Школы, в которых вместо детских площадок были кладбища

Канадская комиссия по установлению истины и примирению опубликовала результаты более чем столетней практики злоупотреблений в индейских школах-интернатах. Между 1880-ми и 1990-ми годами 150 000 детей аборигенов были отправлены в учреждения, где они были лишены своего языка и культуры. Многие столкнулись с эмоциональным, физическим и сексуальным насилием.

Школы, в которых вместо детских площадок были кладбища Канада, Геноцид, Коренные народы, Негатив, Длиннопост

Я пробирался сквозь ожидающуюся толпу в бальном зале отеля в центре Оттавы. Это была комната без кресел. Несколько сотен человек, в том числе бывшие учащиеся школ-интернатов, известные как «оставшиеся в живых», многие из которых теперь уже пожилые, стояли плечом к плечу со съемочной группой.

Мероприятие должно было транслироваться в прямом эфире по всей стране. Редко когда мероприятие, проводимое аборигенами, привлекало такое национальное внимание. Все с нетерпением ждали долгожданных выводов Комиссии по установлению истины и примирению.

Хотя этот момент стал кульминацией семилетнего расследования, многие выжившие ждали несколько десятилетий, чтобы поделиться своими историями. Многие испытали такой стыд за пережитое насилие, что никогда не рассказали ни одной живой душе, ни своим семьям, ни своим друзьям - до тех пор, пока комиссия не прибыла в их уголок Канады. Комиссия позволит им, по крайней мере, начать свое путешествие к исцелению.

Расследование было больше похоже на бесконечный марафон, одиссею. Три уполномоченных проехали десятки тысяч миль в сотни населенных пунктов, даже по самым удаленным берегам Северного Ледовитого океана, чтобы услышать рассказ за рассказом о жестоком обращении. По общему мнению, работа комиссаров была трудной физически и эмоционально изнурительной. Теперь, когда собраны доказательства, для Канады должен настать момент расплаты.

Школы, в которых вместо детских площадок были кладбища Канада, Геноцид, Коренные народы, Негатив, Длиннопост

В зале воцарилась тишина, когда к трибуне подошел Мюррей Синклер, председатель Комиссии и ведущий канадский судья по делам аборигенов. Высокий, властный и августейший, его белые волосы, казалось, стали еще белее под тяжестью множества печальных историй, которые он теперь нес с собой. Когда он представился, зал разразился громкими оглушительными аплодисментами, усиленными энергичным барабанным боем и аплодисментами. Это был приём для героя, возвращающегося с тяжелой миссии.

Судья Синклер, охарактеризовавший эпоху школ-интернатов как одну из «самых мрачных и тревожных глав» в истории Канады, начал зачитывать свои выводы - скорее, список обвинений.

Он сказал, что семь поколений детей были «лишены любви к своей семье, самоуважения и… идентичности» в течение столетия.

Громким, гулким голосом он обвинил правительства и церкви Канады в попытке «стереть с лица земли культуру и историю многих великих и гордых народов».

Он сказал, что имели место «дискриминация, лишения и все виды физического, сексуального, эмоционального и психического насилия».

Его слова явно вызвали болезненные детские воспоминания. Вокруг меня люди начали всхлипывать, плакать и даже рыдать. Ассистенты раздали им салфетки и стаканы с водой. Казалось, что люди собрались не только для того, чтобы послушать отчет, но и для того, чтобы испытать коллективную эмоциональную разрядку.

Затем двумя словами он вынес свой приговор: «Культурный геноцид».

И снова зал разразился бурными аплодисментами. Для них это было долгожданным подтверждением, но для многих канадцев это будет озадачивающая новость. Разве они не были в конце концов любящими природу милыми парнями? Судья Синклер показал им их темную сторону.

Но он предоставил коллеге-уполномоченному сообщить трагическую новость о том, что 6000 детей аборигенов умерли от недоедания и болезней в школах-интернатах. Это были те, о которых они знали. По ее словам, многие записи были уничтожены. Школьные власти явно мало заботились о семьях - многим никогда не сообщали о потере своих сыновей и дочерей. Часто мальчиков и девочек хоронили на территории школы, где, по ее словам, были «кладбища, но не детские площадки».

«Мы не можем забыть то, что мы узнали», - сказала она.

Судья Синклер обвинил систему школ-интернатов в дисфункции, хаосе и бедности в общинах коренных народов сегодня. Они сталкиваются с высоким уровнем преступности, наркомании и безработицы, а также с грустными перспективами в области здравоохранения и образования.

Когда правда вышла наружу, пришло примирение. Судья Синклер сформулировал 94 рекомендации, действительно предварительные условия для истинного примирения. Хотя один из них потребовал от Папы официальных извинений - многие школы принадлежали католикам, - большинство призвали политических лидеров Канады взять на себя обязательство сократить разрыв между коренными и неаборигенными канадцами.

Пока что правительство согласилось только на одно. Однако явным признаком того, что назревают выборы, оппозиционные партии согласились, в случае их избрания, выполнить все рекомендации.

Одно из этих ключевых требований состоит в том, чтобы эта позорная глава канадской истории преподавалась в качестве обязательного предмета во всех канадских школах. Без сомнения, одна из ключевых дат, которые студенты никогда не забудут, - это день, когда судья Синклер заставил канадцев признать свое прошлое.


https://www.bbc.com/news/magazine-33099511


P. S. Вот ещё одна статья на эту тему:

Канада оплакивает останки 215 детей, найденных в школе для коренных народов

https://www.bbc.com/news/world-us-canada-57291530