14

Школа жизни, или Как на самом деле звали Пушкина.

Я очень долго не писал об этом. Меня обвиняли в эгоизме, максимализме и самоутверждении за счет детей. Прошло больше года после первого урока, проведенного в московской общеобразовательной школе. Я вспоминаю о том времени как о самом счастливом в своей жизни, несмотря ни на что. И вот я пишу о том, на что тогда старался не смотреть

Конечно, я опоздал на первый урок.

8.00, ноябрь, темнотища, ливень, юг Москвы. Сел не на тот автобус. Вышел на МКАД. Или на Ленинском. Там не разберешь. Машины — шасть-шасть, фуры.

Урок через 5 минут, а я на шоссе.

Мокрый и уставший ввалился в школу. Опоздал минут на двадцать. Из зарплаты не вычли.

Первый урок был в 8 «А». Перед дверью трясся, а вошел — ничего, осмелел. Представили: Артем Николаич, ваш новый учитель по русскому и литературе. Прошу то-то и то-то. Ну, как обычно. Потом завуч вышла, и мы остались одни. Они меня оценили, тихонько сели. И я повел свой первый урок. Кажется, за все время так тихо они сидели только на сочинениях. Изучали, прощупывали почву: что можно, что нельзя. Почти везде промахнулись. А я рассказывал им о том, что русская литература совсем не скучная, и я им это докажу, и чтобы они забыли все, что знали. Короче, что-то о том, что с сегодняшнего дня начинается новая страница в их жизни.

Так я стал школьным учителем.



Неделей раньше я пришел устраиваться на работу. Однокурсница дала телефон школы. Это было как-то так:

— В школе работать хочешь?

— Хочу.

— Ну, я тебе телефон скину.

Скинула. Телефон, адрес и фамилию завуча: Недоумова. Хорошая фамилия, думаю, для завуча.

Позвонил, договорился. Через два дня я был уже у порога школы. Говорю охраннику:

— Мне нужна Недоумова.

— А это кто?

— Завуч.

Проводил до директорской.

— Вам кого?

— Пришел на работу устраиваться. Учитель русского и литературы. Мне нужна Недоумова…

— Я Недумова, — поправила меня добродушная женщина с советским вариантом афро на голове. — Пройдемте.

Предостерегли детьми, гарантировали, что сладкой жизни не будет. Обещали помогать, идти навстречу, мол, студент. Дали испытательный срок в неделю, сказали, до меня уже три учителя не выдержали. На десерт оставили новость, что буду преподавать пятиклашкам — ни много ни мало семь уроков в неделю. Ну, ничего, думаю, управлюсь как-нибудь. Хотя мне с маленькими детьми всегда было тяжелее.



Жил я на другом конце города. Дорога от дома до школы занимала чуть больше полутора часов. В школе я обязан был появляться за 15 минут до начала урока, чтобы, как говорили, «подготовить класс». Напомню, первый урок начинается в 8.30. Впервые за последние пять лет я начал ложиться не в тот день, в который вставал.

Досыпать в метро не всегда удавалось. Листал учебники, книги, смотрел в интернете. Боялся ударить в грязь лицом перед школьниками. Кажется, я знал тогда даже рост Натальи Гончаровой и детали всех дуэлей Пушкина. Однако это меня не спасало, а только усугубляло ситуацию.

— Вы даете детям очень много лишней информации, — говорила мне завуч по дисциплине, она же учительница по информатике. — Я не услышала главного.

— А что главное? — спросил я.

— Ну, не знаю. Даты, там, имена какие-нибудь.

— А вам было интересно?

— Мне было интересно. Но я взрослый человек. А они дети. Вот если бы я была вашей студенткой…

Но она, слава богу, не была моей студенткой.

В чем загвоздка, размышлял я. Хотелось показать детям, что Пушкин, Гоголь и Толстой не просто бородатые или не очень дяди на портретах, а живые люди, у которых были свои слабости, желания и пороки. Они не просто существовали, чтобы писать книги, — они жили. Они тоже страдали, любили и предавали. Кто-то был из них подлец, кто-то пропойца, кто-то страстный любовник и интриган. И это работало. Я видел, как у детей горели глаза, когда они узнавали, как умирал Пушкин, как из-за угла смеялся над обществом Лермонтов или как Гоголь мучился последние годы жизни. За одной подобной историей последовал скандал.



Ко мне подошла директриса.

— Артем Николаич, зайдите ко мне в кабинет после уроков.

Директриса была женщиной властной и жестокосердной. Она на каждом шагу напоминала о своем юридическом образовании, напирала на слово «коллега» и после выговора не забывала подвести итог. Итог она называла «сухим остатком». Уже от учеников я узнал, что до работы в школе она заведовала детской колонией. Дети ее не любили и боялись. Учителя тоже, но боязнь перед директором в школьных кругах принято называть уважением.

И уважать ее было за что. Школа благодаря ей была действительно хорошей. Слабых детей и детей из неблагоприятных семей (что часто одно и то же) она довольно скоро, обычно после 9-го класса, сплавляла в ПТУ (или в, как сейчас их называют, «колледж»); детей неглупых, но любивших пошалить, попросту запугивала и осаждала. Детская жестокость, совершенно нормальная для детей 10–13 лет, здесь побуждалась жестокостью взрослой (словесной). Кроме того, практически все дети были из славянских семей, и здесь это считалось достижением. В общем, директриса держала школу в ежовых рукавицах. Как-то на уроке я рассказал детям, откуда пошло это словосочетание.

Вот такой человек сидел передо мной в кожаном кресле. За спиной ее чувствовалась поддержка президента, стабильно взирающего со стены. Она выдержала театральную паузу и буравила меня взглядом. У меня зачесалось колено.

— Вы знаете, что это? — она показала мне лист. Сдавленным голосом я ответил «нет», но произнести не получилось. Они ликующе продолжила: — Это докладная! На имя директора. На мое имя! Коллега, вы понимаете, что это значит?

— Нет, — все же выговорил я.

— А я вам прочитаю!

И она прочитала. В двух словах: родители 7 «Б» класса просили уволить меня за то, что я «называл Пушкина Сашей и рассказывал про личную жизнь великого поэта в таких выражениях, что…» ну и так далее. Подписи родителей, дата. Она продолжила:

— Вы что себе позволяете? Вы вообще понимаете, что это статья?! Я вам как юрист говорю. На вас могут подать в суд. И они это сделают! Нет, я понимаю, коллега, вы молодой, кровь кипит… Но кто вам дал право — вам! — называть Александра Сергеевича Пушкина Сашей?! Это непедагогично!

Колено чесалось все сильнее. Да все, говорю, его так называли. Да и как мне еще называть пятилетнего мальчика?

После мне досталось за историю о том, как Пушкин по ошибке обнял жену Карамзина. И за другие его любовные похождения.

–- Что же, давайте еще и про Маяковского рассказывать: кто там с кем спал?!

Обязательно надо, подумал я.

— Артем Николаич! Вы же учитель литературы! Вы должны воспитывать нравственность. В современном мире достаточно грязи. А вы, наоборот, должны говорить — о другом, о высоком. Вы же не будете больше рассказывать подобные истории?

— Ну, Есенин нескоро, — у меня еще оставался запал наглости.

Но больше всего нареканий почему-то вызвал именно этот «Саша», как будто Пушкина звали Валерой.

— Вы не знаете педагогики! Вы вообще Макаренко читали?

— Нет.

— Вот! — наконец-то подловила меня директриса. — Не читали! А стоило бы!

Я почувствовал себя диссидентом.

— Сократ тоже не читал.

Эту фразу она пропустила мимо ушей.

— Ну что ж, коллега, давайте подведем сухой остаток.

Мне дали ручку и бумагу и продиктовали текст моей первой объяснительной.

Из кабинета директора я вышел потрепанным маленьким человеком. Сам виноват. Не нужно было на первой же неделе рассказывать такие истории. Они рассказали родителям не со зла, хотели поделиться («Мама, мама, у нас такой учитель по литературе… он нам такое рассказал!»).

И как ни странно, именно это «Саша» меня коробило больше всего. Мне казалось это вопиющей несправедливостью. Я шел по улице и пинал ботинком камень, а казалось, что себя пинал.

Детям из 7 «Б» я ничего не сказал. Старался быть аккуратнее. Да они и сами знали, чего там. На их уроках мне было грустно. Они это чувствовали. Зато я поделился историей с несколькими учениками из восьмых классов, которые тянулись ко мне. Их поддержки я и искал. Обо мне заговорили учителя. Больше ругали. И ругали, само собой, при детях.

Так по школе пошла моя слава. Иногда на переменках в кабинет забегали девочки и мальчики (но больше девочки) не из моих классов и звонко спрашивали:

— А это вы новый учитель по литературе?



Несмотря ни на что, я продолжал вести уроки так, как считал нужным. Я создал свой список произведений в альтернативу школьному. Никто не возражал. Даже завуч. Я вставил в программу стихи Давыдова, Веневитинова, Баратынского, Кюхельбекера, Радищева и других. И рассказал об их судьбах. И все были на дружеской ноге с Пушкиным, Крыловым и Лермонтовым. Я рассказывал им, как люди общались, вели себя в обществе, развлекались в то время. Что был такой поэт и бравый гусар Денис Давыдов, который за раз мог выпить столько, сколько сегодня не покупают; что всем известный Кюхля–Кюхельбекер всех пережил и умер слепым, а Тютчев писал не только про природу, но еще про смерть, что в молодости он похоронил любимую жену и за ночь поседел у ее постели, а в старости влюбился в молодую девушку. Так оживали дипломат Тютчев, и помещик Фет, и Лесков, и Некрасов. Мне поверили, что литература может быть нескучной.

Я чувствовал себя счастливым. Казалось, еще чуть-чуть — и мне вручат Нобелевскую премию.

*

Русский язык был моей проблемой. Скажем, я не знал типов придаточных, и это знание мне казалось бесполезным. Я задавался вопросом: как сделать занятия по русскому языку интересными? И не нашел конкретного ответа. Только благодаря харизме, знаниям и остроумию мне удавалось держать интерес к предмету на уровне. Иногда я сам ошибался, и отличница с первой парты меня поправляла. Екало сердце, потели ладони, чесалось колено, но я продолжал.
[продолжение в комментариях]

Дубликаты не найдены

+5
В итоге русского языка меня лишили. Поначалу сильно переживал, но потом смирился. Литература оставалась за мной. Забрали у меня и пятый класс, с которым я так и не смог сладить. Уроки превращались в балаган, а быть строгой тетенькой, бьющей указкой по пальцам, у меня таланта не было. С седьмым и восьмыми классами я смог договориться, они вели себя почти идеально. Учителя этому не верили. Многие ученики меня уважали, не боясь. Чье-то доверие приходилось заслуживать. Во всяком случае, я был честен.

***

Помимо литературы и русского, я преподавал еще один предмет, который для отчетности назвал «история искусств». Там я рассказывал обо всем: Леонардо да Винчи, Сюрреализм, Никола Тесла, немое кино, фашистская Германия. Мой рассказ сопровождался аудио-, видео- и фотоматериалами. Проектор мне не давали, и я проводил занятия то тут, то там.

Это был необязательный предмет. Вел я его в большую перемену между шестым и седьмым уроком. Все, казалось бы, говорило против меня, однако почти всегда был аншлаг, в классе не хватало мест, и дети сидели на полу. Приходили ребята и из других классов. Мне казалось, что я все делаю правильно. Но и тут нашлись, что мне предъявить:

— Почему вы проводите занятие в перемену?! Из-за вас дети опаздывают на другие уроки. — Я устало слушал и почесывал колено. Меня распекали как пятиклассника. И ни слова благодарности.

***

Я избегал общения с «коллегами», предпочитая им учеников. А после уроков ускользал из школы, обходя директорский кабинет.

Но я обязан был посещать педсоветы, на которых собирались все учителя и получали «важную информацию»: когда каникулы, что с зарплатой, кто из учеников «особо отличился». Короче: обсуждалось, кого похвалить, кого поругать. Обычно это были одни и те же лица. Как-то раз директриса обмолвилась о том, что один из учителей в декабре получил 60 бонусов за хорошую работу.

— А напомню, что один бонус — это тысяча рублей прибавки к заработной плате.

Хорошая зарплата у моих коллег, подумал еще тогда. Как эти бонусные двести тысяч каждый месяц распределялись, никто не знал.

Конечно, за весь учебный год ни одного бонуса я не удостоился. А за то, что об этой кухне рассказал детям, впоследствии получил по шапке. Пока сочинял очередную объяснительную, директриса, переходя на крик, жаловалась в соседнем кабинете:

— Он думает, он тут самый умный!

Эк разгадала!

Я был вольнодумцем, вольтерьянцем, если хотите. И конечно, чувствовал, что торжествовать оставалось мне не долго. Дети понимали, что я веду неравную войну. И за это уважали еще больше. Они, конечно, утверждали, что не дадут меня уволить, но я знал, что в этой войне их мнение уже никто не будет слушать.

Я ощущал себя предпринимателем, перешедшим дорогу большой шишке. На душе было погано от таких дел. Я все больше стал общаться с учениками вне школы.

***

Однажды повез детей на экскурсию в Музей Маяковского. В свой выходной. Никто, конечно, ничего не оплачивал. Собралось двадцать человек. По указу директрисы с нами поехала еще одна учительница. Молодая девушка из педагогического, ей отдали вести мой русский.

Экскурсию в музее я проводил сам. Все были в восторге. И от музея, и от Маяковского. Потом мы прошлись по Москве до памятника Достоевскому. Мне казалось, что это успех. Еще один писатель стал им ближе.

В понедельник за экскурсию я уже получал очередной втык и писал объяснительную. Девушка из педагогического доложила, что в музее я рассказывал «какие-то гадости» и вообще выдуманные истории и что получилась не экскурсия, а неизвестно что.

***

На занятиях я пользовался айпэдом. Со мной всегда были все нужные книги и материалы. Детям нравилось, что их учитель по литературе современный человек. На переменах мы играли в шахматы или я показывал им обучающие программы по анатомии, химии и астрономии. Но насколько дети были за айпэд, настолько учителя были против.

Как-то раз я подошел к учителю по информатике, усатому мужчине, попросить пароль от школьного вайфая:

— А вы знаете, что вы не имеете права пользоваться вашим компьютером в школе?

— Почему это? — удивился я.

— А он не зарегистрирован. Все компьютеры должны быть зарегистрированы.

— Ну, давайте зарегистрируем.

— Надо писать бумагу.

Пароль я узнал от учеников.

***

Со временем все устоялось. Учителя меня дружно не любили, ученики — наоборот. Конечно, не все учителя и не все ученики. Но на моей стороне были родители. В большинстве они воспринимали меня как глоток свежего воздуха.

Перед первым родительским собранием мне было сложно дышать. Предстоял разговор с написавшими на меня докладную. Я стоял у двери в кабинет и ждал своей очереди. Нервничал я необычайно. Как будто в тот момент за дверью рожала моя жена.

После собрания родители изменили свое отношение. Я говорил уверенно, я знал, что я делаю. Меня простили за «Сашу» и прочее. Мне поверили. Теперь у меня тоже была поддержка с тылу. Пусть не президентская, и все же.

Детей же никто в расчет не ставил. Более того, когда я аргументировал свою работу их мнением, мне отвечали:

— Ну это же дети! Они ничего не понимают. Вы можете вешать им лапшу, а они и поверят.

Вот, значит, как работают некоторые учителя.

Мне стало обидно за детей. На протяжении 11 лет их запугивают оценками, навязывают свои ценности. Их мнение ни во что не ставится. Они и не люди вовсе. Зато появляется культ дневника как документа, говорящего о том, какой ты человек. Оценка становится не идентификатором знания, а наградой или наказанием. Отличник всегда отличник, двоечник всегда двоечник. Оценка — клеймо, по которому судят, запоминают. И помнят.

Я пытался объяснить детям, что жизнь гораздо проще, чем в устах учителей. Что ваши знания — это ваши знания, и оценки их не отражают. Что вы можете больше, чем о вас думают. Я пытался научить их думать. И потому мы почти не открывали школьных учебников. Вся правда была в текстах, которые мы читали.

Их учили не авторы учебников, а Гоголь, Лесков, Толстой, Чехов и Платонов.

***

Учебный год близился к концу. Основную программу мы прошли, и я мог позволить себе почитать им стихи Бродского, о котором в трех классах слышал только один человек, и прозу Довлатова. Довлатова цитировали в коридорах. Я понял, что это победа.

Иногда я экспериментировал и читал отрывки из Стоппарда, Набокова и пока неизвестных им писателей. Дети говорили о своих мыслях, и у них получалось.

Первому, чему научается человек, — думать. И за школьные годы нас учат тому, что думать — это решать, запоминать, констатировать. Нас не учат размышлять. Нам предлагают согласиться или нет с чужим мнением. Мы выбираем одно из двух. Так мир делится на плохое и хорошее. Такое мировоззрение нам в наследство досталось от советского времени. Этому мировоззрению учат и в педвузах молодых учителей, чтобы они тому же учили детей.

Конечно, одного года мало, чтобы что-то изменить, как-то значительно повлиять, тем более на семи-восьмиклассников. В этом возрасте все дети — пластин, из которого можно слепить практически все что угодно. Они бешено впитывают не только то, что ты им говоришь, но и как говоришь, как при этом двигаешься. Они взвешивают все за и против, чтобы оценить твою компетентность. Их доверие сложно завоевать. Дети в таком возрасте — очень ценный материал, из которого на твоих глазах строится будущее. И самое главное, они этого не знают. Им никто не говорит, что это они строят мир вокруг себя. Напротив, их чаще подавляют.

***

Было лето. О том, что меня уволили, узнал от учеников. И не удивился. Удивился после, когда они собрались и пришли в школу, отстоять меня, узнать правду. Но и тут их подавили:

— Идите домой. Сейчас не школьное время. Придете в сентябре.

Так разгоняют митинги.

Потом я догадался, почему меня уволили. Во время каникул учитель обязан отсиживать свое рабочее время в кабинете, иначе он не получит зарплату. У меня была сессия, но до этого никому не было дела. Раньше эти деньги вычитали из моей зарплаты. А в месяц я получал 7 000 рублей (прописью — семь тысяч рублей, с копейками). В этот раз вычли меня.

Сейчас часто списываюсь с учениками. Просят совета, присылают стихи, иногда вспоминают былое и рассказывают, что сейчас все не так. Я слышу в их словах старческую грусть. Будто школа их поломала.
+1
вот именно про таких учителей писал Даль Орлов...
+1
Если бы родители подходили к обучению своих детей так, как этот учитель! С доступом в Интернет это ещё проще. Ведь мама и папа самые первые и самые главные учителя. Но большинство сидит и ждёт когда кто-то будет прививать их чаду любовь к знаниям. Дети сильнее правил, сковывающих их любознательность. Задайте им вектор движения и никакой завуч не сможет им помешать доставать информацию. Автор текста прекрасный учитель. Возможно его дело имело бы успех в профильном кружке в каком-нибудь Доме Юниоров.
0
Всем бы таких учителей!
0
Всем бы таких учителей!
0
Извините, это ваша история? Знаете ли вы автора текста?
раскрыть ветку 1
0
нет, не моя. история из интернета, вот ссылка. http://bg.ru/blogs/posts/11103/
Похожие посты
77

Неадекватные учителя

Ответ на пост
Ответ на пост «Билет для Коли»

Про адекватных учителей пишут много реже, чем про психованных истеричек, по недоразумению, зовущих себя учителями. Я готова к тапкам и подзатыльникам, но выскажусь как есть. В каждой школе есть малоадекватные личности, которые лишь портят детям жизнь, а не учат их.
Были линейкой по рукам, заставляли стричь ножницами газон возле школы, переписывать от руки печатный текст и т.п. Всегда была и будет круговая порука педсостава и директоров. Но, как ни странно, в школе с директором-мужчиной, женщины-педагоги вели себя уважительно к ученикам. А в целом, вот вам скрин моего комментария, о частном случае неадеквата. А теперь я пригнусь, ведь тапки полетят. Ведь 11 лет школы-это лучшее, золотое время нашей жизни.

Неадекватные учителя Учитель, Неадекват, Реальная история из жизни, История моей жизни, Школа, Длиннопост, Комментарии на Пикабу
Показать полностью 1
2016

Смена ролей

Кто-то из именитых психологов (сейчас уже не вспомню кто) писал: «Если вы боитесь кого-то: учителя, директора, начальника, то вам всего лишь стоит представить его не в роли этого самого начальника, а в роли, скажем, заботливого дедушки своих внуков. И страх пропадёт потихоньку». Он ещё приводил пример школьника, который до смерти боялся свою учительницу, а потом встретил её в очереди в магазине. И увидел её в роли обычной покупательницы, которая робеет перед грозной продавщицей, шумной хамоватой очередью. И перестал бояться.


В школе у меня была как раз такая учительница русского языка. Когда она заходила в класс, на учеников накатывала жуткая тоска. Сухие правила грамматики терзали юные умы почище инквизиторов. От Наташи Ростовой тошнило, Пушкин и Куприн вызывали стойкое отвращение, Маяковский пугал своими нескладными рваными ритмами.


Зоя Петровна вызывала во мне мрак и ужас. Я ненавидел русский язык и литературу всей душой. Среда и пятница были испорчены присутствием данных уроков в расписании. Наверное поэтому, я до сих пор пишу с ошибками.


Зоя Петровна входила в притихший класс, садилась за стол, брезгливо поджимала губы, обводя макушки учеников взглядом удава Каа. Огромная выпуклая родинка на её щеке тоже гипнотизировала нас. Эта родинка нас всех ужасно раздражала. Она словно жила своей жизнью, подрагивала не в такт словам русицы, грозила нам какими-то страшными карами.

Учительница ме-е-едленно открывала журнал.

- Так, кто у нас давно не отвечал?


И даже отчаянный хулиган и троечник Вовка Королёв при этих словах пытался слиться с партой.

Преподавала грозная учительница серо. Примерно минут через пять после начала урока ужас и тоска сменялись безудержной скукой. Мы зевали, глаза закрывались сами собой. И только карающий голос выхватывал нас из забытья.

- Шалаевский, к доске!

Игорёха тянется получать свою законную двойку.

- Рязанова, к доске!

Надя мямлит что-то про ударения и вымучивает «трояк».

- Гушинец!

«С-с-с…а, вот я попал! Вызывала же на прошлом уроке!»


Медленно переставляя ноги, плетусь к доске, к её несмываемым меловым разводам и вечному запаху мокрой тряпки. Становлюсь на виду у всего класса, взгляды скрещиваются на мне. Меня пытают ударениями и суффиксами. От меня что-то хотят, но половины вопросов я не слышу.

- Совсем плохо, - вздыхает мой инквизитор. – С такими ответами у тебя будет тройка в четверти. Стыдно, Гушинец.

И мне стыдно. Я плетусь на своё место под шушуканье девчонок. И страх перед тройкой в четверти смешивается в моей душе с облегчением. Сегодня меня больше не вызовут.


А в девятом классе мы узнали, что нелюбимая нами учительница уходит преподавать в университет. И нам дадут какого-то другого учителя. Какого? Класс оживился, встряхнулся, зашептал.

С учителями в те годы была какая-то невероятная проблема. Временами их просто не было. Наверное, из-за гигантских зарплат учителя бросали преподавание и уходили в какие-то мутные профессии. Нашего физрука СерСерыча, к примеру, можно было наблюдать на лестнице будущего супермаркета, а тогда универсального магазина «Двина». СерСерыч стоял среди таких же плечистых, коротко стриженых парней в кожаных куртках и монотонно повторял:

- Доллары, марки, Россия.


Очевидно, это было интереснее, чем выдавать хулиганам из седьмого «Б» баскетбольные мячи.

Физруков у нас за два года сменилось пятеро. Военруков трое. Надолго задержался немного сумасшедший гражданин, который утверждал, что в Афганистане лично расстрелял трёх генералов, уходил с его территории последним, короткими очередями прикрывая отступающие колонны, и требовал называть себя полковником.

В середине года полковник пришёл на урок пьяный, принялся показывать на ком-то из старшеклассников приёмы модного тогда кикбоксинга, промазал и случайно избил ученика.

Больше мы последнего героя Афганистана не видели.


Самая лучшая система образования давала сбой за сбоем. Полгода физику преподавал отличный дядька, который по вечерам вёл кружок по волейболу. Волейболист из него был суперский, но вот физику я тоже до сих пор не знаю.

Математику тянула престарелая дама, с кучей тараканов в голове. Однажды на перемене Гришка Епишин прилепил к стене присоску от игрушечного пистолета, да снять не успел. Математичка присоску заметила, устроила истерику, вызвала директора, сорвала полдня уроков. Впрочем, про этот случай отдельный рассказ есть.


Представляете, какой ажиотаж царил в нашем классе, когда нам сказали, что у нас будет новый учитель русского? Мы гадали, что нам подкинет коварная судьба? Тренера по теннису? Сухую ровесницу Есенина? Грохочущее молниями неземное существо с планеты Шелезяка?


А в начале сентября в наш класс впорхнула юная белокурая девушка и улыбнулась так, что у мужской части нашего озабоченного класса стало тесно в душе.

- Здравствуйте, ребята. Я ваш новый учитель русского языка и литературы Татьяна Ивановна.

И полтора десятка незрелых юношеских сердец упало к её стройным ногам.


Русский язык расцвел совсем другими красками. Танечка преподавала легко, весело, с шутками и подколками. Нахальный Вовка попытался нагло подкатить к ней, но при всех получил ответ, что у него «женилка не выросла». Туповатого толстяка Димку Макеева назвали «пусечкой» и он за ночь перечитал половину творчества Роберта Рождественского. С учётом того, что до этого Макеев читал только «Каштанку» это был подвиг, который Танечка оценила.

На очередном уроке литературы она призвала нас углубиться в творчество какого-то писателя, который творил в начале двадцатого века. Что-то об этом писателе я уже слышал, но ещё не читал. Зашёл в библиотеку, взял книгу, дома открыл её с тоской предвкушая длиннющие разговоры о смысле жизни и очередные письма Татьяны Лариной.


Начиналось стандартно, по классике, с описания природы: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката…»


Я перестал читать далеко за полночь от того, что глаза отказывались оставаться открытыми. В книге было всё. Мистика, ведьмы, обнажёнка, расчленёнка, вампиры. Как вы уже догадались, я читал Булгакова.

Именно Танечка сняла мой страх перед русским языком. И хоть первые попытки что-то написать я предпринял ещё при царствовании Зои Петровны, идея стать писателем сформировалась именно при новой учительнице.


Я танцевал с Танечкой на выпускном. И робко держал её за тонкую талию. И билось моё сердце совсем не в такт вальяжной музыки. А моя девушка, с которой мы встречались на тот момент почти два месяца, смотрела на нашу пару с ревностью.


Потом было поступление, неудача и медицинское училище, в которое я пошёл, чтоб собраться с силами перед новой атакой мединститута.


И вот на последнем курсе медучилища послали меня на практику в наш местный КВД. Показали несколько интересных случаев, научили отличать сифилис от гонореи, а рубромикоз от лишаёв. И, чтоб отвязаться от зелёного практиканта, посадили заполнять бумажки.

Сижу, фамилии пациентов переписываю из клочков бумажных в толстенный журнал. И вдруг слышу знакомый голос.

- Здравствуйте.

Поднимаю голову и замираю. Стоит напротив меня Зоя Петровна и смотрит на меня удивлённым взглядом.

- Гушинец?

- З-з-здравствуйте.

Учительница бывшая моя тоже смутилась. Я всё-таки в халате белом, сижу с важным видом, бумажки какие-то перекладываю. Приём у меня.

- А я вот, решила с родинкой что-то сделать, - начинает объяснять мне Зоя Петровна.

И вид у неё какой-то чуть ли не испуганный. Смотрю и не понимаю.

- Родинка растёт, - повторяет учительница. – Мне сказали – опасно это.


И говорит, говорит, словно оправдывается. И тут до меня начинает медленно доходить. Сижу-то я на приёме в КВД. А в те годы, да и сейчас, наверное, КВД было местом позорным. Ходили сюда исключительно «проститутки и наркоманы», да ещё дети, которых угораздило подцепить постыдную лишайную болезнь. В глазах обывателей посетитель КВД был человеком падшим. А тут учительница, да перед бывшим учеником.


И вот когда я это понял, образ страшной и ужасной повелительницы русского языка рассыпался. И стояла передо мной пожилая растерянная Пациентка. Стыдящаяся своего присутствия в позорных стенах. И разговаривающая со мной немного заискивающим тоном.

- Сейчас всё устроим, - весело сказал я.

И побежал бывшую грозу 7-го «Б» без очереди к дерматологу устраивать.


Фрагмент рассказа из книги «Обрывки». Автор Павел Гушинец (DoktorLobanov)

Группа автора в ВК https://vk.com/public139245478


Уважаемые читатели. 1 августа в Бресте пройдёт большое литературное мероприятие. Меня позвали поучаствовать. Приходите, буду раздавать автографы и слонов)))

Смена ролей Детство, Школа, Учитель, Длиннопост, Текст
Показать полностью 1
896

Могучая кучка учителей. Финал истории

День учителя со слезами на глазах...

Может думали,что никто не заметит?

Могучая кучка или 7 учителей против администрации

Пишу конец истории спустя почти полгода. (Сначала было много работы, потом потеряла доступ к пикабу, потом еще что и .... вот созрела. Каюсь,что так долго.)

По совету семьи и пикабу мы обратились к услугам юриста, специализирующегося в этой области.
И...действительно,просмотрев все документы, юрист пришла к выводу, что в договоре были грубейшие ошибки и куча нарушений по отношению к нам. Да, не имели права менять сумму оклада без уведомления это раз, без причины на снижение суммы это два. И еще много много всяких шалостей.
Так вот только мы с юристом составили претензию во все органы,как вдруг звонит секретарь. Вас срочно ждёт директор... На следующий день нас всех вызвали в индивидуальном порядке к директору,где каждому объяснили,что,к их глубочайшему сожалению, при расчёте зп, в частности оклада и премии, произошла ошибка. То есть в бухгалтерии совершили ошибку при делении групп и еще что-то там,что привело к снижению зп почти в 2 раза. 2 РАЗА,КАРЛ!!! И спасибо нам таким бдительным и внимательным,что они смогли её выявить. В итоге, ВСЕМ учителям иностранных языков, информатикам и технологам пересчитали зп и компенсировали недоплату за прошлые месяцы.

Мораль истории:отстаивайте свои права. Мы вот до сих пор думаем, а что было бы,если бы мы семеро подписали трудовой договор как все...

Ну и конечно же неожиданно приятно,что все разрешилось в нашу пользу. Всем спасибо за советы,подсказки и добрые слова!

Могучая кучка учителей.  Финал истории Длиннопост, Учитель, Школа
296

Ответ на пост «Заслуживает ли педагог фанфары?» 

Прочитала пост и не могла не написать о педагоге, который фафар действительно заслуживает.

Начну издалека: когда у меня только появился такой предмет как география, я его как-то невзлюбила. Шестой класс еще вывезла, а в седьмом обленилась вкрай и подзабила - не мое все это. Все годы до того была отличницей (был хороший стимул - школа выплачивала премии за успехи в учебе, по сути копейки, но для ребенка целое сокровище). Ясно, что "заработок" терять мне не улыбалось, а иметь деньги на себя любимую хотелось, особенно учитывая то, что всегда жутко стеснялась клянчить у родителей. С такого, по сути, меркантильного интереса, начался мой географический путь.
Учила потихоньку каждый день, жутко проклиная строгую учительницу, которая сразу сказала, что оценку натягивать не будет, мол, хочешь десятку (12-балльная шкала) - заработай. Труды окупились, свою оценку я получила и счастливая ушла на летние каникулы - три месяца без географии.
В самом начале 8 класса меня поставили перед фактом: поедешь ты, karasikk, на олимпиаду, защищать честь школы. Сказать что я обалдела - не сказать ничего. Я даже пыталась отбрыкаться, хотя никогда не спорила со старшими и - упаси боже - учителями. Но ЕА была непреклонна - у тебя неплохие способности, говорит, если не ленишься. А я подумала-подумала да и согласилась.

Она занималась с нами практически каждый день, по пару часов после уроков, абсолютно бесплатно. У нас был целый клуб "собратьев по несчастью", по человеку с параллели 8-11х, и все эти люди стали мне семьей. Мы пили чай с печеньем и параллельно проходили тесты из многочисленных сборников, часами рассматривали карты и кидались глобусом, когда она не видела. У нас были шутки "для своих", и, хоть порой было и тяжело, мы все равно каждый раз приходили в наш 24й кабинет. Каждый год кто-то выпускался, и каждый раз отпускать было тяжело, ведь у нас у всех уже были свои места, свои кружки и свои функции - я наливала воду в чайник, Поля накрывала полиэтиленовой скатеркой первую парту, Дима выкладывал печеньки или стыренные со столовой булочки...

За четыре года моего участия в олимпиадах я четыре раза выигрывала область и трижды брала призовое на Всеукре. Даже чуть не съездила на межнар, но отсеялась в финале отбора.  Три раза сборную области на Всеукре сопровождала именно наша ЕА, ведь больше половины команды составляли ее ученики, хотя наша школа находится в небольшом городе и нам было сложно конкурировать с лицеями областного центра.

В прошлом году я сдавала ЗНО - украинское ЕГЭ, и как-то так вышло, что единственная в стране набрала 200 баллов из 200 по географии. Подтянулось телевидение, звонили репортеры из разных изданий, в том числе "Комсомолки" (откуда только номер взяли?). Все задавали один вопрос: "Долго готовилась?" Я отвечала: конкретно к ЗНО - ни дня. К тому дню - четыре года.
Я очень многим обязана ЕА, и, пожалуй, бОльшая часть моего успеха - ее заслуга. На протяжении последних лет тридцати она живет олимпиадами, убивает на них все свободное время, бесплатно занимаясь с учениками, многие из которых этого не ценят. Иногда и у меня случались срывы, я ненавидела ее, рыдала в подушку и зарекалась, что в следующем году забью на все и никуда не поеду. И каждый раз перед сезоном олимпиад вспоминала эмоции от побед и шла к ней. Благодаря ЕА я стала амбициознее, увереннее и, чего уж греха таить, умнее. Она одна из самых близких моему сердцу взрослых. Она сделала меня человеком, который я есть сейчас.
ЕА, все фанфары мира - Вам. 

P.S Писала в три часа ночи на эмоциях, не судите строго за сумбурность, так сказать, нахлынуло

330

Ответ на пост «В школе работать - себя не уважать» 

В педагогике уже 6 лет - занесло случайно.
На тот момент девушка (сейчас уже жена) работала в школьном городском лагере (есть такие в Питере, может и ещё где-то есть, не знаю) и я ей помогал. Перешёл на второй курс универа, причем не педагогического.
Тогда, так как мы съехались, были большие проблемы с деньгами, изредка помогали родственники жены, а моим было не до меня. Так что работа была нужна позарез.
Работа с детьми всегда получалась легко и этим летом как раз с радостью организовывал игры, водил их в кино, гонял в футбол, да и в целом прикольно проводил время.
Как-то вечером девушка посоветовала сходить к директору школы и спросить, не нужен ли им кто-нибудь.
На мой робкий вопрос, директор ответила, что все лето наблюдала за мной и хочет предложить мне половину ставки, выполнять буду функции педагога-организатора (раз уж хорошо получалось придумывать все и организовывать).
В сентябре, после моих первых организованных мероприятий, директор вызывает на ковёр и говорит, что "ты слишком мало получаешь, давай тебе дам ставку целую, но тогда вне учёбы будешь в школе и на всех мероприятиях тоже". И так я проработал до конца универа, стабильно росла ЗП, периодически нам подкидывали премии, за хорошо организованные мероприятия и за просьбы, которые не входили в список обязанностей.
Была ситуация, когда пришлось выйти на ещё одну работу, директор поняла и дала закрыть все хвосты (устраивался на ещё одну халтуру из-за чужих долгов).
После универа, помогла пройти курсы переподготовки на педагога (тогда как раз вышел закон, что без педагогического образования работать нельзя) и даже оплатила их с премии (около 20 к мне и девушке, которая тоже была без педагогического).
И я работал так до того момента, пока, уже жена, не ушла в декрет, а директора уволили за то, что не хотела понижать ЗП сотрудникам, так как они были выше района.
Доработав до конца года уволился.
Спустя три года работы чёрте где (на радио, в стримерской конторе, частной школе и много где ещё - это отдельная занятная история) позвали в школу этого же района, где
, надеюсь, будут относится не хуже.
Так что не везде так плохо, хотя, возможно и из-за того, что я в Питере.

1203

Ответ на пост «В школе работать - себя не уважать» 

Я долго училась на учителя изо и черчения: педагогическое училище и вуз с красными дипломами, сотни часов практики, работа в школе на последнем курсе, рекомендации, опыт и т.д. Когда пришло время искать работу, я разослала множество резюме по электронкам доп. образования и проехалась по самым основным. Мест не было. Даже там, где меня все очень ждали после практики (возможно, если бы попала туда, все было бы иначе). С частными центрами было ещё веселее - там могли взять, но без официального оформления, т.к. я молодая, вдруг в декрет. Уже под конец августа позвонили из одного государственного детского центра - работа с малышами от 4 до 7, рисование, лепка, труды и т.д. Далее по пунктам:


1) Первым делом меня заверили, что работа простейшая, все программы уже есть, выходи да веди. По факту все программы нужно было переделывать, составлять заново планы, прописывать новые занятия по темам месяца (праздники и тд), одну программу писать с нуля. Помимо этого календарные, поурочные планы и огромная стопка документов. Мой принтер чуть не сдох. Печатать на работе не разрешалось, все за свой счёт. Плюс заполнение и ведение журналов, у меня их было 11 штук, по числу групп.


2) Количество работы. У меня стояло 24 часа в неделю. Это кажется мелочью, но перерывы между занятиями могли быть от 5 минут до 2 часов, поэтому занят был весь день. Плюс подготовка (наработок то почти нет, планы занятий, пособия, поделки) и документация с прошлого пункта. Потом стало веселее, когда коллега осенью и зимой уезжала на сессию, и мне отдали её часы. Все её часы. Я без обеда ездила между филиалами и проводила порой по 12 занятий в день.


3) Зарплата. Ха ха. Воронеж, зп 12 тыс/месяц. Это с надбавкой в 3 тыс за красный диплом и молодого специалиста и 2 тыс за платные занятия. Оклад был 7. Самую большую зп я получила в последний месяц работы - почти 20 тыс. Там были мои часы, часы замещения, платные и компенсация за отпуск. По поводу часов замещения, оплачивались они по отдельному тарифу, и если за свои часы за месяц я получала 12,то за почти то же количество часов на замене - 2,5 тыс.


4) Отношение коллег. Были хорошие люди, да. Остальные не очень. У многих было отношение в формате - раз ты художник, то и степлером маски детские починить, и карандаши подтачивать - это твоя работа, а вообще у меня театральный конкурс, нарисуй мне декорации, зайди сегодня после 18 часов, и мне плевать на твои дела. Про женщину-начальника можно отдельно рассказывать. Она все время пыталась учить меня жизни, рекомендовала взять больше часов работы, а то мой мч будет мне изменять, тк мужчины любят работающих женщин, требовала рассказывать ей о своей жизни, мол о беременности должна узнать первой она, а не мама с мужем и т.д. Своего кабинета у меня не было, и я была вынуждена сидеть на стуле в маленькой учительской в свои перерывы и все это выслушивать. Потом я просто стала сидеть на улице или в кафе.


5) Деньги. Да, разговор все ещё про деньги. С каждого ребёнка неофициально бралась плата на нужды в несколько тыс за год. Когда мы с коллегами (тоже первый год работы) попросили купить пачку бумаги, чтобы печатать задания детям, в ответ получили, что это не для нас. В целом, я дофига потратила за все время работы. Бумага, пособия, книги, краски и пластилин для детей (они все время забывали).


6) Дети. Оставила этот пункт на конец, потому что это конечно немаловажная тема. Были чудесные дети, о которых я до сих пор вспоминаю. Были благодарные родители, которые жалели, что я ухожу. А был дурдом - девочка, которая билась головой об парту и визжала все занятие, кушающий краски мальчик, много детей, которые вообще не понимали, что от них требуют. Здесь можно было бы поднять тему инклюзивного образования, но вы же знаете как у нас с этим, почти нигде педагогов этому не учат, часто не говорят о таких детях, никаких сопровождающих у них нет и т.д. А по факту, стараешься сделать все, чтобы этот ребёнок не убился и не мешал другим детям. Родители, которым было все равно, есть ли у ребёнка цветная бумага и где учитель будет её доставать для детей. Разговоры, собрания - бесполезно.


Почему я ушла? Потому что это кошмар. Может такая беда была только там, где я работала, т.к. они прямо заявили, что каждый год набирают молодых специалистов, потому что каждый год они сваливают. Я очень терпеливый и исполнительный человек,но даже меня хватило на 4 месяца. Потому что я поняла, что свихнусь,если не уйду. Я плакала и не хотела идти на работу.


Последней каплей была ситуация, когда к нам заявилась проверка без предупреждения. Мы не брали на занятия журналы (я бы сказала, что это мой косяк, только вот никто их не носил и не предупреждал о наличии таковых на каждом занятии) , отмечать детей все равно нужно было по минимуму (а могло не быть и половины, но указать надо было не более 3-5 человек), занятия велись по напечатанному плану, а до этого за день-два все преподаватели забрали домой заполнять журналы перед проверкой у начальства. Проверка из министерства приехала, я показала календарный план, все ок. А потом меня вызвали к директору. Вели туда со словами, что я просто попала под горячую руку. Там на меня очень громко и долго орали (а я как бы все воспринимаю вполне и обычным текстом, на меня и дома, и в школе, и на улице то не орали). И отправили срочно домой за журналами. Минус 700 за такси, минус куча нервов. Потом, через неделю, мне сказали - ой, не переживай, директор уже забыла про все. Я ответила, что я не забыла. Надо мной посмеялись. В начале декабря я серьёзно заболела (спасибо родителям, которые водят детей с кашлем и соплями, авось пронесёт) и в последний день больничного написала заявление.


Конечно, все на словах жалели, что я ухожу, я же все делала, хорошо работала, старалась по крайней мере, оформила кабинет, дополнительно помогала. А через полгода после ухода рассказали моей знакомой, что меня уволили, потому что я неправильно заполняла документы все время (претензий не было, конечно). Так что меня уволили, а не я ушла.


Нас было 4 девчонки, молодых специалиста, пришедших в этот год, я и ещё 2 ушли зимой. Одна проработала до конца учебного года, планировала остаться, но ей намекнули на уход из-за последних длительных больничных в связи с операцией.


Первая счастливая мысль после ухода возникла,когда мы с на тот момент моим парнем (сейчас уже мужем, спасибо ему за терпение) просто шли вечером гулять. Я была в шоке, что у меня есть свободное время.


Морали нет, просто вот такой опыт. Сейчас работаю не по профессии. Получаю норм зп, хожу с тату, в удобной одежде, руки не испачканы гуашью и клеем. Детей люблю все так же, фотографирую их на съёмках. Обсуждаю с мамой-педагогом нюансы в обучении. Обратно - нет уж, спасибо.

Показать полностью
743

Ответ на пост «Заслуживает ли педагог фанфары?» 

На волне про педагогов, (не) заслуживающих фанфары. Совсем недавно прошёл конкурс социальных практик "Смартека". Там за три практики, набравших наибольшее количество лайков давали 100 тысяч рублей. Я  заметил, что некоторые практики идут вверх крайне стремительно. Кто-то меня может знать по расследованиям о Росмолодежи, так и тут я решил расследовать.Я зарегистрировался на нескольких сервисах накрутки и почти сразу обнаружил, что на проект учителя о контрольных в играх кто-то накручивает лайки.

Ответ на пост «Заслуживает ли педагог фанфары?» Школа, Учитель, Конкурс, Ответ на пост, Длиннопост
Ответ на пост «Заслуживает ли педагог фанфары?» Школа, Учитель, Конкурс, Ответ на пост, Длиннопост

При этом, если вы думаете, что на этот проект накручивали лайки только единожды - вы ошибаетесь, я нашёл как минимум три поста, вот третий:

Ответ на пост «Заслуживает ли педагог фанфары?» Школа, Учитель, Конкурс, Ответ на пост, Длиннопост

Чтобы показать свою непричастность, я приложил еще и скришот информации об авторе заявки:

Ответ на пост «Заслуживает ли педагог фанфары?» Школа, Учитель, Конкурс, Ответ на пост, Длиннопост

Согласитесь, что надо быть очень странным человеком, чтобы сначала провести 70 проектов, а потом потратить ещё пару тысяч рублей, чтобы подставить совсем неизвестный мне проект. В общем, я пожаловался в Смартеку:

Ответ на пост «Заслуживает ли педагог фанфары?» Школа, Учитель, Конкурс, Ответ на пост, Длиннопост

И на днях смартека объявила победителей, посмотрим, кто же выиграл:

Ответ на пост «Заслуживает ли педагог фанфары?» Школа, Учитель, Конкурс, Ответ на пост, Длиннопост

Да, тот самый проект, на который накручивали лайки.

Показать полностью 4
8048

В школе работать - себя не уважать

Хотите почувствовать себя ничтожеством - идите работать в школу. Пример:

1) Первая зарплата оказалась меньше обещанной ровно в половину. На вопрос "что за... " директор ответил: "Ну, не могу я Вам сразу дать такую зарплату, т. к. подсчет стимулирующих уже был. Но при следующем подсчете все получите. " (Не получила)

2) Через месяц забрали предоставленный кабинет. Аргумент: "Мы набираем еще один первый класс. Нужно подготовить им кабинет." (Класс так и не набрали - все разбежались по другим школам.)

3) Самая популярная фраза у одного из завучей: "Уберите свои вещи из учительской: у нас там будет конференция/совещание/собрание... " А куда их деть - руководству плевать.

4) Классный руководитель одного из классов ушла на сессию (переквалификация). Её класс задним числом оформили на меня. Узнала об этом лишь, когда с меня стали требовать различные бумажки об успеваемости, мероприятиях и т. д.

5) Другой завуч постоянно высказывалась по поводу моего внешнего вида (ходила в брюках, а не в юбке, как ей хотелось). Предложила платить мне больше, чтобы я могла обновить гардероб. Реакция: "Ну, что Вы сразу про зарплату вспомнили. " Действительно, чего это я.

Ситуаций было больше: домогательства физрука; пошлые шутки учителя начальных классов; бойкот от других учителей моего предмета (дети стали переходить в мои группы); требования участвовать во всевозможных проф. конкурсах, но без помощи руководства; недовольные родители, которые не хотят заниматься детьми; изменение моих оценок у привилегированных деток; урезания зарплат для содержания любовницы директора (нанял ее на должность лишнего завуча) и т. п.

68

Про ЧТЕНИЕ. Родителям и учителям

Здравствуйте, уважаемые родители! Хочу дать пару рекомендаций по тому, как воспитать маленького читателя.


1. Статья «Как воспитать читателя», Кушнир. В нашем образовательном клубе я придерживаюсь его методики. В этой статье написано о том, с чего, когда и как начинать; какие могут быть ошибки; плюсы и минусы методики. В общем, вдумчивое чтение статьи и последующее использование в работе.

Методика кратко:

- Слушаем текст, анализируем.

- Слушаем текст, следим.

- Читаем сами.

Отлично работает с диафильмами, можно читать по очереди по одному слайду (см. п.4).


2. Список детской литературы для дошкольников 4-6 лет (индивидуально). Для тех, кого мы только учим читать. Отдельные книги и книжные серии. Настоятельно рекомендую.


3. Список литературы для начальной школы.


4. Также предлагаю Вам немного разнообразить уроки чтения с помощью диафильмов.


Почему именно диафильмы?

- визуализация (запоминаем лучше);

- текст короче (а еще можно читать по очереди);

- картинки тоже можно интересно обсудить;

- +10 очков к развитию устной речи и фантазии.


Предлагаю вам следующие ресурсы:

- здесь можно выбрать из списка, если не знаете, чего хотите.

- тут просто больше выбор диафильмов, подходит для поиска конкретных произведений.


А вообще, поиск в Google c запросом "Диафильм название-прозведения" отлично работает. Я часто использую сказочные диафильмы (кстати, большая часть учебной программы тоже есть).


Скоро расскажу о том, как можно интересно анализировать литературные произведения с помощью универсальных вопросов из ТРИЗ-педагогики.


Группа Вконтакте "Заметки столичного учителя". Добро пожаловать.

Про ЧТЕНИЕ. Родителям и учителям Школа, Начальная школа, Литература, Чтение, Читатели, Родители, Дети, Воспитание
156

Книги на лето для начальной школы (не по программе):

Здравствуйте, уважаемые родители.


Я подготовил небольшой список интересных произведений для ваших детей (начальная школа, но если ребята из средней школы не читали что-то из 4 класса, можно попробовать).


Понятно, что список примерный и что книги подойдут индивидуально. Прошу смотреть списки так: 1-2 класс, 2-3 класс, 3-4 класс. Это не все книги, через месяц я сделаю еще одну подборку.


Конец 1 класса:

1) Аудиорассказы Носова.

2) Токмакова - «Аля, Кляксич и буква А» (диафильм).

3) Книги Свена Нурдквиста про старика Петсона и его котенка Финдуса.

4) Пауль Маар «Семь суббот на неделе».

5) Джанни Родари (диафильмы).

Конец 2 класса:

1) Туве Янссон – серия книг про Муми-троллей.

2) Носов – «Приключения Незнайки» (можно почитать, можно посмотреть диафильм, можно мультфильм).

3) Татьяна Александрова – «Домовёнок Кузя».

4) Сергей Михалков – «Праздник непослушания».

5) Виктор Драгунский – «Денискины рассказы».

6) Джанни Родари (диафильмы).

Конец 3 класса:

1) Анатолий Алексин – «В стране вечных каникул».

2) Астрид Линдгрен – «Рони – дочь разбойника».

3) Астрид Линдгрен – «Приключения Эмиля из Лённеберги».

4) Кир Булычев – «Тайна Третьей планеты».

5) Пройслер Отфрид – «Маленькая Баба-Яга», «Маленькое Привидение», «Маленький Водяной» и т.д.

6) Джанни Родари (диафильмы).

Конец 4 класса:

1) Юрий Томин – «Шел по городу волшебник».

2) Янка Мавр – «ТВТ».

3) Крапивин – «Джонни Воробьев и все-все-все».

4) Крапивин – «Оруженосец Кашка».

5) Успенский – «Школа Клоунов».

6) Анни Шмидт – «Мурли».

7) Бодо Шефер – «Кира и секрет бублика».

8) Джанни Родари (диафильмы).

9) Джеймс Крюс – «Тим Талер или проданный смех» (есть фильм).


Повторюсь, это не все книги, через месяц я сделаю еще одну подборку.

Хорошего лета, друзья!
Книги на лето для начальной школы (не по программе): Книги, Школа, Начальная школа, Родители и дети, Детская литература, Литература, Детям
Показать полностью 1
274

Хорошая соседка и литература

Сколько себя помню, всегда нравилось читать фантастику и фэнтези (перечитал всю сельскую библиотеку в этом плане), а вот те книжки, что задавал учитель литературы в старших классах, как-то не очень. Почти никогда не читал. Едва ли за все старшие классы 3-4 осилил. По сочинениям у меня в основном всегда 4/5 было, так как фантазия богатая была. Трудности (но очень редко) возникали с темами по тем книгам, которые мы обычно должны были прочитать за лето. И вот почему...


В те времена интернета не было, а в сентябре учитель поднимал нас из-за парты и начинал расспрашивать, что там в книге, про что она и все в таком духе. Ну, чтобы понять - читали мы аль нет. Я естественно не читал, но отвечал в общих чертах так, что учитель ко мне никогда особо не придирался, так как я более менее точно излагал ход сюжета и называл главных персонажей. И помогала мне в этом моя хорошая соседка и по совместительству одноклассница Оля.


Обычно ближе к августу, мы между делами встречались у общего забора, общались и я просил ее рассказать что из заданных на лето книжек, она читала. Естественно, Оля как прилежная ученица умудрялась прочитать их все (ну или почти все) и охотно рассказывала мне суть да содержание. Взамен я охотно объяснял Оле тонкости биологии, когда у нее возникали трудности, биология мне давалась легко. Так я закончил школу с пятеркой по литературе. Спасибо, Оля.

12400

Ответ на пост «Что имел в виду автор» 

У нас сменилось два учителя литературы.


Первая ставила "трояки" за не правильное мнение о произведении. И не верно раскрытый замысел автора. Большую часть информации давала на самостоятельное изучение. (Поговаривали, что свой диплом она купила, может и так).


Вторая полная противоположность. Устраивала нам "дебаты", ух какой лютый срач мы разводили. С пеной у рта одни доказывали какой Евгений Онегин негодяй, другие так же яростно его оправдывали. А учитель ехидно улыбаясь "подбрасывала дров в костёр" (интернета тогда почти ни у кого не было, развлекались как могли).  Её не волновало, что имел ввиду автор, она не навязывала чужое мнение. У нас должно было быть своё мнение, более того его нужно было аргументировать.

Полагаю таким и должен быть преподаватель.

9391

Что имел в виду автор

Однажды, учительница литературы на уроке задала вопрос, в чём смысл смерти Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети".

Читая этот роман, в конце книге я увидел письмо Тургенева к Случевскому от апреля 1862 г., в котором автор писал: "Спешу отвечать на Ваше письмо, за которое я Вам очень благодарен, любезный Случевский.

Смерть Базарова должна была, по-моему, наложить последнюю черту на его трагическую фигуру."

Собственно эту мысль я и процитировал.

Учительница заявила, что автор не совсем это имел в виду и поставила четыре.
6492

Ай да Пушкин

Мой младший сын ходит по комнате и учит наизусть стихотворение Пушкина «Зимнее утро». Слушая его бормотание, я вспомнил историю, которая произошла много-много лет назад, когда я еще сам учился в школе, и учительница русской литературы Нина Петровна задала на дом выучить любое стихотворение Александра Сергеевича.
У нее был открытый урок, и она хотела провести его в форме литературной гостиной. Причем, Нина Сергеевна предупредила, чтобы мы договорились между собой и выучили разные произведения, дабы не повторяться. Ну мы и договорились. Конечно, все хотели рассказывать «Я помню чудное мгновенье».
И вот, открытый урок настал. Задние ряды торжественно заняли директор, завуч и учителя из других школ. Все шло прекрасно. Гости, одобрительно кивая головами, прослушали, как Леночка Шлегель, будущая золотая медалистка школы, с чувством рассказала «Ангела». Затем Серега Гисич оттарабанил пресловутое «Чудное мгновенье». А потом настала очередь Вовки Ляпкало… Он откашлялся и начал:

Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил;

Все начали прислушиваться – такого стихотворения никто не помнил. Нина Петровна забеспокоилась. А Вовка продолжал:

Прелестная дева ласкала меня,

Тут выступление Володи было прервано возмущенным голосом завуча:
- А это точно Пушкин?
Но директор сказала:
- Пусть продолжает.
И он продолжил. Я думаю, Вовку еще никогда не слушали с таким вниманием. Мы узнали о презренном еврее, измене гречанки, а потом и вовсе услышали:

В покой отдаленный вхожу я один...
Неверную деву лобзал армянин.

- Хватит! – завизжала Нина Петровна.
Наступила нехорошая пауза.
А Ирка Лисина вдруг спросила у учительницы:
- А что такое лобзал?
Лицо Нины Петровны покрылось красными пятнами. Вопрос Ирки остался без ответа.
Слово снова взяла завуч:
- Я считаю, Пушкин не мог написать такого стихотворения! Это грязная пародия, подкинутая школьникам для разложения их морального духа и подрыва устоев партии! Я давно подозревала, Ляпкало, что ты морально неустойчив!
Ее прервала директор:
- Я думаю, на этом мероприятие закончено. Все свободны. А вы, Нина Петровна, зайдите ко мне в кабинет.
Вовку Ляпкало разбирали на комсомольском собрании. Однако он упрямо твердил, что это стихотворение Пушкина, списанное из дембельского альбома отца. Это только усугубило сомнения в авторстве Александра Сергеевича. Члены комскомитета выразили единодушное мнение: это не Пушкин. Вовке объявили выговор.
Как я узнал позже, Нина Петровна перерывала всю скудную школьную библиотеку, но это стихотворение так и не обнаружила. Потом эта история, конечно, забылась, и спустя много лет на встрече одноклассников Вовка принес сборник стихов великого поэта и лично каждому из нас его показал. А потом еще раз прочитал, к великому удовольствию всех собравшихся. Жаль, что Нины Петровны на встрече не было.

Ай да Пушкин Школа, Пушкин, Литература, Длиннопост, Байка
Показать полностью 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: