Вьетнамский цирк. Ч.3: Два Вьетнама
В предыдущих сериях:
Как-то так это всё в итоге делилось. В итоге эффект домино оказался не паранойей а явью, покрасившей почти весь Индокитай в красный.
Итак, после поражения при Дьенбьенфу перспектива победы в войне для Французов испарилась. Зато появился шанс быстро закончить этот цирк. Как раз выдался удобный случай, а именно — Женевская Конференция, проходившая с 26 апреля по 21 июля 1954 года, то есть как раз в момент окончания осады Дьенбьенфу. Поэтому Зяп и спешил со взятием крепости, посылая волны мяса на позиции французов. Кроме того, на конференции обсуждались вопросы Кореи, Лаоса, Камбоджи, но это нам не надо. А вот интересы США стоит рассмотреть. Правительству было понятно, что единая Корея для них потеряна, а вот антикоммунистический Вьетнам может стать вполне неплохой альтернативой. Да и Франция хотела сохранить своё влияние, поэтому по результатам переговоров Вьетнам разделялся по 17-й параллели на северную и южную часть, где первая отходила Демократической Республике Вьетнам со столицей в Ханое, а вторая уже Государству Вьетнам (про-французская администрация с Бао Даем) со столицей в Сайгоне. Как я и упоминал в первой части, Кохинхина была непосредственным протекторатом Франции, что и помогло ей удержать эти территории, в Тонкине же в районе Вьетбака был основной центр Вьетминя. Но во избежание корейского сценария (на самом деле нет), США настояли на проведение референдума об объединении в июле 1956 года. Казалось бы, что может пойти не так?
Много чего. Но об этом позже. Сперва стоит рассказать о том, что происходило между войнами в Северном Вьетнаме.
Да, не стоит забывать про то, что советы помогли вьетнамцам не только получить самолёты, но и научиться летать на них. Тот самый советский ас Иван и лётчики Ли Си Цыны
Коммунисты вошли в Ханой из которого уже съехали на Юг французские силы и лояльные им вьетнамцы, успевшие предусмотрительно спиздить и перевезти на юг основную часть промышленности. Хо Ши Мину досталось половина Вьетнама, разбитая инфраструктура и еле дышащее сельское хозяйство.
Строить социализм в своём Вьетнаме дядя Хо собирался с помощью веры в светлое будущее, насильственной коллективизации, честных тружеников и конечно же помощи белых и и жёлтых братьев по идеологии. Так за 10 лет советские специалисты помогли создать мощную систему ПВО, натренировать офицеров, восстановить промышленность, а некий сумрачный советский архитектор Игорь Алфёров даже составил план перестройки Ханоя. От китайских братушек ДРВ получила тонны вооружения, в том числе и тяжёлого, что позволило унифицировать и стандартизировать армию. Так всё те же калашматы и артиллерия в основном была китайского поклёпа. Некоторые виды вооружения вьетнамская промышленность производила сама. Например, РПГ 2, которые в стране красных древолазов были известны как B-40. Ещё тогда особого накала отношений между Вьетнамом и Китаем не было, поэтому Хо и соратники могли усаживаться на двух стульях сразу.
А ещё советы подвезли во Вьетнам кучу комплексов С-75, сумев наладить мощнейшую по своим временам систему ПВО. До того момента, как несколько сотен Стратофортрессов не сравняли её с землёй.
Но ладно, с восстановлением промышленности разобрались. Дальше самое вкусное — коллективизация. Тут всё по классике. К вам домой приходит узкоглазый ВиСи со словами Molodoy chelovek, proydemte. В лучшем случае вам смогут предложить за землю деньги, но в основном просто сгоняли нахуй силой оружия, даже если ты честный трудяга-работяга. Была программа по раздаче земли честным вьетминовцам, но в основном она использовалась для создания колхозов. Всё это привело к волнениям и бунту в родной провинции Хо Ши Мина, Нгеан. Но тот был вскоре подавлен силами 325-той дивизии, которая почти полностью состояла из уроженцев сего края. Данные по убитым разнятся от 1000 до 6000. Такие же неточные данные и по жертвам коллективизации. Максимальные оценки доходят до 100 тысяч. Но в целом пиздец был не такой масштабный, как в КНР и СССР в своё время. В основном благодаря своевременной миграции. Сразу после окончания Первой Индокитайской около миллиона человек переселилось на юг. Миграционные процессы не прекратились. Власти Северного Вьетнама пытались как-то бороться против бегства граждан к загнивающим, но получалось как-то не слишком успешно.
А это эквип среднестатистического бойца ВНА в вакууме. На самом деле за всю войну он несколько раз менялся. И если на раннем этапе вьетнамцы ходили в Хаки и с СКСами (как, например, показано во Взводе или Мы были солдатами), то ближе к 70 годам переоделись в Оливу и стали таскать ручные пулемёты с миномётами и РПГ.
Вьетнамская экспроприация земли. Самое примечательное тут конечно же портрет Мао. А всё потому что та самая вьетнамская земельная реформа была разработана при участии китайских чиновников. Эти же чиновники обучали вьетнамских чиновников, которых в ДРВ не хватало.
А теперь перейдём к событиям на Юге, где всё было гораздо сложнее, драматичнее и печальнее.
Уже знакомый нам император Вьетнама Бао Дай был ещё тем мудаком, который и правил-то формально. Аутируя в Париже, он назначил на должность премьер-министром некого Нго Динь Зьема, а функции полиции (в обмен на лояльность) доверил местной мафии Бин Суён (Bình Xuyên, исправьте, знатоки азиатских), которая прославилась атаками Сайгона во время Первой Индокитайской и крышеванием казино, наркобизнеса, шлюх в мирное время. И вот однажды решил как-то наш премьер-министр избавиться от этого синдиката, что последнему не понравилось. Собственно, в городе начинаются боевые действия, по результатам которых Бин Суён добились примерно нихуя. А если конкретнее, то налетели на штаб-квартиру Вьетнамской Национальной армии, разрушили центр города, получили пиздюлей и были разбиты. Сами столкновения длились неделю, начиная с 28 апреля 1955 года и привели к тому, что охуевший от такого расклада народ готов был слать Бао Дая куда подальше. Чем воспользовались Зьем и штаты.
23 октября 1955 года был проведён референдум о смещении Бао Дая и создании республики во главе с Нго Динь Зьемом. Мероприятие было проведено в лучших традициях “народных референдумов”: Зьем, имея власть над армией, смог организовать своё формальное голосование, в котором формально победил. В связи с победой, он отменил свободные выборы, назначенные по результатам Женевской Конференции. Так в стране, где недавно криминальный синдикат был полицией, а секты имеют собственные армии, к власти пришёл банановый диктатор.
Всё легитимно.
Но всё же стоит остановится на политике Зьема
Южный Вьетнам был демократической республикой, и чтобы сразу избежать вопросов вроде “почему это у в государстве демократия, но нас пиздят за несогласие с партией”, Зьем решил создать свою собственную, азиатскую вариацию. А точнее, решил истолковать демократию как «социальный нрав, основанный на определенном чувстве нравственного долга». То есть на государственном уровне даже формально не было какой-либо политической власти народа. Но это особо не помогало. Диссидентов карали бутылкой и изгнанием, а избирательные кампании были формальностью. Даже когда США решили настоять на проведении парламентских выборов, которые хотя бы отдалённо напоминали демократическое волеизъявление народа, партия просто-напросто запретила печатать имена кандидатов, а особо лидирующих в рейтингах паковали в пативен и увозили в джунгли.
Однако в экономическом плане Зьем достиг определённых успехов, если, конечно же, забыть про то что упоротый президент-католик прикрыл торговлю опиумом и бордели. Хотя данные развлечения во Вьетнаме не считались чем-то плохим. Благодаря реформам экономика Южного Вьетнама хоть и была зависима от США, но пыталась в самостоятельное развитие. Французское влияние в стране полностью сменилось на американское.
Также стоит отметить земельные реформы и местное освоение целины. Большинство используемых земель было распределено среди небольшого количества людей. Для повышения популярности Зьем решил провести данное мероприятие, выкупая и перераспределяя территорию среди крестьян, тем самым создав средний класс в виде обычного вьетнамского кулака. Было даже установлено ограничение по площади на человека, что по идее должно было помочь избавиться от проблемы. В реальности крупные землевладельцы просто переписывали имущество на своих родственников. По факту так ничего и не изменилось. Коммунистический метод был более по нраву народу, вечно униженному и оскорблённому. Да и эффективнее. Самое забавное, что после проведения такой честной реформы, крупнейшим землевладельцем стала Католическая церковь
Выше я упомянул о миллионе беженцев со стороны Северного Вьетнама. Власть Республики решила воспользоваться миграцией и заселить ими необработанные земли в районах дельты Меконга и Центрального плато. Местный аналог освоения целины назывался «Агровилль». Итог вышел такой же, как и в СССР. Основные технологические и научные мощности были направлены на модернизацию армии, поэтому машинно-тракторных станций не подвезли. Да и НФОЮВ (Вьетконг) пользовался этим, ведя агитацию (ну и иногда занимаясь конфискацией имущества) против капиталистической власти.
В общем, Республика Вьетнам двигалась по пути Южной Кореи: азиатская диктатура, относительный и переменный экономический успех, тонны коррупции и вечные военные перевороты. Но о последнем чуть позже.
А теперь настало время религии.
Вообще Вьетнам того времени полон лулзов на эту тему. На севере у нас страна победившего атеизма, на юге президент в буддисткой стране насаживает католицизм. Вне городов буддисты устраивают самосожжения и поднимают религиозные восстания. Различные секты со своими собственными самопровозглашенными божками держат под контролем целые провинции. Во время правления Нго Динь Зьема всем некатоликам жилось несладко. В итоге это приводило к волнениям и дикой ненависти к президенту. Против него выступали такие секты как Хоа Хао и Као Дай, а также самые обычные буддисты.
Да, это учение до сих пор существует. Собсна, слева виден портрет основателя
Хоа Хао как религия появилась в 1939 году в дельте Меконга, и во многом была схожа с буддизмом. Основал это учение самопровозглашенный бог Хуйнь Фу Сё, который запомнится очень весёлой и глупой смертью. Учение сразу завоевало популярность среди народа. Во время Японской оккупации сектанты поддерживали новую администрацию. Уже с началом Индокитайской войны, Бао Дай купил лояльность Хоа Хао. В 1947 году выходки Хуйнь Фу Сё конкретно доебали коммунистов. Несмотря на то, что его группировка состояла в основном из бомжей, численность в 15 000 и народная любовь усложняла ликвидацию. В итоге в апреле Его Величество Бога пригласили на переговоры, дабы обсудить объединение сил. Приехал Сё один, считая что божественное происхождение не даст ему помереть. Но реальность оказалась иной. Сразу после провала переговоров, Бога прибили и изрубили на мелкие куски. Авторитет учения упал и значительную роль оно перестало играть.
Воин_ки Као Дай. Они ждут твоих шуток про офицеров Вьетконга
С Као Дай всё иначе. Это учение появилось раньше, в начале ХХ века и в 1926 году приобрело статус одной из официальных религий Кохинхины. Во время Первой Индокитайской армия Као Дай выступала против всех, но судьбы Хоа Хао счастливо избежала. Хотя уже после Женевских Соглашений была нанята Бао Даем, который из неё, Хоа Хао и Бин Суёна создал лояльную себе армию. С приходом Зьема этот бомжатник был разогнан, Каодаисты ушли в подполье и смогли оттуда выбраться только после смерти президентов. Окончательно были разбиты во время Весеннего наступления в 1975 году.
Так вот, пора вернутся к буддистам. Ебанутая политика Зьема по отношению к последователям Будды привела к тому, что через время особо ущемлённые личности решили облить себя бензином и устроить самосожжение. И это сработало! Зьем опозорился на мировом уровне, США закрывали лицо ладонью, а НФОЮВ грёб профит в виде лояльных буддистов.И если учитывать, что основной аргументацией по поводу репрессий было «Вы все коммунисты, а я – демократ», то Вьетконг вполне имел шанс в 1963 году закончить войну.
Буддийский монах Тхить Куанг Дык, который начал тенденцию самосожжения среди буддийских монахов.
Но Зьем доебал не только коммунистов и буддистов, но ещё своих сограждан и американских союзников. В 1963 легитимного президента смещает и ремувит свой же генералитет. В течение следующих двух лет в кресле президента Вьетнама успевают посидеть 5 разных личностей. Каждый новый маняцарь оказывается хуже предыдущего, и в 1967 году на 8 лет правителем становится Нгуен Ван Тхьеу. Однако шаткая стабильность глобально никак не влияет, и Вьеткогн продолжает набирать популярность среди работяг.
Вообще попытки убрать Зьема предпринимались ещё раньше. В 1962 году два лётчика решили стать героями во всех смыслах, спиздив Скайрейдеры и полетев бомбить Президентский Дворец. Тут вспоминается Фолклендская война, где налёты на британский флот были запороты тем, что бомбы банально не взрывались. Видимо, то ли с низкой высоты осуществили сброс, то ли бомбы были настолько хуёвого качества, но первая упала рядом с Зьемом и не взорвалась, а вторая приземлилась в другой части дворца, убив несколько человек. Одного лётчика смогли поймать, второй же сумел сбежать.
Этот момент даже успели сфотографировать. Не хватает только полёта валькирий
С этого момента США начинают всё глубже вмешиваться в дела Вьетнама. Каждый новый диктатор начинает просирать всё больше и больше полимеров. Партизанская война усиливается, Северяне посылают 10 тысяч ихтамнетов в поддержку революционеров. В 1964 году несколько ебучих гуков взорвали отель, в котором располагались американские военные советники, а в августе того же года мирный американский корабль «Мэддокс» решает приблизиться к водам ДРВ, и с этого момента начинается самая смачная часть конфликта. Можете готовить свои Вьетнамский плейлист и включать Цельнометаллическую оболочку, потому что в следующем выпуске речь пойдёт о вступлении США в войну.
Первая леди Республики Вьетнам и разбомбленная часть дворца. Как видно, с точностью у тех лётчиков было не очень хорошо.
Источник: Cat_Cat. Автор: Георгий Параскев.
Личный хештег автора в ВК - #Параскев@catx2, а это наше Оглавление Cat_Cat (31.12.2019)
Лига историков
15.2K постов52K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения