960

Суровый обряд инициации у австралийских аборигенов

Церемония инициации в племени аранда (фото 1904 г.). 12-летнего мальчика подбрасывают и ловят его родственники-мужчины

Церемония инициации в племени аранда (фото 1904 г.). 12-летнего мальчика подбрасывают и ловят его родственники-мужчины

Чарлз П. Маунтфорд в 1947 г. совершил путешествие по пустынным областям Центральной Австралии, где у австралийцев нерушимо сохранились древние обычаи. Вот что он рассказывает:

«Дети австралийцев окружены всеобщим вниманием, ласками и заботой. Но потом приходит юность. И тогда беззаботная жизнь мальчика неожиданно обрывается.

Даже женщины, самые близкие ему: бабушка, мать, сестра — внезапно набрасываются на него и, угрожая пылающими факелами, изгоняют из места общего обитания (стоянки, лагеря). С этого времени и до окончания обряда обрезания — примерно в течение года — к юноше относятся как к отверженному. Спит он теперь в некотором отдалении от стоянки, никогда не приближается к женщинам и не разговаривает с ними. Он не говорит и со стариками, пока они сами не позовут его. Отвечая старикам, юноша обязан говорить только шепотом.

Жизнь изгнанника идет так: днем он находится среди мужчин, а по ночам спит у своего маленького костра за чертой стоянки племени. И вот, наконец, приходит день, когда старики хватают юношу и под причитания женщин, крики и топот мужчин, уже прошедших инициацию, ведут его в укромное место. Тут ближайшие родственники юноши — взрослые мужчины — вскрывают на своих руках вены и мажут кровью тело юноши. Длительный обряд инициации имеет целью обучить молодого австралийца законам рода и племени и дать ему религиозно-нравственное сознание.

При этом используется все, что может привести к достижению нужного результата: испытание голодом и болью для укрепления силы духа, атмосфера непостижимой загадочности.

Юноша, лежащий лицом вниз, слышит, но не видит, что происходит вокруг него. Только на мгновение позволяют ему поднять голову и в свете колеблющегося пламени костра взглянуть на это зрелище, вызывающее экстаз. Восприимчивый юноша настолько захвачен удивительными впечатлениями, что эта картина остается в его памяти на всю жизнь. Первый обряд инициации, включающий обрезание, является важнейшим шагом молодого австралийца на пути к зрелости.

После обрезания юноше надевают на голову отличительную повязку, которая свидетельствует о его общественном росте, и теперь его можно видеть лишь среди стариков-наставников и стражей. Он обязан избегать женщин и не смотреть на них. Его новое имя теперь — вангарапа — «скрывающийся мальчик». Вместе со стариками он совершает длительные и многотрудные путешествия, знакомясь с бытом других дружественных племен.

Церемония выбивания зубов, как дополнительная, необязательная инициация в Тотем дождя племени аранда. Правый верхний резец выбивается камнем. Зуб бросается в сторону места рождения матери посвящаемого

Церемония выбивания зубов, как дополнительная, необязательная инициация в Тотем дождя племени аранда. Правый верхний резец выбивается камнем. Зуб бросается в сторону места рождения матери посвящаемого

Следующий обряд посвящения связан с подрезанием полового органа (продольный разрез у основания пениса - Ред.); этот обряд символизирует, что юноша стал полноправным мужчиной. Теперь он может жениться, если его нареченная достаточно взрослая. Он может принимать участие в совете племени или рода. Подрезание является самым тяжелым и мучительным из всех испытаний и означает переход посвященного в полноправные члены общества.

К этому надо добавить, что далеко не все юноши оказываются в состоянии вынести все лишения и пытки, которым они подвергаются во время инициации: некоторые гибнут от истязаний и лишений. Вероятно, именно поэтому юноши, проходящие инициации, находятся в положении глубоко изолированных, женщинам и детям строжайше запрещено даже приближаться к той местности, где находится лагерь посвящаемых, чтобы они не могли видеть истязуемых и слышать их стоны и вопли.

Чрезвычайная жестокость посвятительных обрядов, несомненно, способствовала, с одной стороны, отсеву и уничтожению слабых телом и, главное, слабых духом, а с другой стороны, культивировала, поощряла и передавала по наследству высокие качества мужества, стойкости, скромности».

Матюшин Г.Н., У колыбели истории. М., «Просвещение», 1972 г., с. 191-193.

P.S. Нравятся наши познавательные посты? Поддержите нас любым донатом тут, на Пикабу:)

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества