Роберт Капа. Высадка в Нормандии.
Я фотограф, и часто рассматриваю исторические фотографии, порой бывают с очень интересным сюжетом.
Роберт Капа — фоторепортёр еврейского происхождения, рождённый в Венгрии. . Классик фотоискусства. Основоположник военной фотожурналистики. Один из основателей Magnum Photos.
Во время Второй Мировой Войны работавший фотокорреспондентом журнала LIFE , принял решение освещать высадку десанта во время открытия второго фронта в Нормандии.
Сам он впоследствии так описывал это событие в своей автобиографической книге «Немного не в фокусе»: «Парни с моей баржи стали вброд добираться до берега.
Я приготовился сделать свою первую фотографию вторжения: солдаты идущие по пояс в воде с оружием наизготовку, оборонительные сооружения и дымящийся берег на заднем плане. Но боцман, который весьма торопился убраться отсюда, не понял, что я задержался, чтобы фотографировать; он подумал, что я струсил и помог мне выбраться из лодки метким пинком пониже спины.
Вода была холодная, а до берега все еще оставалось более ста ярдов. Пули делали дырки в воде вокруг меня, и я поспешил укрыться за ближайшим защитным сооружением.
Какой-то солдат спрятался вместе со мной, и мы несколько минут делили убежище. Он снял с ружья водозащитный чехол и стал не целясь стрелять в направлении берега. Звуки выстрелов придали ему смелости, и он отправился дальше, оставив меня одного.
Теперь места стало достаточно, чтобы фотографировать парней, которые, как и я прятались за защитными сооружениями». Капа вспоминал, что был охвачен страхом, и всю съемку производил буквально «на автомате». Дрожащими руками переводил затвор фотоаппарата, на мгновение выглядывал из укрытия , делал снимок, и прятался вновь.
Так он отснял 4 пленки, после чего нервы его не выдержали. «Я ни о чем не думал и не принимал никаких решений, просто вскочил на ноги и побежал к лодке. Я осознавал, что трусливо убегаю, старался заставить себя развернуться, но не мог».
Позднее в Лондоне, в редакции журнала лаборант допустил ошибку при проявке материала, вследствие чего из 110 кадров спасти удалось лишь 11. Однако, эти нерезкие, пересвеченные, почти сюрреалистические кадры прекрасно передавали драматизм события , и внутреннее состояние отображенных на них людей.
Позже, через 50 лет, именно ими руководствовался Стивен Спилберг, выстраивая визуальный ряд фильма «Спасти рядового Райана».
Сам фотограф погиб во Вьетнаме в самом конце Индокитайской войны, случайно подорвавшись на мине.