12

Синдром самозванца

Серия Записки видеографа

Мотивационные коучи любят подкреплять в учениках самоуверенность, чтобы те заносили больше денег действовали смелее. Даже взяли на вооружение термин «синдром самозванца» - это когда ты недооцениваешь себя как специалиста. Думаешь, что ещё недостаточно хорош, что ещё рано замахиваться на серьёзные задачи.

У американцев есть своя поговорка: «Fake it till you make it» - «претворяйся, пока не получится». Изображай эксперта с самого начала, даже когда вообще нет опыта. Так у тебя появятся заказы, с заказами придёт опыт, и ты станешь всамделишным специалистом. И дальше уже никто не вспомнит, с чего всё начиналось.

Неуверенным людям это действительно полезно, потому что они склонны недооценивать себя. «Синдром самозванца» как раз про них.

Но на практике я гораздо чаще сталкиваюсь не с заниженной самооценкой, а с банальным непрофессионализмом. Например, второй оператор не умеет попадать в фокус и экспозицию, не умеет выполнять команды, не умеет снимать без тряски - много чего не умеет. И работать с ним невозможно, увы - его материал будет хуже, чем если бы я снял всё в одну камеру.

Правда в том, что у каждого свой уровень компетенции. Для каких-то задач он будет достаточный, для каких-то избыточный, а для каких-то не потянет. Например, если ты можешь круто снимать дорогую рекламу, это совершенно не значит, что ты круто снимешь свадьбу - тут другая поляна с другими навыками. И наоборот.

Самое правильное - сразу обозначить, что ты умеешь и что не умеешь, и обсудить портфолио с руководителем. Возможно, он оценит твои навыки выше, чем ты думаешь. Возможно наоборот ). Признаться в некомпетентности лучше, чем завалить поставленную задачу. Но!

По моим наблюдениям, чем больше опыт, тем выше самоуверенность. На вторых ролях это значит следующее: вместо выполнения задач человек будет объяснять мне, что я неправ и надо делать по-другому. У него жопато больше! Я работаю с такими ровно два раза - первый и последний.