Закон и реклама. Часть 1. Введение. Правовые основы

Сегодня я начинаю серию постов о том как наказывать нерадивых рекламщиков, чего это будет стоить вам, и какие в связи с этим мероприятием возникнут последствия.


Отказ от ответственности: На юридическом факультете я учился заочно, всего один семестр и было это 10 лет назад. Читайте законы, это полезно. Проверяйте меня и все инструкции из интернета.


Супер кратко: законы о рекламе хорошие, они работают, много кто на них плевал, ФАС работает и наказывает, им нужны только заявления граждан, заявления можно генерировать автоматически, но это делают мало людей -> спамить всё ещё выгодно. Просвещайтесь, присоединяйтесь, и спамить станет невыгодно.


Чуть подробнее:

1. Рекламная смс или звонок законны только если вы разрешили это рекламщику.

2. Федеральная Антимонопольная Служба следит за исполнением закона О рекламе.

3. По вашему заявлению ФАС расследует дело, получит доказательства и накажет рекламщика.  От 100 до 500 тыс рублей. В пользу государства, вы ничего не получите. Также ФАС будет отбиваться в суде если рекламщик попытается оспорить штраф.

4. Это займёт примерно полгода. Вашего внимания будет затрачено суммарно от нескольких минут до несколько часов (зависит от компетентности сотрудников ФАС и изворотливости рекламщика).

5. Всё делается по электронной почте, бесплатно, не нужно никаких электронных подписей, хождений куда-то, пошлин. Реально всё делается не вставая с дивана.

6. Есть риск что сторонние фирмы которые предлагают услуги рассылки смс вас забанят у себя, и вы перестанете получать нормальные смс, о доставке например или из банка. Актуальность этого пункта под вопросом, но я должен предупредить.

7. Число обращений в ФАС от граждан ничтожно мало. (на основной ящик ФАС регистрируется примерно 7 сообщений в сутки)

8. Есть много людей кто просвещает народные массы, и я в этом также немного помогу.

Сегодня мы  рассмотрим законодательные основы:

В целом, в рекламу в РФ регламентирует, внезапно, Закон о рекламе.

Как полагается умным мужам в академиях, начнём с определения:

Статья 3. Закона а Рекламе:

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

И тут любой здравомыслящий человек задаст вопрос: раз реклама должна быть адресована неопределённому кругу лиц, то смс или звонок поступающие на конкретный номер телефона рекламой считаться не будут? Всё? Конец истории? А вот нет. Этим вопросом ФАС заинтересовалась ещё в 2007 году, и вот что решила:

ПИСЬМО ФАС от 5 апреля 2007 г. N АЦ/4624

Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Итого, если в сообщении или звонке нет вашего имени и сообщение адресовано не лично вам (адресовано в смысле содержит указание на вас в сообщении) и это сообщение соответствует прочим условиям рекламы (см определение выше) то это реклама.

Причём тут ФАС вообще, они вроде бы про монополии?

Административный регламент по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

Короче ФАС.

Ближе к делу Статья 18:

Нам интересен пункт 1, разберём его.

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Это означает, что рекламораспространитель (см секцию закона с определениями) не имеет права слать рекламу кому попало. Ну допустим, а кто будет доказывать есть там согласие или нет? Продолжаем читать тот же пункт:

реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Это шик. Не мы должны доказывать что мы не давали согласия, а рекламщик должен доказывать что мы такое согласие давали. (Тут стоит отметить что не всегда в ФАС работают грамотные люди и иногда рекламщик может отмазаться, типа абонент согласился на информирование. В этом случае нужно будет объяснить нерадивому сотруднику ФАС что с этим делать, это тема отдельной статьи и будет позже). Но и это ещё не всё, читаем дальше

Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Это означает, что даже если мы где-то когда-то и дали согласие, то мы его элементарно можем отозвать. Это иногда полезно, наша позиция станет твёрже и оспорить её будет сложнее.

Штрафы? КоАП РФ статья 14.3

на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей

Юридическим лицам нормально так, да не супер много на одного абонента, но если тысячи людей будут писать заявления, то это будут в сумме большие деньги. Достаточно чтобы сумма штрафа составила больше чем прибыль с рассылки, и сразу всё отпадёт. Правда ИП штрафуется как физическое лицо, и там штраф 2500 руб максимум, это уже совсем как по слону дробиной.

Ещё интересное про обязанность хранения рекламы Статья 12. Закона О рекламе

Рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы

КоАП РФ Статья 19.31

на юридических лиц - от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей

Так что если рекламщик "забыл" что такая реклама вообще была, а нам удалось доказать что она была, то ещё немного пнуть можно.

Сроки давности, КоАП РФ статья 4.5

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено ... за нарушение законодательства Российской Федерации ... о рекламе ... по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Тут отдельно рекомендую взглянуть на оригинал этой статьи. Весьма ужасно сформулировано. Но это нас не должно остановить, нам важно что срок давности 1 год, а ФАС в него укладывается с хорошим запасом. Пусть и медленно, но наказание настигнет нарушителя закона.

Резюмируем: Законы норм, ведомство которое само всё сделает есть, надо только не лениться и формировать заявление о нарушении закона. Это тема следующих постов.


Судьба поданного заявления крайне интересна и также будет описана подробнейшим образом в следующих постах. Вот полный путь дела, ещё в 2012 году человек всё прошёл, на текущий момент ничего особенно не изменилось. https://habr.com/ru/post/157993/. У меня сейчас 10 заявлений в 10 разных регионах, там всё идёт по разному, так что будут рассмотрены все возможные ситуации.


Особо рекомендую ознакомиться со всеми материалами сайта http://www.rosspam.org/


Только действуя, изучая законы, требуя их соблюдения законным порядком, просвещая других мы сможем прижать нарушителей закона. И прижать больно.


Сводка по моим заявлениям:

sms: 6
flash-sms: 1
push: 1
звонок: 2
Заявлений всего: 10
Возбуждено дел всего: 4
В процессе рассмотрения заявления: 5
Попыток отказа: 2
Переубедил после отказа: 1
Заявлений в прокуратуру о незаконном отказе: 1

Лига Юристов

32K постов36.7K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. Действуют общие правила Пикабу.


2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:


- глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;


- оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;


- шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.