Сефер-Тора как жемчужина иудейского искусства

Господа, прошу строго не карать, ибо это мой первый пост. Я очень давно увлекаюсь иудаикой, всеми аспектами еврейской культуры и, надеюсь, смогу много интересного вам рассказать. И начать я хочу со Слова.

Каждый, кто бывал в синагоге, кто хоть раз слышал хоть что-то об иудаизме, слышал такое слово как Тора.
Тора это первая часть еврейской Библии, так называемое «Пятикнижие Моисеево» — свиток с текстом Пятикнижия, хранимый в синагоге как предмет религиозного культа иудеев.
Но нам интересна Тора не как литературное произведение, а, скорее, как отдельный свиток. Именно свиток, потому что если Тора напечатана в книжном варианте - это хоть и кошерно, но, тем не менее, не то, что нам интересно.

Сефер-Тора как жемчужина иудейского искусства Евреи, Тора, Иудаизм, История, Израиль, Синагога, Свитки, Длиннопост

Сам свиток Торы представляет собой несколько листов пергамента, выведенного из шкуры кошерного животного, сшитых нитями из жил кошерного животного. Особое внимание хочется уделить тому, что мастер, изготавливающий листы пергамента должен не только быть максимально соблюдающим заповеди евреем, но и понимать, для чего, собственно, он делает эти листы.

Затем, мастер отдаёт подготовленные листы другому мастеру, профессия которого называется "сойфер", или "софер-стам". Само слово "сефер" означает "книга", а человек, который пишет книгу, называется "сойфер" (или "софер"). Аббревиатура "СТаМ" означает "Сефер Тора, Тфилин, Мезуза", это название других молитвенных аксессуаров, тексты для которых тоже должен написать сойфер.

Простыми словами, сойфер это тот, кто пишет эти самые свитки Торы (и не только Торы). Смысл его работы кроется в одной из 613 мицвот (заповедей) иудаизма:

И напишите себе песнь эту, и научи ей сынов Израиля, вложи ее в уста их, чтобы была песнь эта Мне свидетельством в сынах Израиля

Прошу заметить важный нюанс! Религиозные евреи - люди, которые заповеди тысячелетней давности соблюдают так же, как их соблюдали тысячи лет назад. А потому, если сказано "напишите", то и на практике это должно быть написано. От руки.

Свиток Торы не менялся с тех пор, как Моше Рабейну получил первый экземпляр на горе Синай. С тех пор сойферы старательно переписывают свиток от руки. Но как же это получается?
Для начала, надо понимать, чем именно пишется каждая буква. Для этого используют специальное гусиное перо и чернила. Чернила обязательно должны быть натурального происхождения и должны быть выполнены так, чтобы даже через сто лет буквы не осыпались с пергамента. Имя Б-га должно писаться с исключительной концентрацией на процессе и только после произнесения соответствующего благословения. Разумеется, сам сойфер не должен работать в субботу.

Свиток Торы пишется квадратным еврейским письмом, однако, и он имеет свои разновидности. Сейчас, обычно, используются три варианта написания - ашкеназский шрифт, сефардский шрифт и шрифт ХАБАДа. Каждый из шрифтов различается написанием букв. Сефардские буквы чуть более современные и их написание соответствует печатным буквам, которые используются в печати священных книг. Ашкеназский шрифт же, наоборот, старше и его буквы соответствуют тем, что были описаны в Талмуде. Шрифт ХАБАДа - самый молодой и сочетает в себе две предыдущие стилистики, а так же огромное количество нюансов в использовании "корон" над буквами (у каких-то букв они должны быть, у других - нет). Буквы следует писать слева направо, но читается Тора, наоборот, справа налево. Чтобы пользоваться свитком аккуратнее, при чтении используют специальную указку - "яд" (не не, это на иврите "рука"). Буквы мелкие, читать удобнее, но, в первую очередь, в Талмуде есть указание, что касаться свитка - нежелательно.

Теперь просто представьте, каково это всё писать! И сойфер не должен совершить ни одной ошибки, ведь, согласно преданию, пишущий Тору - пишет мир. А в Торе, кстати, 304 840 букв!
К тому же, опытный специалист ещё должен помнить, что в некоторых словах написание иное, нежели в литературном языке.
Но если ошибка, что тогда? Если ошибка несущественная - потекли чернила, не в ту сторону написал какую-то букву, то это можно исправить, соскаблив ножом. Однако, если ошибка допущена уже в имени Б-га - лист необходимо переписать заново. Если в свитке слишком много ошибок - весь свиток нужно "похоронить". "Хоронят" свитки в генизе, специально отведённом месте на кладбище.

А как же не ошибиться в том, что ты пишешь? Для этого нужно пользоваться уже проверенным свитком, в котором ты уверен на 100%

Сефер-Тора как жемчужина иудейского искусства Евреи, Тора, Иудаизм, История, Израиль, Синагога, Свитки, Длиннопост

Вы можете видеть, как у сойфера на иллюстрации есть резервный лист, который он использует как образец. Каждый свиток должен быть проверен как минимум одним специалистом, образование, опыт и навыки которого не ниже или выше чем у того, кто писал. Если проверяющий найдёт ошибку - он обязан на неё указать, иначе, если он пропустит, свиток может быть некошерным. Но как узнать, что свиток, с которого писали новый свиток - кошерный? Ну, вопрос философский. Ведь допустить можно не только ошибки в написании, но и ошибки, которые нельзя проверить. Например, если сойфер работал в субботу, не сделал ритуальное омовение, не произнёс благословение - весь свиток непригоден для служения. И проверить это нельзя. Поэтому мудрецы считают, что нужно полностью доверять тому, кто пишет свиток и проверять его навыки перед тем, как он начнёт. Для этого сойфер должен учиться у специалиста, а потом сдать экзамен авторитетному раввину.

Сам же свиток, после всех проверок, публично заносится в синагогу, это, как правило, большой и важный праздник. Последние буквы в свитке дописывают прилюдно и каждый может попросить сойфера сделать это от своего имени. А вот об этой традиции я расскажу подробнее.

Действительно, есть заповедь о том, что каждый еврей должен написать для себя и своей семьи свиток Торы. Но только представьте себе, какие нужно для этого приложить усилия! Мудрецы решили пожалеть бедных евреев и дали им возможность заплатить человеку, чтобы он для них написал свиток. Об этом говорит один из комментаторов Талмуда Рош (Рабейну Ашер):

Рош имел в виду следующее: в наше время нет заповеди писать сам Сэфер Тора, а заповедью является написание других книг, поскольку именно с их помощью, в основном, сегодня изучают Тору.
Однако, следует уточнить - свиток должен быть написан по вашему заказу, покупка уже готового свитка не является соблюдением заповеди!
Однако, стоимость написания свитка под заказ это не просто дорого, а очень дорого. Иногда, если в общине нет богатых меценатов (чего не может быть, таки где вы видели бедного еврея?!), то вся община, вскладчину, заказывает свиток писцу. Даже оплатить написание хотя бы одной буквы в свитке - уже является соблюдением заповеди. Стоимость одной буквы, как правило, невысокая, до 5 долларов. И все вышеуказанные варианты являются допустимыми.

Когда Тора написана,  для неё изготавливается особый футляр. У ашкеназов такой футляр делается из бархата, с богатой вышивкой. У сефардов - деревянный, но обязательно богато украшен золотом и серебром.

Сефер-Тора как жемчужина иудейского искусства Евреи, Тора, Иудаизм, История, Израиль, Синагога, Свитки, Длиннопост
Сефер-Тора как жемчужина иудейского искусства Евреи, Тора, Иудаизм, История, Израиль, Синагога, Свитки, Длиннопост

Самые древние свитки Торы датированы XIII-м веком и их содержание было идентично тому, что сейчас хранится в Ковчеге каждой синагоги в любой точке мира. Каждая из них украшена по единому образчику, но каждая же - уникальна и необычна. Венцом свитка являются "Кетер Тора", Корона Торы. Это украшение, символизирующее Царя Царей, что даровал своему народу величайшее сокровище - Его Слово. Так же на чехле можно увидеть надписи как на иврите, так и на русском, сделанные в память о том, кто подарил эту Тору, или в честь рождения или смерти своих родственников.

Надеюсь, вы не заскучали, пока читали это:) Если есть какие-то вопросы - пишите, я с огромным удовольствием на них отвечу. Если пост вам понравится - с большим удовольствием напишу ещё:) Спасибо!

Сефер-Тора как жемчужина иудейского искусства Евреи, Тора, Иудаизм, История, Израиль, Синагога, Свитки, Длиннопост

Лига историков

13.5K поста50.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения