Солнечная электростанция на 3 кВт. Опыт эксплуатации

Для ЛЛ:

Никогда не окупится, если есть подключение к сети.

Для отопления не годится.

В солнечный день мощность реальная.

В пасмурную погоду 30-50%.

В дождь выдает 10% от максимальной мощности.

Всем доброго времени суток.

В связи со стройкой дома и отсутствием внятных сроков подключения со стороны энергетиков в прошлом 2023 году приобрел комплект солнечной электростанции:

Инвертор Sila VII 3000MH.

Солнечная электростанция на 3 кВт. Опыт эксплуатации Солнечная батарея, Электричество, Электрика, Длиннопост

Инвертор с обвязкой

Имеет функцию подмешивания, т.е. основная энергия берется от солнечных панелей, а недостаток забирается из электрической сети. В случает пропадания электричества, переход на АКБ происходит практически мгновенно. Может работать без АКБ. Самая главная особенность, можно настроить на свой тип АКБ , указав верхний и нижний пределы напряжения. Нижний предел ограничен 40.6В, верхний 64В. Способен работать с высоким напряжением от панелей до 450В. В моей системе панели соединены последовательно и выходное напряжение в солнечную погоду более 300В

Максимальный ток заряда батарей - 60А.

При нагрузке до 2кВт шумит не сильно, на 3кВт уже ощутимо..

Инвертор можно запитывать от генератора, однако нужно учитывать, что для него лучше всего чистый синус от инверторного генератора, хотя и на китайском генераторе 6кВт с автоматической регулировкой напряжения тоже работал. В процессе эксплуатации выяснилась особенность. Если АКБ полностью заряжены, то внешний генератор уходил в защиту. У инвертора есть функция отдачи в сеть и, по всей видимости, он пытался проверить наличие сети, чем перегружал генератор, хотя в настройках эта функция была выключена.

Ещё особенность, хоть инвертор на 3кВт, но максимальный зарядный ток АКБ можно ставить 60А и при напряжении 58.8 это уже 3500Вт, и генератор надо подбирать с запасом либо снижать ток заряда в настройках.

Солнечные панели SilaSolar 580Вт/725Вт 16BB TOPCon ( TP Bifacial ) х 6шт.

Панели считаются наземного исполнения. Заявлена пиковая мощность 725Вт, на деле проверить не удалось, т.к. инвертор позволяет забрать только по 500Вт с каждой. Выходное напряжение каждой до 50В.

Солнечная электростанция на 3 кВт. Опыт эксплуатации Солнечная батарея, Электричество, Электрика, Длиннопост

Обвязка инвертора:

Солнечный кабель PV1-F 4.0 красный и черный - 40м

Разъем MC4-01 (30A) - 1шт, состоит из 2х половинок, каждая подключается к крайним панелям.

Автомат постоянного тока FPV-63 С16 - 1шт на вход от солнечных панелей

Автомат постоянного тока FPV-63 С63 - 1шт на вход от АКБ

Предохранитель FDS-32 - 2шт

Устройство защиты от импульсных перегрузок FSP-D40-2P - 1шт

Сдвоенные пакетники на 220В 16А на вход и выход.

Солнечная электростанция на 3 кВт. Опыт эксплуатации Солнечная батарея, Электричество, Электрика, Длиннопост

Обвязка инвертора

Аккумуляторы от Nissan Leaf.

Даже сейчас аккумуляторы для солнечных систем стоят более 300 000 рублей. Да, они более компактные, но цена тоже имеет значение.

Купил б/у батарею на разборке за 95 000 рублей, 7 делений по описанию. Там же на месте ее разобрал, т.к в сборе ее невозможно было поместить в багажник. Все шины,винты, провода в дальнейшем пригодились при компоновке в новую сборку.

Сама батарея содержит 48 Li-ion ячеек по 8.4В каждая, для солнечной системы используется 42 ячейки, соединённых по схеме 6 параллельно - 7 последовательно.

Хотелось задействовать все 48 ячеек, но схема 6 параллельно - 8 последовательно не реализуема, т.к. максимальное напряжение такой сборки 67,2В, при максимальном напряжении инвертора 64В. А схема 8 параллельно - 6 последовательно не укладывается в нижний предел инвертора 40.6В.

В настройках инвертора выставил максимальное напряжение заряда 58.6В, минимальное 40.6В. Емкость собранной батареи при испытании в реальных условиях составила 13кВт*ч . Новая батарея от Лифа имеет ёмкость 26кВт*ч. Так что мне попался достаточно живой экземпляр не смотря на возраст 12 лет.

Вес каждой ячейки 3,8кг, общий весь 3,8*42=159,6 кг, поэтому для удобства перемещения для батареи был изготовлен постамент на колесиках.

Солнечная электростанция на 3 кВт. Опыт эксплуатации Солнечная батарея, Электричество, Электрика, Длиннопост

Балансир.

При последовательном соединении АКБ вещь обязательная. Ячейка АКБ Ниссан Лиф на 8,4В внутри содержит 4 блока на 4.2В по схеме 2 последовательно - 2 параллельно. Наружу ячейки выведен средний общий контакт и его также надо задействовать при балансировке. Таким образом, для 7 ячеек нужен балансир на 14 батарей.

Балансир куплен на Али. Версия 12-16S. Реально выравнивает с точностью 1мВ. С подключением проблем не возникло. Стартуем от минусовой шины черным проводом до нужной плюсовой. Надписи на плате подскажут.

Солнечная электростанция на 3 кВт. Опыт эксплуатации Солнечная батарея, Электричество, Электрика, Длиннопост

https://aliexpress.ru/item/1005002617607510.html?spm=a2g2w.orderdetail.0.0.7ecf4aa65VmmPY&sku_id=12000031131958385

Медная шина.

Использовалась для соединения ячеек параллельно.

Стоимость шины 2мм толщины запредельная и сложно было найти. В итоге купил на барахолке моток толщиной 1мм и шириной 16мм нарезал на полосы и сложил по 2. При заряде АКБ ничего не греется.

Солнечная электростанция на 3 кВт. Опыт эксплуатации Солнечная батарея, Электричество, Электрика, Длиннопост

Провода 25кв.мм. и наконечники

Нужны для подключения АКБ к инвертору. При длине проводов не более 1,5м нагрев не ощущается. Смысла переплачивать за более толстый провод нет.

Куплены в магазине электротоваров.

BMS на 100A.

Солнечная электростанция на 3 кВт. Опыт эксплуатации Солнечная батарея, Электричество, Электрика, Длиннопост

https://aliexpress.ru/item/1005001803913333.html?spm=a2g2w.orderdetail.0.0.216d4aa6RizNhU&sku_id=12000033774459148

Система управления батареей. Защищает от глубокого разряда, от перезаряда и, вообще, нужная вещь. Куплен на Али. Версия 14S 48V. Имеет связь по Bluetooth с приложением на телефоне, очень удобно отслеживать состояние батареи. Хитрые китайцы написали 100А, а я не прочитал, что это на разряд. На заряд пишут предел 50А, однако и 60А держит спокойно, не перегревается.

Стоимость всего вышеперечисленного вышла ориентировочно 310 000 рублей.

Размещение.

Размещение панелей на крыше не рассматривалось. Комплект панелей на 3 кВт из-за размера на южной стороне было не разместить, независимо от типа панелей, а на земле места с избытком. Из подручных материалов и штатных опор был изготовлен постамент, который прекрасно перенёс зиму. Угол установки выбран равным широте, в моем случае - 43 градуса. В будущем планируется перенос батарей на сварную конструкцию.

Окупаемость.

Вопрос об окупаемости системы не ставился. Но если альтернативой является только бензиновый генератор, то за полтора-два года расходы на бензин и покупку генератора оказываются соизмеримыми, а срок подключения к электричеству обещал быть именно таким. В итоге был суд с энергетиками, волшебные пинки из прокуратуры и ФАС и электричество подключили быстрее, но это уже другая история.

В среднем система может дать 15 кВт*ч/день, при средней стоимости за 1 кВт 4,5 рублей , экономия в день составит 67,5 рублей. Т.е. затраты отобьются только через 12 лет.

Эффективность работы.

В солнечный день панели дают честные 3 кВт в течение как минимум 3 часов. На восходе, когда солнце только встало и освещает панели выработка в районе 1 кВт. Производитель заявляет среднюю выработку 15кВт*ч/день, в короткие зимние дни это реально достижимо, но погода должна быть идеальной. Основная мощность забирается в середине дня.

На закате весной, когда солнце перпендикулярно панелям - 300-400 Вт.

При переменной облачности максимум 1,5-2кВт.

В пасмурную погоду максимум 700-1200Вт.

В сильный дождь максимум 250-300Вт. Т.е. как и пишут в открытых источниках, 10% от максимальной.

Панели обязательно должны быть полностью открыты солнцу. Даже незначительное затенение одной панели существенно снижает выработку. Для примера , затенение ладонью одной секции снизило мощность с 3 до 2 кВт. Что тогда говорить о тени от дерева.

Итог.

В настоящее время система работает в резерве. Обеспечивает практически мгновенный переход на АКБ в случае отключения света и достаточную автономность.

Стал бы я ее приобретать, если бы у меня было постоянное электричество? Скорее всего нет. При отключениях на пару часов можно использовать либо генератор либо менее мощные и менее дорогие солнечные системы. В том случае, если электричества нет вообще, то подобная система имеет место быть, но только совместно с дополнительным источником тепла либо газовым, либо твердотопливным. Отапливать помещения от солнечных панелей крайне неэффективно. Если говорить о солнечных коллекторах, то оценив их стоимость сложность их монтажа на крыше дома, т.к. других мест не было, я решил поставить дровяную печь.

До подключения основного электричества к дому, система обеспечивала работу котла отопления на мощности 1кВт, чтобы предотвратить замерзание водяного теплого пола. И 1кВт тратился тепловентилятором на обогрев зоны, где стояли АКБ. Литиевым аккумуляторам не рекомендовано заряжаться при минусовых температурах. Температура ночами была до -11. Раз в неделю приходилось при помощи генератора подзаряжать АКБ. Того, что система вырабатывала днем оказывалось недостаточно. Когда к дому было подключено электричество, проверка системы на прочность была прекращена.

P.S. Ответ на часто задаваемый вопрос - почему не генератор?

  1. Генератор шумит, за ним надо следить, его надо шумоизолировать, ему желательно отдельное помещение.

  2. Генератор тратит бензин и ему все равно, что он питает, или простую зарядку от телефона или тэны водонагревателя. Значит, все равно будут нужны АКБ и преобразователь, чтобы генератор за вменяемое время забил АКБ и его можно было выключить.

  3. Чтобы не чувствовать дефицита энергии и нормально пользоваться бытовой техникой нужно порядка 9кВт*ч в день. Т.е. генератор мощностью 3кВт должен будет работать 3 часа на заряд АКБ. Если брать генератор мощнее, то и инвертор надо ставить мощнее.

  4. Расход бензина инверторного генератора на 3кВт составляет 2.1л/час в идеале. В день нужно 3 часа работы. В год будет потрачено бензина 2,1*3*365= 2 299,5л. При цене бензина 52р за литр выйдет расход на бензин в год 119 574 рубля. С большой долей вероятности, генератор за год потратит свой ресурс, поэтому на следующий год придется покупать новый. Добавляем расходы на АКБ и инвертор, в итоге разница получается не слишком впечатляющей. А удобство использование в разы выше.

Расчеты весьма приблизительны, но размер расходов оценить позволяют.

Можно, конечно, использовать режим жесткой экономии, готовить на газу, телефон заряжать на работе, выкрутить все лампочки, холодильник зимой не использовать, и так холодно, но тут уже вопрос комфорта проживания и готовности за него платить.