Рейс 8969. Захват самолёта A300 в Алжире.

Канун Рождества, суббота, 24 декабря 1994 года.

Самолет компании «Air France» приближался к аэропорту города Алжир. Это был утренний рейс из Парижа в бывшую французскую колонию, расположенную на севере Африки. Для полётов в эту страну экипажи самолётов «Air France» набирались исключительно из добровольцы.


Его выполнял Airbus А300B2-1C (A300B2-101; регистрационный номер F-GBEC; серийный 104) с экипажем из 12 человек (3 пилота и 9 бортпроводников).


Им предстояла необычная посадка, ведь в Алжире шла гражданская война. Тремя годами ранее на выборах в Алжире победили исламские фундаменталисты, надеявшиеся создать исламское государство. Но позже власть захватили военные и арестовали их лидера. С тех пор в Алжире царил хаос. Даже вблизи аэропорта шли ожесточенные бои. Капитаном самолета, выполнявшего рейс 8969, был 51-летний Бернар Деллемм — опытный летчик. Самолет не должен был задержаться в Алжире. Ожидалось, что его заправят и примут на борт пассажиров, которые полетят во Францию. В основном, пассажирами были алжирцы, однако, было и много французов, которые не хотели оставаться в африканской стране.


Около 11:00 утра, когда посадка уже заканчивалась, неожиданно на борт поднялись четверо вооруженных людей. Они представились полицейскими, и сказали, что будет произведена дополнительная проверка документов. Задержка рейса 8969 вызвала подозрение у военных. Они направили к самолету алжирский спецназ на нескольких автомобилях. Когда один из так называемых "полицейских" увидел приближающиеся машины, он прокричал: «Неверные!», террористы заявили о том что самолёт захвачен вооружённой исламской группой (ВИГ).


Затем трое из них закрылись в кабине пилотов, держа на мушке лётный экипаж, а четвёртый остался у двери в кабину. Так-же террористы переоделись в форму пилотов, дабы запутать снайперов.


Одним из первых требований было, чтобы все женщины в самолёте покрыли головы.


Так-же захватчики потребовали от алжирских властей освободить двух лидеров Исламского фронта спасения на что получили отказ. Желая показать твёрдость своих намерений, моджахеды к 14 часам выбрали первую жертву — алжирского полицейского, выявленного при проверке документов. По свидетельствам пассажиров, он кричал: "Не убивайте меня. У меня есть жена и ребёнок!". Но ему выстрелили в голову и выбросили из самолёта на багажную тележку.


В связи с событиями в Алжире многие французские чиновники прервали свои рождественские каникулы, включая премьер-министра Эдуара Балладюра, который взял на себя личную ответственность за управление кризисной ситуацией.


Пассажиры самолета видели в иллюминаторы алжирский спецназ. Они очень боялись, что те пойдут на штурм. Французский министр внутренних дел знал, как действует алжирский спецназ.


Алжирские военные по прежнему были настроены решительно. Но и террористы повышали ставки.


После убийства заложника террористы возобновили связь с диспетчерской вышкой и потребовали от властей дать им возможность вылететь во Францию, заявив, что в противном случае заложники будут расстреляны, а самолёт взорван. Видя, что алжирские власти по-прежнему не идут на уступки, моджахеды убили ещё одного заложника — 48-летнего Буй Жанг То — сотрудника вьетнамского посольства в Алжире, который был выбран из-за того, что выглядел как типичный иностранец.


Переговоры зашли в тупик. Тем не менее французскому премьер-министру удалось убедить террористов освободить часть пассажиров. Всего к вечеру субботы были освобождены 63 пассажира, включая 34 женщины и 16 детей.


В тот же день в 20:00 на Мальорку на самолёте Airbus A300 авиакомпании Air France, то есть идентичном захваченному, вылетела группа вмешательства французской жандармерии (GIGN) из 40 человек, командиром которой был 35-летний майор Дени Фавье.


Вскоре группа приземлились в аэропорту Пальма-де-Мальорка в 200 милях севернее Алжира и стала ожидать дальнейшего развития событий, так как алжирские власти отказались впускать бойцов GIGN на территорию своей страны.


"Командир спецназа GIGN Дени Фавье: Было принято решение перебросить нас на Мальорку. В наше распоряжение предоставили самолет «Air France». Точно такой, какой был захвачен террористами. Также нас консультировал опытный летный экипаж, который в совершенстве знал самолет Airbus A300."


25 декабря. По пути на Мальорку французские спецназовцы внимательно изучили самолет на тот случай, если им придется брать его штурмом. Власти Алжира тоже не сидели сложа руки. Ночью самолёт освещался двумя прожекторами. С помощью приборов ночного видения удалось установить личность лидера группы террористов. Им оказался 25-летний Абдул Абдулла Яхья, известный также как «Эмир» — активист фракции Муа-кун Би Эддима, относящейся к Вооружённой исламской группе (ВИГ). По показаниям освобождённых пассажиров было установлено, сколько всего террористов на борту и где они в основном находились. Чтобы убедить лидера террористов сдаться, алжирские власти к утру привезли на аэродром его мать, которая по радиосвязи стала умолять сына отпустить заложников. На это разозлённый такими действиями властей Яхья в итоге крикнул: Мама, мы встретимся в раю! Тактика алжирцев лишь разозлила террориста. Яхья пришел в ярость. Разозлённые террористы выдвинули ультиматум — до 21:30 убрать трап от самолёта (он так и продолжал стоять на месте с момента захвата) и дать рейсу 8969 возможность взлететь, в противном случае каждые полчаса будут убивать по заложнику. Для передачи этого сообщения был выбран молодой повар французского посольства Янник Бёнье, который по радиосвязи сообщил диспетчеру требования исламистов. Несмотря на уверения властей Алжира, что это блеф, через минуту после истечения ультиматума французский повар был убит, после чего его тело было сброшено на аэродром. Вскоре после этого Эдуар Балладюр заявил президенту Алжира Ламину Зеруалю, что алжирские власти теперь в ответе за гибель французских пассажиров, угрозы и давление со стороны французкого правительства возымели действие, и алжирские власти уступили. После 39 часов ожидания рейсу 8969 дали добро на взлет.


Однако, возникла проблема. Все это время в хвостовой част работала вспомогательная силовая установка, снабжавшая самолет электроэнергией. Она потребляла 4 тонны топлива в день. Топлива до Парижа не хватило бы. Только до Марселя, расположенного на южном побережье Франции.


26 декабря. В понедельник около 02:00 ночи рейс AF8969 вылетел из алжирского аэропорта в сторону Средиземного моря, но направился не в Париж, а в Марсель, якобы для дозаправки. В 03:33 самолёт приземлился в аэропорту Марсель Прованс. Никто на борту не знал, что французский спецназ уже прилетел туда с Мальорки и готовил решающий удар.


В аэропорту Марселя было очень темно. Самолет намеренно поставили на краю аэродрома. В это время власти получили тревожную информацию.



Премьер-министр: Мы узнали, что террористы хотели использовать самолет для атаки на Париж. Информацию передал надежный источник, и мы восприняли ее серьезно. Поэтому мы решили: самолет ни при каких обстоятельствах не должен вылететь из Марселя. Мы поставили самолет в удобное для нас место и стали тянуть время.



В 6:00 утра лидер террористов выдвинул требование: залить в баки самолёта 27 тонн топлива, хотя для полёта до Парижа достаточно и 8—10 тонн. Это привело к твёрдому убеждению, что захватчики действительно планировали взорвать самолёт над городом, а потому их нельзя выпускать из Марселя. Когда Яхья потребовал в течение полутора часов дать им возможность вылететь, в 09:40 его уговорили дать возможность команде волонтёров очистить туалеты и принести запасы воды и еды. На самом деле волонтёрами были переодетые бойцы GIGN, которые смогли осмотреть входные двери и убедиться, что те не заминированы, а также разместили незаметные прослушивающие устройства.


В ответ на требования разрешить самолёту взлететь, террористов убедили, что журналисты уже находятся в Марселе, а потому нет смысла лететь в Париж для пресс-конференции. Ошеломлённый такой новостью Яхья согласился на проведение конференции, при этом пассажиров предварительно увели в заднюю часть салона самолёта.



Командир спецназа GIGN Дени Фавье: Эта пресс-конференция была важна тем, что позволяла переместить некоторых пассажиров в хвостовую часть самолета.



В 15:30 после уговоров были освобождены два больных пассажира. Самолет стоял в марсельском аэропорту уже 12 часов. Спецназ знал сколько террористов было в самолете и где они находились. Они лишь ждали захода солнца, чтобы воспользоваться темнотой. Захватчики об этом не догадывались, и ждали представителей прессы.


Предчувствуя неладное, в 16:45 лидер террористов дал команду экипажу следовать к началу полосы для взлёта, а по радиосвязи выдвинул условие, чтобы до 17:00 самолёту разрешили взлететь, в противном случае они грозились взорвать самолет.


Таким образом, планы французского спецназа были нарушены. У них оставалось совсем немного времени, чтобы изменить план и осуществить захват самолета.



Командир спецназа GIGN Дени Фавье: Положение сильно осложнилось. Мы подготовились к штурму самолета, стоявшего в определенном месте. Но вдруг его перегнали в другое. Пришлось быстро менять план.



В 17:08 один из разозлённых захватчиков выпустил очередь в сторону диспетчерской вышки и разрушил на ней эркер. В этот момент спецназу была дана команда на начало штурма. Руководил операцией на месте Дени Фавье. План был таким: 3 трапа и 30 человек. Две группы по 11 человек проникли бы в самолет через две задние двери. Затем, через переднюю правую дверь должно было ворваться еще 8 бойцов, чтобы захватить кабину.


В 17:12 в вечерних сумерках к самолёту направились три трапа с замаскированными спецназовцами: первый с 9 спецназовцами к первой двери с правой стороны, а два других с 11 спецназовцами на каждом — с обеих сторон к задним дверям. Когда в 17:17 трап подъехал к самолёту, выяснилось, что он оказался чуть выше и блокировал дверь. Причиной этого было то, что отряд тренировался на пустом самолёте, а не на гружённом, который несколько просел. После того как дверь была открыта, один из бойцов, Тьерри Прюньо, вбежал внутрь кабины пилотов и двумя выстрелами убил одного террориста и ранил другого, прежде чем сам упал от трёх очередей из автоматов. Получив 7 пулевых ранений и будучи контужен взорвавшейся рядом гранатой, он, тем не менее, остался жив. Снайперы GIGN видели террористов в кабине, однако, не могли стрелять так как второй пилот находился на линии огня, пока он невоспользовался смятением террористов и выпрыгнул через стекло кабины и упал на бетон; прихрамывая, он убежал в безопасное место.


КВС и бортинженер остались в кабине и едва избежали пуль, так как спецназовцы и террористы начали перестреливаться через стенки, а затем стали применять и гранаты. В это же время в хвостовой части самолёта были развёрнуты аварийные надувные трапы и началась эвакуация пассажиров. По команде Фавье находящиеся снаружи снайперы начали вести прицельный огонь по кабине и вскоре убили ещё одного террориста. Последний террорист в кабине отстреливался 17 минут. Удивительно, но он не стал причинять вреда капитану и борт-инженеру. В конце концов его убили. Перестрелка продолжалась довольно долго. Было выпущено сотни пуль и взорваны десятки гранат.


Вся операция заняла 18 минут. В итоге, ранены были 16 заложников (из них трое членов экипажа) и 9 бойцов штурмовых групп, все 4 террориста были убиты. Спустя 54 часа с момента захвата рейс AF8969 был освобождён. Ни один из 218 заложников во время штурма не погиб.


За проявленную смелость все французские спецназовцы GIGN и члены экипажа получили высокие национальные награды.

Рейс 8969. Захват самолёта A300 в Алжире. 1994, Захват самолета, Air France, Gign, Алжир, Франция, Длиннопост
Рейс 8969. Захват самолёта A300 в Алжире. 1994, Захват самолета, Air France, Gign, Алжир, Франция, Длиннопост
Рейс 8969. Захват самолёта A300 в Алжире. 1994, Захват самолета, Air France, Gign, Алжир, Франция, Длиннопост