Заказное убийство. Начало конца рязанского троллейбуса
Пару дней назад как гром среди, казалось бы, ясного неба прогремела новость – в Рязани закрывают сразу три троллейбусных маршрута. Под нож пойдут троллейбусы №№2, 6 и 15. Это значит, что контактная сеть будет снята в Октябрьском городке (конечная троллейбуса №2), навсегда лишатся проводов улицы Вокзальная (на участке у вокзала Рязань-1), Новая, Горького.
Компенсировать закрытые троллейбусные маршруты обещают, ну вы уже догадались, великолепными, «комфортными» маршрутками.
Столь массовое закрытие муниципальных маршрутов происходит в новейшей истории Рязани впервые и наталкивает на мысль, что это начало конца рязанского троллейбуса, а возможно, и всего муниципального транспорта.
С чего все началось
Мы не будем отслеживать всю историю инфицирования Рязани маршруточной заразой, это тема для отдельного материала. Ограничимся событиями последнего года.
В конце мая 2017 года мэрия, тогда возглавляемая Олегом Булековым, руками начальника управления транспорта Андрея Каплинского начинает массово внедрять в маршрутках систему безналичной оплаты проезда. И тогда кажется, что к нам приходит XXI век, все радуются и ликуют. В прессе идет рекламная кампания, рассказывающая, как это удобно и распрекрасно. В этот же момент где-то начинают тихо грустить работники УРТ и Автоколонны-1310, ну а водители маршруток – громко возмущаться.
Итак, что же произошло? Первое – в маршрутках появилась возможность проезда по льготным карточкам, а значит на счета владельцев транспортных компаний стали сначала капать, а потом литься бюджетные рубли в качестве компенсации за провоз льготников. Второе – на те же счета посыпались денежки простых рязанцев, которые не любят греметь мелочью, а привыкли везде расплачиваться карточками. В итоге, транспортные бизнесмены – в шоколаде!
Как вы уже поняли первый поток денег был перенаправлен с муниципальных транспортных предприятий, которые и держались-то наплаву благодаря компенсациям из бюджета за льготников. Ну а маршрутчики, как известно, платят «хозяину» определенную фиксированную ренту за право выезжать на маршрут, а всё, что накидали пассажиры мелочью сверху, кладут себе в карман. Поэтому водители маршруток так любят теплый металлический звон и приходят в ужас от мерзкого пика платежной карточки.
Антикризисные менеджеры
После того как Булеков с Каплинским осыпали золотом коммерческих перевозчиков (кстати, большой вопрос, сделали ли они это из любви к инновациям или у них были какие-то иные интересы), оба тихонько оставили свои посты, предоставив расхлебывать заваренную кашу своим сменщикам – Сергею Карабасову и его тезке из «транспортного цеха» Кулику.
Они особенно миндальничать не стали и забубенили повышение проезда в транспорте более чем на 20%, даже до 1 января 2018 года не дотерпев, и тем самым нарушив все нормы. Публичное объяснение было такое – мы спасаем муниципальный транспорт, который при наших предшественниках пришел в полный упадок и погряз в долгах.
И вот в мае нынешнего года результат работы «антикризисных менеджеров» налицо. В Рязани закрывают сразу три троллейбусных маршрута. То есть никакой троллейбус Карабасов с Куликом не спасли. И главный вопрос: а хотели вообще?
А раз троллейбусу стало еще хуже, то давайте разберемся, кто опять получил все профиты от невиданного повышения тарифов на проезд. Вы все правильно поняли – это наши дорогие бизнесмены-перевозчики. Какое интересное совпадение, не находите? Чиновники мэрии меняются, а владельцы транспортных компаний продолжают стричь бабло. Не иначе они просто везунчики.
Вообще, если задуматься, какой это Клондайк – контролировать общественный транспорт в полумиллионном городе! И когда чиновники мэрии плачутся, что муниципальный транспорт убыточен, сразу вспоминаются плохие танцоры, а еще история с концессией «Водоканала». Когда те же чиновники из кожи вон вылезали, чтобы показать, какой он убыточный и побыстрее сбагрить стратегический для города объект частнику (с ним к тому моменту по всем признакам уже сложились «продуктивные» личные отношения). С владельцами транспортных компаний такая же история.
Что мы теряем и к чему придем
Почему маршрутка – это убогий транспорт для таких же городов, я подробно писать не буду. За полгода аргументация не изменилась, и прочитать мои доводы вы сможете в материале по ссылке.
Давайте лучше поговорим об исторически главном транспорте Рязани – троллейбусе.
В нашем городе он появился сразу после войны – в 1949 году и почти сразу завоевал городские улицы. Пика своей популярности этот вид транспорта достиг в тяжелые 90-е годы. Рязанцы, которым больше 30 лет, прекрасно помнят, какие толпы народа набивались в троллейбус, как нерегулярно они ходили и какое раздражение порой вызывали.
Вот здесь-то и появились те самые шустрые бизнесмены, которые предложили горожанам, казалось бы, отличную альтернативу медленным и переполненным троллейбусам – «Газель»-маршрутку. В ней и едешь быстро, и можно попросить остановить «за тем поворотом», и ждать долго не надо. Лепота же! Ну а городская власть, которая сразу после ухода легендарной «хозяйки города» Надежды Чумаковой превратилась в слабый безынициативный студень (каковым, по большому счету, и осталась), была только рада спихнуть решение транспортной проблемы на частников.
Потом правда выяснилось, что маршрутки неконтролируемо размножаются, ездят не по маршрутам и не по расписанию, создают аварийные ситуации на дорогах, да и в принципе зачастую представляют из себя жестяное ведро с понатыканными в произвольном порядке сиденьями. Правда, к тому моменту, когда до жителей Рязани и даже до некоторых чиновников начало доходить, какую инфекцию они занесли в город, спрут маршруточного лобби проник в коридоры власти и начал диктовать свои условия.
В то же время популярность троллейбусов и автобусов начала стремиться к уровню плинтуса. Главной клиентурой муниципального транспорта стали пенсионеры и другие льготники. И вот, с легкой руки господина Каплинского год назад цивилизованные виды городского транспорта потеряли и их.
Еще до «карточной революции» стало известно о «консервации», а фактически закрытии троллейбусного депо №1 на улице Дзержинского. К этой территории уже давно и настойчиво тянутся алчные ручонки застройщиков. Так что семейство 20-этажек на этом месте – лишь вопрос времени.
Буквально пару месяцев назад – новый удар по троллейбусу. Под предлогом создания полностью пешеходной зоны контактную сеть сняли в Лесопарке. Стоит ли говорить, что троллейбус был настоящим символом Лесопарка, частью городской истории и духа. Нам с вами этого объяснять не стоит, мы в Рязани не второй год живем…
Так что же это, как не целенаправленное уничтожение троллейбусного транспорта в Рязани?!
Прагматично настроенные рязанцы могут задать логичный вопрос: если отбросить «ностальгические сопли» про городскую историю, то зачем нам троллейбус? Ответ один – на данный момент это единственно возможный и проверенный экологический вид транспорта в Рязани. И пока нам предлагают замену в виде грузовых фургонов с прорезанными окнами (типа Ford Transit и Peugeot Boxer), а не электробусы или современные трамваи, троллейбусы городу нужны. Их парк, безусловно, надо обновлять, закупая низкопольные машины, создавать для троллейбусов и автобусов (но не маршруток!) выделенные полосы, организовать курсирование по расписанию. И уже скоро в такой обновленный транспорт переместятся не только пассажиры маршруток, но и автомобилисты, которые поймут, что лучше проехать Московское шоссе за 10 минут по выделенной автобусной полосе, чем постоять 40 минут в пробке у «Барса». Да и пресловутая пробка при таком подходе тоже вскоре канет в Лету.
Такая Рязань будет прекрасна для всех, кроме владельцев маршруточного бизнеса, а соответственно – лояльных им депутатов и чиновников. Но именно вышеперечисленные субъекты – хозяева нашего города, а никак не мы с вами, лишенные возможности даже выбирать мэра. Это означает только одно – нас ждут маршрутки, маршрутки и маршрутки. Они все так же будут переворачиваться, сбивать людей на пешеходниках, оборудоваться раскладными креслами, устраивать смертельно опасные гонки за 23 рублями, совершать кошмарные маневры, смердеть и разваливаться на ходу, их водители продолжат материться, курить в салоне, хамить, организовывать свалки и импровизированные общественные туалеты на каждой конечной.
Материал взят отсюда.
Автор: Александр Мойсеюк.