысяч гектаров. 12 тысяч строений полностью разрушены. В их числе многомиллионные дома Мэла Гибсона, Джеймса Вудса, Энтони Хопкинса, Перис Хилтон, Джона Гудмана, Билли Кристала, Джеффа Бриджеса, Джошуа Джексона, Анны Фэрис и др. Эксперты оценивают ущерб в 150 миллиардов долларов. Многие были вынуждены эвакуироваться. А пожарные предупреждают, что расслабляться рано - в ближайшие дни ветер и жара могут легко возобновить сильные пожары.

Число погибших приближается к 30. Большинство - это люди, не успевшие эвакуироваться и сгоревшие в своих жилищах. Например, актриса и писатель Шелли Сайкс объявила о гибели своего 32-летнего сына. Мужчина страдал от церебрального паралича и ему необходима была помощь для транспортировки. Мать не смогла справиться самостоятельно. Звонки в 911 ничего не дали - дозвониться было невозможно. Женщина в отчаянии поехала к ближайшим пожарным, привела их к дому, но к тому моменту спасать уже было некого. Другой мужчина рассказывает, что его сестра жила по соседству с ним. Он эвакуировался со своей матерью и детьми и считал, что сестра тоже покинула свой дом. Но когда мужчина приехал проверить осталось ли хоть что-то от его жилища, то увидел сгоревший дотла дом. А вскоре осознал, что машина его сестры до сих припаркована - останки женщины нашли внутри.

Спасайтесь сами

Некоторые люди намеренно оставались в пожароопасной зоне и пытались спасти свои дома самостоятельно. Некоторым это удалось. Например, один мужчина отправил членов семьи в безопасное место, а сам всю ночь провел, поливая крышу своего дома, двор и соседние постройки из поливочного шланга. Другой мужчина давно купил дешевые спринклеры и перед эвакуацией разместил их на крыше дома - эта простая процедура спасла его жилище. Третий вместе с соседями пытался организовать совместное спасение улицы с помощью поливочных шлангов, но огонь победил. Ему и соседям пришлось в конце-концов выбирать между смертью с домом и жизнью без дома.

Риск, которому люди себя подвергали, часто был оправданным из-за природы пожара. Сильный ветер приносил с загоревшихся гор угольки и именно они спалили в итоге многие дома, так как сам пожар наоборот поднимался вверх к горам. Один пожарный, например, рассказывает, что спас один из случайных домов, проезжая мимо и увидев небольшой огонь у стены. Он выломал дверь в этот дом, открыл холодильник, схватил бутылки с содовой и молоком и вылил их на пламя. Этого было достаточно, чтобы владельцам жилища было куда возвращаться.

Богатые плачут и выпендриваются

На представителей шоубизнеса, активно делившихся своими страданиями в социальных сетях, быстро обрушилась критика. Актриса Мэнди Мур попросила в социальных сетях помочь собрать на краудфандинговой платформе 60 тыс. долларов для своих родственников. Они потеряли свой дом. Деньги были собраны, но актрису забросали вопросами почему она не поможет им сама. Ведь всем известно, что только на сериале "Это мы" она заработала 25 миллионов долларов. На воззвание Дженнифер Лопез жертвовать деньги пострадавшим от пожара публика тоже отреагировала негативно - "Возьми и пожертвуй несколько своих миллионов, вместо того, чтобы указывать людям с нищенской зарплатой, что делать в этой ситуации и как помогать".

Другие звезды искренне плачутся перед камерой, что им приходится сидеть в люксовых номерах гостиниц, смотреть новости и надеяться, что их дома не пострадают. И чем больше они плачут, тем больше бесят всех тех, для кого даже попасть на один день в подобный отель - невообразимая роскошь.

Дэннис Куэйд рассказал журналистам, что его агент потерял оба свои дома. А публика потешается: "Оба! Агент потерял два многомиллионных жилища! Как хорошо, что остальные 18 расположены не в пожароопасной зоне!"

Те, кто вообще никак не пострадал от огня, тоже активно жалуются на великие страдания - их мучает "вина выжившего" и "тревожность, вызванная неопределенностью".

Объятия и посты в соцсетях - это не помощь

При этом даже помощь у многих звезд получается такой, что вызывает лишь раздражение у публики. Хлоя Кардашьян, например, гордо сообщила, что пожертвовала 2,5 тыс. долларов. Это при том, что она обладает как минимум 60 млн. долларов.

А Мэган Маркл со своим супругом вообще приехала в Калифорнию в качестве некой пародии на поддержку короной своих подданых. Они походили с представителями администрации, пообнимали жертв, постояли на раздаче еды, все это сфотографировали и уехали. Даже знаменитости остались в шоке от этой "помощи". "Они не являются представителями ни королевской семьи Британии, ни тем более официальными лицами США - зачем эти туристы приехали смотреть на наши несчастья?" - негодовали люди.

Не вызывают раздражения только те, кто реально хоть что-то делает. Например, Дженнифер Гарнер, помогающая с раздачей бесплатной еды. Эта актриса давным-давно славится как постоянная активистка местных религиозных и благотворительных мероприятий. Холли Берри пожертвовала свою одежду и занимается сбором чужих вещей в качестве волонтера. Снуп Догг предоставил свой магазин как точку для сбора и раздачи помощи...

Фоточку жалко

В пожаре пострадали довольно дорогие дома. У кого-то, как сообщается, не было страховки из-за того, что страховые компании оценили риски выплат и отказывались продлевать договоры. С самого начала пожара мало кто сочувствовал владельцам многомиллионных домов - всем ясно, что это не большая потеря для богатеев. Местные жители это убеждение во многом подтверждают. Они утверждают, что плачут вовсе не по потерянному материальному состоянию, а горюют из-за того, что потеряли эмоционально важное для них место, фотографии и видео, памятные вещички и прочие сентиментальные объекты. А также страдают из-за того, что потеряли привычное сообщество соседей, с которыми давно дружат. Один мужчина расплакался, рассказывая, что из-за пожара сгорела игрушка, которую в детстве любил обнимать его сейчас уже взрослый сын. Другой мужчина в разговоре с журналистами рыдал из-за того, что две его собаки остались в доме. А когда пожарные вернули ему одну из собак, он радостно заявил "Это моя дочь. Дом мне не важен, мне важны только собаки".

Между нами пропасть

Уже не первый год кризис стоимости жизни заставляет американцев все больше и больше озлобляться в адрес богатеев. Пожар в Лос-Анджелесе позволил людям указывать на несправедливость их привилегий, влияющих не просто на комфорт и уровень жизни, а на возможность вообще всем другим существовать рядом с ними. Одной из проблем пожара было отсутствие воды в гидрантах и резервуарах. При этом в штате давно установлено ограничение на водопользование - верх нормы карается штрафами. Но такие звезды как Ким Кардашьян, Кевин Харт и Сильвестр Сталлоне регулярно выплачивали эти штрафы, дабы обильно поливать свои сады. Люди гневно заявляют, что это всего-лишь один из многочисленных аспектов смертоносного эгоизма миллионеров. Более того, стало известно, что владельцы дорогостоящей недвижимости предпринимают активные меры по спасению своей недвижимости - они нанимают частных пожарных, оплачивая им 2 тыс. долларов в час. А над территорией их имений распыляются специальные химические вещества.

Более того, пока некоторые отели бесплатно открывают свои двери для жертв пожара, а другие дают крупные скидки, владельцы домов в не пострадавших районах пытаются нажиться на чрезвычайном положении. Один риэлтор сообщил, что владельцы домов для аренды взвинтили стоимость с 13 тыс. долларов в месяц до 23 тыс. долларов. Это при том, что в штате действует закон, ограничивающий наживу в подобных ситуациях максимум десятипроцентным удорожанием товаров и услуг.

Где вода, Лебовски?

Пожар в Лос-Анджелесе почти сразу стал частью политической повестки. Приверженцы Трампа и он сам стали говорить о том, что причина пожара вовсе не естественная и не имеет отношения к глобальному потеплению. Виновато руководство штата, якобы заботящееся об экологии и рыбках в океане больше, чем о противопожарной безопасности. Траты на пожарную службу были сокращены, а воды не было в резервуарах. Трагедия была неизбежна из-за безмозглых управленцев. Оппоненты заявляют о голословности этих обвинений, ссылаются на уникальные погодные условия, а пожарные их слова подтверждают. "Нигде нет и никогда не будет достаточных ресурсов, чтобы справиться с шестью пожарами одновременно." - говорит руководитель пожарного отделения. Тем временем некоторые звезды уже заявляют, что будут подавать в суд на администрацию за невыполнение ею обязанностей по обеспечению противопожарной безопасности. А вопрос о том, были ли эти пожары созданы целенаправленно медленно начинает развиваться и обрастать теориями заговора.

Шоу продолжается

30 января шоумены соберутся на одной сцене и устроят оглушительный концерт для сбора благотворительных средств жертвам пожара. Подобным образом голливудские звезды собирались уже неоднократно. Например, в 2017 г. они собирали донаты для жертв урагана Харви.

Подписывайтесь на канал в Телеграм.

Показать полностью 12
49

"Это сделали 6 белых мужчин" - Как большая ложь породила славу и власть черных активистов

В 1987 г. 15-летняя черная девушка была найдена в мусорном мешке. Девушка была покрыта экскрементами собаки, на ней углем были написаны расистские слова, а волосы были обстрижены.

Ее звали Тавана Броули и медикам она заявила, что ее 4 дня назад похитили шесть белых мужчин, вывезли в лес и насиловали там все это время.

Тавана Броули и Эл Шарптон

Тавана Броули и Эл Шарптон

Новость о случившемся с Таваной Броули моментально стала национальной сенсацией. Ее историю активно продвигали афроамериканские общественные деятели и юристы. Черные знаменитости вроде Билла Косби, Дона Кинга и Майка Тайсона объявили о материальной поддержке девушки.

Поиски виновников случившегося с Таваной Броули быстро нашли конкретику - жертва указала пальцем на молодого полицейского, который совершил суицид спустя несколько дней после того как она была найдена в мусорном мешке.

Тавана превратилась в яркий символ полицейского беспредела и белого расизма. А общественники активно разжигали огонь праведной борьбы.

Говорят, троица общественников отлично понимала что они делают и зачем. Кто-то слышал как один из них сказал: "Если мы победим, мы станем самыми влиятельными нигерами Нью-Йорка".

Но полиция очень быстро и очень легко доказала, что слова Таваны Броули - ложь. Что на самом деле 15-летняя девушка пропустила школу и отправилась навещать своего парня, который на тот момент сидел в тюрьме. У нее была очень суровая мать и отчим, который регулярно избивал ее за прогулы школы и за то, что ее ловили на воровстве в магазине. Отчим убил в драке свою предыдущую супругу... Так что страх наказания у Таваны Броули был очень велик. Настолько велик, что она придумала историю с похищением, обмазалась какашками и залезла в мусорный мешок.

Следов изнасилования медики не нашли. Признаков того, что тело девушки 4 дня находилось в холодном лесу тоже. А полицейский, совершивший суицид, даже теоретически не мог быть связан с подобного рода действиями.

Эл Шарптон и Барак Обама

Эл Шарптон и Барак Обама

Общественников, раздувавших шумиху вокруг имени Таваны Броули потом даже судили, но главный из них Эл Шарптон вывернул всю историю на свою пользу. Он стал еще более известен и с тех пор построил успешную карьеру в качестве активиста, журналиста и политика, добившись в итоге места в Белом доме - он был советником президента в годы правления Барака Обамы.

Тавана Броули в свою очередь так и осталась для афроамериканского сообщества символом полицейского насилия. "Полиция все врет, а Тавана говорит правду" - эта идея жива до сих пор.

Делай как надо!

Делай как надо!

В 1989 г. Спайк Ли снял фильм "Делай как надо!", в котором на одной из стен есть граффити со словами "Тавана говорила правду". А сама Тавана снялась в клипе, который стал саундтреком к этой ленте. "Делай как надо!" стал сенсационным событием для Америки и получил номинации на Оскар. Этот фильм создан как вдохновение для афроамериканцев бунтовать против полиции, которая безнаказанно убивает черных, а для прикрытия своих делишек, сталкивает их с белым населением.

"Делай как надо!" входит в многочисленные списки величайших фильмов не только Америки, но и мира. Так что если не смотрели - смело беритесь за просмотр. И его вдвойне будет интересно смотреть, учитывая контекст, в котором он был создан.

А о самой истории Таваны Броули никто так и не осмелился снять кино. Уж слишком эта история грязная... Саму девушку, кстати, быстро все забыли. Она сменила имя и работает медсестрой, живя в нищем районе.

Подписывайтесь на канал в Телеграм.

Показать полностью 7
Отличная работа, все прочитано!